14 сентября.
Святые:
Преподобный Симеон Столпник.
Марфа Каппадокийская, мать пр. Симеона.
Мученик Аифал, диакон.
Мученица Каллиста и мученики Евод и Ермоген.
Праведный Иисус Навин.
Мученицы 40 дев постниц и мученик Аммун.
Симеон Столпник.
Святой Симеон жил в середине 4-го века и прославился тем, что положил начало новому способу подвижничества - столпничеству. Именно он, удалившись в сирийскую пустыню, построил первый столп для этой цели и поселился на нём. В результате этой духовной практики он сподобился дара исцелять страждущих и предвидеть будущее.
В этот же день, вместе с Симеоном Столпником, вспоминают его мать - Марфу Каппадокийскую.
Ситуация была такая. Святой Симеон не сразу стал столпником, до этого он быо простым монахом, убежав из дома никому не сказавши куда. Жизнь в монастыре показалась ему недостаточно строгой и он поселился на дне высохшего колодца, потом перебрался в каменную пещеру и лишь потом построил каменный столп высотой 4 метра. Столп этот был не простой, на самом верху была келья, где Симеон и поселился. С течением времени, столп этот надстраивался и достиг высоты 40 локтей. Вокруг столпа была сооружена двойная ограда, чтоб назойливые миряне не докучали святому. И если мужчин (особенно высокопоставленных) иногда пускали за ограду, то женщинам вход был строго воспрещён. Исключения Симеон не сделал даже для родной матери, которая так и умерла, прижавшись к ограде и тоскуя о сыне.
Бесспорно, верующий христианий найдёт такому поведению достойное оправдание.
В Народном календаре:
СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ.
СЕМЁН-ДЕНЬ.
МАРФА.
ОСЕНИНЫ, ЗАСИДКИ.
Сейчас очень часто говорят (и пишут) что Бабье лето начинается 14 сентября и если день пасмурный, то говорят :"Плохое Бабье лето". На самом деле всё немного не так. Зачастую Бабьим летом называли несколько тёплых солнечных дней выпавших в период между Семёновым днём и Рождеством Богородицы (21 сентября). Это считалось неким подарком от Природы (или Бога) женщинам, наградой за их труд. Если солнечных дней в этот отрезок не было, то значит и Бабьего лета в этом году не было. Мне приходилось слышать шуточки на тему: "Чем-то бабы нагрешили, вот поэтому и Бабьего лета не дождались".
На эту тему у меня приготовлена парочка картин:
1. Сысоев Николай Александрович (1918 - 2001). "Бабье лето", 1989.
2. Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973). "Бабье лето", 1971.
Надеюсь, все помнят, что с середины 14-го века и до 1700 года новый год (или новолетие) на Руси начинали отсчитывать с 1 сентября. В древнерусском языке слово "лето" имело значение "год". Таким образом, имя дня - Летопроводец - надо понимать не только как проводы лета, но и завершение года. На следующий день уже наступал: новый месяц, новый сезон (осень) и новый год.
В Москве патриарх в присутствии царя и большого скопления народа совершал торжественное молитословие и благословлял наступающий новый год. В деревнях проводили обряд опахивания. Каждый старался сделать посильное пожертвование на благотворительные цели.
Практически все обычаи, обряды, ритуальные действия этого дня завязаны на Магию Окончания и Нового Начала.
Забавный обычай зафиксирован у вятичей, они следили за тем чтоб утром первой вышла на крыльцо красивая хозяйка, а не какая-нибудь затрапезная неряха. Тогда ждали хорошего Бабьего лета. Я сразу представила себе ситуацию, когда непопулярная крестьянка, встав пораньше, выходит на крыльцо чисто из вредности.
Из обрядов этого дня надо обязательно отметить и зажигание нового огня. Во всех избах вечером под Семён-день гасили огонь в печи, а утром зажигали новый. В некоторых местностях этот новый огонь добывали с помощью трения, то есть это был так называемый Живой Огонь.
Завершение-начало было не только обрядовым, но и юридическим. Вот как писал об этом С.В.Максимов: "Это срочный день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинаются и прекращаются все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача в наем земли, рыбных ловель и других угодий)".
Интересно, что договора завершались не только между людьми. Пастухи, получали рассчёт от хозяев и сами рассчитывались с лешим, ставили ему в лесу угощение.
С Семёна Летопроводца начинались засидки - работа в избах при огне. На такие засидки собирались девушки с рукоделием; нередко заглядывали и парни, присматривали себе невест. А ежели парней не пускали, то они подсылали своих родственниц женского пола, чтоб те как-нибудь повнимательнее присмотрелись и посоветовали на какую девицу обратить внимание, кто хорошая мастерица, а кто так себе.
В старину (зафиксирован с 12-го века) в этот день проводили постриги и сажание на коня отрока "по четвёртому году". Мальчикам особым образом подстригали волосы, одевали в новую одежду и сажали на коня. В некоторых местностях было равенство полов и такой же обряд проводили над девочками, о чём нам поведал Н.А.Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо", там крестьянка Мартёна Тимофеевна рассказывает:
В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку...
Ещё один красивый народный обычай Семён-дня, который со временем выродился в шуточную забаву, вроде игры - Похороны мух и тараканов.
Девушки или дети делают маленькие гробики из щепочек или корнеплодов (репы, брюквы, моркови) и хоронят в них мух и тараканов. Похоронная процессия с песнями и "плачем" идёт за деревню, где насекомых предают земле. Считается, что после этого мухи и тараканы пропадут из избы.
Sapere aude