Нарыла
Аспид — не только змея, но и камень. Его описание приводится в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.):
«1. Аспид есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светлозеленый, чтобы в нем струи червленыя проходили сквозь.
2. Toго камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде.
3. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймет и водоточную болезнь изгонит.
4. Тот же камень помещен женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет.
5. Тот же камень утробу кроваву уймет и у жен лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подает, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою своею исполнен есть» <Флоринский, 1880>.
Нательный крест из камня аспида оберегал от лихорадки (см. ЛИХОРАДКИ).
Старинное значение слова «аспид» — «яшма, пестрый плитняк», — очень отдаленно, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-«хозяйках» подземных недр, которые таятся среди камней, — приводит и В. Даль <Даль, 1880>.
У крестьян Архангельской губернии аспид — «ехидный», но опять-таки «связуется с представлением о змее».
Sapere aude