51

Re: Павловск

Великий князь Михаил.

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ebt0ofot17pm1gq61vhd5qn1ha07.jpg

Самый младший порфирородный сын императора Павла I. Именно отец выбрал ему имя святого архангела Михаила, в честь которого был назван и любимый Павлом I Михайловский замок с домовой церковью Архангела Михаила. На крещение Михаила была написана житийная икона святого. Специальным приказом императора Михаил назначался генерал-фельдцейхмейстером российской армии и шефом Гвардейского артиллерийского батальона, связав, таким образом, всю жизнь младшего сына с артиллерией, которой он будет честно и беззаветно служить.

Его детские годы прошли вместе с братом Николаем, старше его на полтора года. В отличие от Николая Михаил обладал более мягким и покладистым характером. Вместе с братом участвовал в заграничном походе 1814-1815 годов и параде русских войск в Париже. В 1817-1819 годах с образовательной целью совершил поездку по России и путешествие в Европу.

По возвращении в 1819 году приступил с исполнению обязанностей генерал-фельдцейхмейстер и управлению Артиллерийского батальона. Тогда же по распоряжению императора Александра I для Михаила строится новый дворец – Михайловский по проекту К.И. Росси. Настало время женить Михаила, и Мария Федоровна нашла ему невесту в Вюртембергском семействе, свою внучатую племянницу Шарлотту, которая была хорошенькой и прекрасно образованной девушкой. В 1823 году Шарлотта приехала в Россию, где приняла имя Елены Павловны, и в феврале 1824 года стала его женой.

С вступлением на престол своего брата Николая стал его верным помощником по всех государственных и военных делах. По его инициативе было создано Артиллерийское училище, позднее получившее имя Михайловского. Являлся главным начальником Пажеского корпуса, военно-сухопутных кадетских корпусов, Дворянского полка, командиром Гвардейского корпуса. Курировал заводы, создававшие новейшие по тем временам артиллерийские орудия. Будучи строгим военным начальником, радетелем дисциплины, в общении был добрым и веселым собеседником, рассказчиком и балагуром. Не зная отдыха, Михаил Павлович страдал болезнью сердца, отчего и скончался в возрасте 41 года.

Портрет.
Портрет великого князя Михаила Павловича (1798-1848)
Дж. Доу, 1823 год

Sapere aude

52

Re: Павловск

  Jaine пишет:

Великий князь Михаил.
...
Михаил Павлович страдал болезнью сердца, отчего и скончался в возрасте 41 года.

Мне указали на неточность. Михаил умер в 51 год.

Сведения из Википедии: Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января (8 февраля) 1798, Санкт-Петербург — 28 августа (9 сентября) 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления).

Так что теперь мы знаем и что такое "порфирородный". Раньше я как-то об этом не задумывалась.

Sapere aude

53

Re: Павловск

   Jaine пишет:

Великий князь Михаил.
...
Самый младший порфирородный сын императора Павла I. Именно отец выбрал ему имя святого архангела Михаила, в честь которого был назван и любимый Павлом I Михайловский замок с домовой церковью Архангела Михаила. На крещение Михаила была написана житийная икона святого.

А вот тут я сама впала в сомнение. Примерно знала, что такое житийная икона, но задумалась на тему: "Ну какое житие у Архангела?" Стала искать на православных ресурсах определение, вот что нарыла:

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках.
Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.
Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами.

Так вот, на счёт житийной иконы Архангела Михаила.
Оказывается, она существует, только более правильно называть "... с деяниями".

http://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ec4q600amq189k134k13ri2dt7.jpg

Sapere aude