Тема: Еврейское Таро
[youtube]QLOsZf-lcVY[/youtube]
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
[youtube]QLOsZf-lcVY[/youtube]
В общем, друзья, все вы поняли что Бецалэль Ариэли (кстати, один из авторов нашего журнала) готовит к выпуску свою колоду Таро. С его согласия я буду выкладывать сюда те карты, которые он на данный момент представляет широкой публике. Сейчас идут обсуждения и мы здесь тоже можем обсуждать.
Betzalel Arieli:
ЧЕМУ СООТВЕТСТВУЮТ МЛАДШИЕ АРКАНЫ "ЕВРЕЙСКОГО ТАРО"
Итак, настало время объяснить, по какому же принципу выстраиваются 56 младших арканов.
Здесь во многом сохранены соответствия, принятые в прошлом в оккультной системе Таро.
1. Десять числовых карт каждой масти и 10 сфирот.
Всеми мастерами Оккультизма признавалось соответствие карт от Туза до Десятки со сфирот. Действительно, Туз выступает как источник энергии своей масти и этим подобен Кетеру. Двойка соответствует Хохме, Тройка - Бине и т. д., пока в Десятке мы не находим завершение (Малхут). В нашей колоде этот принцип сохранен.
Однако здесь следует отметить две особенности. Карты должны передавать реальные ситуации, характерные для жизни человека. Если они будут показывать только абстрактные, пусть даже очень точные, отражения сфирот, то при всей их красоте и гениальности они будут плохо применимы на практике. Поэтому соответствие со сфирот ни в одной колоде не является строгим. Скорее, это ассоциация с той или иной сфирой, преломленная через субъективную призму хитросплетений житейских.
Вторая особенность в том, что, как считается, четыре масти должны соответствовать четырем мирам Каббалы - Ацилут, Брия, Ецира, Асия. Номинально это утверждалось всеми авторами-классиками, но едва ли хоть в одной колоде можно найти этому явное подтверждение. В "Еврейском Таро" я не стремился передать это соответствие мирам. Можно сказать, что иерархического приоритета между мастями нет - все они равноправные и одинаково ценные.
2. О самих мастях. В обычном Таро мы привыкли к тому, что четыре масти - это Жезлы (Огонь), Чаши (Вода), Мечи (Воздух) и Пентакли (Земля). Пентакли в более ранних колодах были монетами (Марсельское Таро), а в некоторых стали просто дисками (Кроули) или кругами (ГОМ).
В "Еврейском Таро" представлены следующие масти: Свечи (Огонь), Чаши (Вода), Мечи (Воздух), Монеты (Земля). Очевидно, самое заметное изменение коснулось Жезлов, которые стали Свечами. Дело в том, что хотя в древней истории Израиля встречается немало жезлов (посохи Моше и Аарона, например), все же Младшие Арканы по задумке колоды должны передавать более повседневные ситуации - например, различные предписания Алахи, ежегодные праздники, характерные для еврейской (и не только еврейской) жизни ситуации и т. д. И если обратиться к ритуалам иудаизма, мы практически не встретим там какого-либо использования жезлов или посохов.
А вот свечи, напротив, встречаются очень часто. Кроме того, сам образ свечи гораздо отчетливее передает символизм стихии Огня, чем это делает посох.
Что же касается Монет, на них изображена гексаграмма (в большинстве карт) как более характерный для иудаизма символ. Таким образом, вместо "пентаклей" у нас получились "гексакли".
3. Астрологические соответствия. Здесь, как и в системе Золотой Зари, арканы от Двойки до Десятки соответствуют деканам зодиакального круга. Свечи - огненным (Овен, Лев, Стрелец), Чаши - водным (Рак, Скорпион, Рыбы), Мечи - воздушным (Весы, Водолей, Близнецы), Монеты - земным (Козерог, Телец, Дева).
То есть, карты 2-3-4 - это три декана кардинального знака своей стихии, карты 5-6-7 - три декана фиксированного знака, карты 8-9-10 - три декана мутабельного знака.
Вдобавок, они же соответствуют отрезкам еврейских месяцев, которые (по Сефер Ецира) совпадают со знаками Зодиака. К примеру, 2-3-4 Свечей - это промежутки 1-10, 11-20 и 21-30 месяца Нисан и т. д.
Если на тот временной промежуток, которому соответствует карта, выпадает какой-то праздник или особые дни в еврейском календаре, это, как правило, находит явное отражение в самой карте и ее изображении.
От "управителей" деканов в этой колоде я отказался. То есть не надо искать соответствие Двойки Свечей - Марсу из-за того, что Марс управляет первым деканом Овна. Вообще существует две основные системы распределения управителей. В "Золотой Заре" использовали египетскую, в астрологии чаще можно встретить индийскую. В нашей колоде эти сведения не принимались в расчет, гораздо больший акцент был сделан на то, чтобы отразить особенности еврейского календаря (а не египетского и не индийского).
Все четыре Туза в нашей колоде указывают на четыре стихии и на четыре благословения, которые произносятся в ритуале Авдалы (Отделения).
Авдала - это традиционный ритуал иудаизма, совершаемый после завершения субботы (шаббата). В нем поочередно берут в руки чашу с вином, плетеную свечу, благовония (рекомендуется ветка мирта), а затем произносят завершающее благословение.
Каждый из предметов символизирует свою стихию:
Свеча - огонь,
Чаша - вода,
Ветка мирта - воздух,
Последнее благословение - земля.
Хотя в этом ритуале нет монет, в нашей колоде именно Туз Монет связан с последним благословением. Ведь в этом благословении говорится о разделении между священным и профанным - человек из состояния шаббата возвращается в земной мир, к своим материальным ценностям. Иными словами, берет в руки монету.
Подробнее о каждом Тузе (как и об остальных картах) - в дальнейших публикацих.
Кстати, кому из вас кажется, что винов чаше больше похоже на кровь?
(цвета еще будут доработаны для полного реализма)
Betzalel Arieli:
Один из самых красивых (по всеобщему мнению) старших арканов нашей колоды.
В большинстве колод он называется "Верховная Жрица". Но поскольку в иудаизме женщин-жриц никогда не было, у нас этот аркан называется "Тора".
И это неслучайно. Женщина, которая держит свиток Торы, - это ни кто иная, как Шхина. Женская ипостась Бога.
Уже А. Уэйт в своей колоде отмечал, что Жрица - это выражение Шхины. На его карте она также держала Тору (там написано латиницей TORA, что довольно смешно, учитывая, что в самой Торе никто не стал бы писать это по-латински)
Этот аркан соответствует сфире Бина. Вы можете увидеть буквы Йуд-Хей-Вав на одежде Шхины, причем Хей, соответствующая Бине, особенно крупная. Нижняя часть платья украшена алфавитом ангелов.
Шхина сидит между двух колонн, как и в традиционных колодах, что выражает выбор между различными противоположностями нашего мира. Чтобы между ними выбирать, нужен какой-то критерий или закон. В данном случае именно свиток Торы служит символом такого закона (который в реальности может быть у каждого свой).
Таким образом, эта карта указывает на определенный разум, логику, принцип или набор правил, которые вооружают человека в той области, где ему надлежит действовать. Это то, что позволяет нам правильно выбирать, принимать правильные решения.
Различные прочие интерпретации, характерные для аркана Жрица, сюда могут также неплохо вписаться.
Betzalel Arieli:
Отшельник.
В нашей колоде в роли отшельника - Моше (Моисей). После того, как он убежал из Египта от преследования, он стал мирным пастухом у своего тестя Итро. Однажды он зашел на гору, где ему явилось откровение, и голос из горящего куста повелел вернуться в Египет и вывести оттуда еврейский народ.
Эта карта показывает "Отшельника" Таро в одной из его наиболее возвышенных форм - как человека, который, уединяясь и изолируя себя от мирской суеты, достигает контакта с Божественным. С одной стороны, это его уход из мира, отдаление от дел, "старость" как завершение трудов. И с этой точки зрения этот аркан можно приписать сфире Малхут (буква Йуд = 10).
Но каббалистам известно, что "Малхут верхнего мира становитсч Кетером нижнего мира". Как созревший плод является завершающим этапом в развитии растения и в то же время несет начало нового растения, так и Отшельник, будучи завершением старой фазы и уходом из нее, обретает в открывшемся ему пророчестве импульс к началу новой эпохи. В итоге ему предстоит стать новым вождем и принести людям свет, который ранее оставался сокрытым от них. В этом смысле Отшельник соответствует сфире Кетер (Йуд = 10 = 1 + 0 = 1).
Практическое толкование карты охватывает "классические" значения - такие как одиночество, опыт, мудрость, поиски истины, самоанализ, аскетичность, и добавляет к ним новый аспект - посредничество между духовным миром и людьми.
В реальной жизни таким "отшельником" вполне может оказаться ученый, закрывшийся в своем кабинете, чтобы глубже сосредоточиться на формулах, или даже обычный человек - любой из нас - в те свои моменты, когда, отстраняясь от всех своих жизненных задач, он получает "инсайт", начинает понимать новую истину.
Betzalel Arieli:
Сегодня хочу показать вам Восьмерку Монет. На этот раз приложу свое описание в том виде, как я готовлю его для краткой книжки-руководства. А вы сами смотрите, насколько эта карта по-вашему передает смысл, и высказывайте мнения...
----------------------------------
Восьмерка Монет. «Обязательства». Молодой человек пришел в банк получить денежный кредит. Сотрудник банка готов предоставить щедрую сумму. Впрочем, пока одна его рука выдает монеты, вторая пододвигает длинный текст договора, который необходимо подписать. Молодому человеку ничего не остается, как взяться за перо и поставить свое имя и данные везде, где этого требует документ.
Этот аркан соответствует сфире Ѓод. Здесь на пути реализации желаемого встают последние преграды, призванные адаптировать наше желание к действительности. На самом деле человек вправе обладать любыми средствами, если он способен уравновесить это право мерой своей ответственности. «Ты не можешь получить помощь, не взяв на себя обязательств!» – гласит Восьмерка Монет. В этом отношении она противоположна Четверке Монет, где помощь предоставлялась безвозмездно.
Восьмерка Монет содержит два человеческих персонажа. Она может указывать как на того, кто пришел за поддержкой и готов принять чужие условия, так и на того, кто сам эти условия выставляет. Если вопрос задан об отношениях, эта карта выражает деловой характер этих отношений – каждая сторона рассчитывает что-то извлечь для себя и с этой целью идет на соглашение с другой стороной. Здесь есть намек как на возможность, наконец, продвинуться еще на шаг к своей цели за счет принятия новых средств, так и на груз обязательств и ответственности, который отныне начнет давить на ваши плечи.
Betzalel Arieli:
Среди карт Младших Арканов есть довольно простые, за которыми не нужно искать глубокого подтекста, а есть и более сложные.
Как известно, в практике раскладов нужны и те, и другие. Мы стремимся к ясности и к знанию, и в этом отношении простота - ключ к успеху. Но не всегда реальная ситуация может быть отражена простой и очевидной картинкой.
Перед вами Восьмерка Мечей "Еврейского Таро". Я специально не хочу объяснять ее сюжет. Мне было бы интересно услышать ваши впечатления. Что по-вашему изображено на этой карте? Как бы вы истолковали ее? Что она должна означать в раскладах?
P. S. Я отношу эту карту к "сложным" среди Младших Арканов. Тем, кто более эрудирован, дам подсказку: то, что вы на ней видите, связано с временным интервалом, который указан на полях - смотрите еврейский месяц и декан зодиакального круга. Но если вам эти обозначения ни о чем не говорят, то описывайте просто свои ощущения. Так будет даже интереснее.
Betzalel Arieli:
Шестерка Мечей.
По своим зодиакальным соответствиям попадает на второй декан Водолея и середину месяца Шват. Тема карты - "Ту би-Шват", то есть 15-е Швата - один из еврейских праздников, хоть и не самых важных.
Это так называемый "Новый год деревьев". В Израиле в это время на деревьях появляются новые почки и первые свежие листочки.
А празднуют, вкушая плоды, которыми славится земля Израиля: "Земля пшеницы и ячменя, винограда, инжира и граната, земля оливкового масла и меда" (Дварим 8:7-8). Под "медом" имеются в виду финики, из которых делали мед.
Как по-вашему, что такая карта могла бы означать в раскладах? Если это сигнификатор человека? Или она выпадает на отношения? Или на успех\неудачу некоего проекта?
Betzalel Arieli:
Думаю, эта карта - Шестерка Свечей - многих порадует. Особенно женщин
В еврейской традиции принято нести две заженные свечи по сторонам от жениха и невесты. Но в нашей карте свечей шесть. Это соответствует сфире Тиферет, которая во всех мастях проявляется очень гармонично и намекает на примирение или объединение противоположных сил.
Конечно, кроме свадьбы, Шестерка Свечей может означать любой союз, сближение, установление прочных отношений. Формальный акт, узаконивающий что-либо, закрепляющий какие-то отношения (семейные, любовные, деловые, даже политические).
Астрологически этот аркан приходится на середину месяца Ав и знака Льва. На 15-е Ава выпадает еврейский "день любви". Знак Льва (и 5-й дом гороскопа, ему соответствующий) тоже характеризуется любовными увлечениями.
Betzalel Arieli:
ПЕРСОНАЖИ ТОРЫ И ИХ СВЯЗЬ С МАСТЯМИ ТАРО
В традиции оккультизма предметы четырех мастей (жезлы, чаши, мечи, монеты) уже связывались с различными персонажами из Танаха. Примером тому может послужить выдержка из "Ключа Соломона". Существует несколько версий этой книги. Наиболее известная на сегодняшний день была переведена и издана С. Л. МакГрегором Мазерсом в конце XIХ века.
А вот Элифас Леви в своей книге "Наука о духах" приводит другой вариант Ключа. Во всех версиях существует вступление, в котором предполагаемый автор - царь Соломон (Шломо) - обращается к своему сыну с наставлением о том, как пользоваться данными инструкциями. В версии Элифаса Леви Соломон говорит о 36 талисманах, которые нужно разделить на четыре ряда по девять.
"На талисманах первого ряда, - продолжает он, - нанеси букву Йуд, изображаемую расцветшим жезлом Аарона.
На втором ряду - букву Хей, изображаемую чашей Иосифа.
На третьем ряду - Вав, изображаемую мечом Давида, моего отца.
На четвертом ряду - конечную Хей, изображаемую золотым шекелем".
Таким образом, Аарон, Йосеф и Давид становятся представителями мастей Таро. Немного странно, что для масти монет в Ключе Соломона не нашлось конкретного персонажа.
Однако в нашей колоде придворные карты всех мастей содержат в себе персонажей из Торы.
Гмара говорит, что отцов еврейского народа было трое - Авраам, Ицхак и Яаков. Каждый из них установил одну из трех молитв (утреннюю, послеполуденную и вечернюю). Позже каббалисты в этот ряд добавили Давида, который, как считается, установил Тикун Хацот (полуночную молитву).
Далее, - продолжает Гмара, - матерей еврейского народа было четверо - Сара, Ривка, Лея и Рахель.
Эти восемь персонажей становятся в нашем Таро королями и королевами. Что же касается рыцарей, то ими оказываются четверо из сыновей Яакова. Подробнее о том, кто из них чему соответствует, вы узнаете в скором будущем.
Betzalel Arieli:
Пятерка Монет...
Как и во многих других колодах, все пятерки в Еврейском Таро несут опасность или страдание. Недаром они соответствуют сфире Гвура. Это "кризисная" фаза каждой масти.
В масти монет пятерка указывает на потерю имущества - как правило, из-за того, что более могучие силы позарятся на него. Это может быть стычка с властями, штрафы, конфискация, арест.
В отдельных случаях роли могут поменяться местами, и эта карта покажет вам (если, к примеру, вы сотрудник налоговой службы), что вам удастся добраться до чужих денег. Однажды эта карта уже выпала у меня в раскладе как указание на работу для человека, который работает инкассатором.
Betzalel Arieli:
Думаю, пришло время рассказать подробнее о придворных арканах.
Во всех каббалистических колодах Таро четыре фигуры придворных арканов соответствуют четырем буквам Тетраграммы (Имени Бога).
Короли - Йуд (י)
Королевы - Хей (ה)
Рыцари - Вав (ו)
Пажи - Хей (ה)
Напомню, что четыре масти также выражают принципы этих букв, а вместе с ними - четырех стихий. Поэтому в каждой стихии присутствуют все четыре на частном уровне. То есть, у нас есть Огонь Огня (Король Жезлов), Вода Огня (Королева Жезлов), Воздух Огня (Рыцарь Жезлов) и Земля Огня (Паж Жезлов), а затем - Огонь Воды (Король Чаш) и т. д.
Поскольку обе буквы Хей в Тетраграмме представляют женский принцип, а буквы Йуд и Вав - мужской, в английской традиции, идущей от ордена Золотой Зари, Рыцари сменились на Принцев, а Пажи - на Принцесс. Нужно было, чтобы последняя придворная карта была женского рода. Среди широко известных в мире колод по такому же принципу построено "Таро Тота" Кроули.
Поскольку Еврейское Таро - также каббалистическая колода, мы сохранили этот принцип чередования мужского и женского. Таким образом, у нас нет Пажей (тем более, что подыскать достойных персонажей для них в Танахе было бы не так уж просто), зато есть Принцессы.
Этими принцессами выступают знаменитые еврейские женщины-пророчицы.
Ранее я уже писал о Королях и Королевах (см. выше ПЕРСОНАЖИ ТОРЫ И ИХ СВЯЗЬ С МАСТЯМИ ТАРО. J.)
Что касается Принцев, ими стали четверо среди двенадцати сыновей Яакова. Они были выбраны по зодиакальному признаку и, как оказалось, отлично подошли для олицетворения своих мастей. Скоро я напишу подробно о том, какой сын стал каким Принцем, и какая пророчица - какой Принцессой.
Betzalel Arieli:
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦА (РЫЦАРЯ) В ЕВРЕЙСКОМ ТАРО
Итак, ранее я уже говорил, что в качестве принцев были выбраны четверо из 12 сыновей Яакова. Эти 12 сыновей каббалистами соотносились с 12 знаками Зодиака.
Однако в Таро со знаками Зодиака обычно соотносят 12 придворных карт следующим образом.
Четыре короля - знаки кардинального креста
Четыре королевы - знаки фиксированного креста
Четыре рыцаря - знаки мутабельного креста
(В некоторых системах, наоборот, королевы оказываются связаны с кардинальными, а короли с фиксированными)
Королями и королевами в нашей колоде являются праотцы и праматери еврейского народа, жизнь которых описана в Торе (в книге Берешит).
Для рыцарей были взяты те из сыновей Яакова, которые, согласно Каббале, соответствуют мутабельным знакам Зодиака.
Схема внизу взята из комментария Раавада к "Сефер Ецира". На ней во внешнем круге обозначены 12 комбинаций букв имени Бога. В следующем круге - темы 12 астрологических домов. Далее - имена 12 сыновей. Далее - названия 12 месяцев еврейского календаря. И в самом внутреннем круге идут названия знаков Зодиака. Таким образом, эта схема сводит воедино все эти области, показывая взаимное соответствие их друг другу.
В ней можно увидеть (тем, кто не знает иврита, это будет трудновато), что мутабельным знакам соответствуют следующие сыновья:
Нафтали - Стрелец
Йосеф - Рыбы
Леви - Близнецы
Звулун - Дева
Вот они-то и стали принцами соответствующих мастей в нашем Таро.
Стрелец - огненный знак, и Нафтали стал принцем свечей.
Рыбы - знак воды, и Йосеф стал принцем чаш.
Близнецы - воздушный знак, и Леви стал принцем мечей.
Дева - знак земли, и Звулун стал принцем монет.
Если мы посмотрим на то, что известно об этих сыновья из самой Торы, то окажется, что они как нельзя лучше подходят под эти роли. Скоро я познакомлю вас с ними поближе...
Betzalel Arieli:
ПРИНЦ СВЕЧЕЙ - НАФТАЛИ
Согласно комментатором Сефер Ецира, именно Нафтали среди сыновей Яакова соответствует знаку Стрельца. Он был не самым выдающимся сыном, и о нем из последующей истории Израиля известно не так уж много.
Когда все сыновья собрались у смертного одра своего отца, каждый из них получил от него особое благословение. Нафтали был назван "оленем прытким" (אילה שלוחה). Очевидно, это указывает на его скорость и стремительность.
Наш Принц Свечей одет в легкую кожаную броню и восседает верхом на олене, который запрыгивает на горный уступ. Не будем забывать, что масть свечей передает огненную энергию. Принц Свечей (как и Рыцарь Жезлов в других колодах) указывает на устремления к большему, на активность, "прыткость", готовность покорять новые вершины, некоторую амбициозность. В то же время здесь есть и грациозность, маневренность, изящество. Нужно уметь удержаться на спине могучего оленя в прыжке. Эта грациозность проявляется также в том, что наш Принц использует речь и слова, когда нужно добиться результата. В продолжение благословения сказано: "Говорит он речи изящные" (Берешит 49:21).
Раавад в "Сефер Ецира" (см. предыдущую статью) связывает Нафтали с 9-м домом гороскопа (аналогичным знаку Стрельца) и с понятием "путь" или "дорога".
Здесь вновь мы видим аналогию с движением, перемещением, стремительным прыжком. Действительно, в астрологии 9-й дом отвечает за дальние путешествия, стремление к познаниям и расширение горизонтов.
Хотя выражение "олень прыткий" используется в переводах этого благословения на русский, его можно также прочесть более буквально - как "олень запущенный". Речь идет о запущенности не в смысле заброшенности, а о том, кого запустили, как стрелу. Нафтали совершает запуск! Он выстреливает из лука, желая быстро и прямиком попасть в цель. Масть свечей в данном случае представлена не свечой как таковой, а горящим наконечником стрелы. Конечно же, это символ зодиакального знака, которому соответствует данный аркан. И его олень сам - словно запущенная стрела, устремлен к вершине, ждущей покорения.
Быть может, когда этот Принц реализует задачу, к которой он так рьяно стремится, исполнится заключительное благословение, которое Моше дал его роду на все века (Дварим 33:23): "Нафтали насыщен желанием и исполнен благословения Бога, запад и юг унаследует".
Betzalel Arieli:
ПРИНЦ ЧАШ - ЙОСЕФ
Йосеф был первым сыном Рахели - любимой жены Яакова (у него было две жены и две наложницы). В Торе Йосеф назван "сыном старости" для своего отца, поскольку родился позже остальных своих братьев, когда Яаков был уже стар.
История Йосефа начинается с того, как братья, сговорившись против него, продали его в рабство каравану исмаильтян, которые отвезли его в Египет. В ту пору Йосефу было всего семнадцать лет.
Йосеф был наделен особым даром видеть вещие сны. Он мог не только сам предсказывать по своим сновидениям будущие события, но и толковать сновидения других людей. Именно так он выбрался из темницы в Египте - истолковав сны пекаря и виночерпия, сидевших там вместе с ним.
Это привело его во дворец фараона, которому он также помог разобраться в его снах. В итоге фараон сделал его своим заместителем, фактически оставив в его руках экономику всей страны. Так простой юноша, мягкий, добрый и вдобавок очень красивый (в Торе он назван "красивый станом и красивый видом" - Берешит 39:6), благодаря своей особой связи с астральным миром оказался вторым лицом в одном из самых сильных и развитых государств той эпохи.
Тем временем в стране Кнаан, где жила его семья, разразился голод. Яаков послал своих сыновей (братьев Йосефа) в Египет в поисках продовольствия. Когда они прибыли во дворец фараона, они не узнали своего брата - он выглядел как египтянин. Но он узнал их. Он намеренно не стал вначале раскрывать им свою личность. Он спланировал дальнейшее развитие событий так, чтобы им самим пришлось во всем раскаяться.
Он подложил свою чашу в сумку одному из братьев - Бенъямину, которого любил больше всех (и который был непричастен к его продаже в рабство). Затем он приказал задержать всех братьев за кражу.
Эта чаша была инструментом гадания (Берешит 44:5). Очевидно, доведя до мастерства свои способности астрального зрения, Йосеф уже не полагался только на сновидения, но и освоил новые способы предсказания будущего.
Когда братья предстали перед ним за кражу, он открылся им и сообщил, кто он такой на самом деле.
"И не мог Йосеф удержаться при всех, стоявших около него... И сказал Йосеф братьям своим: Я Йосеф, жив ли еще отец мой? Но не могли братья отвечать ему, потому что смутились перед ним... я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь... потому что для спасения жизни послал меня Бог перед вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог перед вами, чтобы оставитьвас на земле и сохранить вашу жизнь..." (Берешит 45:1-7)
Затем они все плакали, кидаясь на шею друг другу. Никто не был наказан, все были прощены. Даже фараон, узнав, что к его заместителю приехали братья, обрадовался и пригласил их жить в его стране.
Согласно комментаторам Сефер Ецира, Йосеф соответствует зодиакальному знаку Рыб. Этот знак вышит на груди у нашего Принца Чаш. Весь образ Йосефа, как он передан в Торе, очень хорошо отражает качества этого зодиакального знака. Чувствительный, эмпат, сновидец, легко оказывающийся жертвой чужих преступлений, но при этом не держащий ни на кого зла. Ему важно только, чтобы другие сами осознали свою вину и раскаялись, и тогда он готов простить.
Рукой он проводит по краю чаши, словно желая задействовать ее для гадания. Он восседает на сфинксе, и это указывает на тот факт, что Египет оказался в долгу у этого юного провидца. Но за этим кроется и более глубокий смысл. Сфинкс - источник загадок в древних мифах. Оседлать его может лишь тот, кто благодаря своей особой проницательности способен разгадать его секрет. Для этого нужно быть не просто ученым или знатоком, а иметь доступ в особую сферу опыта, лежащую за гранью обыденности.
Река позади Принца Чаш указывает на связь с водной стихией. Конечно же, это Нил - величайшая река Египта и (согласно Раши) одна из четырех рек, вытекавших из рая.
И хотя, как говорит сама же Тора (Дварим 11:10-11), в Египте дожди не идут, для Йосефа было обещано, что будет "благословенна Господом земля его дарованием росы от неба и от бездны, лежащей внизу, дарованием плодов солнца и плодов луны, от вершин гор древних и холмов вечных" (Дварим 33:13-15).
Думаю, после этой истории вы уже представляете, какой человеческий типаж в реальной жизни может обозначать эта карта, выпавшая в раскладах.
Betzalel Arieli:
ПРИНЦ МЕЧЕЙ - ЛЕВИ
Наш третий принц соответствует знаку Близнецов и, как говорят комментаторы Сефер Ецира, - это Леви, третий сын Яакова.
В дальнейшей истории Израиля род левитов известен как каста духовенства. Среди них особо выделяет род коэнов - потомки Аарона, которые приняли на себя жреческие функции в храмовом служении.
Почему же именно Леви взялся за меч? Почему он стал нашим Принцем Мечей?
Всему виной эпизод из его жизни, за который впоследствии упрекал его отец. В описании предыдущих принцев я уже ссылался на благословения, которые дал всем своим детям Яаков, пребывая на смертном одре.
В этой предсмертной сцене Яаков обрушился с осуждением на двух своих сыновей - Шимона и Леви:
"Шимон и Леви - братья, орудия грабежа у них. В сговор их да не войдет душа моя... ибо в гневе своем убили человека... проклят гнев их, ибо дерзок, и ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле" (Берешит 49:5-7).
Вот такое "благословение" получилось.
А теперь разберемся с причиной, вызвавшей такую реакцию со стороны отца. Когда Яаков с семьей остановился рядом с Шхемом, сын князя той земли изнасиловал его дочь Дину. При этом он влюбился в нее и после этого пришел к ее отцу просить отдать ему ее в жены. На это семья Яакова дала ответ: ты можешь взять Дину в жены и породниться с нашей семьей, если все мужчины вашего города пройдут обрезание. Как ни странно, жители Шхема согласились. И вот, когда они заживляли свои раны (от обрезания), "взяли два сына Яакова - Шимон и Леви, братья Дины - каждый свой меч и напали на город уверенно, и убили всех мужчин. А Хамора и Шхема, сына его, убили мечом. И взяли Дину из дома Шхема и вышли" (Берешит 34:25-26).
На нашей карте Принц Мечей изображен как раз возле стен города, который он то ли едет покарать своим мечом, то ли уже покарал. Тот факт, что в этой убийственной "миссии" действовали два брата, хорошо накладывается на зодиакальное соответствие аркана - знак Близнецов. Проклятье от отца также получили они оба вместе.
Согласно Сефер Ецира, знак Близнецов и еврейская буква Заин, ему соответствующая (которая, кстати, означает "меч" в переводе), связаны с чувством обоняния и запахом. Раавад в комментарии связывает этот знак с Леви именно на основе обоняния, отсылая нас к фразе (Дварим 33:8): "И о Леви сказал... учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиля, возлагают воскурение перед Тобой и всесожжение на жертвенник Твой".
Это, конечно же, связано со жреческими функциями левитов и коэнов, о которых уже говорилось выше. На нашей карте жертвенник, от которого идет черный дым, намекает на эту связь. Его можно понять именно как жертвенник для всесожжений или воскурений, но он также вносит свою лепту в образ города, который идут разграбить (и, возможно, поджечь).
Ассоциация левитов с мастью мечей имеет очень устойчивое основание. Действительно, случай с убийством жителей Шхема был не единственным. Впоследствии левиты еще брали на себя карательные миссии и, вооруженные мечами, истребляли негодных.
К примеру, когда Моше спустился с Синая, держа в руках скрижали, а тем временем евреи в стане устроили пляски вокруг золотого тельца, Моше крикнул: "Кто за Бога - ко мне!"
"И собрались к нему все сыны Леви... И сказал он им:... возложите каждый свой меч на бедро и пройдите туда и обратно от ворот до ворот в стане и убивайте каждый брата своего и ближнего своего... И сделали сыны Леви по слову Моше, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Шмот 32:26-28).
Может быть, именно поэтому в Зоаре левиты связываются со сфирой Гвура.
Betzalel Arieli:
ПРИНЦ МОНЕТ - ЗВУЛУН
Последний принц, которого я еще не описал в этой группе. Звулун был не самым знаменитым среди сыновей Яакова.
Когда отец благословлял его, он произнес: "Звулун у берега морей будет жить, у пристани корабельной" (Берешит 49:13).
В Талмуде (Мегила 6 а) говорится о том, что Звулун возмущался по поводу доставшегося ему надела земли. "Владыка Мира, - говорил он, - братьям моим Ты дал поля и виноградники, а мне дал горы и холмы. Братьям дал земли, а мне - моря и реки". Всевышний ответил ему, что эти моря и реки пригодятся ему - в них он сможет найти хилазон, рыбу и белое стелко, которое особенно ценно для торговли. Хилазон - это моллюск, из которого делали краску для цицита.
"Владыка Мира, - продолжил Звулун, - но кто гарантирует, что я смогу заработать на этом?"
"Всякий, кто возьмет у тебя эти товары, не заплатив, не извлечет никаких доходов из своей торговли", - ответил Бог.
Таким образом, Звулуну изначально были дарованы условия для ведения торговли, и сам Бог гарантировал ему успех в этом деле. Его роль как удачливого торговца стала настолько хорошо известна, что в иудаизме в связи с его именем всегда вспоминают другой Мидраш - о том, как он заключил договор со своим братом Иссахаром. Иссахар будет все время изучать Тору, а Звулун, имеющий высокие доходы от торговли, будет финансировать этот учебный процесс (подобная модель отношений очень распространена в современном иудаизме).
На карте мы видим принца монет на верблюде. Известно, что верблюд в древности был наиболее подходящим животным для торговых караванов. К его горбам привязаны мешки с товарами. Местность и вправду не очень плодородная - горы и моря. Однако на прибрежном песке мы видим раковины с жемчужинами, моллюска хилазона и кувшины из белого стекла. А рядом рассыпаны сокровища, что довольно прозрачно намекает на основные "бонусы" этого Принца.
В раскладах Принц Монет укажет на человека, знающего толк в материальных ценностях, умеющего "монетизировать" различные товары, прибыль от которых неочевидна другим, но которые на самом деле всем нужны. Он готов пускаться в приключения, открывать новые проекты, совершить далекие поездки в надежде стяжать успех в своем бизнесе. И, скорее всего, это ему удается.
По Сефер Ецира Звулун соответствует знаку Дева. Характерные особенности этого знака - точность, системность, расчетливость. Он не боится грубой работы, но готов совершенствовать свой продукт, пока не исправит в нем все детали.
Betzalel Arieli:
АРКАН "МИР"
Небесный Иерусалим. Его держат руки Бога. В этом городе - 12 врат, по числу знаков Зодиака и по числу колен Израиля. Таким он описан в видениях пророков. В центре города - третий храм, который уже никогда не будет разрушен.
Земля, на которой парит этот небесный город, окружена зеленой линией. Некоторым, кто помнит, что аркан "Мир" соответствует планете Сатурн, она может напомнить кольцо Сатурна. На самом же деле это - Тоу (תהו), первичный хаос, с которого начиналось творение. В Талмуде (Хагига 12 а) говорится, что "тоу - это зеленая линия, окружающая мир, и из нее вышла тьма". Лично я уверен, что и в других колодах зеленый венок, окружающий женщину на этой карте, - это символ Тоу. Ведь эта линия должна окружать "мир", как сказано выше, а мы как раз и рассматриваем аркан "Мир". К тому же, само слово Тоу начинается с буквы Тав, которая и соответствует этому аркану.
Руки Бога показывают, что все в конечном счете держится на самой надежной силе, которая заранее обо всем позаботилась. В том же трактате Талмуда мудрецы рассуждают, на чем стоит земля. Раби Йоси говорит, что земля стоит на столбах, столбы - на воде, вода - на горах, горы - на ветре, ветер - на буре, а буря - на руках Всевышнего.
Врата, распахивающиеся на первом плане, пришли из псалма: "Вознесите, врата, вершины ваши, и войдет Царь Славы!" (Теилим 24).
В раскладах карта означает успешное завершение, получение результата, достижение цели. Она может указывать на то, что ситуация под контролем, что "все схвачено", что есть гарантии, и можно положиться на них. Если такая карта выпадает в ответ на вопрос о скрытых мотивах человека, то "руки Бога" могут "сработать" как руки того, о ком задан вопрос. Тогда эта карта укажет, что человек этот, по-видимому, стремится заполучить нечто в свои руки - например, недвижимость или что-то еще, о чем идет речь.
Betzalel Arieli:
КОРОЛЕВА МОНЕТ - РАХЕЛЬ
Хотел показать вам эту карту, потому что по поводу нее я долго сомневался. Сомнения касались двух идолов, которых вы видите у входа в шатер. Это "трафим", которых Рахель украла у своего отца Лавана, когда уезжала от него со всей семьей.
Что такое "трафим" разные комментаторы спорят, но большинство все-таки сходится, что это именно идолы. Когда Лаван догнал Яакова и Рахель, он спросил его: "Зачем ты украл моих богов?"
А в самом деле - зачем? Как вы понимаете, для иудаизма всегда было сверх важно представить прародителей еврейского народа набожными монотеистами. Все обсуждения в еврейской литературе этого эпизода приходят к тому, что Рахель украла у Лавана "богов", чтобы избавить его от идолопоклонства. То есть добрая праведная дочь, верящая в Единого Бога, руководствовалась намерением искоренить языческое многобожие.
Впрочем, такая точка зрения выглядит совершенно искусственной. Пожелай она просто уничтожить этих идолов, она сразу же избавилась бы от них после ухода из дома. Вместо этого она тщательно их хранила и, когда Лаван догнал их семью, даже специально спрятала их под седло, чтобы он их не нашел.
Из этого описания видно, что идолы были не особо крупными. Я не знал, как показать их на этой карте, чтобы их было хорошо видно и в то же время в натуральную величину. Пришлось в крупном размере гордо выставить их у входа в шатер.
Смысл они заключают следующий. Королева Монет, очевидно, относится к земной стихии. Она обладает способностью воплощать, овеществлять, материализовывать. Это женщина, которая может "спустить на землю" любую абстрактную идею, придав ей конкретную форму. Идолы - это ни что иное, как воплощенные идеи, овеществление духовных понятий. Рахель бережно хранит своих "идолов", поскольку они знаменуют ее уникальный дар.
Само имя Рахель переводится как "овца". Современной женщине вряд ли бы такое имя понравилось, но в ту пору, видимо, оно звучало весьма достойно. Она, как и ее семья, занималась тем, что пасла скот. Поэтому мы видим стадо овец на заднем плане, а бык у ног Рахели намекает на зодиакальный символизм аркана - знак Тельца.
Я прошу вас поразмышлять и представить, как бы эта карта выглядела без "трафим". Изменился бы для вас ее смысл? Какое значение или какую энергетику вносят эти идолы лично для вас?
Мне интересно это услышать, поскольку не поздно будет еще что-то изменить.
Betzalel Arieli:
Я думал, какой картой порадовать вас перед Новым Годом. Дело в том, что в еврейской традиции есть свой Новый Год (Рош а-Шана), который выпадает на первую половину осени. С ним связана карта Справедливость нашей колоды, которую вы уже видели. Но его идея совсем иная - это день суда, когда определяется судьба обитателей мира.
А январский Новый Год, ставший международным, обычно знаменуется деревом, украшенным игрушками, и атмосферой домашней радости. Поэтому предлагаю вашему вниманию Десятку Монет. Здесь молодая пара, выйдя с утречка в сад, обнаружила, что на дереве вырасли монеты. Расположены они, как вы можете заметить, в порядку 10 сфирот (идея заимствована из Таро Уэйта). Эта карта указывает на прочный достаток или даже богатство, когда механизм уже создан, корни запущены глубоко, и теперь можно лишь радоваться постоянным доходам. Желаю, чтобы у всех нас этот 2018-й год именно таким и был!
P. S. Поскольку этот аркан соответствует последней декаде Элула, он действительно примыкает и к еврейскому Новому Году.
Betzalel Arieli:
ПРИНЦЕССЫ В "ЕВРЕЙСКОМ ТАРО"
Напомню, что в нашей колоде вместо Пажей идут Принцессы. Такой порядок в традиции Таро встречается в колодах, сделанных по образцу "Золотой Зари" (например, в "Таро Тота" Кроули). Связано это с тем, что согласно буквам Тетраграммы (י-ה-ו-ה) среди придворных карт должны быть две мужских и две женских.
Кто же стал этими Принцессами?
Это ни кто иные, как знаменитые еврейские пророчицы! В Талмуде сказано (Мегила 14 а): "Сорок восемь пророков и семь пророчиц пророчествовали для Израиля, они не отняли и не прибавили к Торе ничего, кроме чтения Мегилы".
Далее Талмуд перечисляет эти семь пророчиц: Сара, Мирьям, Двора, Хана, Авигаиль, Хульда и Эстер.
Вы можете спросить меня: как же в колоде будет четыре Принцессы, когда пророчиц семь?!
Дело в том, что Сара уже оказалась Королевой Свечей, как одна из четырех матерей (то, что она по совместительству еще и пророчица, ничего не меняет). Эстер мы видим вместо привычной карты "Императрица" в старших арканах. Среди оставшихся пяти пришлось "пожертвовать" Ханой, поскольку она не так четко соотносится с одной из стихий, как остальные.
Итак, остальные четыре пророчицы - Мирьям, Двора, Авигаиль и Хульда - стали четырьмя Принцессами. Каждая из них принадлежит одной из мастей и стихий: Свечи (огонь), Чаши (вода), Мечи (воздух), Монеты (земля).
Скоро я начну вам их показывать. Но пока еще не сделал этого, даю время желающим среди вас, кто знаком с традицией, самим расставить этих пророчиц по мастям и стихиям.