Сегодня я буду рассказывать о соборе, который стоял когда-то на Соборной улице в Колпино. Улица эта была в своё время переименована в улицу Урицкого, а недавно - снова в Соборную. Событие это (переименование, то есть) прошло как-то мимо меня. Не помню чтоб были какие-то общественные слушания или референдум. Переименовали и всё. Забавно, что при переходе Соборной улицы, когда загорается зелёный свет, приятный женский голос объявляет, что переход улицы Урицкого разрешён. Забыли, видимо, перенастроить.
Итак.
Собор.
Посмотрим как он выглядел раньше.
И почитаем, что про него пишут в интернете:
В 1722 - 1723 году на месте собора была построена деревянная "полотняная" церковь, освящённая 6-го мая 1723 года во имя святителя Николая. К сожалению, описания храма до нас не дошло. В 1735 взамен ее строится деревянная же церковь, освященная 26 сентября во имя Святой Троицы с приделом свт. Николая. В эту церковь в том же году был перенесен из Ям-Ижорской часовни чудотворный образ святителя Николая - главная святыня Колпина. Рядом с церковью образовалось сельское кладбище, в 1809 году перенесенное за село. Здесь же, посреди села, рядом с деревянной церковью, 3 августа 1758 года была заложена каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами - Святителя Николая и Тихвинской Божией Матери. Никакого архивного материала за время до 1809 года не сохранилось. Новая церковь строилась в характерном для своего времени стиле "растреллиевско-елизаветинского" барокко, предположительно по проекту С. И. Чевакинского, а заканчивалась в 1767 - 1773 годах другим лицом, что сказалось в некоторых деталях отделки.
В 1773 году были освящены главный алтарь храма и его боковые приделы. Наименование приделов было выбрано не случайно - Тихвинская икона Божией Матери - покровительница всего Северо-запада России, а святитель Николай Чудотворец является небесным покровителем Колпина. Колпинская Троицкая церковь являлась крупным церковным сооружением, состоящим из храма и отдельно стоящей в 30-ти метрах западнее его надвратной колокольни. Размещалась она на пригорке в центре села. Высокая каменная колокольня, высотой 53 метра, выходила своим фасадом на Соборную (Урицкого) улицу и представляла в средней своей части проезд-ворота. Собственно колокольня возвышалась над воротами и состояла из трех уменьшающихся ярусов, которые завершались высоким колоколообразным ребристым куполом, несущим шпиль, общая высота которого с куполом составляла 23,5 метра. Колокола помещались на первом и третьем ярусах. Второй ярус, вернее только пояс, был отмечен циферблатами часов, механизм которых располагался внутри этого помещения. К колокольне с северной и южной сторон примыкали жилые помещения для церковного причта. Колокольня Троицкой церкви являлась главной доминантой Колпина и была видна за много верст от него.
Пятиглавая церковь, с одним доминирующим центральным куполом и четырьмя меньшими, расположенными по диагоналям, имела в плане форму креста, восточная оконечность которого была закруглена и представляла собой алтарную апсиду, а западная ее оконечность имела такую же глубину, как и восточная, но будучи прямоугольной, производила впечатление несколько выдвинутой. Общая высота церкви составляла всего 31 метр, однако для Колпина, состоявшего в большинстве из деревянных домов, эта высота была достаточно внушительной. Стены и своды храма были выложены из кирпича, и внутри и снаружи были оштукатурены известью. Во всех четырех углах здания находились пониженные односветные части, увенчанные луковичными маковками.
Каждый из концов крестообразных выступов здания церкви был перекрыт двускатной крышей, которая с торца образовывала фронтон. На каждом купольном перекрытии был установлен круглый барабан с ложными окнами, который венчала четырехметровая восьмигранная луковичная маковка с крестом. С запада на восток церковь имела ширину 33,6 метра, а с севера на юг - 29,5 метра. Главный западный фасад церкви имел выступающую гранитную паперть с прямоугольной площадкой и лестницей на три стороны в пять ступеней. Внутреннее убранство Троицкой церкви поражало своей красотой и великолепием, и прежде всего обилием богато украшенных икон в дорогих ризах.
На улицу из храма вело три выхода - центральный и по одному с северной и южной стороны. В 1900 - 1901 годах были построены каменные часовни в углах церковной ограды. Проект часовен был разработан кем-либо из заводских инженеров при консультации Вас. А. Косякова. В каждой из них находились роскошные резные иконостасы из темного дуба. Часовни как нельзя лучше вписались в комплекс Троицкой церкви, завершив, тем самым, его постепенное развитие. В 1918 году Троицкий храм был возведён в ранг собора. В 1922 году собор, принадлежавший обновленцам, подвергся изъятию ценностей. В начале 1930-х годов собор был поставлен на охрану, как памятник архитектуры, имеющий художественно-историческую ценность. Закрытый в 1937 году собор подвергся разграблению, иконостас храма был уничтожен. Через год здание было перестроено в кинотеатр, который располагался в нем до самой войны. В начале войны, в августе 1941 года спецгруппой НКВД была подорвана верхняя часть колокольни собора, которая могла служить ориентиром для врага. В результате прямых попаданий снарядов во время войны здание собора сильно пострадало, были разрушены все его купола и своды. Полуразрушенный остов колокольни был окончательно снесен в 1943 году. Сохранившиеся на 80-100% стены собора были разобраны в 1957 - 1958 годах, несмотря на почти десятилетнюю борьбу ГИОП за сохранение и восстановление здания.
Память о Троицком соборе осталась до сих пор, свидетельством чего стала установка в городском саду на месте храма деревянного креста и памятной доски, освящённых 29 августа 1996 года.
Sapere aude