Тема: Белоруссия
Те, кто следит за публикациями на нашем форуме, уже заметили, что про заграничные поездки пишет Призрак, а я - про наши российские города.
В этот раз будет немного другой формат.
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Те, кто следит за публикациями на нашем форуме, уже заметили, что про заграничные поездки пишет Призрак, а я - про наши российские города.
В этот раз будет немного другой формат.
Белоруссия.
Вообще, надо сказать, что сейчас всё больше говорят - Беларусь, или республика Беларусь. Так звучит название этой страны на белорусском языке. И я не понимаю, почему я должна употреблять именно его. Мы ж с вами не говорим Дойчланд или УСА, мы говорим Германия, США. Я даже уточняла у местного жителя не обидно ли для белорусов, когда я называю их страну по-русски, он уверил меня, что нет, не обидно. Я, в свою очередь, заверила его что совершенно не обижаюсь когда Россию называют Раша, или как там название произносят в других языках.
Столицей Белоруссии является город Минск, на случай, если кто не знает.
Из Санкт-Петербурга до него очень просто доехать на поезде с Витебского вокзала.
Вокзал красивый. Туда даже водят экскурсии. Мы как раз одну видели в день отъезда.
У нас было время осмотреться.
Рассказываю про поездку в Беларусь.
Из Санкт-Петербурга я на поезде доехала до города Минска. В Минске очень большой и современный железнодорожный вокзал, рядом такой же автовокзал.
В надписях на государственных учреждениях используется белорусский язык, но во всем остальном только русский - все люди разговаривают на нем, причем без малейшего акцента, телевизионные каналы на русском (и большая их часть - вообще российские), надписи во всех частных заведениях, в магазинах - на русском языке, книги продаются на русском, и даже президент Лукашенко из телевизора обращается к своему народу по-русски.
Валюта здесь - белорусский рубль и копейка. Обменники есть везде, вообще на каждом углу меняют евро, доллары и российские рубли на белорусские - и обратно. И вот сейчас я должна отелю одну копейку.) Потому, что все положенные рубли я им заплатила, а копейки у меня нет. И ее надо принести, когда разменяю.
Вообще, Минск больше похож на европейский город, чем, например, Париж. Все чисто, все аккуратно, дома и улицы в хорошем состоянии. Очень однородный состав населения - славяне. Никого другого на улицах не видно. Говорят, что есть другие этносы, но их мало. Причем, белорусы на нас не похожи. Вроде бы славяне, но черты лица какие-то совсем другие.
А сами белорусы Европой считают Литву. И ездят за покупками в Вильнюс на поезде - тут недалеко. За европейскими товарами, в общем.) Хотя у них тут много прекрасных магазинов и в общем-то все есть.
А они говорят, что в Вильнюсе дешевле. А еще они оттуда летают в Европу. Потому, что из аэропорта Минска самолет получается дороже, чем доехать на поезде до Литвы и улететь оттуда.
Еще тут близко Варшава, но к полякам отношение не такое добрососедское. К России относятся хорошо.
Среди религиозных верований доминирует православие, но на удивление много католиков. Очень много костелов, и службы идут на разных языках. Я зашла сегодня в костел на главной площади Минска, а там в это время шла служба на польском языке. Костел был переполнен. Люди вставали на колени прямо на пол в проходе, потому что не всем хватило мест на скамьях - и серьезно молились. Я нигде не видела так много людей в католическом костеле, даже во время службы. Тем более службы на иностранном языке. Ни в одной европейской стране не было столько народу.
Еще в городе есть одна мечеть, построена недавно (а в городе более 2 миллионов жителей) - мусульман не очень много.
Еще есть 4 синагоги. Но с евреями тут история вообще трагическая. До войны синагог было 26. Тогда это были самые многочисленные религиозные сооружения в Минске. Даже костелов было меньше - 24. Мечетей совсем не было, православных церквей тоже было немного.
В общем, в Минске жила огромная еврейская община, и занималась, естественно, торговлей, и еврейские улицы были самыми богатыми в городе. А потом пришли фашисты. Минск был ими оккупирован, и они уничтожили почти всю многочисленную еврейскую общину. Сейчас в городе много памятников, посвященных этим событиям. Многие выжившие евреи перебрались в Израиль, и сейчас в Минске уже ни о какой диаспоре особо речь не идет.
В Минске я посмотрела все самые важные государственные объекты. Правительственные здания, Дворец Независимости, где были подписаны Минские соглашения по Донбассу. Еще здесь много очень современных спортивных сооружений, в том числе даже по экзотическим для Белоруссии видам спорта, например, по водной гребле (тут в городе совсем небольшая река, но они тренируются с каком-то специальном карьере).
Еще есть очень современная библиотека с полностью автоматизированной выдачей книг.
Говорят, что на нее Лукашенко просил денег у своих друзей - Кадаффи и Хусейна. И те дали. А когда этих денег не хватило - он ввел налог на библиотеку. Его платило все работающее население страны, пока не построило ее.
Еще тут есть долгострой под названием "Газпром". Начали и бросили, и офиса Газпрома в Белоруссии так и нет. Та же судьба постигла отель "Кемпински", и потом этот долгострой с многомиллионными кредитными долгами был продан за 1 доллар Герману Грефу, который глава нашего Сбербанка. Но долгострой так и стоит.)
Видела много интересных улиц, где всю жизнь шла торговля. Вообще, Минску почти тысяча лет, и за это время он был и в Полоцком княжестве, и Киев его захватывал (не просто так, а потому что Минск перед этим разгромил Великий Новгород, вот киевский князь и пошел разбираться). Все это было очень давно. Сейчас архитектура города больше напоминает советский период и современность.
Призрак совершенно верно подметила особенности архитектуры Минска. Не будем забывать про бомбардировки Минска немецкими войсками и про период оккупации. Некоторые даже говорят что город "лежал в руинах". Это не совсем так. Здесь сохранились дома и 19-го века и периода 30-х годов. Немного, но они есть.
У нас в Белоруссии был очень плотный график экскурсий, так что практически не осталось свободного времени. А я очень люблю бродить по старым улочкам (и по новым тоже), заходить в кафешки, в магазины (особенно в книжные), на рынки.
Но, обо всём по порядку. Остановились мы в гостинице "У фонтана". Фонтан там, действительно, имеется, но сейчас он выключен.
В день отъезда у меня появилось несколько свободных часов и я прогулялась по округе, сделала несколько фоток
Мне даже удалось сфоткать местную сороку, которая демонстративно повернулась ко мне задом.
Что ещё мне понравилось в современном Минске.
Забота об экологии.
Я, например, выписала несколько газет и мне было бы нетрудно донести прочитанные до такого вот контейнера и оставить их там. То же и с батарейками.
Иногда мы заходили перекусить в кафе "Амстердам" и меня удивило присутствие пепельниц на столиках.
Мне это напомнило времена моей юности, когда в кафе все смолили.
В Белоруссии разрешены казино, и в Минске их очень много.
Еще здесь разрешено курить в кафе. Когда-то и у нас так было, но теперь и то, и другое вызывает удивление.)Еще здесь есть такой вид транспорта - электробус. Это автобус, который подзаряжается как батарейка. Есть зарядки на 60 км и больше. Говорят, что некоторые российские города, например, Тамбов, их покупают у Белоруссии (они производятся здесь). Но москвичи считают, что электробус весь разрядится, пока стоит в пробках, и для их города не подходит.
Как оказалось, про Белоруссию мы вообще ничего не знали. Знали название - Беларусь, Белая Русь, вот и думали что там всё как на Руси. А оказалось, всё совсем не так. Призрак верно отметила на счёт религий. Территория современной Белоруссии долгое время находилась то в составе Литовского княжества, то относилась к Речи Посполитой, то есть Польше. Разумеется, там правило бал католичество. Даже сейчас, проезжая деревни, можно увидеть во многих из них не православный храм, а костел.
Что касается евреев.
Еще есть 4 синагоги. Но с евреями тут история вообще трагическая. До войны синагог было 26. Тогда это были самые многочисленные религиозные сооружения в Минске. Даже костелов было меньше - 24. Мечетей совсем не было, православных церквей тоже было немного.
В общем, в Минске жила огромная еврейская община, и занималась, естественно, торговлей, и еврейские улицы были самыми богатыми в городе.
Откуда их столько, евреев?
Дело в том, что в нашей замечательной Российской империи существовала такая штука как "черта оседлости".
Сегодня я ездила от автовокзала на маршрутке в город Гродно. 4 часа, но для россиянина это не расстояние. Мы в наш окружной центр Ханты-Мансийск из Сургута точно так же ездим.
Пейзажи между городами Белоруссии похожи на российские - леса и поля. Поля сейчас покрыты изморозью, но напоминают о том, что страна аграрная.
Со своей стороны замечу, что вот конкретно поля, не очень похожи. Как человек, много лет проводивший каникулы и отпуска в сельской местности, могу сказать что в наших краях год от года посевные площади сокращаются. Там где были когда-то колхозные и совхозные поля идёт застройка. Там где для застройщика место не привлекательное поля зарастают сорняками. И даже уже молодым лесом.
Ну, а поля Белоруссии в это время года выглядят так
Гродно - это город, расположенный практически на границе с Польшей и Литвой. У белорусов с Евросоюзом нет границ, поэтому данные товарищи спокойно в нее въезжают, особенно в пограничный Гродно. А вот у Евросоюза с Белоруссией границы вполне себе есть, и белорусам уже нужны загранпаспорта и шенгенские визы, причем им даже скидку на них не сделали.
Но кому надо - тот ездит, и Гродно забит рекламой вроде "Туры в Египет из Гродно и Вильнюса!"По городу протекает река Неман, и вот подвели меня к ней и сказали: "Там - Литва. 15 км". "А там - Польша. 25 км".
В Гродно живет 370 тысяч человек, и сейчас этнический состав очень разнообразный, вплоть до индусов (в отличие от большинства городов Белоруссии). Религиозный состав почти 50 на 50 приходится на католиков и православных, остальных конфессий мало, хотя они присутствуют.
А вот до войны в 60-тысячном городе жили 30 тысяч поляков и 30 тысяч евреев. И все. Религиями соответственно были католичество и иудаизм.
В отличие от Минска, которому почти тысяча лет, но который после войны лежал практически в руинах (так, что белорусы даже говорили об утрате столицы республики и хотели переносить ее в Могилев) - из-за чего в Минске мы не видим исторической застройки, так вот Гродно сохранился лучше. Хотя тоже был оккупирован немцами. Фашисты не громили город до 44-го года, когда их оттуда стали выбивать. Уходя, они начали бомбить город, разнесли замок восемнадцатого века, но все равно уцелели многие постройки, а городу 800 с лишним лет.***
С оккупацией фашистами Гродно получилось вот, что. Дело в том, что эти земли практически все 800 лет России не принадлежали. Гродно был в Польше, а точнее - в Речи Посполитой.
А до нее - в Княжестве Литовском, и в Гродно, кстати, в четырнадцатом веке правил наместник Давыд Городенский, который был родственником нашего Александра Невского. Крестоносцы осаждали Гродно, и в общей сложности стояли под его стенами 20 раз - но не смогли его взять.
В состав Речи Посполитой Гродно вошел в восемнадцатом веке, а в конце того же века в результате раздела Речи при деятельном участии Екатерины второй впервые вошел в состав России. И был там до революции. В 1918 году город стал литовским, в 1919 году - польским. А в 1939 году в результате раздела Польши между Германией и СССР отошел к Союзу. Причем не очень мирно отошел - Красная армия его заняла. Все это через три года, в 41-м, привело к трагическим событиям. Немцы вторглись в Гродно в первый же день, 22 июня.
И вот тут такое дело. Гродно советсткий без году неделя. Советам они не доверяли. Никто не говорит, что жители сдали город... Но оборонялись не особо отчаянно, и немцы его взяли сразу. А теперь вспомним, что в городе 30 тысяч евреев. Каким образом они ничего не знали о том, что уже происходило в это время с евреями других стран Восточной Европы - не знаю, но говорят, что они были не в курсе.
За три года были уничтожены почти все евреи Гродно.
Памятная арка и семисвечник.
Здесь было еврейское гетто.
Здесь я впервые услышала белорусскую речь, объявляли рейсы.
Не знаю, можно ли верить, но нам говорили что в школах все предметы идут на русском языке.
Еще немного про белорусов. Несмотря на то, что в стране ходят белорусские рубли, они жить не могут без евро и долларов. Например, квартиры и машины тут, оказывается, в долларах продаются.
И они были в ужасе от того, что мы вообще не пользуемся валютой в России. Ну, не знаю... Я считаю, что это хорошо, потому что у нас в своей стране есть независимая денежная единица.
А белорусы считают, что это кошмар, что если человек не пользуется валютой, то он отгорожен от мира и сидит в глуши. Ну, я могу их понять, у них психология пограничного государства.А еще выяснилось, что из Белоруссии родом еще два президента Израиля - Залман Шазар и Шимон Перес.
И что американская киностудия "Уорнер бразерс" - это братья Вороновы из Гродно.
И что у Голды Меир белорусские корни.
И у голливудской актрисы Скарлет Йоханссон тоже.А еще в Белоруссии платные почти все дороги, и они говорят, что эту оплату очень сложно оформлять - через бюрократию и кучу бумаг.
А еще в стране до сих пор есть настоящие колхозы. Вообще, вся сельскохозяйственная земля принадлежит государству. Есть фермеры, которые арендуют эту землю, есть колхозы. Белорусы жалуются на убыточность аграрного сектора, на плохой климат и неплодородную почву и на то, что страна не может полностью себя прокормить.
Добавлю на счёт платных дорог.
Легковые автомобили с белорусскими и российскими номерами ездят по ним бесплатно. За проезд платят автобусы и большегрузы. При этом я не слышала, чтоб по этому поводу ворчали. Видимо дело в том, что деньги собирает государство, а не частная компания.
Синагога в Гродно.
Имелось и еврейское кладбище, но возникла необходимость построить (именно на его месте) стадион. Надгробия, как каменный материал, пошли в дело. Часть их растащили местные жители не иудейского вероисповедания и использовали для своих нужд, в частности для фундамента домов. В наши дни потомки этих граждан, испугавшись невесть чего, часть надгробий вернули. Ну, как вернули? Потихоньку, незаметно приносили их к синагоге и оставляли. Вот они на фото. Могил, как сами понимаете, под ними нет.
В Гродно есть остатки двух замков - Старого и Нового. Старый построен еще во времена войн с крестоносцами и имел чисто оборонительные цели. Сейчас сильно разрушен, и белорусские власти активно заняты его реконструкцией.
Новый замок был построен позже, и именно в нем в восемнадцатом веке произошел окончательный раздел Речи Посполитой, в результате которого Гродно отошел к России.
Интересна судьба хозяина замка - польского короля и литовского князя Станистава Понятовского.
Он был фаворитом Екатерины Второй, но после раздела Речи Посполитой так надоел ей просьбами о независимости, что она запретила ему покидать Гродно. Он не покидал ровно до ее смерти, а потом направился в Петербург, где уже Павел первый пожаловал ему имение. Там Станислав и жил до своей смерти, а потом, когда он умер, Россия обратилась к Польше - забирайте своего короля. Польша ответила, что мест нет. То есть в Кракове, где хоронили всех королей, не нашлось места для захоронения Станислава.
Его тогда похоронили возле Бреста в родовом имении.
Уже в восьмидесятые годы двадцатого века Польша обратилась к СССР с просьбой вернуть Станислава, потому что место для него нашлось. Правда, не в Кракове, а в Варшаве, но нам-то не важно. Раскопали его могилу - а там уже ничего не осталось.Соскоблили пласты земли и отослали в Варшаву, где эти пласты захоронили под именем Станислава.А сам Новый замок был разрушен немцами в 44-м, и потом отреставрирован в советском стиле. Так что я первый раз в жизни увидела европейский замок восемнадцатого века с огромным гербом СССР на фасаде.
И с самим фасадом как у типового советского театра.
Еще в Гродно сохранилась часть стены от церкви двенадцатого века, но церковь пострадала не от бомбежки, а от оползня в результате разлива Немана. Сейчас ее активно реставрируют, но восстановить кирпичную кладку двенадцатого века не представляется возможным. Осталось только две стены.
А вокруг церкви активно гнездятся галки - у них гнезда похожи на корзинки, подвешенные на дерево.Еще в Гродно сохранились многие улицы с домиками в два-три этажа и красными черепичными крышами, поэтому он очень похож на провинциальный европейский городок.
Есть несколько костелов почти всех католических орденов. Главный и самый богатый - иезуитский, и я скажу, что внутри убранство костела богаче, чем во многих европейских столицах.
Там просто очень даже богатое оформление, а одну икону заносил в костел лично Петр первый, который проезжал в этих местах по делам Северной войны. Это икона Богоматери Студенческой, и сейчас она висит на почетном месте, вся в золоте и бархате, и считается чудотворной.
А Студенческая Богоматерь в Гродно нужна, потому что там очень много вузов, и в этом небольшом городе можно получить практически любую профессию, вплоть до католического духовенства.
Сохранилась и синагога, причем она очень старая. Один этаж у нее подземный, так как евреи прошлых веков хотели, чтобы она была самым высоким зданием в городе. А католики возражали. Тогда евреи и построили один подземный этаж. Сверху три, но они-то знали, что этажей у синагоги четыре.)Вообще, из Гродно родом первый президент Израиля Хаим Вейцман, а также еврейский товарищ, который позже в Штатах изобрел черную бухгалтерию и придумал, как продавать спирт из-под полы во время сухого закона.
А еще в Гродно есть пожарная башня, на которую до сих пор каждый день в 12:00 поднимается трубач и 30 секунд играет на инструменте, чтобы сообщить гражданам, что в городе все спокойно и пожаров нет.
Завтра я еду в Беловежскую пущу.
Не знаю, можно ли верить, но нам говорили что в школах все предметы идут на русском языке.
У меня друг из Беларуси говорил, что действительно преподают по-русски... Кроме уроков беларусского языка, само собой.
Ну, значит так и есть. И, судя по всему, уроки белорусского преподают качественно. Заметила, что общаясь белорусы легко переходят с одного языка на другой.
Призрак упомянула церковь 12-го века. Расскажу о ней более подробно. К сожалению внутрь мы не смогли попасть - идут реставрационные работы, но снаружи осмотрели полностью.
Видите, стена сложена из кирпичей среди которых довольно много больших камней
Рассказывают, что камням этим поклонялись язычники и, по приказу руководящих лиц, строители брали эти камни и вмуровывали в стену строящегося храма. Язычники, в силу привычки или по иным причинам, по-прежнему приходили к камням, стояли у стен, никто им не запрещал. Если начинался дождь, им так же не запрещали входить внутрь и смотреть на свои камни стоя в храме. Заодно слушая молитвы и проповеди. Таким образом происходила ненасильственная христианизация населения. Очень остроумно.
Что касается кирпичей, то с ними тоже не всё так просто. На некоторых найдены странные изображения
Изображения дают очередной повод некоторым гражданам (которых я называю чокнутыми родноверами) говорить о славянских рунах и придумывать свои трактовки таких вот "рун".
По сути, что мы тут имеем? Некие графические изображения. Это факт. Всё остальное - умозаключения по поводу данного факта. И когда люди строят умозаключения, они рисуют картину, которая им самим кажется логичной и правильной. Настолько логичной и правильной, что они уже сами забывают, что это всего лишь их фантазии. Они начинают транслировать свои фантазии окружающим. Некоторые верят. Некоторые настолько проникаются "учением", что гонят эту волну дальше, заражая своей убеждённостью других. Вот так и рождаются ложные псевдоисторические направления. А на основе их псевдомагические учения. Всё это довольно печально.
Здесь, пожалуй, будет уместно привести цитату из книги Г.Тарасевича "О науке без звериной серьёзности":
Во-первых, наука — это про сомнение. О чем бы вы ни говорили — об устройстве Вселенной, о выборах президента, о сортах апельсинов, — вы должны иметь весомые доказательства для уверенного высказывания. Иначе нужно уточнять: «возможно, что…», «как я прочитал в…», «можно предположить…».
Такая неуверенность — это не только признак научного ума, но и прививка от любого фанатизма.
Как-то я брал интервью у Владислава Житенева, археолога из МГУ. Он уже много лет руководит раскопками в Каповой пещере на Урале. Нашел там много чего интересно, защитил по этой теме докторскую. Спрашиваю:
— Можете ли вы предположить, чем занимались люди, чьи наскальные останки вы изучаете в пещере? Они охотились или у них уже какое-то сельское хозяйство было?
— Увы, пока нам это не известно. Данных не хватает.
— А чем они питались?
— Пока с уверенностью сказать не могу.
— Ну а про жилище тех, кто приходил совершать свои ритуалы в пещеру, вы что-то можете сказать?
— Увы, тоже нет. Это у костра в экспедиции мы можем строить всякие фантастические предположения. Но с точки зрения науки, информации пока недостаточно…
Когда Владислав произносил это «не знаем», в его глазах виделось не отчаяние школьника, не выучившего урок, а наоборот — задор ученого, который пока чего-то не знает, но очень хочет узнать.
Ну, а мы с вами, конечно, помним, что одной из магических задач прохождения Пути Тав (№32) считается умения понять и описать совершенно незнакомый символ. Так что здесь имеется простор для практик.
Возле церкви нам встретилась беременная кошка, которая спешила куда-то по своим делам. Вообще, кошки в Белоруссии какие-то очень деловые, их трудно сфоткать, они не сидят на одном месте. Когда проезжали, упомянутые ранее, поля видели как кошки мышкуют на них.
Теперь о католическом храме в Гродно. Только один мы осмотрели внутри, остальными любовались не заходя в них. Призрак сразу заметила "масонский символ" - лучезарную дельту.
Напоминаю, что этих лучезарных дельт полно и на православных храмах, достаточно вспомнить, хотя бы, Казанский собор в Питере.
Не знаю, все ли в детстве читали революционную сказку "Чиполлино". Я читала. Там есть изумительная штука - налог на воздух.
- С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Следующими будут введены налоги на осадки: за простой дождь- 100 лир, за проливной дождь – 200 лир, за дождь с громом и молнией – 300 лир.
Это может показаться сильным преувеличением, утрированием.
Но в Гродно вам доступно объяснят что такое налог на дневной свет. Поскольку солнечный свет, как и всё в империи, принадлежит государю-императору, люди могут им пользоваться только если заплатят налог в казну. Вот и платили. Кто за одно окошко, кто за половину, а кто и за четверть. А у кого денежек нэма, тому велено было заделать своё окно. Вот так.
А сейчас небольшая прогулка по Гродно.
Река Неман
Вход в Новый замок и кошка возле него
Урны на улицах, дама и джентльмен
Лютеранская кирха (в глубине) и университет
Памятный знак на месте разрушенного храма.
Танк возле театра. Пушка смотрит строго на Берлин. Видать, сильно немцы досадили.
На территории Белоруссии находятся четыре объекта, которые включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И мы видели их все.
Это:
1. Национальный парк "Беловежская пуща" с 1992 г.
2. Мирский замок с 2000 г.
3. Дворец-резиденция Радзивиллов в Несвиже с 2005 г.
4. Геодезическая дуга Струве с 2005 г.
Сегодня я ездила в Беловежскую пущу. Дорога от Минска на машине заняла 4 часа, и за это время я проехала половину страны. Беловежская пуща находится в Брестской области, на границе с Польшей. Собственно, часть этой пущи уже в Польше и лежит, и граница проходит прямо по лесу.
Вообще, Беловежская пуща - это большой район. Сначала начинается Белорусское полесье - это большая равнина с болотами, озерами, полями и деревнями. А потом начинается лес, которому много сотен лет и в котором водятся дикие животные - и вот он, и деревни непосредственно возле него - это и есть пуща.
Там обустроен такой небольшой парк прямо в лесу, и там находятся вольеры с животными - зубры, олени, волки, медведи, лани, енотовидные собаки, рысь, страусы, лесные лошади (они происходят от вымершего тапира и мало похожи на ездовых лошадей. У них очень толстое широкое брюхо и короткие ноги, а еще они низкие. Но морды такие же, как у обычных лошадей). Еще там есть музей природы, где показано, как этот район развивался, и что там исчез не только тапир, но и тур - истребили во время неумеренных охот.
Вообще, в этом лесу всегда охотились правители. Сначала великие князья литовские, короли польские, потом императоры российские.
Во время войны лес приглянулся Герингу, который рассчитывал после победы над Советским Союзом охотиться в пуще вместе с Гитлером. Но этого не случилось, и потом там охотился Хрущев.
Во время Первой мировой войны в пуще были немцы, которые пытались вывозить лес. Но в пуще нет крупной реки, поэтому сплав дерева никогда и не был возможен. И немцы построили ради этого железную дорогу и вывезли много векового леса.
Зубр стал исчезающим видом еще в начале двадцатого века, и в пуще занялись его разведением. Однако после Второй мировой войны по пуще прошла граница между Союзом и Польшей - и зубовый питомник остался у поляков. Белорусы начали все с нуля, и сейчас вид уже не исчезает, поголовье около тысячи особей. Но теперь и у поляков, и у белорусов стоит проблема близкородственных скрещиваний. Белорусы, пытаясь решить проблему, разбавили поголовье кавказскими зубрами, и теперь поляки считают белорусских зубров нечистокровными.
А границу с Польшей я видела сама, была на ней и видела Польшу.) В виде продолжения беловежской пущи. Там все, как положено - погранзастава, солдатики, все закрыто.
А белорусы жалуются на границу в Брестской области. И не с Польшей, а с Украиной. Говорят, украинцы толпами ходят в Евросоюз, отпихивая и белорусских, и польских пограничников, и ничего с ними не сделаешь. Потому, что пограничники - это два срочника с одним автоматом, а тех идет очень много сразу.
Во время езды по пуще я видела дикого кабана и дикого зубра - это уже не в вольерах, а в лесу.
Там по этому лесу людей возят на микроавтобусах.
Вообще, лес просто замечательный, атмосфера в нем такая природная.
Итак. Ехали мы, значит, от Минска четыре часа и по дороге глазели вокруг. Что я заметила.
1. Чтоб там не говорила официальная статистика, а католичество преобладает. Если в более крупных городах имеется и православный храм и костел, то в мелких населённых пунктах, преимущественно, только костел.
2. Кладбища часто расположены вдоль дорог. Вот так едешь, с одной стороны деревенька, с другой - кладбище. Деревья на них сажать, судя по всему, не принято. Большинство крестов католические.
3. В моде заборчики такого вот фасона
4. Здесь почему-то очень любят деревья типа кипарисов и туи.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться