Тема: Старшие арканы (обсуждение)
На эту тему можно говорить очень долго и много. Поэтому я приглашаю всех форумчан принимать участие в этом обсуждении и делится своими взглядами и наработками по этому вопросу.
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
На эту тему можно говорить очень долго и много. Поэтому я приглашаю всех форумчан принимать участие в этом обсуждении и делится своими взглядами и наработками по этому вопросу.
Начнём обсуждение с Аркана Шут.
В, считающейся самой ранней из колод, Таро Висконти-Сфорца, он выглядит так:
По-моему, это просто какой-то оборванец. Но оборванец с дубиной. Как говорили некоторые товарищи: опасно доводить народ до полной нищеты, он может взяться за оружие.
В Марсельском Таро Шута снабдили личным имуществом. Оно в узелке. И, вместо дубинки, дали в руки дорожный посох. Иди, дескать, братец, куда подальше. Вот и собачку на него спустили, чтоб побыстрее шёл.
Не могу понять, почему вдруг эзотерики слепили из него такой сложный и непонятный образ. Наверняка, здесь опять замешано Древо Сефирот и астрология.
Как бы там не было, описание Аркана в Ордене Золотой Зари такое: Невинный младенец. Гарпократ, бог тишины. На поводке - опасный волк. Дерево с жёлтыми розами на ветвях.
Оп- ля, а вот и он:
Это что-то новое. Это могло бы объяснить почему Дурака (в колодах райдер-уэйтовской изобразительной традиции) часто сравнивают с младенцем. А то у меня этот дядька ни с чем детским не ассоциируется.
Вот так Дурак или же Шут выглядит в Таро Тавальоне
Здесь имеется все что необходимо для сложного и запутанного образа Шута. Шутовской наряд. Сзади собака пытается цапнуть за ногу, подгоняя его. Встречал еще мнение, что это верное животное пытается остановить глупца, который идет у края обрыва и не видит крокодила, который кажется и так вот-вот вылезет на дорожку. В левой руке у него трость с листьями и цветком. В правой руке палка с котомкой, на которой можно разглядеть астрологические и магические символы, если присмотреться. Это у него знания, с которыми, дескать, он пришел в мир. Явно не сторонник поговорки - за плечами не носить. На голове шапочка с сияющим пером. Смотрит по сторонам. Собаки и крокодила не замечает. Да и впереди еще видимо корень о который он может споткнутся. А рядом цветок необычной формы, возможно он ему пригодился бы, но он его скорей всего не заметит.
Вся жизнь проходит мимо из-за его невнимательности. И много опасностей его подстерегают, но возможно он избежит их ибо "дураку море по колена".
Это могло бы объяснить почему Дурака (в колодах райдер-уэйтовской изобразительной традиции) часто сравнивают с младенцем. А то у меня этот дядька ни с чем детским не ассоциируется.
Возможно, имеется в виду его неиспорченный знаниями разум.
Ребёнок не знает что такое боль, что такое опасность. Не понимает, что упав с обрыва можно остаться калекой, а то и похуже. Собака на этой карте, на мой взгляд, не кусает шута , не пытается задержать и не прогоняет. Она резвится и играет. (Такая же пристукнутая на голову, как и её хозяин.)
У меня была кошка, когда её первый раз привезли в деревню, она всюду за мной ходила. Пошли мы на озеро, а до этого она водоёмов нигде не видела. И вот она попыталась пройти по воде, как посуху. Разумеется провалилась в воду, испугалась. Но одного раза ей хватило, чтоб понять, что такое озеро.
А вот на счёт этого дурака, я не уверена, поймёт ли он.
Я трактую эту карту как глупость, неосмотрительность, нежелание просчитать ситуацию на несколько шагов вперёд. Иногда карта означает психическую болезнь.
Это его изображение в Таро Золото Икон:
И его трактовка это Одержимый из Гераза (или Гадары). «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.». (Лука. 8:27) Интересная интерпретация. Здесь Дурака чистым и наивным не назовешь. Так как такое лишение ума просто так не случается.
Jaine пишет:Как бы там не было, описание Аркана в Ордене Золотой Зари такое: Невинный младенец. Гарпократ, бог тишины. На поводке - опасный волк. Дерево с жёлтыми розами на ветвях.
Это что-то новое. Это могло бы объяснить почему Дурака (в колодах райдер-уэйтовской изобразительной традиции) часто сравнивают с младенцем. А то у меня этот дядька ни с чем детским не ассоциируется.
Это может объяснить и крокодила.
Я, конечно, знала что Гарпократ бог молчания, но как-то не думала что он младенец. И вот сейчас решила порыться в словарях мифологии и античности.
Итак. В Древнем Египте был такой бог - Гор. Так вот, Гарпократ - это его воплощение в юном возрасте, Гор-дитя. Но одновременно, это и самостоятельное божество. Вот так всё сложно и запутано. Изображался он в виде обнажённого кудрявого младенца, держащего палец у губ. В греко-римском мире, Гарпократ стал богом молчания. Так вот греки, а затем и римляне, истолковали этот жест.
Атрибуты Гарпократа: скорпион, крокодил, лев, лань.
В качестве подношения ему приносили первые овощи, цветы лотоса и рыбу.
В народе считался защитником от звериных укусов.
Вместо собаки здесь тигр размером с котика... Или быть может это и есть кот? Вместо котомки полиэтиленовый пакет (все содержимое видно). И крокодила можно разглядеть, хоть и не сразу.
Бабочка - это вероятно аллегория души, а голубь - духа (Святого духа). Летающий кадуцей... Не знаю быть может магическая сила? Может кто-то знает? Думаю было бы интересно разобраться, что к чему.
Значицца так.
По непонятной нам (пока что) причине, товарищи из Ордена Золотой Зари изобразили на Нулевом Аркане бога молчания Гарпократа и поставили его в соответствии с буквой еврейского алфавита "алеф" ("алеф" - немой звук).
Трактовка на бытовом уровне: неосмотрительность, глупость, эксцентричность, мания или психическая болезнь.
Мне не удалось найти сведений, был ли подвержен Гарпократ приступам священного безумия. Но Кроули, описывая Нулевой Аркан, даёт такие отсылки. Его Дурак имеет рожки Пана (панический страх, паника. Это тоже своего рода безумие, временное помешательство). Гроздь винограда на плече и шишка в руке намекают на мистерии Диониса/Вакха. Зелёный костюм Дурака намекает на наступление весны. Луга, леса, холмы начинают зеленеть, природа и организм отряхиваются от зимней спячки. Глаза горят. Кровь кипит. Хочется совершать безумства. Конический колпак света на голове Дурака и остроносые башмаки у него на ногах - фаллические символы. То бишь, всё нам понятно. Опьянение природой, вином, желанием. И голубь Афродиты/Венеры опять же тут присутствует. (Кстати, Саваоф спустился к Марии как раз в образе голубя. Этот момент очень неприлично описал А.С. Пушкин в поэме "Гаврилиада". А всё это пробуждение природы очень хорошо показано в последней серии советского мультфильма "Маугли".)
Как уже говорилось, при гадании на бытовом уровне, карта трактуется весьма определённым образом. Но Таро, это не только инструмент для гадания. С помощью Арканов адепты погружались в особый мир, в мир мистических откровений. Адепт начинает своё погружение, свой путь, с Нулевого Аркана. Он ещё нем и не обладает никакими знаниями. (Вспомним, что в некоторых мистических Школах и Орденах младшим ученикам запрещалось говорить.) Что поймёт ученик, вступив на эту первую/нулевую ступень? Что хищник за спиной и крокодил на тропе всего лишь спутники. Что, шагнув с обрыва, можно полететь вниз. Или вверх?
М...М рассказал о трактовке Аркана в Таро Золото Икон
...И его трактовка это Одержимый из Гераза (или Гадары). «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.». (Лука. 8:27) ....
А мне вспомнилась легенда о двух новгородских юродивых. Однажды они поссорились и, разгорячась, бегали друг за другом. По водам Волхова. С одного берега на другой. Юродивый, он же тоже дурак. Но он одержим не бесом. Его разум, наоборот, соприкоснулся с божественным. Люди это чувствуют, понимают и уважают. К примеру, наш Грозный царь Иван не пощадил митрополита , но смиренно прислушался к словам нищего духом.
Таково моё понимание Нулевого Аркана. Разумеется, не все с этим согласятся.
Шут (Драк, Глупец) - не лучшая карта, для начала рассуждения о старших арканах. Фактически, это самый сложный аркан в Таро.
Шут содержит в себе все старшие арканы, но не напрямую, а в качестве представления об их последующем воплощении. Ноль, как символ чистой идеи, не воплощённой даже в виде мысли и таким образом чистой - свободной от искажений и лжи. Это великое желание Творца, не пересекшее ещё Эн Соф и не перешедшее к материальному состоянию. С точки зрения эзотерика, Шут - разум, истребивший себя, полностью замолчавший и таким образом освободившийся от лжи, которая есть всё бытие.
אדם קדמון
При рассмотрении с более приземлённой позиции, Глупец - человек, лишённый ограничений, отринувший критическое суждение и готовый принимать новые знания без оглядки на прошлый опыт. То состояние, в котором всякий мистик должен приступать к изучению нового учения. В том числе и к Таро - пройдёшь ату 0 и будешь готов работать дальше.
P.S. "Таро потеряет свою жизненную силу для того, кто позволит его частностям увести себя в сторону." Алистер Кроули, Книга Тота.
Шут (Драк, Глупец) - не лучшая карта, для начала рассуждения о старших арканах. Фактически, это самый сложный аркан в Таро.
Дальше легче будет.
Шут содержит в себе все старшие арканы, но не напрямую, а в качестве представления об их последующем воплощении.
Да мы уж поняли. Каждому аркану соответствует планета или знак Зодиака. И вот они все. У Шута за левым плечом.
Ну да. Кстати, самому Шуту соответствует воздух (алеф - материнская буква, т.е. одна из трёх букв, имеющих стихиальное соответствие).
Вместо собаки здесь тигр размером с котика... Или быть может это и есть кот? Вместо котомки полиэтиленовый пакет (все содержимое видно). И крокодила можно разглядеть, хоть и не сразу.
Бабочка - это вероятно аллегория души, а голубь - духа (Святого духа). Летающий кадуцей... Не знаю быть может магическая сила? Может кто-то знает? Думаю было бы интересно разобраться, что к чему.
Бабочка - символ божества-андрогина. Котомка прозрачная видимо просто для того, чтобы мы видели, что шут несёт все символы, которым только предстоит воплотиться. Ещё там не кадуцей, это крылатое Солнце - символ центра Пустоты, творения и небесного совершенства, а за ним следуют две змеи - отражение двуединого начала. Крокодил - прямая отсылка к Гарпократу и некой Мистерии Молчания, тигр - к Вакху. Голубь - знак женского божества (это уже чисто телеметические заморочки).
Вообще, у самого Кроули об этом подробно написано.
Рисунок представляемой здесь карты строится на идеях, изложенных выше. Дурак весь из золота Воздуха. У него рога Диониса Загрея, а между ними – фаллический конус белого света, изображающий воздействие Короны (Кетер: см. положение Пути Алеф на Древе Жизни), что находится выше. Фон Дурака – воздушный, разгорающийся зарей из пространства; сам он как бы неожиданно врывается или даже «взрывается» в мир.
Он одет в зеленое, что соответствует Весне; обувь же его – из фаллического золота Солнца.
В правой руке Дурак держит жезл, увенчанный белой пирамидой Отца Всего. В левой руке у него пылающая сосновая шишка, имеющая то же значение, но более отчетливо указывающая на растительность. С левого плеча свисает гроздь винограда. Эти ягоды представляют плодовитость, сладость и основание экстаза. Сам же экстаз показан как черешок виноградной грозди, превращающийся в радужную спираль. Форма Вселенной. Указание на Тройную Завесу Негативности, которая проявляется благодаря его вмешательству в разделенном свете. На спирали расположены другие атрибуты божества: гриф Маут, голубь Венеры (Исиды, Марии) и плющ, священный для почитателей Вакха. А также многоцветная воздушная бабочка и крылатый шар с двумя змеями – символ, отраженный и усиленный в младенцах-близнецах, обнимающихся на среднем витке спирали. Над ними благословением парят три соединенных цветка. К Дураку ластится тигр, а под его ногами в Ниле среди побегов лотоса изогнулся крокодил. В центре фигуры, обобщая все это множество форм и цветов, находится фокус микрокосма – сияющее солнце. Вся картина – глиф созидательного света.
Это из книги Тота, там ещё 2-3 страницы по поводу символизма Шута.
Маг/Фокусник
Я начну обсуждение Первого Аркана с Таро Золотой Зари. Члены этого Ордена перерисовывали карты от руки. Поэтому изображения разнятся.
Но всегда соответствуют описанию карты: Маг Гермес-Тот. Алтарь. Четыре вида орудий, каждый из которых соответствует одному из элементов.Жезл-кадуцей. Знак бесконечности.
На карте из Таро Р-У, в принципе, всё тоже самое. Только я не нашла намёка на Гермеса.
Карта соответствует планете Меркурий. Бог Меркурий - римский аналог греческого бога Гермеса.
Гермес - непростой бог, у него множество функций. Будучи совсем ребёнком, он прославился тем что ловко украл стадо Аполлона. Поэтому воры считали его своим покровителем. Своим покровителем считали его и купцы, потому что он ловкач, плут и обманщик. И путешественники - потому что он, имея крылатые сандалии и шлем, мог быстро перемещаться. И глашатаи - потому что он вестник богов, возвещал людям и бессмертным их волю. Кроме того, Гермес имеет связь с подземным миром, он проводник душ в царстве Аида.
Позднее, Гермеса стали, так же, отождествлять с египетским Тотом.
В связи с чем, ему присвоили функции покровителя тайных наук и магии. Магические науки иногда так и называют - герметическими. Да и сам Орден Золотой Зари носил такое название. Герметический Орден.
Так вот и этот Маг на карте. Он не только Маг, но и Фокусник. Он повелевает стихиями, направляет энергии, создаёт миры. Но он же ловко манипулирует предметами и сознанием людей.
В связи с этим, мне вспомнилась история про В.Мессинга:
В поведении некоего польского графа, назовем его Д., начали наблюдаться некоторые странности. Ему стало казаться, что в его голове свили гнездо голуби. Даже неспециалисту было ясно, что имело место психическое заболевание, этакая навязчивая идея… К врачам он наотрез отказался обращаться, мотивируя это тем, что врачи, дескать, распилят его голову пополам: иначе ведь гнездо извлечь не удастся. Разумеется, многочисленные уверения родных, что никакого гнезда в голове быть не может, как всегда в таких случаях, действия не возымели.
Тогда решили обратиться к Мессингу. Он не только не пытался прибегнуть к здравому смыслу больного, но и, напротив, отнесся к его заявлению очень серьезно. Он принес какое-то хитроумное устройство на треноге – без труда удалось убедить больного, что это телескоп. А установив его и наведя в глубь «места жительства голубей», он с уверенностью… подтвердил слова больного:
– Да, уважаемый Д., вы были правы. У вас в голове и в самом деле живут птицы, сизари. Их так много!
– Ну вот, хоть вы, Вольф Григорьевич, мне поверили! Да ладно бы еще только они одни там жили! Так нет же: недавно к ним забралась кошка слопать маленького птенца. Я думал, с ума сойду! Помогите их прогнать!
– Да, пожалуй, мне по силам это сделать. Но давайте я вначале их пересчитаю, а дома прикину, как лучше от них избавиться.
На другой день чуть свет граф послал за кудесником с радостным известием, что вывелись еще птенцы.Мессинг тщательно обследовал голову больного посредством «телескопа» и подтвердил, что его радость не напрасна: действительно, появились маленькие голубята.
Через день была назначена полная ликвидация «гнезда». Целитель пришел не один, а с тремя своими помощниками. Завязав больному глаза – это требовалось для успешного «удаления» гнезда, – все они вышли в графский сад. Помощники держали в руках живых голубей. Один из них по сигналу выпустил птицу, а Мессинг со словами: «Убираем первого» выстрелил. Голубь улетел, а заранее подстреленный и заготовленный был передан в руки больного.
– Вы видите, граф, я его убил, иначе он мог бы вернуться опять на вашу, то есть в вашу, голову!
Так продолжалось несколько раз. От страха, как пояснил лекарь, и новорожденные голубятки вышли из головы, упали на пол и разбились.
Затем он развязал глаза обрадованному графу, и тот со словами: «Ну наконец-то!» сам закопал трупики птиц.
Далее Мессинг рассказывает, что с тех пор Д. и думать забыл о голове-голубятне. В течение нескольких лет он оставался вполне здоровым, пока однажды один знакомый, будучи уверен, что граф излечился навсегда, рассказал ему об этом случае, а попросту говоря, раскрыл тайну Мессинга. И… Д. заболел снова, но теперь уже до конца своих дней. А когда Вольфа Григорьевича попросили опять приложить свое умение и излечить несчастного, он отказался. Вторично такой «фокус» уже не дал бы никаких результатов.
Впоследствии кудесника спрашивали, как он догадался применить такую «чистку». И вот что он сказал: «Просто я опустился до умственных способностей моего больного и средствами, доступными его пониманию, уничтожил его болезнь. Точнее, внушил ему, что он не болен… Пациент поверил мне и мог бы оставаться здоровым до самой смерти…»
В гадании означает силу воли, интуицию, знания, мудрость, уверенность в себе и самоконтроль. А также ловкость и хитрость.
В Таро Тота Кроули должно быть сразу три Первых Аркана.
Но мне не встречались такие колоды. Видимо издатели рассудили что для гадания вполне хватит и одного, а медитациями на Таро люди сейчас практически не занимаются.
Вот такой Маг в моей колоде.
Крылатые сандалии и кадуцей имеются. Имеются и символы четырёх элементов:
Жезлом творит он.
Чашей сохраняет.
Кинжалом разрушает.
Монетой освобождает.
Это Маг в Таро Тавальоне. И как можно увидеть все главные атрибуты карты сохранены. Магическая палочка с двумя шариками с разными полюсами в левой руке. На столике 4 символа масти (и стихий соответственно). Над головой символ бесконечности. Это все есть, но вот одежда и весь образ мага близок к аркану Le bateleur в Марсельском Таро.
Надо сказать, что в Марсельском Таро Le bateleur - это фокусник, В руке у него тоже палочка. Шляпа немного похожа на символ бесконечности. На столе у него разные предметы - нож, ножны, стаканы, монетки, корзинка или сумка. Очевидно они и эволюционировали в символы стихий.
В Тавальоне карта "Мага" имеет такие символы - буквенные. Буквы иврита, деванагари и латинского алфавита обозначают звук близкий к "а". (В "Шуте" звук близкий к "ш"). На древе сфирот отмечен путь от Бины (Понимание) к Кетер (Корона). (В "Шуте" от Хокма (Мудрость) к Кетер (Корона). Возможно у Зидиана или у Джейн будет что сказать об этом. Я пока мало что могу сказать.
Зидиан говорил об этом. Скопирую сюда.
..... Альтернативная система (таро Папюса, таро Магов, и т.д.)
В качестве альтернативы системе ЗЗ, существуют иной вариант астрологических и каббалистических сопоставлений.
.....
В такой системе буква Алеф (א) соответствует не Дураку, а Магу - первому аркану. Сам нулевой аркан принимает букву Шин (ש) и у некоторых колод становится XXI-м. Таким образом, и все прочие арканы занимают следующие буквы (ב - Папесса и так далее), а Мир также соответствует ת (в случае, если Дурак назван 21-м арканом, Мир получает номер XXII).
Кроули по этому поводу высказался в том духе, что если Дурак не "алеф", то все остальные соответствия не верны.
Гаданию, как я понимаю, это не мешает.
А вот магической работе? Наверно, может.
А вот магической работе? Наверно, может.
В этой колоде Старшие Арканы еще имеют астрологические соответствия, поэтому я думаю их можно в работе использовать как ассоциации и приурочить эти ассоциации к определенному времени и расположению звезд для занятий Но не думаю что для этого подойдут все колоды - например, Таро Поиск. Да и, в принципе, с некоторыми астрологическими соответствиями в Таро Тавальоне я тоже несогласен.
Коснемся вскользь и Каббалы. Так как соответствующие пути и буквы на некоторых колодах изображены. В Таро Тавальоне в левом нижнем углу. Если что-то не так поправьте.
На древе жизни путь алеф находится между Кетер и Хокма. Кетер – изначальный источник всего сущего, неделимая точка, атом, из которого эманируются все остальные сфиры древа жизни. Алеф находится в прямом с ним соприкосновении и несет в себе всю полноту его энергии, передаваемой от Кетер Хокма или сфире зодиака.
Таро.
Букве Алеф, 11 пути Древа Жизни соответствует нулевой аркан Таро: Дурак или Шут. Чаще всего он изображается просто держащим за плечами на палке узелок — в котором и есть то «все» и «ничего», которое заставило его отправиться в путь — и балансирующим с ним на краю пропасти.( Он находится ближе всего к источнику, и если бы мы устанавливали схему в виде колеса, в центре был бы нулевой аркан, затем, по окружности, двадцать один большой аркан, следующий круг – карты двора, и, наконец, на периферии колеса помещались бы малые арканы.
© ru_thelema93
[sweet_aumgn
Традиционно Бет соотносится с двенадцатым путем на Древе Жизни, соединяющим Кетер с Биной.
Наш соотечественник Г.О.М. соотносил Бет со вторым арканом Таро, Верховной Жрицей. Алистер Кроули — с первым арканом Таро – Магом.
© ru_thelema93
[sweet_aumgn
И, собственно, иллюстрация к сказанному.