1

Тема: Дни календаря (август)

АВГУСТ

Название взято из римского календаря, где один из месяцев был переименован в Augustus, в честь небезызвестного Октавиана.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc3i8gg41059r0pr1c3o2ggq7.jpg

На Руси месяц называли - серпень (от слова "серп", что понятно, поскольку жатва в августе важное занятие), жнивень (от слова "жнива", "жнивье", опять отсылка к урожаю), разносол, густоед и зарев (от слова "зарница").

В общем, уже понятно, что август месяц хороший. Урожай поспевает, в лесу грибы-ягоды, на столе непусто. После работы есть чем перекусить.
Из праздникоа августа, по моим воспоминаниям, в деревне всегда отмечали Спасы (Медовый -14 августа, Яблочный - 19 августа) и Успение Богородицы (28 августа). Правда, Успение мне не так уж часто приходилось заставать, как правило в конце августа мы уже уезжали в город. По этой же причине я совершенно не помню как отмечался Хлебный или Ореховый Спас (29 августа).

Sapere aude

2 (02.08.2021 18:47:40 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (август)

1 августа.

Виккане 1 августа отмечают Ламмас (он же Лугнасад), праздник Начала Сбора Урожая. В угоду славянским неоязычникам сейчас стали писать, что праздник этот отмечали не только в Европейских странах, но и на Руси. Не знаю откуда взяли эту информацию. Разумеется, и в нашей стране начало сбора урожая отмечали, но страна у нас всё-таки не маленькая и праздновали в разных местностях в разное время. В южных губерниях хлеба созревали раньше, там и жатву раньше начинали, в северных губерниях сроки сдвигались на более позднее время. О том как праздновали т.н. "зажинки" я уже рассказывала в теме за июль (см. 21, 29 июля). Справедливости ради, скажем, что мало кто из современных виккан имеет хоть какое-то отношение к сбору урожая как результату сельскохозяйственной деятельности. Они смотрят на вещи шире. Сбор урожая для них это радость от любых достижений за предыдущие полгода.
Так возрадуемся, други!

Sapere aude

3

Re: Дни календаря (август)

1 августа.

Святые:
Преподобная Макрина, сестра святителя Василия Великого.
Преподобный Дий Константинопольский.
Благоверный князь Роман Олегович Рязанский.
Преподобный Паисий Печерский.
Блаженный Стефан Лазаревич Новый (Высокий), Сербский, король. Его мать Милица (в Крещении Ефросиния, в иночестве Евгения, в схиме Ефросиния) Сербская, княгиня.

Кроме того празднуется Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Хочу сказать, что в нашей деревне святого Серафима весьма почитали, у многих видела его икону в Красном углу.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc3m2rtp17vj73s2s11gjjdon7.jpg
И это при том, что святой, как говориться "из новых": канонизирован в 1903 году; 18 июля (ст. ст.) в 6 часов вечера в Саровской обители была проведена первая церковная служба, на которой Серафима прославляли в лике святого, а его мощи были открыты для поклонения.

В Народном календаре - МАКРИНА. МОКРИНА. МАКРИДА. МОКРИДА. МОКРИЦА.
С этим именем очень интересно, в переводе с латыни оно означает "худая", а в переводе с греческого - "сухая". Но в русском языке явственно звучит "мокро", поэтому все приметы завязаны на это созвучие: "Дождь на Мокриду - вся страда мокрая", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная". "Смотри осень по Мокриде: Мокрида мокра - и осень мокра, вёдро на Мокриду - сухая осень", "Макрида сряжает осень, а Анна (7 авг.) зиму". И ещё одна занятная примета; "На Мокриду оводы кусают последний день". Тут уж я не знаю, как проверить, оводов у нас в городе не замечено.

Sapere aude

4

Re: Дни календаря (август)

2 августа.

Святые:
Илия Фесвитянин, пророк, один из величайших пророков Ветхого Завета.
Преподобный Аврамий Галичский, Чухломской.
Преподобномученик Афанасий Брестский.

В Народном календаре - ИЛЬИН ДЕНЬ, ИЛЬЯ.
Имя Илия (Илья) означает: Господь - мой Бог, Крепость Господня (евр.).

Ильин день служил неким рубежом между летом и осенью, говорили: "На Илью до обеда лето, а после обеда осень", "Илья лето кончает". С этого дня прекращали купание в открытых водоёмах: реках, озёрах.
Такой запрет объяснялся тем, что вода уже становилась холодная, даже если стояли солнечные дни. Я помню как мама говорила: "Медведь лапу в воду опустил", а бабушка: "Илья-пророк льдину запустил". Будучи детьми мы, разумеется, купались и в холодной воде. Запрет нам казался странным, как-так? ещё целый месяц каникул и без купания? Однажды мы с кузиной даже ходили смотреть "как там Илья льдину запустил". Встали 2 августа пораньше и пошли на озеро. Конечно, никакой льдины не увидели и решили, что она уже растаяла. Сестра сказала: "Видишь вон там какие-то пузырьки? Наверно там и была льдина".

В этот рубежный между летом и осенью день в поле не работали. Илья считался "грозным" святым и люди боялись наказания за неуважение к его дню. В некоторых местностях именно после Ильина дня начинали жатву: "Илья сенокос заканчивает, жатву начинает". Если сено не высушено до Ильина дня, то после оно уже не сохнет, а гниёт. "Илья пророк - косьбе срок". То есть, одни (летние) сельскохозяйственные работы завершались и начинались другие (осенние).

Дождь на Илью Пророка считался целебным, верили что он может смыть с человека порчи и сглазы. А вот грозы в этот день боялись. Верили, что сам Илья ездит на огненной колеснице по небу и разит молниями нечисть и грешников. Поэтому, как только начиналась гроза, запирались в домах и никого не впускали, из опасения, что какой-нибудь нечистик, приняв облик человека, собаки или кошки проскользнёт в избу чтоб спрятаться от гнева грозного пророка. А пророк воьмёт да и швырнёт молнией, да спалит всё хозяйство.
Могу добавить, что грозы с молниями в деревнях опасались не только 2 августа, а в любой день. Раньше даже централизованно отключали электричество в деревнях, если, как говорили, "шла гроза". Детей звали: "А ну-ка домой! Гроза идёт!"  И сидели мы без света в избах, пили чай с сушками и с конфетами, смотрели в окно. А бабушка волновалась: "Отойдите от окна! Вон какая божья воля началась". Молнии она иногда называла "перунами", а Илью Пророка - Перуном. И многие этнографы сходятся во мнении, что пророк Илия слился в народном сознании с богом Перуном. Для нас, учащихся советской школы, Перун соотносился скорее с греческим Зевсом, про Илию мы слышали вскользь.  
Давайте же поговорим о нём более подробно.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc82rdd6rlk1fmadai8t01ime7.png

Далее цитата:

+ открыть спойлер

ЖИТИЕ ПРОРОКА ИЛИИ ФЕСВИТЯНИНА
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18,21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

(Азбука веры)

Обратите внимание на эпизод с тельцом. Потому что в день Ильи Пророка во многих деревнях проходило мероприятие, которое исследователи народного быта называют - жертвоприношение. Ничего так для православного царства. Проходило это вот как. На мирские (то есть собранные со всей деревни, "со всего мира") деньги покупали бычка или барана, закалывали его, часть мяса относили в церковь, а остальное варили в общем котле. Сразу же варили и пиво. Расставляли на улице столы и, когда всё было готово, устраивали совместную трапезу. Гуляния продолжались до утра.
Иногда жертвоприношения были не общими, а частными. Например, если у какого-нибудь хозяина не приживалась в доме скотина он давал обещание (обет) Илье Пророку что в его день заколет такое-то животное. При этом часть мяса тоже отдавали в церковь.

Ещё надо упомянуть, что имя Ильи Пророка часто фигурирует в заговорах на снятие порчи, при этом используется термин "отстреливает". Например: " ... отстреливает от раба Божия уроки и призоры, хитки и притки...". Ну, мы понимаем, что знахарь при чтении заговора не просто произносит слова, а добавляет соответствующую визуализацию.

Sapere aude

5

Re: Дни календаря (август)

3 августа.

Святые:
Пророк Иезекииль.
Преподобные Симеон, Христа ради юродивый и Иоанн, спостник его.
Преподобные Онуфрий Молчаливый и Онисим Затворник, Печерские.

В Народном календаре день ничем не отмечен.

Sapere aude

6

Re: Дни календаря (август)

4 августа.

Святые:
Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица.
Священномученик Фока.
Преподобный Корнилий Переяславский.

В Народном календаре - МАРИЯ МАГДАЛИНА.

Кто такая Мария Магдалина, надеюсь, все знают.
Красавица-блудница, которая уверовала во Христа, духовно преобразилась и полностью изменила свой образ жизни.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc8n88d9mndbtsckd1on7vhi7.png    http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc8n8ompvuo1u3f1miv1sq91bqjq.png

А в русской деревне это снова "громовой день", как и 2 августа. Говорили: "На Марию Магдалину в поле не работают - гроза убьёт". А раз в поле работать нельзя, то мужчины находили себе другое занятие, а женщины, девушки, подростки и дети шли в лес за ягодами.
Поэтому-то день имеет ещё одно название - ЯГОДНИЦА.

Собрав ягод женщины занимались своими цветниками, выкапывали луковицы; день считался для этого самым подходящим.

Ещё было замечено, что после 4 августа появляются вредные росы, которые губят лён: "На Марию сильные росы - льны будут серы и косы". И это не комплимент, серый и косой лён никому не нужен, хотелось белого и прямого.

Sapere aude

7

Re: Дни календаря (август)

5 августа.

Святые:
Мученики Трофим, Феофил и с ними 13-ть мучеников.
Священномученик Аполлинарий, епископ Равеннийский.

Празднование иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fc8u0act7ocf7s19eaolo18v37.png
Из истороии иконы.
Сестра Петра Первого княгиня Наталья Алексеевна привезла из Москвы в Петербург список с иконы "Всех скорбящих Радость". В 1888 году случилась страшная гроза и в часовню, где находилась икона, ударила молния. Икона к тому времени была потемневшей от копоти, но от удара молнии просветлела, а из разбившейся кружки для пожертвованиу вылетели монеты и прилипли к иконе.
В настоящее время икона находится в Церкви Святой Троицы "Кулич и Пасха" (Санкт-Петербург).

В Народном календаре ТРОФИМ БЕССОННИК.
Потому что Православная церковь вспоминает сегодня  мучеников Трофима, Феофила и с ними ещё 13-ть мучеников, принявших смерть за свою веру при императоре Диоклетиане (284–305).

Продолжается жатва хлебов, а кое-где и сенокос. Поэтому спать-дремать некода. Отсюда и название дня - Бессонник. Работали крестьяне от рассвета до заката. Говорили так: "Трофим-бессонник, пора страды", "Долго спать - добра не видать", "Жать - не дремать", "Если идёт работа - спать неохота".

Sapere aude

8

Re: Дни календаря (август)

6 августа.

Святые:
Мученица Христина.
Мученики, страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (во Святом Крещении Роман и Давид).
Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский.

В Народном календаре - БОРИС И ГЛЕБ.

Святых Бориса и Глеба Православная церковь чтит два раза в год. О них мы уже рассказывали 15 мая. Тогда говорили: "Борис и Глеб сеют хлеб", а сейчас: "Борис и Глеб - поспел хлеб", "Борис-Глеб дозревает хлеб".
А ещё говорили: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися".
Вы будете смеятся, но это ещё один день, в который соблюдался запрет на работу в поле из опасения что молния созжёт урожай (и такой день не последний в августе; следите за нашими публикациями).
Поэтому, второе название дня - ПАЛИКОПНА.
Пали копна. То есть, хлеб сложенный в копну может сгореть.
При всём уважении к святым Борису и Глебу их называли: паликопна, паликопны, полики, палии. А в том, что у людей появилось такое представление, виноваты составители всяческих историй про этих святых. Сама я, признаюсь, не читала, но знающие люди уверяют что святые Борис и Глеб там постоянно появляются то "из грозовой тучи", то из "облака изрядна".
Так что на Бориса и Глеба хоть и поспел хлеб, но у крестьян передышка.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcbhrb7e1i3d1met1uv71jbv1qmb.jpg

Sapere aude

9

Re: Дни календаря (август)

7 августа.

Святые:
Анна Праведная, мать Пресвятой Богородицы (день успения).
Святые жены Олимпиада диаконисса и Евпраксия дева, Таввеннская.
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский.

В Народном календаре - АННА ХОЛОДНИЦА. АННА ЗИМОУКАЗАТЕЛЬНИЦА.

Август только начался, а по старому счислению (Юлианский календарь) вообще ещё июль, но уже начинаются холодные утренники и холодно ночами. Говорили: "Анна утренники припасает". В некоторых местностях "утренником" называли холодное утро. Но вот если конкретно утром в день святой Анны холодно, значит ждали и зимы холодной. А если быть более точными, то "Какова погода до обеда - такова зима до декабря; какова погода после обеда - такова зима после декабря".

Но не везде день называли в честь праведной Анны. В некоторых местностях отдавали предпочтение преподобному Макарию.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcg1mrae5p2ngrmu31sd112i67.png
Родился Макарий в 1349 году в Нижнем Новгороде. Будучи 12-ти лет от роду он, ни слова не сказав родителям, ушёл из дома и поселился в Печерском Нижегородском монастыре. Только через три года родители узнали где он и отец приехал чтоб увидеть своего сына. Но благочестивый отрок от свидания с отцом решительно отказался, только недолго поговорил с ним через стену. Вскоре Макарий ушёл из обители и поселился в пещере близ озера Желтые Воды, куда к нему стали стекаться такие же любители уединения. О том как дальше сложилась жизнь преподобного и какие его ожидали приключения в татарском плену вы можете узнать прочитав его "Житие". Есть краткое изложение, есть и более полное. Есть и народные легенды. Надо ещё сказать, что народ, создавая легенды, иногда соединял в них двух и даже более, Макариев (см. 1 февраля).
Макария считали не только пастырем христиан, но и охранителем домашнего скота и лошадей.
Имя Макарий означает - блаженный, счастливый (греч.).

Так вот. В честь Макария Желтоводского в некоторых местностях день 7 августа и получил своё название:
МАКАРИЙ.

Понятно, что особо почитали святого и день его памяти в Нижнем Новгороде. Там в этот день открывалась знаменитая Макарьевская ярмарка.

Sapere aude

10

Re: Дни календаря (август)

8 августа.

Святые:
Священномученики Ермолай, Ермипп, Ермократ, иереи Никомидийские.
Преподобный Моисей Угрин, Печерский.
Преподобномученица Параскева Римская
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fciukg141ddv5heaflc9518fn7.png

В Народном календаре - ПАРАСКЕВА.
Обратите внимание, что Православная церковь вспоминает в этот день преподобномученицу Параскеву Римскую, а не великомученицу Параскеву Пятницу. Но, как уже неоднократно было замечено, наши люди не особо вникали в церковные тонкости. Они чтили святую Параскеву. Параскева, как и Анна (которую вспоминали вчера) считались "женскими святыми", поэтому женщины два этих дня не работали. Ну, разумеется, хлопоты по дому, вся эта возня с детьми и пляски вокруг мужа работой не считаются.


А ещё сегодня Всемирный день кошек.
Отмечается с 2002-го года, когда Международный фонд по защите животных (Animal Welfare) предложил отмечать 8 августа как Всемирный день кошек (World Cat Day).

Sapere aude

11

Re: Дни календаря (август)

9 августа.

Святые:
Пантелеимон, великомученик, Небесный целитель, покровитель и врачеватель больных.
Преподобный Герман Аляскинский.
Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский.
Преподобная Анфиса Мантинейская, игумения, исповедница и 90 сестер ее.
Равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (Болг.).

Народный календарь выделил в этот день двух святых: Пантелеимона-целителя и Николая Кочанова. Что дало повод некоторым современным составителям назвать 9 августа странным именем Пантелеймон Кочанный. На мой взгляд, это притянуто за уши. Люди наши, конечно, не совсем были грамотны, но не до такой же степени.

Откуда что взялось.
Про Пантелеимона-целителя многие наверняка слышали. Православной церковью он почитается как Небесный целитель, покровитель и врачеватель больных.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fclf4f2ihlq17bj1mbcpv0md07.jpg
И имя у него подходящее для врача: Пантелеимон (Пантелей, Пантелеймон, Пантелимон), что означает - всемилостивый, милосердный ко всем (греч.). Возьму на себя смелость сказать, что как раз таки милосердия современным труженикам от медицины и нехватает.

Блаженный Николай, Христа ради юродивый жил в 14-м веке в Новгороде. Прозвище Кочанов или Кочанный получил не просто так. Был в его биографии эпизод, когда он в пылу ругани с другим Новгородским юродивым схватил кочан капусты, да и запулил в оппонента. Так что не удивляйтесь, ежели на иконе увидите изображение святого с кочаном в руках.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fclfet281gfravd1tst8vrl4tf.png

А какие же названия дню давали в народе.
Само собой, что НИКОЛА КОЧАНСКИЙ, КОЧАННЫЙ, КОЧАННИК.
Говорили, что к этому дню "Вилки в кочаны завиваются", "На Кочанского Николу завиваются кочаны капусты".

Второе название: ПАНТЕЛЕЙМОН ПАЛИЙ.
Да, мы ничего не перепутали, именно что - Палий. Опять от слова "палить". Потому что и в Пантелеймонов день боялись грозы: "На Пантелеймона грех возить хлеб и сено - Пантелеймон сожжёт", "Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб", "Палий - пали копны". Поговорки уже нам знакомы, только с поправкой на имя святого. И чтоб избежать неприятностей, которые могли приключится от грозы, в день Пантелеймона держали пост и молились, просили сохранить хлеб, который ещё не успели вывезти с поля.

Sapere aude

12

Re: Дни календаря (август)

10 августа.

Святые:
Апостолы от 70-ти Прохор, Никанор, Тимон и Пармен.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский.
Преподобный Моисей Печерский.
Мученики Иулиан, Евстафий и Акакий.

Празднование Смоленской иконе Божией Матери "Одигитрия" ("Путеводительница")
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcnd340b1bma1q571q0m59814v97.png

В Народном календаре - ПРОХОРЫ И ПАРМЕНЫ.
Говорили: "Пришли Прохоры и Пармены - не затевай мены". Сейчас трудно сказать откуда взялся такой запрет. Подозреваю, что всё-таки не из наблюдений и опыта, а чисто по зозвучию и рифме.
Интересно ещё вот что. Можно ли считать "меной" покупки в магазине, то есть, обмен денег на товар?
В общем, говоря современным языком, день не для торговли и сделок.

А крестьяне в этот день опять не работали из страха перед грозой. Право, мне уже кажется, что составители календарей что-то напутали. Могло ли такое быть, что из 10-ти первых дней августа половина нерабочие? Но вот ещё пишут, что в некоторых местностях не работали в этот день не из страха перед грозой, а потому что был праздник в честь Смоленской иконы. Проводили крестный ход и молебен, после чего шли по домам к праздничному столу.

Sapere aude

13

Re: Дни календаря (август)

11 августа.

Святые:
Мученик Каллиник, Киликийский, Гангрский
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcq0o8hb127h1i4o9md532106o7.png

Мученица Серафима Римская, дева.
Преподобномученицы Серафима и Феогноста.
Преподобные Константин и Косма Косинские (Старорусские).
Мученица Феодотия и трое чад её.
Михаил Савваит, Едесский, черноризец, преподобномученик.
Мученик Евстафий Мцхетский (Груз.).

В Народном календаре - КАЛЛИНИК. КАЛИННИК. КАЛИНОВ ДЕНЬ.

Имя Каллиник означает - добрый победитель, прекрасный победитель, добросражающийся (греч.).
Но русское ухо уловило здесь два созвучия: "калить" и "калина". Отсюда и приметы. Где "калить" там и "калёный мороз". Но, поскольку у нас тут август, ждали похолоданий, холодных утренников и первых заморозков. Просили: "Пронеси, господи, Калинника туманом, а не морозом".
Что касается калины. Некоторые исследователи пишут, что на Калинника пекли пирожки с калиной. Не думаю, что это было сильно распространено, калина - ягода со специфическим вкусом. 
И, кроме того, не везде она сорревает к этому дню. У нас - точно нет. Специально сегодня сходила и глянула.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqoqtc7a03ciafpi1q797ak8.jpg    http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqoqtc71tv81h7k7ra1kge1p399.jpg

Sapere aude

14

Re: Дни календаря (август)

12 августа.

Святые:
Апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет, Андроник.
Мученик Иоанн Воин.
Преподобный Анатолий Оптинский, Младший.
Преподобный Герман Соловецкий.
Мученики Полихроний, епископ Вавилонский, Пармений, Елима, Хрисотель, Авдон и Сеннис, Олимпий, Максим (Перс, Кордульский).
Священномученик Валентин (Уалентин) Интерамский (Италийский), епископ.
Мученики Прокул, Ефив, Аполлоний.

Народный календарь особо выделил из всех этих святых Силу, Силуана и Иоанна Воина. Получился такой день воинственной мужской силы.

День назвали - СИЛИН ДЕНЬ. СИЛА И СИЛУЯН. ИВАН ВОИН.
Сила и Силуян апостолы от 70-ти, были спутниками апостола Павла.
Имя Сила в переводе с еврейского означает - молчание, покой; в переводе с греческого - хищник.
Силуян переводится как - лес, лесной (лат.).
Но нам, русским людям, до этого никакого дела нет. По-нашему Сила и означает - сила. Так и говорили: "Святой Сила прибавляет мужику силы". А чтоб силы было ещё больше читали заговоры на хлеб и воду, проводили обряды чтоб набраться силушки от земли.
Ещё говорили: "На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна". Потому что спелая рожь клонилась к земле. Работы в поле было много: "Сила хлеб силит", "Рожь посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно".
В общем, всем хорошо кроме ведьм. Почему-то именно в этот день они обмирают, опившись молока. Видимо, не могут удержаться и не обпиться, то есть, неприятности от невоздержанности.

Несколько слов про Иоанна Воина.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fct082pp1o2s1a5ms631qcdaf67.png
Жил Иоанн во времена императора Юлиана (которого впоследствии христианскте хроники прозвали Отступником). Ни для кого не тайна, что император Юлиан христиан недолюбливал и пытался возродить языческие культы. Его воины должны были христиан преследовать и убивать. И вот Иоанн, будучи одним из таких воинов, действовал наоборот: предупреждал и помогал христианам избежать преследования. За что был посажен в темницу, из которой благополучно вышел после смерти Юлиана.
Считается покровителем всех обиженных.
А ещё ему молятся пасечники, прося защиты от воров.

Sapere aude

15

Re: Дни календаря (август)

13 августа.

Святые:
Праведный Евдоким Каппадокиянин.
Священномученики Вениамин, митрополит Петроградский, и с ним архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн.
Мученица Иулитта.

В Народном календаре - ЕВДОКИМОВО ЗАГОВЕНЬЕ.
Заговенье - это последний день перед многодневным постом, когда ещё можно есть пищу животного происхождения. Соответственно, говеть - это значит держать пост.
Так вот. Евдокимово заговенье, это последний день перед Успенским постом, который проходит с 14 по 27 августа, а 28 августа праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Sapere aude

16 (16.08.2022 18:12:36 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (август)

14 августа.

Что отмечает Православная Церковь.
1.) Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
2.) Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
3.) Вспоминает 7 мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елизар,  Евсевон, Алим, Маркелл; мать их Соломония и учитель Елезар.
4.) Вспоминает 9 мучеников: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун, Евклей.

И опять я должна напомнить, что до Революции царская Россия жила по Юлианскому календарю. И наше 14-е августа для них было 1-м. То есть, начало последнего летнего месяца.
Для меня конец лета и приближение осени было заметно по растениям. У иван-чая уже цвели только верхушки, начинала цвести воробьиная трава и воробьи стайками паслись в ней, летел пух с чертополоха и многое другое указывало, что осень уже не за горами.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd4r891b6to1lcr3h11o6rn0j7.jpg

А теперь, давайте по-порядку.
1. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник пришёл из Константинополя. Был там обычай в августе месяце доставать из царской сокровищницы Крест (тот самый) и носить по улицам, чтоб освятить их и очистить от всякой скверны. Народ мог поклоняться этому Кресту до праздника Успения Богородицы, а потом его снова прятали.
На Руси этот день ещё и день Крещения. Считается, что именно 1 августа 988 года случилось событие, которое гениально описал граф А.К.Толстой в своей "Истории государства Российского...":

Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte für immer
Die alte Religion.

Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдём креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.

2. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Это отсылка к победе князя Андрея Боголюбского над волжкими булгарами в 1164 году. Собравшись в поход (добросовестные историки уточняют: "в завоевательный поход") боголюбивый князь усердно молился перед образом Спасителя и иконой Владимирской Божией Матери. И победил таки этих булгар.
Также в этот день (1 августа) византийский император Мануил одержал победу над сарацинами. И тоже не без помощи трёх вышеизложенных святынь.

Вот в связи с такими радостными событиями в церквях проходила торжественная служба Всемилостивому Спасу и Кресту. Выносили крест и проводили водосвятие на реках. Любопытно, что в некоторых местностях устраивали т.н. "иордани", деревянные помосты в виде креста, вроде тех что делали на Крещение. Люди верили что окунувшись в такую "иордань" можно очиститься от грехов, защитить себя от болезней, дурного глаза и несчастий. Говорили: "На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся". Надо отдать должное нашим людям, они думали не только о себе. Они думали и о своей скотинке. Пригоняли на берег реки коров, телят, лошадей и, после того как священник окропит святой водой, заводили их в реку.
В интернете и в книгах почти нет фотографий празднования Первого Спаса. Мне удалось найти вот такую.
Крестный ход и водосвятие. Псковская губ. 1903 год
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd49knls7cf3j9d9irer13b37.jpg


3. 7 мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елизар,  Евсевон, Алим, Маркелл; мать их Соломония и учитель Елезар.
1/14 августа отмечается ещё память ветхозаветных мучеников братьев Маккавеев, живших во 2-м веке до н.э.
В связи с этим, в некоторых местностях день получил название - МАККАВЕЙ, МАКАВЕИ, МАККАВЕЕВ ДЕНЬ.
Поскольку здесь чётко слышится слово "мак", то могли испечь и подать к праздничному столу пирожки или булочки с маком. Напоминаю, что раньше посев и сбор мака не считался преступлением, собранный в этот день мак несли в церковь для освящения. Также читали заговоры и проводили обряды с маковыми зёрнами. У меня записан один такой.
ДЛЯ КРЕПКОЙ ОГРАДЫ
Сыпать вдоль ограды маковые семена с приговором:
"Когда весь мак по маковинке, как человек, соберёшь, тогда и на мой двор войдёшь".

Ещё надо отметить, что поскольку среди мучеников Макковеев упоминается их мать Соломония, в некоторых деревнях поздравляли повитух. Здесь явная путаница. Соломонию, жившую за два века до Рождества Христова, отождествляли с бабушкой-Соломонидушкой, которая по легенде была восприемницей Христа.

4. 9 мучеников: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун, Евклей.
Как-то даже неловко, но вот эти 9 мучеников народом оставлены без внимания. Во всяком случае, мне не встречались сведения о том, чтоб в честь них устраивали какие-либо мероприятия.
Отметим только, что жили они во времена императора Диоклетиана и, желая принять мученический венец, взяли и разрушили капище Артемиды. Ну, эжто христианские источники говорят про "капище". А так-то это ведь мог быть и храм? Короче. Девять человек были усечены мечом за отсутствие веротерпимости.

Но на большей территории России день, разумеется, называли:
СПАС. ПЕРВЫЙ СПАС. МЕДОВЫЙ СПАС. СПАС-НА-ВОДЕ. МОКРЫЙ СПАС.

Почему "На воде" уже понятно. Потому что проводился обряд освящения воды.
А Медовый, потому что в этот день пчеловоды подрезали первые соты, приносили их в церковь для освящения и угощали всех желающих. Да, был такой старинный обычай. И даже поговорка появилась: "На Первый Спас и нищий медку попробует". У нас в деревне сосед держал ульи и, точно помню, угощал нас мёдом, но вот не могу сказать в какой день это было. Позвали нас, угостили, мы и рады были, спасибо.

Что ещё можно сказать про этот день.
Где-то устраивали проводы лета. Молодёжь, как водится, делала куклу из соломы, несли её за околицу и там рарывали на части и пускали солому по ветру. Но могли быть и другие варианты. Куклу могли сжечь или утопить в реке.
Женщины плели венки из колосьев ржи и пшеницы и относили их в церковь.
В общем, день праздничный.
_________
Картина на тему дня.
Богатов Николай Алексеевич, "Пасечник", 1875
Холст, масло. 50 x 73 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd7ri8ja137qafckrj8bnelc7.jpg


Дополнение.
14 августа по Григорианскому календарю это
1 августа по Юлианскому календарю.
Русская Православная Церковь до сих пор живёт по второму.
И именно в этот день (14/1 августа) было принято отмечать Крещение Руси.
Было принято до 2010-го года.
Но в 2010-м Государственная дума постановила считать Днём Крещения Руси 28 июля. Дату эту взяли не с потолка, это день кончины равноапостольного князя Владимира.
Народ безмолствовал, то есть не возражал.
Невоцерковленным мирянам, видимо, было пофиг, а воцерковленные православные христиане привыкли придерживаться установки, что "Всякая власть от Бога". Вот решила власть праздновать Крещение Руси 28 июля, так значит Богу угодно.
Спаси нас, Христос!

Sapere aude

17 (01.09.2021 18:22:25 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (август)

15 августа.

Святые:
Стефан, апостол из 70-ти, архидиакон, первомученик.  
Праведные Никодим, Гамалиил, Авив.  
Блаженный Василий, Московский, Христа ради юродивый.
Блаженный Василий Спасо-Кубенской (Коломенский), преподобный.
Священномученик Стефан, папа римский, и иже с ним.

Про апостала и первомученика Стефана мы уже рассказывали 9 января. Сегодня вспоминают его же, но повод другой: 15 августа Перенесение мощей святого из Иерусалима в Константинополь. Событие это имело место быть в 428 году.

В Народном календаре - СТЕПАН СЕНОВАЛ.
В большинстве местностей сено уже высушено и убрано, но отрасла отава - вторая трава после скошеной. И вот эту отаву тоже начинали косить. Хоть и не шла она в сравнение с летним сеном, но всё-таки: "И отавка сену прибавка", "Отава, осеннее сено, летнее прибережёт".
А ещё апостол Стефан почему-то считался на Руси покровителем лошадей. Этнографы сообщают что в день его памяти лошадей "поили через серебро". Опускали в воду серебряную монетку и давали лошадям пить. Потом монетку прятали в конюшне под ясли. Вот как пишет об этом И.П.Калинский: "... в старину, на день святого Стефана ... животных, покровительстуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Обыкновение это теперь почти забыто народом, и вместо того поселяне наши в день святого Стефана кропят своих лошадей священною водою" (конец цитаты).

______
Картина на тему дня.

Поплавский Людвиг Людвигович.
"Сенокос".
Холст, масло. 31 x 55 см
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fegrpkri1t2ihh68ntuk4am37.jpg

Sapere aude

18

Re: Дни календаря (август)

16 августа.

Святые:
Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст.
Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский.
Мученик Раджен Перс (Груз.).
Преподобный Косма, скопец и отшельник.

Из всех этих святых люди наши выделили особо Исаакия и преподобного Антония Римлянина, Новгородского, известного тем что родился в Риме и приплыл в Новгород на камне (да-да, именно на камне, такое время было тогда, время чудес, 11-й век от Р.Х.)

В Народном календаре - АНТОН ВИХРОВЕЙ. ИСААКИЙ МАЛИННИК.
Ну или - ИСААКИЙ ВИХРОВЕЙ и АНТОН МАЛИННИК.
В разных местностях по-разному называли день. Но смысл примерно одинаков: гадали о погоде по ветрам и собирали малину.
Говорили: "Каковы Антоны-вихровеи, таков октябрь", "На Исакия допрашивают вихри о зиме", "Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму", "На Исакия вихри - к крутой зиме".
А ещё говорили так: "На Исакия-малинника иди в лес за малиной".
_______
Хорошо идут заговоры на ветер и на ягоды.

Sapere aude

19

Re: Дни календаря (август)

17 августа.

Святые:
7 отроков Ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин, полковой судья), Антонин.
Преподобномученица Евдокия.
Мученик Елевферий.

В Народном календаре день имеет несколько названий:
СЕМЬ ОТРОКОВ
АВДОТЬЯ СЕНОГНОЙКА
АВДОТЬЯ МАЛИНОВКА
АВДОТЬЯ ОГУРЕЧНИЦА
ЕВДОКЕИ
АВДОТЬИ МАЛИННИКИ

Авдотья, это русский вариант имени святой Евдокии, которую также называли персидским именем Ия. Вероятно, это второе имя она получила в персидском плену куда попала вместе с 9000 других христиан и где претерпела мучения с приняла смерть за свою веру.
Из названий дня сразу понятно чем были заняты русские крестьяне.
Собирали малину.
Беспокоились о сене, не сгнило бы.
Собирали поздние огурцы.

А теперь надо рассказать про семерых Ефесских отроков.
Отметим, что в церковном употреблении отроком называют ребёнка от 7 до 14 лет.
Но вот сколько лет было конкретно этим отрокам история умалчивает. Говорится только, что были они сыновьями знатных родителей и состояли на военной службе. Во времена императора Декия (прм.250 г) они открыто объявили себя христианами и были замурованы в пещере.
Но через двести лет чудесным образом проснулись.
За подробностями я, как всегда, отправляю к святителю Димитрию Ростовскому (или см. spoiler).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd7kt0b31sej16ke26f16461jhq7.jpg

+ открыть спойлер

ЖИТИЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ: МАКСИМИЛИАНА, ИАМВЛИХА, МАРТИНИАНА, ИОАННА, ДИОНИСИЯ, ЕКСАКУСТОДИАНА (КОНСТАНТИНА) И АНТОНИНА
Семь ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
(Азбука веры)

Семи отрокам молятся люди, страдающие бессонницей и родители чьи дети плохо спят.
Но от детской бессонницы записано ещё много народных заговоров.
Приведём парочку.

1. Если ребёнок по ночам кричит, его брали на руки и несли в курятник, там читали заговор:
Куры белы, куры рябы,
куры жёлты, куры пёстры,
куры чёрны,
возьмите свои ночницы,
а рабу Божьему младенцу (имярек),
дайте доброе здоровье и сон.

2. Девочке в колыбель клали прялочку и веретено, мальчику - лук и стрелы. Заговор обращён к мифическим персонажам ночницам-щекотницам. Раньше верили, что именно эти зловредные щекотницы не дают ребёнку спать.
- Вот тебе прялка, кудешка и веретено - пряди, а не дитём играй.
- Вот тебе стрелка и лучок - играй стрелкой и лучком, а не нашим дитём.

_______
Картина на тему дня.
Игнатьев М.И.
"Нянька", 1913,
Краснодарский краевой художественный музей.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd9g1bpg15orcm4gpl193v1d0n7.jpg

Sapere aude

20

Re: Дни календаря (август)

18 августа.

Святые:
Мученик Евстигний.
Преподобный Иов Ущельский.
Мученик Понтий Римлянин.
Священномученики Анфир и Фавий, римские папы.
Мученики Кантидий, Кантидиан, Сивел Египетские.
Праведная Нонна, мать святого Григория Богослова.

В Народном календаре - ЕВСТИГНЕЙ ЖИТНИК.
Житник от слова "жито". Посмотрим что это слово означает у В.Даля:
Жито.
ср., моск., ряз., вят. ·и·др. (от жить?) всякий зерновой, немолотый хлеб, от гл. жать, как южн. пашеница, вместо пшеница, от пахать. Тут всякого жита по лопате. Затем, названье это придано известным родам хлеба:
| жито южн. рожь;
| твер. яровая рожь, овод;
| вост. яровой хлеб, яровое зерно: овес, ячмень, пшеница, греча;
| сев. собственно ячмень, житарь, житник яросл.
| пск. варево из ячменя с горохом или с бобами.
Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир!

Продолжается пора жатвы.
Отметим такой момент: косой - косят, а жнут - серпом.
В качестве иллюстрации пара картин.

Мясоедов Г.Г.
"Страдная пора (Косцы)", 1887
Холст, масло 179 х 275 см
Государственный Русский музей, СП-б.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fda7f9hdn88elp2518sn133i7.jpg

Пимоненко Н.К.
"Жатва на Украине", 1896 холст, масло Волгоградский областной музей
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fda8pjcgdmh1odb107tpquvc9l.jpg

В России в разных местностях были разные традиции, связанные с уборкой урожая. Где-то определённые культуры только косили, а другие - только жали. Где-то работали на жатве только женщины-жницы, а где-то были и мужчины-жнецы.
В августе работы всем хватало, чаще всего женщины жали, а мужчины сеяли озимые. Говорили: "Одной рукой жни, другой - сей".
Надо было не только собрать и сохранить урожай, но и позаботиться о земле, чтоб она не потеряла своих производительных сил на следующий год. Для этого не только соблюдали некие запреты, но и выполняли различные обряды, читали заговоры. Например, на жатве девушкам было запрещено петь и вообще лучше было вовсе не разговаривать. Пели только замужние женщины, которые имели детей и не вышли ещё из детородного возраста. Некоторые исследователи связывают этот обычай с тем, что Мать-Сыра-Земля тоже имеет женскую природу, она беременеет урожаем и сбор урожая это своеобразное "принятие родов". То есть именно женщины находятся в неком резонансе с Землёй.
На день Евстигнея Житника проводили обряд заклинания жнивы на все четыре стороны. Один из вариантов такого заклинания я нашла, но не могу сказать насколько он древний. Далее цитата:
Ранним утром по белой зорьке выходили на поля старики и старухи и, повернувшись лицом к востоку, выкликали: "Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!"
Затем, полив землю, принесённым из дома конопляным маслом, поворачивались на запад: "Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!" Вновь запечатывали слова-заклятья пролитым на пашню маслом и, обернувшись к югу, говорили: "Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!" И, плеснув масло, продолжали, обращаясь к северной стороне: "Мать Сыра Земля!Уйми ты ветрыполуночные с тучами и морозами!" После этого пузырёк с остатками масла разбивали оземь и расходились по домам (конец цитаты). ("Русский народный календарь".)
Лично мне это заклятье кажется каким-то сомнительным. Но в любом случае, принцип понятен.

Sapere aude

21

Re: Дни календаря (август)

19 августа.
Официальное название церковного праздника
Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа.

Откуда оно взялось.
В конце своей земной жизни Иисус открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и на третий день воскреснуть. Он взял трёх апостолов (Петра, Иакова и Иоанна) и пошёл с ними на гору Фавор близ города Назарета. Там он преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Затем гору и всех кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение; Его и слушайте" (Мф. 17; 5).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1dikjsl7liti15m01e4310pk4a07.jpg

В Народном календаре праздник называется - ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ВТОРОЙ СПАС, СПАСОВ ДЕНЬ, СПАС НА ГОРЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

По традиции в этот день в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая. Поэтому в народе этот день называют Яблочный Спас, или Второй Спас, или Спас на Горе (для остряков-самоучек специально уточняю, что ударение в последнем слове на "е").
Если про Первый Спас говорили: "Первый Спас- бери рукавицы про запас", то со Вторым уже более серьёзно: "Второй Спас - шубу припас".
Считается, что с этого дня природа начинает преображаться - желтеют листья, ночи становятся холоднее. Я помню, что в августе в деревне днём мы ходили в лёгких платьях и блузках, а на вечерние посиделки у костра одевались уже основательно, в тёплые куртки. Вода в водоёмах тоже становилась холоднее с каждым днём.

В некоторых местностях Второй Спас - это встреча осени. К сожалению, пока не нашла сведений, как эта встреча была обставлена, какие обряды проводились. 
Масса информации только про освящение плодов.
С самого утра в церковь приносили: яблоки, картофель, огурцы, горох, репу, брюкву; располагали всё это на специальных столах. Здесь же ставили посуду с зёрнами ржи, ячменя и пр. Священник выходил и благословлял эти плоды. Прихожане разговлялись яблоками и обязательно часть оставляли для причта и для раздачи нищим. Помните, на Медовый Спас говорили: "Сегодня и нищий медком угостится". А на 19 августа была другая поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Разговлялись - это значит в первый раз ели яблоко этого года. До наших дней существует поверье (и я лично знала людей, которые мне об этом рассказали), что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители яблоки ели до этого срока - не дают.
Здесь надо помнить, что поверье это идёт из времён, когда крестьянки рожали почти каждый год и из 10-ти детей, дай бог, выживали трое.

Из церкви шли домой и сразу приступали к сбору яблок, веря, что собранные в этот день, они будут лучше и дольше храниться. Разумеется, яблоки поздних сортов оставляли до их созревания.

Многие считают необходимым посетить в этот день кладбище, помянуть усопших, положить на могилки яблоки.

В некоторых губерниях (исследователи чаще всего называют Псковскую, Новгородскую, Вологодскую) устраивали общие застолья. На улицу выносили столы и угощения, прежде всего яблоки в разных видах: пироги и ватрушки с яблоками, яблоки печёные и яблочный квас.
У нас в деревне сейчас появились люди, которые взялись возрождать старые народные традиции. И в прошлом году (19.08.2020) устроили нечто подобное. Сама я не присутствовала, но фотографии посмотрела. Теперь делюсь с вами:
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpamlk12r01cdsj2dgur1hv2o.jpg    http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpa1pgu7ou601vj719ro1mdg25.jpg

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp80p53fmhsp16hh168c1ldr7.jpg   http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp9b6qhe319ij1pb8j8o1bm21i.jpg

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpcc02mfspao1d8891irj743.jpg    http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp8ks7dbbqoj4661pr4qkuq.jpg

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpbhiq1i8mtdguutgv1ni36.jpg    http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpdl0jdoo147r1od4145u1rka4r.jpg

Также существовал обычай ходить вечером с песнями провожать закат. Вот тут не знаю, ходили наши или нет.

И ещё момент. В некоторых местностях в этот день разговлялись не только яблоками, но и горохом. Этнографы описывают как целые толпы людей из церкви шли на гороховые поля и там просто обжирались, а детвора, "которая целый день ныряет в зелёных кустах, наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу" (Максимов С.В.).

А накануне Преображения (в ночь с 18-го на 19-е, до того как пропоют петухи) пчеловоды приносят дары Водяному: свежий мёд и воск.

Sapere aude

22

Re: Дни календаря (август)

20 августа.

Святые:
Преподобномученик Дометий Персянин.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский.
Преподобный Антоний Оптинский.
Преподобный Пимен Многоболезненный и Пимен Постник, Печерские.
Преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский.
Мученики Марин и Астерий.
Преподобный Ор.
Преподобномученица Потамия, чудотворица.

Вот кажется давно-ли было 4 августа, день, который называли Мария Ягодница и дружно шли в лес за малиной, а сегодня уже 20-е число и говорят по-другому: "Пимены-Марины не ищи в лесу малины".
В Народном календаре день так и назывался : ПИМЕНЫ - МАРИНЫ.
Ну, или: МАРИНЫ - ПИМЕНЫ.

Потому что вспоминали православные в этот день преподобного Пимена Многоболезненного и Пимена Постника, Печерских. А также мучеников Марина и Астерия.
Да, это именно мученики, а не мученицы: Мари́н Кесарийский (Палестинский), Асте́рий Синклитик.

А ещё говорили: "Спустя лето по малину в лес не ходят". То есть, в представлении русского крестьянина, лето уже кончилось. Не просто ж так вчера Преображение было, встреча осени, Осенины.

Sapere aude

23

Re: Дни календаря (август)

21 августа.

Святые:
Святитель Емилиан, исповедник, епископ Кизический.
Преподобный Григорий Печерский, иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах.
Преподобный Григорий Синаит.
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие.
Святитель Мирон, чудотворец, епископ Критский.
Мученики Елевфертий и Леонид.

Православная Церковь вспоминает преподобных Зосиму и Савватия несколько раз в году (см. 30 апр.). Сегодня же отмечается перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdk7vd9817kf43revjgao1k8j7.png

В Народном календаре это событие не отражено.
День носит название - МИРОН ВЕТРОГОН.

Говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут".
Как видите, опять указание на то что лето, в общем-то, уже закончилось.
Ходили в этот днень на перекрёстки, спрашивали ветер (вихорь) какова будет зима.
Современные ведуны, колдуны и маги работают со стихией Воздуха. Читают заговоры на ветер и проводят соответствующие обряды.

_______
Картина на тему дня.
Никольский Анатолий Николаевич. 
Ветер. 
Холст, масло. 73х80. 1960-е. 
Новосибирский государственный художественный музей.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdmim1lvqnn12mj1tplno11jve7.jpg

Sapere aude

24

Re: Дни календаря (август)

22 августа.

Святые:
Апостол Матфий.
Собор Соловецких святых.
Мученик Антоний Александрийский.
Преподобный Псой Египетский.
Мученики Константинопольские Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрицианка и другие.

В Народном календаре день никак не выделен.
Вполне допускаю, что в некоторых местностях он мог называться - АПОСТОЛ МАТФИЙ (но, подчёркиваю, это моё предположение, документальных сведений пока не нашла).

Кстати, не путайте апостола Матфия с апостолом Матфеем, это разные персоны. Но оба имени еврейского происхождения и оба имени в русском варианте передалали в Матвея.

Апостол Матфий был одним из учеников Иисуса Христа и после Вознесения был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdmjbs2pqdd1vi3le7mgj8ta7.jpg

Sapere aude

25

Re: Дни календаря (август)

23 августа.

Святые:
Мученики архидиакон Лаврентий; Сикст, папа Римский; Феликиссим и Агапит диаконы, Роман, Римские. Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский.

Как видите, в этот день вспоминают двух святых с именем Лаврентий.
Архидиакона Лаврентия, пострадавшего за свою веру при императоре Валериане почитают и католики и православные.
На Руси почитается как целитель глазных болезней. Ему молятся при болезнях глаз.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdn3pqb76k7hve15jk1o2ib67.png

А на Руси известен ещё блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый.
http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdn3s4s1139nn9i1frf1odqv4uv.png
Обратите внимание, что на иконе он изображён с топором (или с секирой). И это не просто так.
Когда в мае 1512-го года на Калугу напали крымские татары, Лаврентий схватил топор и чудесным образом оказался в самой гуще сражения.

В Народном календаре день носит название - ЛАВРЕНТИЙ.

Никаких особых примет и обрядов на этот день не записано, вот разве что жители Тульской губернии ходили в полдень смотреть на воду в водоёмах: тихая вода к тихой безветренной осени и зиме без сильных вьюг.

Sapere aude