На протяжении двухсотлетнего, начиная с середины XIV по середину XVI веков, периода охоты на ведьм к обвиняемым в колдовстве применялись самые жестокие и изощренные пытки. Делалось это с целью вырвать у ведьм признание и заставить назвать имена сообщников. В "МОЛОТЕ ВЕДЬМ" (1486) написано, что "справедливость требует, чтобы ведьма не была приговорена к смерти, пока не сознается". Таким образом, пытка неизменно вела к признанию и последующей казни.
В 1320 году инквизиция признала колдовство ересью. К этому времени пытка была традиционным способом заставить обвиняемого признать вину. Пытки разрешались римскими законами и применялись к людям, обвиняемым в совершении различных преступлений. Были разработаны хитроумные приспособления и процедуры, чтобы жертва испытывала мучительную боль, но оставалась в живых. Многие из пыток применялись к обвиненным в колдовстве.
Между 1435—1484 годами, охота на ведьм распространилась по Европе подобно эпидемии. Клириками и демонологами было написано не меньше двадцати восьми трактатов. В 1484 году папа ИННОКЕНТИЙ VIII издал буллу против колдовства, и с этого момента преследование ведьм достигло пика. Католическая и протестантская инквизиция применяла изощренные пытки, проводила планомерное истребление ведьм, особенно на территории Германии, Франции, Италии и Щвейцарии.
В Шотландии в период правления Якова VI (или Якова I Английского), также были в ходу жестокие пытки. Пытки были не столь распространены в Англии, Ирландии и Скандинавии. В Англии со временем их вообще запретили. В Америке практика пыток не получила распространения, единственный случай их применения — это процесс над Салемскими ведьмами, но эти истязания были не столь жестоки, как в Старом Свете.
Бесчисленное количество жертв подверглось пыткам и было казнено на протяжении XVI — XVII веков. Инквизиторы в основном руководствовались трактатами, подобными "Молоту ведьм", написанному Генрихом Крамером и Джеймсом Шпренгером, инквизиторами-доминиканцами, состоящими при папе Иннокентии VIII.
Сперва обвиняемую принуждали признаться, затем ее раздевали донага, брили наголо, кололи, ища на теле нечувствительные места, и смотрели, нет ли на теле пятен, которые можно было бы назвать дьявольскими метками (МЕТКА ДЬЯВОЛА). "Молот ведьм" предупреждает, что большинство ведьм упорствует и на этом этапе не признается. Их нужно запустить в "машину пыток".
Перед пыткой палач обычно отводил жертву в сторону и объяснял ей механизм пытки и производимый ею эффект, призывая осужденную к признанию. Иногда угрозы пытки оказывалось достаточно, чтобы добиться признания, считавшегося добровольным; это добавляло веса Инквизиции в деле борьбы с засильем ведьм. Если жертва признавалась после легкой пытки, такое признание также считалось добровольным.
"Молот" замечает, что ведьме, которая не признается даже под пыткой, помогает дьявол, делая ее "столь нечувствительной к боли, что скорее разорвешь ее на части, чем добьешься правды. Но даже и в этом случае нельзя пренебрегать пыткой, поскольку не все ведьмы наделены этой способностью в равной мере".
Во время пытки инквизитор задает те же вопросы, что и на первом допросе, а секретарь записывает ответы жертвы. При этом были нередки ошибки, особенно в тех случаях, когда необразованная жертва владела лишь диалектом. Очень часто секретари сокращали протоколы, ставя в них "и т. д.", вместо того чтобы записывать подробности. Иногда точный ответ жертвы вообще не приводился, а указывалось, что на вопросы, как правило, содержащие обвинение, дан утвердительный ответ. Пытка продолжалась до тех пор пока жертва не сознавалась. Палач следил за тем, чтобы не запытать ее до смерти, прекращая пытку, если жертва теряла сознание. Ее уводили в камеру, давали прийти в себя и восстановить силы, а на следующий день подвергали новой многочасовой пытке.
Каждая новая пытка была более жестокой, чем предшествующая ей. За это палачу и членам трибунала платили, обычно из конфискованных у жертвы средств. Если у обвиняемой не было денег, ее родственники оплачивали судебные издержки, включавшие не только стоимость пытки, но и затраты на питание палача, дорожные расходы, "развлечения" и фураж для лошади. Услуги ассистентов оплачивались особо.
В то время как злополучная жертва кричала, палачи и судебные исполнители вели себя как дети, испугавшиеся темноты. Они кропили орудия пыток святой водой, писали на них слова Soli Deo Gloria ("Во Славу Божию"), что якобы должно было служить им защитой от колдовских чар. Они носили амулеты из освященного воска и трав и непрерывно крестились, чтобы ведьма не наслала бы на них беды с помощью черной магии. Инквизиторы заставляли жертв нить "ведьмин бульон", напиток, приготовленный из пепла сожженных ведьм, который не позволял им навредить своим палачам.
Если обвиняемая не признавалась несмотря на самые жестокие пытки, инквизиторы видели в этом дело рук дьявола. "Молот" привода в качестве примера суд над ведьмой из немецкого города Хагенау, дававшейся хранить молчание с помощью порошка, который она получила, убив некрещеного новорожденного младенца, мальчика-первенца; якобы она зажарила его с некими травами и растолкла порошок. Любая ведьма или преступник, обладавшие таким порошком, не могли сознаться в совершении преступления.
Конкретные виды пыток различались в зависимости от страны, где проходил суд. Пытка на дыбе, к примеру, не применялась в Шотландии и Англии, но была распространена во Франции. В 1652 году в Рийе Сюзан Годри была вздернута на дыбу, хотя женщина "истошно кричала", что она не ведьма. Как свидетельствует протокол, в конце концов обвиняемая призналась и была повешена и сожжена. Палачу уплатили четыре ливра шестнадцать су.
Жертв нещадно били кнутами. Специальной железной вилкой с острыми зубьями рвали грудь. Раскаленными щипцами рвали тело. Раскаленными железными прутьями выжигали плоть, их вводили во влагалище и прямую кишку. В особых случаях "Молот" предписывал прибегнуть к испытанию раскаленным железом, при котором ведьму заставляли держать раскаленный железный брус, если она не могла его удержать, то признавалась виновной. Часто эта пытка применялась тогда, когда жертва теряла способность чувствовать боль.
Приспособление, называемое "клещи", служило для того, чтобы срывать ногти с пальцев. В 1590 — 1591 годах в Шотландии ДЖОН ФАЙАН подвергся этой пытке. После того, как ему сорвали ногти, в обнажившуюся плоть вгоняли иголки.
Испанский сапог (boots, bootikens (англ.), cashilielaws (шотл.)) — варварское приспособление в виде полых клиньев, которые обхватывали ноги от щиколоток до колен. Палач с помощью тяжелого молота затягивал клинья, сжимая ногу. При каждом ударе инквизитор повторял вопрос. Клещи иногда впивались в ногу так сильно, что срывали плоть, дробили кости, порой до того, что вытекал костный мозг.
Точно так же действовали тиски для больших пальцев, или pinniewinks; ими зажимали большие пальцы рук и ног в области ногтей, так что выступала кровь. В 1629 году женщина из Проснека в Германии терпела эту пытку с десяти утра до часа пополудни, когда палач и судебные исполнители отправились обедать.
В число пыток входило и стягивание головы веревками, прикладывание к подмышкам и паху горящих перьев, обмокнутных в серу, погружение пальцев и кистей рук в кипящую воду и масло (считалось, что дьявол помогает ведьмам выдержать эту пытку; если обвиняемая проходила через нее, то это означало, что она в сговоре с дьяволом), выкалывание глаз. На голову лили спирт, а затем поджигали. Ломали кости и рвали связки на пыточном колесе. Часто вырывали ноздри, поскольку кровотечение якобы лишало ведьму колдовских способностей.
Применялась и пытка водой, при которой в горло жертвы вливали большое количество воды, иногда кипящей, и просовывали в горло же ткань, завязанную узлами. Затем резким движением ткань вырывали, при этом повреждая пищевод жертвы. Разновидностью этой пытки была пытка жаждой, когда обвиняемую кормили соленой пищей и поили соленой водой.
Одной из самых изощренных пыток была пытка на дыбе, которую приберегали напоследок. Руки жертвы связывали за спиной и подвешивали за них на шкив. Ее поднимали к потолку, а затем отпускали, рывком веревки смещая кости плеч, кистей, локтей. Эта пытку делали более суровой, привязывая к ногам жертвы груз, усиливая мучения жертвы, выворачивая бедра, щиколотки и колени. Во Франции к ногам привязывали грузы, вес которых колебался от сорока до двухсот и более фунтов, известен случай, когда гиря весила шестьсот шестьдесят фунтов.
Как правило, не было ограничений суровости пыток, применяемых к обвиняемым в колдовстве. Допускалось все, вплоть до откровенного садизма, что могло заставить ведьму признаться. Неудивительно, что многие признавались лишь для того, чтобы избежать еще больших мучений.
Но с признанием страдания несчастных не кончались. Их, как правило, приговаривали к смертной казни, лишь в исключительных случаях освобождали или ссылали. По дороге к виселице или костру осужденных секли, жгли их раскаленным железом, поджигали, клеймили, отрубали пальцы и кисти рук и отрезали языки. Тело жертвы прибивали к виселице гвоздями, а эта ужасная работа приносила палачу дополнительную выручку.
Одним из эффективных видов пытки были пытки членов семьи обвиняемого в его присутствии. В 1594 году Алисон Бэлфур из Оркни принудили смотреть, как истязают ее престарелого мужа, сына и семилетнюю дочь. Разумеется, обвиняемая тут же признала себя виновной.
В Англии пытки, вызывающие физическую боль, были не столь распространены, как в других странах Европы. Вместо этого практиковались пытки утомлением. Одной из самых распространенных была пытка бодрствованием, при которой жертве не давали спать, пока у нее не начинались галлюцинации и она не признавалась. Известнейший английский инквизитор МЭТЬЮ ХОПКИНС практиковал пытку хождением, при которой жертву заставляли холить взад-вперед, пока не доводили ее до полного изнеможения. Если позволяли условия, охотники на ведьм заставляли своих жертв плавать (ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ): связав им руки и ноги, бросали в воду, проверяя, удержатся они на воде или утонут. Если же они не тонули, то признавались виновными. Считалось менее страшным, если погибнет невинный человек, чем ведьма избегнет наказания. Эта пытка применялась также в Европе и Американских колониях.
В середине XVII века практика пыток и казней ведьм изжила себя. Напуганные эксцессами власти предпринимали шаги к запрещению или ограничению пыток и заменяли смертный приговор на пожизненное заключение или ссылку. В Германии эрцгерцог Брауншвейгский и архиепископ и курфюст Менца были так потрясены жесткостью палачей и фактом, что судьи принимали к рассмотрению признания, полученные под пытками, что запретили пытки в своих землях и побудили остальных последовать их примеру.
Демонстрируя варварство и абсурдность пыток, эрцгерцог Брауншвейгский пригласил двух священников-иезуитов послушать признание женщины, обвиняемой в колдовстве, заточенной в темнице. Одним из них был ФРИДРИХ ФОН ШПЕЕ. Тайком от иезуитов эрцгерцог поручил палачам вырвать у жертвы признание в заранее указанных им преступлениях. В присутствии священников палач начал допрашивать жертву под пыткой. В конце концов женщина призналась, что посещала шабаши на горе Бокен, служившей традиционным местом проведения сборищ ведьм. Далее она заявила, что в них участвовали и иезуитские священники, причем на шабашах они своими бесчинствами превосходили многих его участниц. Они превращались в козлов, волков и других животных и совокуплялись с ведьмами, которые потом родили одновременно по семь младенцев с жабьими головами и паучьими лапками вместо мог. Когда ее попросили назвать имена священников, она назвала имена двух иезуитов, присутствующих при пытке.
Шпее и его коллега были весьма обескуражены. Эрцгерцог раскрыл им свою подставку, заметив, что целью ее было показать, что под пыткой можно вырвать любое признание. Это произвело на Шпее столь сильное впечатление, что он превратился в ярого противника процессов над ведьмами, описав их ужасы в книге Cautio Criminalis ("Предостережения Обвинителям"), опубликованной анонимно в 1631 году.
Против мании преследования ведьм выступали также РЕДЖИНАЛЬД СКОТ и Томас Гоббс в Англии, Мишель де Монтень во Франции и Альфонсо Салазар де Фриас, Великий инквизитор Испании. Законы, запрещающие применение пыток при допросах, были приняты в 1649 году в Шотландии, в 1654 — в Бранденбурге, в 1652 и 1662 — в Англии и в 1682 — во Франции.
Sapere aude