1

Тема: Род

Для начала скину в тему всё что у нас есть про это.

Sapere aude

2

Re: Род

 Jackal пишет:
М...М пишет:
Jackal пишет:

Есть и такая фигня..Карта Рода

Можете рассказать что это?

Рассказывать долго.Но вкратце если.Души(личности)приходят на Землю по отдельным каналам(их еще называют родовые столбы),каждый род имеет свою характерную черту(особенность передающуюся из поколения в поколение)программу вокруг которой и был сформирован этот столб(эгрегор)..Которая передается по женской линии..Есть хранительницы рода несущие эту программу(женщины с ярко выраженными качествами этой программы)Обычно через поколение.Бабка-внучка.Мужики-нет.Они подпитуют род.Вот эту программу и можно выразить Арканом Таро.Как и любую черту характера.Это я и называю-Карта рода.Есть главенствующая(Ст.Аркан).И по одной из каждой масти.Агрессивность,Созидательность,Духовность и Материальность(Стабильность)..

Sapere aude

3

Re: Род

  Jackal пишет:

Одал.Руна обозначающая Род.Семью...Сама Руна мне напоминает дом.Крепко стоящий на сваях-"ногах" на земле..Как бы пустивший корни в землю..Такая добротная деревянная изба..Сруб.Семья..Кому же не хотелось иметь крепкую добротную семью?Жену красавицу-хозяюшку..Мужа красавца-каменную стену..Детишек славных,умных..таких розовощеких бутузов..Довольных,здоровых и не в чем не нуждающихся родителей..И  родственники..Дружный Род,который по первому зову придет в беде и закроет собой,поддержит и поможет..Ведь с миру по нитке...Нда..В большинстве случаев это так и остается мечтой..Ведь действительно..самую страшную вражду я встечал между родными людьми!!!Прямо до лютой ненависти!!!до убийств доходило..Но может это сейчас,а в старину было раньше..Ой,не знаю..И классическая литература..и сказки..Всегда найдется в сказках добрый брат и злой..Старшая гадская сестра..Родители,которым есть нечего и они отводят детей в лес,чтобы...А хрен его знает,чего они хотели..Но которые потом радуются когда дети возвращаются одолев злую ведьму и принеся домой какие-то подарки..Бред в общем..Но любовью и крепостью родовых уз сказки не блещут..А в жизни..Читаю: "Помогите сделать крадник со старшей дочери младшей".."Если я сделаю порчу сестре на меня по крови не прилетит?"И такого валом..Да,что там говорить..Я сам с таким столкнулся..И охренел если честно..На меня делала в свое время гадости(Крадники,подменники..)близкая родственница!!!В период моего фин.благополучия..При том ,что материальная поддержка была..да еще и какая!!Но...зависть..и мотивация"У них итак много-не убудет..."
Может все дело в денежках?Не зря же в некоторых книгах объясняя Руну Феху дают сноску на "Древнеанглийскую Руническую поэму"
Богатство-меж родичей
раздоров причина;
Но волки тем временем
Зубы скалят в засаде...
Может..Но все равно очень хочется верить в крепкую дружную семью.В Силу Рода.Хочется и все тут..Так,что для меня Руна Одал все равно является Руной Семьи,Рода...Дома.Который если мне и не дали,я построю сам.Потому,что хочу так!!!

Sapere aude

4

Re: Род

 М...М пишет:

Буквально сегодня скачал монографию Срезневского "Роженицы у славян", а на другом форуме как раз обсуждают тему близкую вышеупомянутой. :rolleyes: Кстати, упоминается там "верховное божество Род"... Занятно, что согласно Срезневскому:


Вот все важные о роженицах, доселе открытых в памятниках нашей письменности. Говоря о "нашей письменности", я впрочем не думаю разуметь под ней одну русскую: самый беглый взгляд на язык и правописание представленных выписок достаточен, для убеждения, что многие памятники из которых сделаны выписки в первоначальных своих списках принадлежали не нам, а нашим югозападным соплеменникам: болгарам, сербам. Тем не менее однако они перешли к нам не бессознательно, не как сказание о суеверии чуждом нашим предкам, а как поучения близкие сердцу наших народных учителей, заботившихся об искоренении языческих суеверий не только своим собственным словом, но и помощью авторитета других христолюбцев".

В своей монографии автор, в основном, пишет о болгарских и сербских преданиях по поводу рожениц, рождениц (или рожаниц) и проводит параллели с греческой, римской, скандинавской, германской и литовской мифологией.


А вот что пишет Седов В.В. в своем исследование "Восточные славяне в VIII - XIII вв."



В источниках называются и другие, низшие божества восточных славян - Род и рожаниц, берегини и упыри (Гальковский Н.М., 1913, с. 150-186) Некоторые исследователи полагали, что Род – это верховное божество славян и что он был основным объектом поклонения язычников. Если так, то главенствующая роль Рода, название которого связано с понятием родства, относится к глубокой древности. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. это было, наверное, домашнее божество, божество семейных общин.
 В летописях имени бога Рода нет. *SPITEFUL* Рожаницы тоже связаны терминологически с понятием родства, но ничего конкретного об их сущности сказать нельзя.

А также Л.С. Клейн:


В 1846 г. И. И. Срезневский (1846: 7), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846: 7; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде — Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855; также 1869, III: 319—320, 368, 386—389), в которых статус Рода был поднят еще выше.

Sapere aude

5

Re: Род

 Призрак пишет:

Про Род и Рожаниц не помню. Хто такие?

*JOKINGLY*

Sapere aude

6

Re: Род

      Jaine пишет:

про выход из рода говорили Как по-вашему замужество это выход? Типа, женщина переходит из своего рода в род мужа. А таинство венчания это дело ритуально оформляет.

 Призрак пишет:

Ну, раньше так считалось... Я думаю, что это не переход из рода в род, это объединение семей. Венчание - отдельный разговор, тут своя философия. А в обычной жизни женщина может много раз замуж выходить - и это уже как-то дурацко называть переходом в род мужа. Род - это постоянное понятие.

 Jaine пишет:

Если женщина много раз замуж выходит, вот грандиозное объединение семей получается.

 Призрак пишет:

Особенно если у неё дети от всех мужей.

 Jaine пишет:

А мужчины тоже не по разу женятся. И, бывает, детишек на стороне плодят. 

 Jaine пишет:

По-моему все эти свистопляски с Родом, выдумки новорусских неоязычников.

Sapere aude

7

Re: Род

      Призрак пишет:

Разве человек обязательно принадлежит к одному роду? По-моему, он должен принадлежать к обоим родам, из которых происходят его родители.

 Jaine пишет:

У каждого из родителей тоже по два родителя 

 Призрак пишет:

Получается такая паутинка из родов. Но ведь с человеком связаны, в основном, ближайшие родственники.
Хотя и не всегда. 

 Jaine пишет:

Тогда речь не о Роде. Просто родственное окружение.
Вот дворяне раньше отслеживали родословную, вели свой род по отцовской линии от определённого персонажа. Но, опять же, папаша-дворянин мог гордится здоровым и умным наследником, который на самом деле был сыном какого-нибудь конюха. 


  Призрак пишет:

А вообще, князя величали не только именем и отчеством, но и перечисляли весь его род. Например, Святослав, сын Святополка, внук Мстислава, правнук Владимира... и так далее. И чем больше был род, тем больше уважение к князю.

Sapere aude

8

Re: Род

Ну, вот и поговорили.

Sapere aude

9

Re: Род

Сейчас, действительно, развелось множество всяких родноверов и прочих неоязычников, которые на каждом углу талдычат о РОДе. 
Прошлась я по форумам, почитала их. Статьи пишут, просто простыни какие-то, масса букаФ, а смысла не уловить. Рядовому читателю, вроде меня, не понять что же такое Род в их понимании. 
Но зато поняла я другое. Многие из этих граждан являются почитателями книг М.Семёновой и особенно им по душе "Волкодав". Хорошая книга, мне тоже нравится. Вот, опираясь на сведения из этой книги, я сама попытаюсь понять что ж такое род. 
Поехали.

Sapere aude

10

Re: Род

Главный герой книги тот самый Волкодав из рода Серых Псов. Видимо у них там был т.н. родовой строй. Кроме рода Серых Псов были, разумеется и другие, множество других: Снегири, Синицы, Олени, Волки и т.д... Почему животные? Религия такая у них была, вера, что основатель рода был оборотнем и в кого он умел обернуться по тому животному род и прозвался.
Дальше. Когда два человека из разных родов сочетаются браком что происходит? Объединение? Снегирь (к примеру) + Белка = род БелкоСнегирь? А дальше? БелкоСнегирь + РыбаКонь =  %)
Нет. Такого безобразия допускать неможно. Поэтому-то род и считается по одной линии, либо по отцу, как в примере Призрак с князьями. Либо по матери, как в книжке про Волкодава.
Да, у них там род вели по женской линии. Папа главного героя был из Снегирей, а мама из Серых Псов. И герой неоднократно подчёркивал что он в своём роду Серых Псов последний. Потому как весь род, кроме него, истребили и, когда он женится, его дети уже Серыми Псами не будут, а будут числится по матери, по её роду. 
Вот так вот. Я понятно объясняю?

Sapere aude

11

Re: Род

 М...М пишет:

Я вспомнил сегодня по поводу расщепления на составные части. В народе считалось, что те умершие, которые перешли в статус родителей, находятся и на кладбище (могут быть недовольны если на кладбище похоронен нечистый покойник), и в доме (локализованы чаще возле печи), и вместе с тем не отрицается церковный взгляд на посмертное местопребывание душ.

А что такое печь? По сути это семейный (родовой, если угодно) очаг. Вот предки там и обретаются.

Sapere aude

12

Re: Род

Мы уже говорили о том что сведений о языческих верованиях племён, населявших территорию Киевской Руси до принятия христианства, почти не сохранилось. И, чтоб составить хоть какую-то картину, зачастую используется метод т.н. реконструкции.

 Jaine пишет:

Что такое, собственно, реконструкция? Это когда берётся какое-то незначительное упоминание или словечко и кабинетный реконструктор, сидя за своим письменным столом, ищет аналоги в Античности.

И вот в Античности-то, как раз, такое понятие - Род - действительно существует. И понятие это не только юридическое, но и религиозное. Достаточно вспомнить знаменитые римские роды.
Как это происходило.
Некое племя (или племена), мигрируя, припёрлись на Италийский полуостров и начали там расселяться: занимали земельные участки, возводили там какие-то постройки (усадьба) и начинали заниматься земледелием. Потом этот первый владелец земельного участка умирал. А мы уже знаем, что по римским верованиям умерший переходит в разряд богов. Пусть не самых важных, но богов. В Риме даже использовали фразу "стал богом" как синоним слова "умер".

Для бренных останков этого "ставшего богом" первого владельца земли здесь же, на его земле, устраивали гробницу (могилу), своего рода храм, место принесения жертв и даров.
И вот он - первый, самый старший и главный из родовых богов римского патриция.

Sapere aude

13

Re: Род

Вы следите за моей мыслью?  *JOKINGLY*

Давайте сейчас разберёмся с терминами. 

Души умерших, ставшие богами, назывались маны. Все маны рода покровительствовали ему. Обитали они не в доме, а где-то в районе захоронения (могилы)
А непосредственно в доме имелись покровители очага - лары. Некоторые отождествляют их с нашими домовыми.
А кроме этого имелись ещё пенаты - тоже, своего рода (каламбур  ;)  ), боги-хранители, обожествлённые умершие предки.

И все эти разнообразные маны-лары-пенаты у каждого рода были свои.

Sapere aude

14

Re: Род

Продолжаем разговор.
Ещё из школьного курса истории известно, что в Древнем Риме имелись патриции и плебеи. Но не особо одарённые учителя преподносят это детям упрощённо, по типу: патриции - это богатые, плебеи - беднота. 
Это не совсем верно. Слово "патриций" происходит от латинского pater (отец). То есть, патриции - это потомки тех первых поселенцев, которые заняли земельные участки и основали таким образом свои роды. Всего в Риме было порядка 300 родов. Тем кто не мог проследить своё родство до первой могилы на собственном земельном участке никакого рода не полагалось.
Мне могут возразить, что, дескать, юридически может и не полагалось, но фактически род есть у всех.
С точки зрения древних римлян - нет.
Род - это ещё и религия. Старший в роду отправляет собственный религиозный культ рода, воздаёт почести и приносит жертвы богам - покровителям своего рода (обожествлённым предкам). А эти обожествлённые предки помогают своим живым потомкам.

Sapere aude

15

Re: Род

Как уже говорилось, род - это не только юридическое понятие, но и религиозное. И здесь на первом месте стоит обряд. Родиться в семье знатного патриция вовсе не гарантия вхождения в род. Для вхождения в род над кандидатом проводят всяческие манипуляции, в результате которых мёртвые члены рода и главное самый первый мертвец признают кандидата как своего сородича. Женщину вводит в род муж. Переходя в род мужа она отрекается от рода своего отца, перестаёт участвовать в обрядах отцовского рода. Родившегося ребёнка тоже принимают в род посредством обряда, после чего он становится наследником. Если невзначай родится несколько детей, то, чтоб не дробить имение, их в род не принимают. Практиковался обычай "выносить" лишних детей. Просто вынесут куда-нибудь и оставят в надежде что бездетный патриций подберёт, усыновит и сделает наследником. Ну, или на худой конец, кто-нибудь воспитает как раба, всё хлеб.

Sapere aude

16

Re: Род

Почему я не верю что древние славяне верили в род? Потому что они практиковали огненно-подсечное земледелие. Выжигали и пользовали участок пока земля не истощалась, бросали его и шли дальше, подсекать и жечь. Благо территория позволяла. Ни у кого не было закреплённого участка земли с могилами предков.

Sapere aude