1 (13.11.2020 13:10:39 отредактировано Jaine)

Тема: Дни календаря (ноябрь)

1 ноября.
Ноябрь получил своё название от латинского слова novem - девять. Был он девятым по счёту месяцем во времена, когда счёт этот начинали не с января. А на Руси месяц называли: листогной, полузимник, грудень. Ну, с листогноем и полузимником всё, вроде, понятно. А вот слово "грудень" намекает на груды замёрзшей земли на дорогах. Намесили сапогами и колёсами грязь в октябре, а в ноябре она замёрзла и получился такой вот "грудный путь".
О том что современные виккане в ночь с 31-го октября на 1-е ноября празднуют Самхэйн напоминать, надеюсь, не надо. В это время вспоминают ушедших в мир иной родных и близких. В наших краях в дохристианские времена тоже был обычай поминать усопших осенью. Обычай этот Православная церковь удачно встроила в свой календарь, учредив Димитровскую родительскую субботу. Строго говоря даже не церковь, а светская власть в лице князя Дмитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле (1380 год) Дмитрий Донской распорядился совершать вселенскую панихиду (церковная служба по умершему) о погибших на поле боя в субботу, предшествующую дню памяти своего небесного покровителя Димитрия Солунского. На первый взгляд может показаться странным, что князь чего-то там устанавливает и приказывает церкви когда и какие панихиды служить. Но на Руси так уж повелось, светская власть всегда вмешивалась в дела церкви, захотел князь Дмитрий установить поминальный день - и установил, захотел царь Петр отменить патриаршество - и отменил.
Надо, наверно, уточнить про сам Дмитриев день. Это у нас 8 ноября - Димитрий Солунский. Так вот, суббота перед этим днём и будет родительская. Вообще, вся неделя называлась "родительской", "дедовой".  В этом году Дмитриев день (8 ноября) наступает сразу после Дмитровской субботы (7 ноября).
В церкви уже можно подавать записочки о поминовении (10 рублей за одно имя).  
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1em1u84dq37am281ag81d121mo47.jpg
Раньше в Дмитров день и в родительскую субботу не работали, в эти дни ходили на кладбище, служили на могилах панихиды, совершали обрядовую трапезу (разумеется, это пережиток язычества, с которым церковь безуспешно борется вот уже две тыщи лет) и обрядовое кормление покойных, то есть ставили угощение на могилах.

1 ноября.
Садок и Уар.
Вот вам и свидетельство того, что ноябрьские поминальные дни уже начались.

Уар. День поминовения усопших, умерших некрещёными.
(Святой мученик Уар и сегодня очень почитается православными в России. К его молитвенной помощи прибегают, испрашивая ходатайства об облегчении участи душ умерших некрещеных родственников, о здравии младенцев и малолетних детей, а также младенцев, умерших во чреве матери или при родах.)

Садок. Ему молятся для избавления от напрасной (т.е. внезапной, неожиданной) смерти.

Sapere aude

2

Re: Дни календаря (ноябрь)

2 ноября.
Артемий.
Артемий - посвящённый Артемиде, греческой богине-охотнице.
2 ноября Православная Церковь чтит память сразу двух святых с таким именем. Великомученика Артемия Антиохийского и праведного отрока Артемия Веркольского. Ну, с великомучеником всё просто, он был умучен во времена Юлиана Отступника.
А вот отрок, он наш, рассейский. Родился в 16 веке в селе Веркола. Интересно тут вот что. Растили его родители в христианском благочестии. Он усердно посещал службы. И, вообще, был хорошим мальчиком. Но убило его молнией. Односельчане не решились предать тело земле, отнесли в лес и там оставили. (Вот они, народные обычаи во всей красе.) Прошло более тридцати лет, и над местом, где лежали останки, воссиял свет. Люди обнаружили нетленные мощи, от которых стали происходить чудесные исцеления.
Так что, если есть у вас знакомый с именем Артемий (Артём) и вы вдруг захотите подарить ему икону его святого покровителя, сначала выясните который из святых им является, великомученик или праведный отрок.

Великомученик Арте́мий Антиохийский
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1em4s62l11r0kj3c1kud147ft0o7.jpg

Праведный отрок Артемий Веркольский
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1em4s709b2au1idran6ikcmi11d.jpg

Sapere aude

3

Re: Дни календаря (ноябрь)

3 ноября.
Давайте посмотрим кого чтит Православная церковь в этот день:
Преподобный Иларион Великий. Святитель Иларион, епископ Меглинский. Преподобный Иларион, схимник Печерский. Преподобный Иларион Псковоезерский (Гдовский). Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Мученики Дасий, Гаий, Зотик.
Видите сколько Иларионов? В народном календаре день вполне заслужил названия - Иларион. Вот только никакими обрядами и приметами он не отмечен. Люди готовились к следующему дню - 4 ноября - Казанская, то есть, Празднование Казанской иконы Божией Матери.
А мы с вами готовимся к Дню народного единства.

Sapere aude

4 (21.07.2021 11:59:04 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (ноябрь)

4 ноября.
Казанская.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emua2r55263ri91j1ndnjnag7.jpg
Официальное название: Празднование Казанской иконы Божией Матери.
Празднований таких два, 21 июля и 4 ноября. В народе их называют Летняя Казанская и Зимняя Казанская.
Казанская, значит имеет отношение к Казани. Помните фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и знаменитую фразу: "Казань брал, Астрахань брал"? Так вот, взял Казань царь Иван Васильевич не просто так, жители оказывали сопротивление и город довольно сильно пострадал, в том числе и от пожаров.
И вот в 1579 году девочке Матроне трижды снился одинаковый сон, Божия Матерь велела ей взять на пепелище икону. Девочка и её мать стали копать в указанном месте и - о чудо!- действительно икону нашли. И очень кстати при этом присутствовал священник Ермоген, к слову, будущий патриарх всея Руси. Тут же набежали люди, зазвонили в колокола. Царь Иван распорядился построить на месте обретения иконы монастырь и хранить её там. День обретения иконы стал ежегодным праздником, и это у нас Летняя Казанская (21 июля/8 июля по ст. ст.).
Мы же сейчас поговорим о зимней. И это уже другая история, в которой фигурирует не оригинал иконы, а список с неё, тоже чудотворный. (Справедливости ради, надо сказать, что история со списками иконы и с оригиналом весьма запутанная; разные источники указывают разные сведения.)
Итак. Список (или оригинал) был в ополчении Минина и Пожарского, с ним они освободили Москву от польских интервентов, с ним и прошли крестным ходом по Красной площади. И было это 4 ноября (22 октября по ст. ст.) 1612 года. В честь этого события в 1630-е годы на Красной площади был воздвигнут храм, где упомянутый список и хранился. Празднование иконы 4 ноября (22 окт.) сначала распространялось только на Москву, но после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича - на всю Русь. Что ещё раз доказывает тот факт, что праздники у нас вводят сверху. Сверху же и отменяют, замечу в скобках.
В общем, хранился чудотворный список с иконы в Москве до тех пор пока царь Петр Алексеевич не приказал перенести его в новую столицу Санкт-Петербург. И было это в 1710 году. Икона сначала хранилась в Александро-Невской лавре, а затем в специально для неё построенном храме на Невском проспекте. Но пришедший к власти Павел Первый решил что икона достойна лучшего и объявил конкурс на строительство нового храма. В конкурсе, как все мы знаем, победил А.Н.Воронихин. Его творением мы и любуемся на Невском, напротив Дома книги, ежели кто забыл.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emuafcetcsgtpuulg1tok1df8l.jpg
А теперь, как праздновал Зимнюю Казанскую народ, простые люди, крестьяне.
Для них этот праздник служил неким переходным моментом, рубежом между осенью и зимой, говорили: "До Казанской не зима, после Казанской не осень". Работы в полях и на огородах закончены, возвращались работники с отхожих промыслов.
Икона Казанской Богоматери почиталась на Руси женщинами как "бабья заступница".
Лучший день для свадьбы. (Кто на Казанскую женится - счастлив будет.).
Кому не удаётся замуж выйти - рано утром найти тронутый инеем лист и посмотреться в него, как в зеркало. Всё неказистое с лица сойдёт. Всё плохое уйдёт.
Если в этот день будет дождь или снег, полезно прогуляться. Вода смоет негатив.

Последние два пункта уже более современные. Честно скажу, сколько ни пыталась 4 ноября найти красивый тронутый инеем лист, чтоб посмотреться в него как в зеркало, не могла найти подходящий. То ли климат у нас не тот, то ли деревья не такие.

Народные приметы о Казанской:
Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт.
До Казанской - не зима, с Казанской - не осень.
С Казанской тепло морозу не указ.
Выезжаешь о Казанской на колёсах, а полозья в телегу клади. (В современном варианте, наверно, пора подумать о зимней резине. J.)
На Казанскую добрые люди вдаль не ездят.

Sapere aude

5

Re: Дни календаря (ноябрь)

5 ноября.
Яков.
Ну, это по-нашему, по-мирскому Яков, а в церковном календаре числится Иаков. И не один. Смотрим:

Иаков, брат Господа по плоти, апостол из 70-ти, первый епископ Иерусалимский, священномученик. Преподобный Иаков Боровичский (Новгородский), Христа ради юродивый.

Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним.

А в народном календаре день Якова ничем особым не отмечен. Вот только ждали люди почему-то снежной крупы. Так и говорили: "Яков, брат Божий, крупицу пошлёт".
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emcf1lkp976huvvbudtq109.jpg

Sapere aude

6

Re: Дни календаря (ноябрь)

6 ноября.
Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Эта икона прославилась в 17 веке. Сестра московского Патриарха Евфимия много лет страдала от неизлечимой раны на боку. Однажды она услышала голос Богородицы, велевший ей идти в храм Преображения Господня (на Ордынке), и отслужить водосвятный молебен пред иконой "Всех скорбящих Радость". Евфимия исполнила это, и 6 ноября (24 октября по ст. стилю) 1688г. получила исцеление.
Икона известна в разных списках, некоторые из них имеют свои празднования. На иконе изображена Божия Матерь во весь рост в земном одеянии, с короной на голове, держит Сына на левой руке (но бывает и без него). В верхней части иконы, над ликом Богоматери изображён Господь Саваоф благословляющий, по бокам - ангелы и святые, внизу - скорбящие и страждущие люди, к которым Богоматерь простирает руку.
В народе эту икону любили и почитали, часто помещали в домашнем иконостасе. Перед ней молились о помощи неимущие, страждущие, гонимые, больные, просили помощи и исцеления.
В церкви Святой Троицы "Кулич и Пасха" в Спб находится икона "Всех скорбящих Радость" (с грошиками), которая прославилась в 1888 году , когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней икона не пострадала. Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Обгорел только шнур, на котором святая икона висела в углу часовни, да прилипли к поверхности несколько мелких медных монет (грошиков) из разбитой вдребезги кружки для подаяний.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eme64a5218tp12gc2qe133qrvj7.jpg     http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emuapv9b1hnc5pc1e85eh3j57.jpg

Sapere aude

7 (13.11.2020 13:12:59 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (ноябрь)

7 ноября.
Годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emuarld3kig1u9ikjhq0h1qv37.jpg
Которую многие СМИ и чинуши сейчас стали называть "переворотом".
На самом деле это никакой не переворот. Переворот, это когда кучка приближённая к верховному правителю решает этого правителя сменить на другого, более радеющего за их интересы. И с бедолагой вдруг случается апоплексический удар табакеркой в висок.
А в Октябре 1917-го произошла именно Революция - смена одного общественного строя другим. И та страна, которую построили после Революции мне больше по душе чем та, что была до.

А у православных сегодня Димитриевская родительская суббота (так уж совпало в 2020-м году).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emuatp2b7rr12ekt6hk6at36l.jpg
Многие уже вчера сходили в церковь и подали записочки. Многие пойдут сегодня. Кто-то пойдёт на кладбище поминать своих усопших родных и друзей. И хотя церковь настаивает прежде всего на молитвенном поминовении, знаю что многие будут поминать "как на Руси повелось".

Sapere aude

8

Re: Дни календаря (ноябрь)

8 ноября.
Димитрий (Дмитрий) Солунский.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emub3ng5ld619cj10im1d24125cf.jpg
Имя Димитрий означает - относящийся к Деметре, греческой богине плодородия и земледелия. Как уже говорилось ранее, в этот день (так же как и в Димитровскую родительскую субботу) принято было посещать кладбища и оставлять угощение на могилах усопших родных и друзей.
При желании, наверно, можно проследить здесь и некую связь с Деметрой, которая, как мы знаем, является матерью Персефоны, супруги Аида.

Sapere aude

9

Re: Дни календаря (ноябрь)

9 ноября.
Нестор.
Православная церковь вспоминает двух Несторов: преподобного Нестора Летописца Печерского и мученика Нестора Солунского.
Нам, конечно, более известен Летописец.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emub121435d1gbk1ksp1shd4rc7.jpg
Начиная со школы, знаем его как автора "Повести временных лет". Именно эта "Повесть ..." лежит в основе большинства сохранившихся летописных сводов. Кроме того, Нестор является автором житий святых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского.

А простые женщины в русских селениях давали в этот день, т.н. "зарок на Параскеву", чей праздник у нас завтра 10 ноября. С 9 на 10 ноября женщина может попросить Параскеву выполнить заветное желание или послать здоровья близкому человеку. Но при этом надо дать обет выполнить тяжёлую работу.

Sapere aude

10

Re: Дни календаря (ноябрь)

10 ноября.
Параскева Пятница.
Ненила-льняница.

Как это часто бывает, народный календарь выбирает одного или двух святых из тех кого чтит церковь в этот день. 10 ноября, прежде всего, день Параскевы Пятницы.
Жила эта святая в третьем веке в городе Иконии (территория нынешней Турции). Родители её были христиане и особо чтили пятницу - день страстей Христовых. Поэтому, когда именно в пятницу родилась у них дочь её так и назвали - Параскева (в переводе с греческого "пятница").
Про "зарок на Параскеву" мы уже говорили, как и про то, что Пятницу называли "бабьей святой", "бабьей заступницей". Некоторые исследователи считают, что культ Параскевы Пятницы впитал в себя черты культа языческой богини Макоши. Или Мокоши (встречается и такое написание). В этом случае частица "мок" может указывать на связь с водой ("мокрый"). Пятнице, как и Макоши оставляли подношения возле родников и колодцев (или бросали в воду), монетки, пояски, кудель, пряжу, полотенца или кусочки полотна ("Матушке Пятнице на передничек"). Часовни и деревянные изображения Пятницы часто можно было встретить у воды, у колодцев и ключей или на распутьях дорог.
Как и Макош, Параскева считается покровительницей женских ремёсел, защитницей простого семейного благополучия. Как покровительница прях и ткачих она виделась людям высокой худой женщиной с длинными распущенными волосами, похожими на кудель. Она могла как наградить так и наказать за непочтительное к себе отношение. Рассказы о суровом нраве Пятницы передавали из уст в уста, впоследствии некоторые из них были записаны этнографами.  Разумеется Церковь не одобряла все эти пережитки язычества, о чём можно найти упоминание в "Стоглаве". По церковному верованию, святая Параскева - покровительница семейного счастья и благополучия, целительница людей от душевных и телесных недугов, защитница полей и скота. Поэтому в день её памяти в церковь приносили для освящения плоды, которые хранились потом как святыня до следующего года. Иконописцы изображали её  суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emubao9goa6aaks671tt21an7.jpg
К сожалению мне не удалось найти изображения Пятницы с распущенными волосами, деревянных скульптур тоже не видела.
И, конечно, нельзя не упомянуть что девушки просили в этот день женихов: "Матушка Параскева, пошли мне жениха поскорее".

Так же в этот день вспоминают Неонилу-льняницу. Женщины выносили на улицу лён, устраивали "льняные смотрины". "Первые первинки" приносили в церковь для освящения.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1emubbeje1egm11fm1036vp7utaq.jpg
Святые мученики Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил, Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249-250).

Sapere aude

11

Re: Дни календаря (ноябрь)

11 ноября.
Анастасия Овчарница. Аврамий Овчар.
Для тех кто не знает или забыл: овчар, это овечий пастух, тот кто ухаживает за овцами и пасёт их.
Так что, 11 ноября - праздник очаров. В этот день их угощали, поили пивом и всячески чествовали. Так же к этому дню приурочена первая или последняя стрижка овец, в зависимости от того в каком районе дело происходит.

Святой, давший имя дню.
В общем-то, как это часто бывает, святых Аврамиев здесь два. Наиболее интересен (с моей точки зрения) Аврамий, архимандрит Ростовский (1073-1077). Ещё будучи молодым человеком Аврамий (в миру Аверкий)
избрал для себя жизнь христианского подвижника, ушёл из дома и поселился на берегу озера Неро. В тех краях ещё было много язычников и Аврамий всячески их наставлял и просвещал. Не знаем случайно или нет он выбрал место для своей кельи неподалёку от языческого капища где стояло каменное изображение Велеса. Однажды Аврамию в видении явился апостол Иоанн Богослов и вручил ему жезл, увенчаный крестом. Этим жезлом Аврамий и сокрушил идола. История умалчивает как это произошло. На мой взгляд, тут возможны два варианта:
1. Раз жезл вручили в видении, значит и сокрушение идола тоже произошло в видении.
2. Жезл из видения каким-то образом оказался в материальном мире и с его помощью Аврамий упомянутого идола и разрушил.
Есть, конечно, и третий вариант, но в наше время его рискованно озвучивать, есть риск оскорбить чувства верующих.
Но вот любопытный поворот. Сокрушив идола Велеса, "скотьего бога", как его называли, покровителя стад и пастухов, святой Аврамий сам стал покровителем овечьих пастухов. И как тут не вспомнить "Золотую ветвь" Д.Фрэзера.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0gagdu3drml311ho57r1fsdq.jpg

Так же в этот день вспоминают Аврамия затворника, который тоже боролся с языческими верованиями, но это было не в наших краях.

Анастасия Римлянына.
Лишившись родителей в младенческом возрасте Анастасия попала в женский монастырь, где и получила соответствующее воспитание. Во времена гонений на христиан при императоре Декии (249-251) претерпела мучения и умерла за свою веру.
Вот эту самую Анастасию и стали называть на Руси Анастасия (Настя)- овчарница.
Подобно тому, как святая Параскева Пятница и Неонила-льняница покровительствуют прядению и ткачеству из растительного волокна, святая Анастасия помогает тем кто работает с шерстью, с шерстяной пряжей, с руном.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0g6n281s531m0c15ot6f11qp17.jpg

Отметим ещё, что в переводе с еврейского Аврамий означает "возвышенный отец", а Анастасия в переводе с греческого - "воскресшая", "воскресение", "возрождённая".

Sapere aude

12

Re: Дни календаря (ноябрь)

12 ноября.
Зиновий Синичник.
В этот день вспоминают священномученика Зиновия и его сестру мученицу Зиновию. Сразу надо сказать, что имя Зиновий в переводе с греческого означает "богоугодно живущий", женский вариант, соответственно, - "богоугодно живущая". Брат с сестрой были родом из Киликии, с детства воспитанные в христианской вере, достигнув зрелых лет, раздали своё имение неимущим и начали жизнь христианских подвижников. Зиновий был избран епископом христианской общины в Киликии и имел дар исцеления больных наложением рук. Пришедший к власти император Диоклетиан (284-305) очень не любил христиан и объявил на них гонения; под колесо машины репрессий попал и епископ Зиновий, который был схвачен и подвергнут мучениям. Узнав об этом, его сестра Зиновия добровольно сдалась властям и тоже была умучена и казнена как и её брат. Поскольку сам Зиновий имел звание епископа, впоследствии он и был канонизирован в чине священномученика, а его сестра - просто мученица.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0me50j14qi6p9o8p1mf010kd7.jpg

На Руси день Зиновия и Зиновии - синичкин праздник. Вероятно, тут опять причина в созвучии: Зиновий-зинь-зинь - синица. Кроме того, примерно в это время синицы начинают прилетать к жилью и выпрашивать угощения. Даже я, городской житель, это наблюдаю.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0mq08i1lsi9gqard6g1ff8f.jpg   http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0mpee2co414rq1ih63b21n3g7.jpg
А раз синичкин день, то и занимались люди устройством кормушек, чинили старые, вешали новые и следили чтоб корм там всегда был.

Sapere aude

13 (21.11.2020 13:23:52 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (ноябрь)

13 ноября.
Православная церковь чтит в этот день:
Апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул. Мученик Епимах. Преподобная Мавра. Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские. Священномученик протоиерей Иоанн Царскосельский.
Это если вкратце. На самом деле имён там больше. Но мне непонятно по какой причине некоторые составители календарей дали название этому дню - Андрей осенний. Конечно, апостол Андрей Первозванный упоминается, именно он рукоположил Стахия в сан епископа Византийского.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0r1ao5ev0db117fs1ro6479q.png

И день-то чаще всего называли - Стахий.
А ещё его называли - Юровая. Праздник охотников и рыбаков.
И тут надо пояснить, что такое "юр", который дал название празднику. Те кто читал "Слово о полку Игореве" в переводе Заболотского должны помнить;
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру.

Толковые словари нам проясняют что "на юру" значит на открытом возвышенном месте. На реке Иртыш именно в этот день рыбаки "пили водку на юру", открывая таким образом сезон ловли красной рыбы. Отсюда и пошло название праздника.
Надо ещё упомянуть, что наше 13 ноября, это 31 октября по Юлианскому календарю, так называемый "старый стиль", по которому до сих пор ведёт отсчёт дням РПЦ. То есть, это своеобразный переходный рубеж между месяцами октябрь-ноябрь. Начинается сезон зимней охоты и очень важен "зачин", первая добыча. Для того чтоб всё прошло удачно охотники и рыболовы окуривали свои снасти багульником, читали заговоры. Встречались мне сведения, что заговаривали и петли для охоты на зайцев. Но в истории православия был период, когда запрещалась употреблять в пищу добычу убитую таким способом. Она называлась "давленина" - удавлена, убита без выпускания крови и православному человеку вкушать такое не дозволялось.

Так же в этот день чтят преподобного Спиридона Печерского, просфорника, которому молятся при пожаре. Был в его биографии связанный с огнём эпизод. Это случай, когда он потушил своей монашеской мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en0qup836d7gs61k961eiopkv7.png


P.S.
Заговор для успеха на охоте.
Нужно взять с собой кусок хлеба или мяса, на который наговаривать:
В чистом поле, в тёмном лесе, в тумане превеликом
Есть птица-полетуша,
есть серые гуси, сизые утки.
У них бы крылья подломились,
сами бы опустились,перье оборвалось,
и сели бы на бугор высокий,
чтобы меня Р.Б. (имярек)
не видели
и стрельбы моей не слышали,
и долетела бы до них дробь как вольное перо.

К сожалению, не сказано как надо поступить с куском хлеба/мяса, съесть его самому или в лесу оставить.

Sapere aude

14

Re: Дни календаря (ноябрь)

14 ноября.
День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en1597ht1c571d2k42s1pe9f4c7.jpg

Мало того что русские люди слегка изменили имена святых на Кузьму и Демьяна, они ещё и плохо разбирались сколько всего пар святых с такими именами чтит церковь. Как-то все думали, что одну. Что есть вот такие братья Кузьма и Демьян и празднуют их два раза в год - Летние Кузьминки и Зимние Кузьминки.
На самом деле всё не совсем так. Посмотрим, кого чтит Православная церковь и в какие дни.
14 ноября - бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские. Осенние Кузьминки.
14 июля - мученики Косма и Дамиан Римские. Летние Кузьминки.
17 октября - мученики и бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. День народными обрядами в честь Кузьмы и Демьяна не отмечен.

Вот конкретно эти Кузьма и Демьян (я буду называть их так, по-русски) были врачеватели телесных и душевных недугов, ходили по городам и весям, лечили больных и плату за это не брали, потому и бессребренниками прозвал их народ. И лично меня нисколько не удивляет что современные медики не хотят назвать их своими покровителями. Но, врачи врачами, а в народном сознании три пары братьев слились в одну и получили собирательное наименование - "рукомесленники", то есть мастера на все руки, которые, опять же, платы за свой труд не брали, только просили накормить их кашей. За что и получили в некоторых местностях прозвание "кашники". И считались они покровителями ремесленников, прежде всего кузнецов, что понятно, учитывая созвучие слов "Кузьма" и "кузнец". Кузнецы считали 14 ноября своим (как бы сейчас сказали) профессиональным праздником.
Не будем забывать и про то, что 14 ноября - это 1 ноября по старому стилю. В это время уже ждали зиму и говорили: "Кузьминки - об осени одни поминки".  День ещё называли "курячим праздником", "курячьими именинами". Ну, здесь как посмотреть, кому праздник, а для кур это было не очень хорошо, потому что они участвовали в празднике в качестве главного блюда на столе. Именно с этого дня начинали бить кур на продажу и оформлено это было ритуально: хозяин убирал и чистил курятник, а потом выбирал несколько кур и обязательно петуха для обрядовой трапезы - куриной лапши или каши с курицей. Интересно, что в некоторых местностях лапшу готовила старшая дочь, девушка на выданье, которая становилась на время хозяйкой дома.
Кроме забоя кур 14 ноября, в некоторых местностях, был также днём начала молотьбы, чему предшествовал обряд "чествования овина" и его хозяина Овинника. В овин приносили кашу, угощали Овинника, молотильщиков, угощались и сами хозяева. Не забывали и Домового, ему тоже ставилось угощение. А если Домовой был шумным и много безобразничал, его "помелом гнали и помелом метили, чтоб не разорял двор и не губил животных".

Sapere aude

15

Re: Дни календаря (ноябрь)

Несколько слов вдогонку предыдущему дню (14 ноября).
Как тут опять не вспомнить  Самхэйн/Хэллоуин. Пресловутые древние кельты отмечали перелом сезонов лето-зима с 31-го октября на 1-е ноября. Но ведь и на Руси было то же самое. Всё запуталось оттого, что жила Русь по Юлианскому календарю. Ноябрь, он хоть и осенний месяц, но сезон-то уже зимний наступил. Вот и отмечали эту смену сезонов Осенними Кузьминками. Что же касается поминовения усопших (важная часть ритуалов Самхэйна), то на Руси такие поминки устраивали начиная с конца октября + Димитровская родительская суббота, а ещё в некоторых местностях днём поминовения было 2 ноября.
2-е ноября, это уже 15-е по современному стилю.
Интересно тут ещё вот что. Случалось и так что три пары святых братьев слились не только в одну пару, но и в одного человека, которого называли "батюшка Кузьмодемьян" или просто Кузьма-Демьян. И вот в день Осенних Кузьминок девушки и парни некоторых Российских губерний устраивали "похороны Кузьмы-Демьяна". Все мы знаем про обычай сжигать чучело Масленицы или, как его иногда называют, чучело Зимы в последний день Масленичной недели. Здесь происходило нечто подобное, только чучело было одето не в женскую одежду, а в мужскую. Просто набивали соломой мужские штаны и рубаху, повязывали кушак, на ноги - лапти, голова тоже из соломы. Иногда предварительно устраивали пародийную свадьбу, женили "Кузьку" на одной из девушек, а потом укладывали его на носилки и несли за околицу где сжигали. Записаны случаи и про утопление такого чучела в реке. Здесь вполне можно проследить связь с языческими обрядами, как наши предки поступали с умершими: сжигали или пускали в лодке по реке.
Так что опять видим некую связь с Самхэйном, тот же культ мёртвых, смерть бога, как иногда называют этот день сами виккане.

15 ноября.
Заглянем в Святцы и посмотрим кого вспоминают в этот день:
Мучеников Акиндина, Пегасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними 7000 пострадавших.
И это ещё не все. Но в народном сознании засели Акундин (так произносили это имя) и Пигасий. От этих имён и пошла поговорка: "Акундин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит". Мы уже говорили, что с 14-го ноября начиналась работа в овинах (ригах, на гумнах). Обмолачивали хлеб, обминали лён и коноплю. Про "солнце гасит" тоже всё понятно, дни становятся короче, рано темнеет, работы ведутся при разожжённом огне.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en5drmpr13q211dkep51gislo57.jpg
Вкратце расскажу про мучеников Акиндина и Пигасия. Жили они в Персии и были придворными персидского царя Сапора Второго (310-381) и тайными христианами, но когда тайное стало явным царь приказал подвергнуть их наказанию, а затем казнить. Если вы воспитываете детей в христианском духе и читаете им Святцы, то место про наказание лучше пропустить. Все эти описания восточных пыток могут травмировать хрупкую детскую психику.

P.S. В Советской России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.

Sapere aude

16

Re: Дни календаря (ноябрь)

16 ноября.
Вспоминают в этот день мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона.
И опять мы видим христиан пострадавших в Персии во времена царя Сапора. Интересно, что в этот раз христиан не просто сразу казнил, они предстали перед судом жреца бога солнца (история даже сохранила его имя - Ардах), потом их держали три года в заточении в темнице вынуждая принести жертвы языческим богам. Но мужественные христиане отказались и были, таки, казнены.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1en88c258cf4tc84arfj1n6a7.jpg

В народном календаре день ничем не отмечен. Продолжались обычные осенние крестьянские дела. Кое-где отмечали третий день Кузьминок.

Sapere aude

17

Re: Дни календаря (ноябрь)

17 ноября.
Ещё один день не отмеченный никакими народными приметами и обрядами.
Церковь же, вспоминает некоторых своих представителей "отошедших ко Господу" 4 ноября. Понятно, что это по церковному летосчислению, а по мирскому - 15 ноября.
Один из этих достойных человеков - преподобный Иоанникия Великий (скн.846), христианский подвижник, стяжавший дар пророчества, способный левитировать, становиться невидимым и делать невидимыми других. Также в заслугу ему ставится спасение юной монахини от такой богомерзкой вещи как замужество.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enbckvc91k0p1vqmjp61eop1gd07.png

Sapere aude

18

Re: Дни календаря (ноябрь)

18 ноября.
В народном календаре день называется - Галактион. Но Церковь вспоминает не одного Галактиона, а с супругой Епистимией (3-й век).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1endfcvs21jl412i71gqo1k2cul7.png
Перед нами ещё один образец христианской семьи. Я говорю: "ещё один", потому что про Петра с Февронией, стараниями наших СМИ уже все знают.
Итак. В 3-м веке в городе Емесе Финикийском родился мальчик, которого назвали Галактион, что в переводе с греческого означает "молоко", "молочный" (один из вариантов имени - Лактион). Видимо поэтому, в некоторых календарях 18 ноября называют "день млечности".
Родители воспитали мальчика в христианском духе и когда пришёл ему срок жениться, он не захотел брать в жёны язычницу. Часто посещая свою невесту он уговорил её принять крещение и сам совершил над ней этот обряд. После чего препятствий к браку уже не было, молодые поженились и сразу после свадьбы разъехались по монастырям, Галактион поселился в мужском, а Епистимия - в женском. Но власти не дремали, монастыри были уничтожены, а Галактион и Епистимия подвергнуты мучениям и четвертованы.

В наших же краях Галактионов день считается днём установки зимы (так же как и 24 ноября, 4 и 19 декабря). А поскольку в Святцах детям читали про семейную пару, то в этот день было принято гадать о суженых и читать заговоры на любовь. И, кроме того, не все ж умели читать, иногда просто рассказывали, а в устных рассказах, сами понимаете, много чего можно прибавить или убавить. Вот и сложилось в народе убеждение, что желающие приворожить к себе кого-нибудь должны молиться и просить об этом  святого Галактиона.
Записан и ещё один интересный обычай:
Девушки стерегут появление молодого месяца и, увидев его, вертятся на пятке правой ноги, приговаривая: "Млад Месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя!"

Sapere aude

19

Re: Дни календаря (ноябрь)

19 ноября.
Павел и Варлаам.
Вспоминаем святого Павла исповедника, патриарха Константинопольского, изгнанного оттуда в 350-м году, сосланного в Армению и там убитого. Во время Божественной литургии в храм ворвались ариане и задушили Павла его омофором.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enfi7qdidk6bt71j5fvlvta7q.jpg

И Варлаама Хутынского новгородского святого жившего в 12-м веке.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enfhotug173l180j18i51nqp1hof7.jpg

Из примет этого дня:
Если день богат снегом, то зима будет снежная.

Sapere aude

20

Re: Дни календаря (ноябрь)

20 ноября.
Осень. В средней полосе России в эти дни начинался ледостав. Ответственным за это дело народный календарь назначил святого мученика Федота Анкирского, корчемника (содержателя гостиницы, ежели по-современному).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enj12du11g2416pb1olf8f11eup7.jpg

Так и прозвали этот день в народе: Федот-ледостав, и говорили: "Мученик Федот лёд ведёт".

Sapere aude

21

Re: Дни календаря (ноябрь)

21 ноября.
СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enkqis6e1t5vtsg1m0b19kq1lvb7.png

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф.25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог") – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!". По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Это была обширная цитата из "Месяцеслова". Я решила, что будет полезен такой небольшой ликбез.
Наверняка, теперь многим станет понятно почему некоторые товарищи, претендующие на роль гуру, рекомендуют при медитации визуализировать Ангелов в виде огненных столпов. 

Далее продолжаю цитировать "Месяцеслов":


Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:
Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26);
Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15);
Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20);
Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16);
Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;
Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enksm6t49pu1ec91uhk5m1veq7.jpg

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Sapere aude

22

Re: Дни календаря (ноябрь)

21 ноября (продолжение).
Сначала давайте, как тарологи, вспомним, что Архистратиг Михаил изображается на 20-м аркане.
Именно он "трубным гласом" возвестит о Страшном Суде.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enl2grdrt0s1ri6q6c1mhp1sjc7.jpg

В народном календаре 21 ноября - Михаил или Михайлов день.
В некоторых местностях в этот день почему-то ждали потепления, михайловских оттепелей, говорили: "С Михайлова дня зима не стоит, земля не мёрзнет". Ну, а если снег всё-таки выпадет, тогда: "Михайло приехал на белом коне".
День считался праздничным, крестьяне не работали, устраивали застолья, ходили в гости.
Сейчас в интернете много рассказывают про народные обычаи в других странах, рассказывают часто с насмешкой, типа, вот ведь придурки, какой ерундой занимались и до сих пор занимаются. А у нас вот в Вятском крае существовал обычай устраивать спортивные состязания, где в качестве снарядов использовались варёные свиные головы: "Молодые парни подходили к дому, хозяин выносил им наваренных свиных голов и кидал в толпу, кто больше поймает, тот и самый сноровистый".
Ещё в этот день ублажали домового, ставили ему угощение. Но тут у нас опять небольшая путаница. Ставя подарок, приговаривали: "Царь дворовой, хозяин домовой...", ну и так далее. Путаница возникла от того, что в некоторых губерниях это были два разных персонажа, а в некоторых - один. Например, на Новгородчине считали, что домовой живёт в доме, а дворовый - во дворе. Опять же, надо помнить, что двор - это не улица, это хозяйственная постройка где содержали скотину.

А непосредственно к Архистратигу Михаилу люди обращались прося защиты от врагов, несправедливых начальников и судей. В наши дни я довольно часто встречаю советы "пойти в церковь и поставить свечку святому Михаилу против врагов". Надо помнить, что в Православии запрещено "молиться ПРОТИВ кого-нибудь". Можно просить о вразумлении недруга или о справедливости. Но тут надо понимать, что понятие о том что справедливо, а что нет у вас и у святого Михаила может быть разным и вы рискуете попасть впросак или, как говорится, нарваться.

Апокрифическая (неканоническая или ложная) молитва святому Михаилу (современный вариант):
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.

Sapere aude

23

Re: Дни календаря (ноябрь)

22 ноября.
Матрёна зимняя.
После Михайловских оттепелей Матрёна зиму ведёт. Так рассуждали на Руси.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eno271f8sfd1dvv1tgh1odv4d07.jpg
Заглянем в Святцы, что ж это за Матрёна такая. Ну, для начала не Матрёна, а Матрона, что в переводе с латыни означает "почтенная замужняя женщина", "знатная". Преподобная Матрона жила в 5-м веке  и, действительно была замужем и даже родила в браке дочь. Но жизнь замужней дамы не казалась Матроне привлекательной, всё чаще она посещала храм и всё больше времени там проводила. Пока однажды не решилась сбежать от мужа и спрятаться в мужском монастыре.  С этого и началась её жизнь христианской подвижницы, под конец которой Матрона перебралась в Константинополь и основала там женский монастырь. Так что, запомните: 22 ноября, преподобная Матрона Константинопольская. А то ещё, не дай бог, спутаете с Матроной Московской. Самое интересное в этой истории то, что многие её участники получали информацию и совет как поступить в т.н. "тонком сне". В наши дни мне встречались другие термины: "состояние между сном и бодрствованием", "состояние бодрствующего расслабления", "просоночное состояние". Знаю, что многие мистики сознательно стремятся такого состояния достичь. Не у всех получается.

Так же в этот день проходит празднование иконе Божией Матери "Скоропослушница".
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eno3h9cp14fo1tdi1lmj5mm1pic7.png
Сам чудотворный образ находится на Горе Афон в монастыре Дохиар, на Руси же хранятся списки с этой иконы.

Sapere aude

24

Re: Дни календаря (ноябрь)

23 ноября.
Иногда начинаю просматривать разные календари и задаю себе вопрос: где потеряли мозги их составители?
Вот вам образчик к сегодняшнему дню: "У этого студёного ноябрьского дня было сразу два небесных покровителя." Открываем православный месяцеслов и видим, что покровителей было дофига, ну, то-есть, больше чем два.
Апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт(Кварт), Тертий.
Мученики Каллиопий, Нил, Орион.
Мученик Орест, врач.
Священномученик Милий, епископ Персидский и два ученика его, Евор пресвитер и Севой диакон. Преподобный Феостерикт.  
Мученик Константин Грузинский, князь.
Великомученик Георгий Грузинский.
Святитель Ефрем епископ Унийский.
Мученик Нестор.
Священномученик Пркопий, архиепископ Херсонский и Николаевский, и иже с ними убиенный иерей Иоанн  Скадовский (1937).
Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (1937).

Но в народе, конечно, дню дали название по тем именам, которые занимали верхнюю строчку и были привычны русскому уху. Сами посудите и рассудите, имя Сосипатр почему не прижилось на Руси? Потому что, да простит меня святой, не очень оно благозвучное, ежели по-русски. А от Олимпа, так вообще, веет язычеством. Хотя мне встречался женский вариант этого имени - Олимпиада, называли так девочек и в 20-е и в 30-е годы.

Так кого же назначили дежурными по этому дню?
Родиона и Ераста. И говорили: "С Ераста жди ледяного наста". Ну, а что ещё сказать? Встречала я сведения (или измышления?), что в этот день ходили крестьяне освящать хлеб и соль. Которые потом хранили и, в случае чего, пользовали заболевшую скотину.
Имя Родион в переводе с греческого означает "геройский", Ераст или Эраст - "прелестный", "милый", "горячо любимый".А Сосипатр, между прочим, означает - "спасающий отца". Но не надо быть провидцем, чтоб предсказать, что мальчика с таким именем в российской школе ждут большие неприятности. Не доросли мы ещё до понимания высокого.

Ещё задержу ваше внимание на мученике Оресте, который жил в конце 3-го века и был врачом в городе Тиане в Каппадокии. Его так и называют: Мученик Оре́ст Тианский (Каппадокийский).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1enq3h1fs1tm91tsn7hjic170al.png
Вы уже должны сами понимать, что раз кого-то канонизировали в чине мученика, значит при жизни он принял мученическую смерть за свою веру. В описаниях и житиях очень много смакования всех этих мучений, различных пыток и способов казни. Не удивительно поэтому, что когда в 1685-м году инок Димитрий сидел в Киево-Печерской лавре, переписывал с древней рукописи житие святого Ореста, да ненароком задремал, ему в сонном видении предстал сам святой мученик Орест и велел дополнить рукопись потому что там были описаны не все мучения.
Орест в переводе с греческого - "горный", "горец".

Sapere aude

25

Re: Дни календаря (ноябрь)

24 ноября.

Сегодня мне пришла фантазия украсить сообщение фотографией, сделанной 24 ноября.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1envml8tc1sdg1ris1fn01kelcae7.jpg

Наверняка многие (хотела написать "все", но решила что это будет слишком смело) знают что христианство неоднородно, делится на католиков, православных, протестантов, ещё есть Грузинская церковь, Армянская и бог знает что ещё, не считая разных сект и ересей. Вот про ереси сейчас и пойдёт речь. С самых первых веков христианской эры разнообразные ереси имели место быть. Ну, как сказать. Сами-то еретики себя таковыми не считали, наоборот, они считали еретиками своих оппонентов. В настоящее время в Православии выстроилась стройная система где всё разложено по полочкам. Вот, например, реинкарнация. Если верить тем кто читал Библию и некоторые труды ранних христианских авторов, то первые христиане вовсе не отвергали эту идею. До тех пока важные церковные шишки не собрались в Константинополе и решительно её не осудили. Так и записали в своём постановлении: "Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема". Так с тех пор и повелось. Что поделать, бывало и так что некоторые ереси сначала ересью вовсе не считались, наоборот, были генеральной линией. Так случилось, например, с последователями Ария или с иконоборцами.
Вот мы плавно и подошли к святому давшему имя дню в народном календаре.
24 ноября - Фёдор Студит, Фёдор студёный.
А ежели официально, то поминание памяти преподобного Феодора, епископа Студийского монастыря в Константинополе. Именно 11 ноября по ст.ст. (24 по новому) 826 года он скончался. Преподобному Феодору довелось наблюдать как сменялись на троне несколько императоров и императрица. И, вместе с ними, менялось представление о ереси. Одни императоры боролись с почитанием икон, а другие, наоборот, боролись с иконоборцами. То есть светская власть вмешивалась в дела церкви и уже не императоры-язычники подвергали гонениям христиан, а императоры-христиане гнобили тех кто по их мнению неверно понимает учение.

А на Руси, как водится, обыграли название Студийского монастыря в народном духе по созвучию со словом "студит", "стужа", "студёный" и говорили: "С Фёдора Студита зима сердита".

Sapere aude