1

Тема: Заговоры

Так уж повелось, что заговоры относятся к жанру народного творчества. Изучением их занимается наука филология. Филологами собрано, записано и опубликовано огромное количество заговоров; на основании этого были выделены основные правила и каноны по которым действующие заговоры составлены. Сейчас любой, изучивший эти каноны, может составить свой заговор и ему не надо гоняться по Сети в поисках "настоящих старинных слов силы".
Далее я вкратце расскажу о том какие бывают заговоры.
Начнём с определения самого слова: 
Заговор - это магическая словесная формула.
Обряд - магическое действие + заговор.
Ритуал - несколько обрядов.

Композиционно заговор чаще всего состоит из трёх частей:
1. Зачин.
2. Основная часть заговора.
3. Замок.

ЗАЧИН
То с чего заговаривающий свой заговор начинает (зачинает, как говорили раньше).
А начинаться заговор может с обращения. Например:
"Светай, светай, Красно Солнышко...".
Или:
"Месяц, Месяц, серебряные ножки...".

Заговор может начинаться с описания некоего волшебного места.
Например:
"На море Океане, на острове Буяне...".

Заговаривающий также может начать заговор с описания своих действий.
Например:
"Встану я благословясь, пойду перекрестясь...".
Или:
"Встану я на утренней заре, выйду в чисто поле, повернусь на восточную сторону...".

НАЧАЛО
Иногда в заговорах до зачина читается т.н. молитвенное введение:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа...".
Или
"Господи, помилуй, спаси и сохрани.
Благослови, Господи, порчу с р.Б.(...) снимать..."
.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОВОРА
Это и есть сама заговорная формула. Приёмы построения такой формулы:
Сравнение нарочно произведённого действия с желаемым результатом. ("Как сохнет этот след, так бы сох...")
Сравнение природного явления с желаемым результатом. (Красное солнце встало, припекать мхи-болота стало,так бы...)
Заговор усиливается от многократного повторения предлогов: В, ЗА, НА, ОТ...
"Господи, Боже наш премилостивый,
царю святый,
отнеси всяк недуг
от раба своего(...)
от души и от тела,
от главы, от верха,
от темени, от влас, от чела,
от брови, от веку, от рясниц,
от очию, от носу, от устну,
от языка, от подъязычья,
от гортани, от глаголания..
.".
Также, заговор можно усилить многократным повторением отрицания: НЕ, НИ.
"...Чтоб не было
на его теле
ни раны, ни крови,
ни ломоты, ни опухоли..."
.
Здесь надо сказать об одной распространённой ошибке. Новички, незнакомые с народным творчеством и правилами построения заговора утверждают что частицы "не" и "ни" использовать нельзя. Якобы, некие высшие силы, к которым обращаешься, этих частиц не слышат и выполняют просьбу наоборот. На самом деле эти частицы не воспринимаются нашим подсознанием и их, действительно, нельзя использовать. Но только не в заговорах, а в аффирмациях. Об аффирмациях мы поговорим как-нибудь в следующий раз, пока скажу только что аффирмация и заговор, это не одно и то же.

Спиральное построение заговора
В начале каждой строки повторяется последнее слово строки предыдущей:
"...На том камне
лежат три камня,
на тех камнях
стоят три гроба,
в тех гробах по три доски,
на каждой доске
по три тоски..
."
Для любовных заговоров используются развёрнутые сравнения:
"...Как белая рыбица тоскует и мечется
и не может без воды жить,
так бы и (...) не мог жить без (...)"
.
На Руси любовные заговоры традиционно начитывали на сладкое угощение или на спиртное. Считалось, что воздействие будет сильнее, если девушка сама замесит тесто для пряников или сладких пирожков да ещё и на воде, которой скачивалась в бане, в которой мыла своё тело или в которую добавлен свой пот. В спиртное, обычно, добавляли кровь. Чтоб не было заметно, добавляли ещё сок ягод. И словечки шептали: "Кровь - в кровь, любовь - в любовь!"
Одна из возможных форм заговора - диалог:
"...со ясна неба летит огненна стрела...
-Куда полетела, огненна стрела?
-Во тёмные леса...
-О ты, огненна стрела, воротись и полетай, куда я тебя пошлю..."

ЗАМОК
Некоторые филологи используют слово "закрепка", потому что замок служит для того, чтобы закрепить сказанное. Варианты замка:
Да будет так.
Слово моё крепко.
Кто камень Алатырь сгложет, тот мой заговор превозможет
.
Самый простой замок - АМИНЬ. Это называется "зааминить" заговор. Большой и сложный заговор требует более сложного замка или несколько замков.

ОБЕРЕГ
Перед тем, как начать лечить больного, снимать сглаз или порчу знахарь должен позаботиться о собственной безопасности. Это называется поставить на себя оберег. Варианты оберега:
Призвать себе на помощь силы природы.
"...Крепким словом заговорилась, частыми звёздами обтыкалась,
тёмным облаком покрылась..."

Укрыться за могучим покровителем.
"...Господа Бога и Мать Пресвятую Богородицу на помощь призываю...
не я пособляю, не я помогаю, не я избавляю;
помогает и пособляет Сам Иисус Христос и Сама Мать Пресвятая Богородица..."

Некоторые знахари используют формулу:
Своё не передам и чужое не перейму!

Пример заговора где знахарь, образно говоря, перекладывает свои действия на покровителя:

Стану я раб Божий (...) благословясь,
пойду перекрестясь,
из избы дверьми,
из ворот в чисто поле,
под восточную сторону.
В чистом поле
на восточной стороне
стоит святая церковь.
В святой церкви
Мать Пресвятая Богородица,
со святой водой,
с шелковой кисточкой.
Смывает она с Р.Б(...)
порчи, уроки, призоры и прикосы.
Святой водой смывает,
шелковой кисточкой сметает.
Чтоб не было на р.Б.(...)
ни хитки, ни притки, ни порчи, ни немочи.
Относило бы их за Океан-море,
где люди не ходят,
птицы не летают,
зверь не рыщет.
Аминь.

Если читать заговор несколько раз с определённым ритмом, пациент и сам заговаривающий входят в некое состояние, подобное трансу. И в этом состоянии знахарь проводит свою работу. А пациент сидит смирно, не задаёт дурацких вопросов, не вертится и не думает на тему: "поможет или нет".

КРУГ
В отличие от викканских обрядов, заговоры очень редко читаются в магическом круге. Обычно это оговаривается особо. Например:
"...Пошла я во чисто поле,
взяла чашу брачную,
вынула свечу обручальную,
достала плат венчальный,
почерпнула воды из загорного студенца;
стала я среди леса дремучего,
очертилась чертою призорочною(!)
и взговорила зычным голосом..."

В этом зачине описываются действия, которые должны быть выполнены.
Круг очерчивается в некоторых видах гадания.
При обращении к нечистой силе.
Круг очерчивается угольком, взятым из родного очага, лучиной. На улице - кочергой. Женщины и девушки могут очертить круг сковородником, ухватом. Здесь всё понятно: вас защищают духи предков, сила огня и металл.
Иногда снимают с шеи крест и им очерчивают круг.
Топор считается одним из символов бога грозы. Когда ведун на перекрёстке или на околице заклинает ветры, он стоит в круге, который очерчен топором. В старину, желая обеспечить защиту своему дому, крестьяне обходили его, держа в руке топор.

ОБРАЩЕНИЕ К НЕЧИСТОЙ СИЛЕ
Существует множество заговоров в которых на помощь призывается нечистая сила.
Читая эти заговоры необходимо соблюдать несколько условий.
1. Снять с себя нательный крест и обручальное кольцо.
Зачин обычно начинается со слов:
- Встану я НЕ благословясь,
пойду НЕ перекрестясь...
2. Никогда не читать эти заговоры дома или рядом с домом. Для того чтобы запутать нечистую силу, выходят из дома и делают несколько шагов от двери спиной вперёд. Если возможно, вылезают в окно. В заговоре используются слова:
- Выйду я НЕ дверьми, НЕ воротами,
а дымным окном, подвальным бревном...
3. Заговор читают повернувшись на запад:
- Стану я на восток хребтом,
на запад глазами...
Или:
- Повернусь я НЕ на восток,
НЕ в подвосточную сторону...
4. В заговоре может быть использовано описание встречи с нечистой силой:
- Встречу я самого Сатану Сатановича...
5. Нечистой силе надо выказать уважение:
- Подойду я поближе,
поклонюсь я пониже...
6. Бывает, что надо отказаться от всего, что человеку дорого:
- ...и отрекусь от отца и от матери,
от всего рода-племени,
от веры православной...
7. Далее излагается просьба.
8. Ставится замок.

Пример заговора с обращением к нечистой силе (заговор не полный):
Встану не благословясь,
пойду не перекрестясь,
в чисто поле.
В чистом поле стоит тернов куст;
а в том кусту сидит толстая баба,
Сатанина угодница.
Поклонюсь я тебе,
толстой бабе,
Сатаниной угоднице,
и отступлюсь от отца и от матери,
от роду и племени.
Поди, толстая баба,
разожги у красной девицы сердце
по мне...

К нечистой силе в заговоре может обратиться и рядовой обыватель, верующий христианин. Так раньше и бывало: снял крест с шеи, вылез в окно, повернулся на запад и т.д...  Но была и другая категория поклонников нечистой силы, более серьёзная, это колдуны. Те кто посвятил себя служению ей. Такой колдун постоянно напоминает в заговорах: "... Ведь я твой раб, твой слуга...". Заговоры начинаются со слов: "Встану я, раб дьявольский, не благословясь, пойду не перекрестясь... ."

Сейчас я приведу пример заговора, который читал такой вот колдун. Это заговор на раздор между новобрачными. Записан И.Верещагиным в Туренском погосте Валдайского уезда Новгородской губернии (архив РГО).
"Стану я, раб дьявольский (имя рек), не благословясь, пойду не перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота новобрачных, и выйду я во чисто поле, во дьявольское болото. Во чистом поле стоят ельнички, а на ельнички сидит сорок-сороков - сатанинская сила. А во дьявольском болоте Латырь бел камень, а на Латыре бел камне сидит сам сатана. И пойду я, раб, к Латырь бел камню, и поклонюсь я, раб (имя рек), самой сатане и попрошу его: "Ой же ты, могуч сатана, как ты умел свести (имена мужа и жены), так умей и развести, чтобы друг друга не любили, друг друга колотили, и порой ножом поразили. Ведь я твой раб, я твой слуга, и по сей день, и по сей час, и по мой приговор - во веки веков".


В оригинале сказано что надо этот заговор читать трижды на вино и на щи, которые подают новобрачным.
Этнографов и собирателей, как правило, интересовал только текст. Очень редко оговаривается что надо делать. А если и оговаривается, то просто сказано на какую пищу читать. Так раньше и поступали. Читали на еду, на след или на дым из трубы.
Колдун/колдунья, обладавший силой, вкладывал эту силу (энергию, как сейчас говорят), и всё срабатывало. Имяреки слопают заговорённые щи и начнётся у них "весёлая жисть".
Но сейчас многие доморощенные колдуны, воспитанные на книгах Н.Степановой и на форумах в интернете, не понимают что значит вложить силу. Поэтому дополняют старинные заговоры своими прибамбахами, ритуалами то есть. И ритуалы один нелепее другого. 
Но у некоторых в результате этой возни и потуг, действительно, может случиться выброс энергии. И тогда всё сработает.
Вот, к примеру, как эти господа обставили текст, который всего-навсего надо было "читать на щи и вино".

РАССОРКА НА ТАРЕЛКУ

Убывающая луна, после полуночи.
Обращаемся к темным силам с просьбой помочь. Из комнаты вынести все, что связано с церковью.
Берется блюдце (новое, купленное специально для этого), маркером с двух сторон пишешь на нем имена объектов, далее скручиваешь две восковые церковные свечки, предварительно написав на каждой из них имена супругов, связываешь черной ниткой. Потом прикрепляешь свечки в середину тарелки и пока она горит читаешь подходящий заговор, например этот (Приведён выше J.)
Потом тарелку с огарками свеч разламываешь пяткой левой ноги. Раскладываем по разным пакетам и выбрасываем в разные мусорки. Все.
Благодарим темные силы.
Потом месяц к светлым силам не обращаться, в церковь и т. п. не ходить.
PS. Чтобы легко разбить блюдце пяткой, необходимо перевернуть его вверх дном и вполсилы стукнуть по центру.
Необходимо также помнить, что рассоку эту надо повторять + другие рассорки делать (для разноообразия). Работа длительная.
Можно дополнить. Когда разбиваем, говорим:
"Разбиваю, разделяю. Как осколки полетели, так и свзяь между (имена) разлетелась, оборвалась. Разделяю, разрушаю, обрываю. 
Словом - слово, уговор, век держать мой заговор. 
Слово моё заветное, слово мое крепкое. Уговор держи, печатью залепи. Как осколки станут тарелкой воедино, пропадет сила. До тех пор стоять стене, отделять (имена) друг от друга. Во веки веков и по сей день. Аминь."
Выбрасывая осколки:
"Вам лежать по сторонам, вам лежать, не видать, не слыхать и вместе не бывать."
(Автор утерян) 
(Автор не утерян. Как уже говорилось, заговоры считаются народным творчеством. Поэтому при публикации указывается только местность где записан заговор и, иногда, имя того кто его записал. J.)

Помимо изобретения обрядов под старинные заговоры, наши современники, разумеется, сочиняют и сами заговоры. К таким "новоделам" относятся например т.н
ЗАГОВОРЫ С ВИЛКОЙ
Вилка - термин, заимствованный у шахматистов.
Это ход, в результате которого игрок одной фигурой нападает на две (иногда три) фигуры соперника.
В таком случае из-под боя нельзя увести 2 фигуры одновременно, одна из них будет потеряна.
В похожую ситуацию авторы новоделов пытаются поставить человека - объект заговора.
Вот пример, взятый с эзотерического ресурса:
Мать земля сырая, ты рабов (имена мертвых) породила, ты, мать сыра земля, их прокормила, ты их и покровом своим покрыла. Покрой, мать земля, и рабов (имя) живых, не быть им в доме моем, за моим столом, на моих кроватях, на моих полатях. Мать сыра земля – рви их и дави, с разуму сведи, чревом своим поглоти. Как мертвецы с погоста рукой не поведут, главой не ворохнут, ногами не двинут, так и вам, рабам (имя) лёжнем лежать, сохнуть да подыхать, коль с дому сего не уйдете, с глаз моих не пропадете. Проклинаю вас, выбиваю, вырезаю, выколачиваю, от дома своего разворачиваю. Да будет так.
Здесь имярекам предложено или уйти из дома или сильно заболеть.
Ещё пример:
Как ива плакучая от ножа плачет, так чтоб виновный в порче плакал и страдал, на уме на разуме держал ко мне явиться, пред Богом повиниться. Если ко мне злодей не придет, пусть вся сила колдовства у него пропадет. Аминь.
Здесь объект заговора должен или "явиться и повиниться" или "плакать и страдать".

Подобное творчество одобрения лично у меня не вызывает. На мой взгляд, заговаривающий должен твёрдо и однозначно выразить своё намерение, без всяких "или".
Если говорю - придёт, значит не допускаю сомнений что может быть как-то иначе.
Должно быть так, и только так, как я сказал/а. И точка.
Например в первом случае. Заговаривающий хочет чтоб некто из дома ушёл. Он не хочет чтоб этот некто валялся в его доме больной. Но получить-то может именно это.

От заговоров с вилкой следует отличать
ЗАГОВОРЫ С УГРОЗАМИ
Человек, как известно, венец творения, и способен подчинить себе любую тварь. Как дрессировщик в цирке действует методом кнута и пряника, так и заговаривающий, имея дело с существами более низкого порядка использует и поощрения и угрозы. Например:
Заговор на пчёл.
Заговаривающий говорит пчёлам что они должны делать, а
... буде вы, пчёлы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Океан-море, под зелёный куст....

Заговор на змею.
Заговаривающий велит змее вынуть своё жало, а
... если ты не вынешь своего жала, то нашлю на тебя грозную тучу, каменьем побьёт, молнией пожжёт...

Заговор на изгнание кикиморы
 Ах ты, гой еси, Кикимора домовая,
выходи из горюнина дома скорее,
а не то задерут тебя калёными прутьями,
сожгут огнём-полымём
и чёрной смолой зальют.
Будьте мои слова крепки и лепки...
Вы заметили разницу между заговором с угрозами и заговором с "вилкой"?
В заговоре с угрозами идёт прямое обращение к тому кому колдун угрожает. К пчёлам, к змее, к кикиморе, к болезням, ....
В заговорах с "вилкой" прямого обращения нет, но предполагается что объект сам сделает выбор между двумя вариантами. Предположим, что заговаривающий достаточно опытен, и программа наложила отпечаток на объект. Что может произойти?   Если у человека сильна внутренняя защита (его персональный внутренний страж, назовём так), то он подсознательно будет выбирать линию поведения и совершать поступки, которые приведут к наиболее выгодному для него варианту. Для него, прошу заметить. Не для того кто заговаривает.

КАК НАЗЫВАТЬ
В заговоре крещённого человека, чаще всего , называют "раб Божий"(имя) или "раба Божия"(имя).
Дети до 7 лет - младенец или "раб Божий младенец (имя)".
От 7 до 15 лет - отрок или отроковица. (В некоторых обрядах отроком называют ребёнка после трёх лет.)
Холостой парень - добрый молодец.
Девушка (имеется в виду не возраст) - красна девица.
Сексуальный партнёр - полюбовный молодец.
Сексуальная партнёрша - полюбовная молодица.
Молодая замужняя женщина - молодица, молодка.

СКОЛЬКО РАЗ ЧИТАТЬ ЗАГОВОР
Иногда это ясно из зачина. Например:
- Гой еси, река быстрая,

прихожу я к тебе

по три зари утренних

и по три зари вечерних...

СИЛА, РАБОТА С СИЛОЙ
В большинстве случаев ведун или знахарь использует личную силу, сплетая её с силой растений (минералов, стихий и т.п.) и заговорных слов.
Если этого не достаточно, обращаются за помощью к силе первобытной. Зачин начинается так:
- На море Океане,

на острове Буяне

есть бел-горюч камень Алатырь,

под ним сокрыта сила могучая.

И силы нет конца...


- На море Океане,

на острове Буяне

лежит Алатырь-камень,

и в том камне

сокрыта сила великая,

сила могучая,

всяку беду отгоняющая,

всяку хворь исцеляющая,

всяку печаль утоляющая...


Сила эта не злая и не добрая. От человека зависит на достижение какой цели он её направит.
После того, как будет произнесён зачин, необходимо сделать небольшую паузу, визуализировать как можно ярче камень Алатырь:
- ВЫПУСКАЮ Я СИЛУ МОГУЧУЮ
и представить, как сила из камня перетекает в руки. Прилив силы обязательно надо почувствовать, иначе заговор не сработает.
Затем сила переноситься на заговариваемый предмет или направляется на человека.
Пример любовного заговора с использованием силы:
На море на Океане,
На острове на Буяне,
есть бел-горюч камень Алатырь,
никем не ведомый;
под тем камнем сокрыта сила могучая,
и силы нет конца.
Выпускаю я силу могучую
на (...) красну девицу;
сажаю я силу могучую
во все суставы и полусуставы,
во все кости и полукости,
во все жилы и полужилы,
В её очи ясные,
в её щёки румяные,
в её белу грудь,
в её ретиво сердце,
в утробу,
в её руки и ноги.
Будь ты, сила могучая,
в (...) красной девице неисходно.
Жги ты, сила могучая,
её сердце горячее,
её кровь кипучую
на любовь к (...) полюбовному молодцу.
А была бы красна девица (...)
во всём послушна полюбовному молодцу (...)
По всю его жизнь.
Ничем бы красна девица не могла отговориться,
ни заговором,
ни приговором,
и не мог бы ни стар человек,
ни млад
отговорить её своим словом.
Слово моё крепко,
как бел-горюч камень Алатырь.
Кто из моря всю воду выпьет,
кто из поля всю траву выщиплет,
и тому мой заговор не превозмочь,
силу могучую не увлечь.


ЛУНА, МЕСЯЦ
В старинных заговорах могут встречаться такие рекомендации:
-Читать на ветхий месяц.
- Читать на перекрое. и т.п.
Что означают эти слова?
Когда в небе появится тонкий серп молодой (растущей) луны, про него говорят: новый, новик, молодой.
От растущей половины луны до полнолуния: подполнь. 
От полнолуния до убывающей половины: перекрой, на перекрое. 
От убывающей половины до новолуния: ветхий, на ущербе.
Как правило обряды на прибыль проводят на растущую луну. Изгонять порчу, снимать сглаз, прогонять хронические болезни лучше на убывающую.

СТОРОНЫ СВЕТА
Восток - восход, на восходе.
Запад - заход, на заходе.
Юг - полдень, на полдень.
Север - полночь, на полночь.
Если в заговоре говориться: "Читать на полночь" - это значит читать заговор, повернувшись лицом на север. (А вовсе не в 12 часов ночи).
Заговоры на богатство, прибыль, увеличение благосостояния читают, повернувшись на юг.

ЗВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА
В древнерусском языке была особая звательная форма, отличавшаяся от других падежных форм. Примерно к 14 веку звательная форма была утрачена. В качестве зв. ф. или обращения теперь употребляется форма именительного падежа.
В старых заговорах подобное обращение может встречаться.
Например:
Ветер - ветре (зв.ф.)
Князь - княже (зв.ф.)
Братья - братие (зв.ф.)
Господин - господине (зв.ф.)
Мать - мати (зв.ф.)
Жена - жено (зв.ф.)
И т.п.

ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО
В древнерусском языке было не два, как в современном, а три числа - единственное, множественное и двойственное.
Формы двойственного числа употреблялись при числительных ДВА и ОБА, при поименовании двух лиц или предметов или парных предметов.
Напимер:
Им.пад. ед.ч. - плечо, колено, сын, дом, конь, город.
Им.пад. мн.ч. - плеча, калена, сынове, домове, кони, городи.
Им.пад. дв. ч. - плечи, колени, сыны, домы, коня, города.
И т.п.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
В старых заговорах иногда встречаются слова, которые вполне могут сбить современного человека с толка. 
Числительные второго десятка могут быть обозначены так:
11 - один на десяте (одиннадесяте)
12 - два на десяте (дванадесяте)
13 - три на десяте (тринадесяте, встречается и тринадесять )
.....
20 - два десяте (двадесяте)
30 - три десяте (тридесяте)
40 - сорок (именно так. Специальное количественное слово для обозначения сорока шкурок, комплект для пошива шубы)
Копа - количественное слово, означает 60 яиц.
90 - девяносто (не девять десяте, а именно так.)
2,5 - полтретья
3,5 - полчетверьта
(это не время проведения обряда. Это числительное.)
25 - польтретия десяте (польтретиядесяте)

В заключение надо сказать о таком явлении как 
ДЕГРАДАЦИЯ ЗАГОВОРА
Ведуны и знахари, работающие, как говорится, "на потоке", иногда сознательно, а иногда сами того не замечая упрощают свои заговоры. Они отбрасывают зачин, сокращают основную часть, сложный замок заменяют более простым и т.п. На их работе это не сказывается. Выручает огромный опыт, умение сразу входить в нужное для чтения заговора состояние, умение пробудить и направить силу (энергию). А так же интуитивное чувство что можно отбросить, а что нельзя.

А сейчас я хочу подарить нашим прекрасным дамам заговор, который называется "На выход в люди" и помогает обрести уверенность в себе и в своей неотразимости:

Стоя на пороге, там куда вы пришли, сказать про себя:
Все стоят куры
на всех платья худы
пришла я павица
красна девица.
(Если заговаривает не девушка, в этом месте сказать:
пришла я пава-царица
краса-молодица.)
На мне платье беленько
(Если на вас не платье, в этом месте сказать:
На мне наряд новенький)
личико миленько.
Всем бы я казалась
мила и хороша
старым и малым
молодцам и девицам.

Замок моим словам.

Sapere aude