Тема: Статья О.Телемского. Разрушая иллюзии
Разрушая иллюзии
(опровержение предрассудков и фантазий о Кроули)
Едва ли возможно найти человека, имя которого окружало бы такое количество предрассудков и мифов, как Алистер Кроули. Кажется, что нет такого порока, который бы не приписывался Кроули в этих навязчивых домыслах.
Но когда доходит до фактов, выясняется, что нет ни одного действия (кроме двух убитых кошек), которых система могла бы предъявить Кроули как преступление. Образ зла, старательно создаваемый вокруг, рассеивается после первого пристального взгляда.
Несмотря на то, что учение и судьба Кроули существенно повлияла на таких великих людей, как Дэвид Боуи, БИТЛЗ, Тимоти Лири, даже им не удалось развеять непролазный туман иллюзии вокруг имени этого великого человека.
Надо ли упоминать, что большинство до сих пор думают, что Кроули был всего лишь первым сатанистом и единственное, кому он поклонялся – это Дьявол.
Цель этой статьи – создание реального представления о личности Кроули и основных тезисов его учения, Телемы. Мы рассчитываем на непредубежденного и непредвзятого читателя, который достаточно свободен от шор, навязываемых матрицей (системой, иалдабаофом, майей, синклитом – нужное подчеркнуть).
Необходимо сразу сказать – мы не ставим целью обратить в Телему как можно больше людей и мы не думаем, что после прочтения этой книги лично вы обязательно примите для себя её закон. Телема – достаточно сложная традиция, работать в которой может только человек с совершенно особым складом психики. Далеко не для каждого может подойти мировоззрение и практики Телемы, возможно, вам будет ближе тантра, суфизм или фрейдовский психоанализ. И так и должно быть – в отличие от монотеистических систем, Телема не претендует на монополию на истину. Чего мы действительно хотим достичь – это дать непредубежденному читателю реальное представление о Телеме.
Исторически сложилось, что имя Алистера Кроули окружено самым большим набором мифов один нелепее другого. Кроули представляя тайного вождя нацизма, сатаниста, антисемита, извращенца и черного мага. Однако когда речь заходит о предъявлении сколь-либо реальных доказательств этих обвинений, хулители обычно изрекают фразы наподобие «да все это знают», «оно и так понятно» или (в лучшем случае) ссылаются на параноидальную статью Дугина «Человек с соколиным клювом» или его же ХУДОЖЕСТВЕННУЮ статью «Сибарит меж теней», которую часто выдают за документальную.
Стоит обратиться к фактам, как очень быстро выясняется, что все обвинения существуют практически в воздухе. Никаким идеологом Гитлера Кроули не был, а к нацизму относился весьма негативно. Да и были у него к этому причины: в 1935 году, в Берлине был арестован и отправлен в концлагерь Карл Гермер – близкий друг Кроули и второе лицо в Ордене О.Т.О. (именно ОТО фантазеры всех мастей силятся объявить идеологом нацизма и фашизма). Даже обвинение, которое было предъявлено Гермеру, очень показательно – «за шпионаж в пользу врага рейха английского франкмасона Алистера Кроули». Кроули пострадал не только от нацистов, разрушивших здоровье его лучшего друга, но и от фашистов, которые выслали его из Италии, лишив аббатства Чефалы – места, где он обрел кратковременное прибежище.
В 1939 году, когда Гитлер нападает на Польшу, Кроули пишет в своем дневнике следующие строки, которые затем получают распространение в близких ему кругах: «Англия, воспрянь! Воспрянь против врага. Он нанес первый удар: мы – последний. Мир ценой Свободы? Мы говорим "Нет!" Англия, воспрянь!»
Само учение Кроули фундаментально противоречит всем идеалам любого тоталитарного общества, будь то фашизм, коммунизм или еще какой-нибудь «изм». Достаточно прочесть отрывок из «Телемитской декларации прав человека», чтобы понять, что учение Кроули не просто чуждо, а враждебно тоталитаризму и авторитаризму в любой форме:
Нет бога, кроме человека.
1. Человек имеет право жить по своему собственному закону –
жить так, как он желает,
работать, как он желает,
играть, как он желает,
отдыхать, как он желает,
умирать, когда и как он желает.
2. Человек имеет право есть то, что он желает,
пить, что он желает,
жить, где он желает,
перемещаться, как он желает, по всей земле.
3. Человек имеет право думать, что он желает,
говорить, что он желает,
писать, что он желает,
рисовать, заниматься живописью, вырезать, гравировать, отливать в формы,
одеваться, как он желает.
4. Человек имеет право любить, как он желает:"Примите свою долю любви, как хотите, когда, где и с кем хотите." – AL. I. 51
5. Человек имеет право убить тех, кто воспрепятствует этим правам.
Простой математики достаточно, чтобы понять, что из двадцати пунктов телемитской декларации прав человека при фашизме могут быть реализованы только три, а в либеральной Европе – восемнадцать, что со всей очевидностью свидетельствует о враждебности Кроули к фашизму.
Кроули никогда не одобрял расовую теорию фашизма, считая, что разница между плебсом и аристократией обусловлена духовно-мистическими, а не расовыми факторами. Обвинение в антисемитизме, которое часто бросают в адрес Кроули, также просто опровергается тем, что многие его близкие ученики были евреями, например, Израиль Регарде или Виктор Нойбург. Ни в одном из уставов созданных Кроули орденов нет ни намека на ограничение права членства по расовому признаку. Самого Гитлера Кроули называл «магом-недоучкой, который так и не понял сущности и задач магии». То, что отдельные оккультные круги оказали заметное влияние на формирование нацизма – это исторический факт (достаточно изучить руническую символику в погонах СС), однако ни Кроули, ни «Золотая заря» к этому отношения не имели.
Мартин Бут, беспристрастный биограф Кроули, который не был телемитом и фиксировал самые ужасные факты биографии Кроули (например, эпизод с Лией), уверенно писал: «У него (У Кроули) не было иллюзий по поводу Гитлера. Он несколько раз побывал в Третьем рейхе и считал фюрера магом, который неверно понял суть оккультизма, чем сам себя и уничтожил».
Еще один нелепый миф – утверждение, будто в конце жизни Кроули полностью деградировал и свои последние годы провел в полуживотном состоянии.
Чтобы опровергнуть эту клевету, достаточно внимательно изучить библиографию Кроули. Последние годы жизни мастера были столь же плодотворны в творческом плане, как и молодость. Именно в последние пять лет жизни Кроули в соавторстве с леди Фридой Харрис создает свою колоду, колоду Тота, которая доселе является одной из самых глубоких и самых востребованных колод таро во всем мире. Каждая из 78 карт несет в себе продуманное до мельчайших деталей символическое послание. Создание подобной системы требует кристальной ясности ума и интуиции.
К своим картам Кроули пишет подробнейший комментарий, где впервые излагает исчерпывающую и непротиворечивую систему подхода к таро, опираясь как на оккультную, так и на научную мудрость. Деградировавший наркоман не смог бы не то что написать, даже прочитать столь сложный текст.
За полгода до смерти Кроули пишет другую свою работу, ставшую классикой в магическом мире – наставления своей близкой ученице под названием «Магия без слез». Помимо детальнейшей проработки сложнейших тем, эта книга характерна и особым, чисто кроулевским юмором, который, как правило, напрочь отсутствует как у создателей, так и у последователей разных учений. То, что к тому времени Кроули был уже несколько десятилетий как разорен и жил почти впроголодь и при этом находил в себе силы писать такие книги, говорит о колоссальной силе его личности.
Еще один крайне живучий предрассудок – попытка считать Кроули первым сатанистом. Данный миф сложнее опровергнуть, поскольку критерии, по которым то или другое учение причисляется к сатанизму, слишком вольные. Протестанты считают сатанистами всех, кто не протестанты, католики – всех, кто не католики, а православные –тех, кто не православные.
Надо ли говорить, что разговор на подобном уровне попросту лишен смысла. Если мы хотим говорить о причастности или непричастности Телемы к учению сатанизма, мы должны понять, что есть сатанизм сам по себе, тем более что это не представляет никакого секрета, и работы американского и русского теоретиков сатанизма (речь идет об Антоне Ла Вее и Варраксе) находятся в открытом доступе в сети.
Сатанизм – учение, подразумевающее поклонение (либо, как могут сказать сатанисты, подражание, дружбу) Сатане, то есть силе, противостоящей иудео-христианскому богу. И ни на шага дальше сатанизм не идет. Трагедия сатанизма в том, что он хоть и принадлежит другой стороне, но продолжает оставаться в тех же границах иудео-христиансткого дуализма. Разница между христианином и сатанистом только в том, что они по-разному относятся к патриархальному богу, тогда как сама вера (невозможно ненавидеть то, существование чего ты не признаешь) остается без изменений.
В Телеме Бог не имеет ничего общего с отцом-тираном, навязывающим человеку нелепые ограничения. Вот какие слова адресуются во второй молитве дьякона в гностической мессе – молитве к Богу: «Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей».
Кроули в принципе не признает существование разделения добра и зла, света и тьмы, исходя из высшего бытия. Это не значит, что сие может быть оправданием следованию самым подлым импульсам, ибо вселенная построена так, что всякий, кто травит свою систему обитания, обречен сам же от этого страдать. Но глупо утверждать, что понос после поедания несвежей пищей является результатом «божьей кары». Существуют очевидные закономерности причин и следствий, но они актуальны только на материальном плане, и только ограниченный глупец может переносить те же представления на план сверхличностный.
«Все, что здесь есть, черпает свою форму из его собственного разума; и ясность восприятия предметов данного плана прямо пропорциональна личной чистоте ясновидящего.
На высших планах все грубые различия форм постепенно исчезают. Например, Астральный Образ "Исиды" совершенно непохож на Образ "Кали". Первая - это Материнство и Мудрость, вторая - Убийство и Безумие; она опьянена кровью, отуманена страстью и безжалостна. Единственная связь между ними - символ Женщины. Но тот, кто достигает Самадхи, устремившись к Кали, обретает такое же Просветление, как и при устремлении к Исиде, ибо в обоих случаях он достигает отождествления с Идеей Женщины, не связанной с теми особенностями, которые приписывались данной Идее на берегах Нила или Ганга. Вот почему на низших ступенях посвящения бушуют догматические споры, вдохновляемые разнообразием астрального опыта; вот почему св.Иоанн Богослов отличает Блудницу БАБАЛОН от Жены, Облаченной в Солнце, и Агнца Закланного от Зверя 666, чья смертельная рана исцелела. Он не понимает, что Сатана, Древний Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою – это Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей Пожирающей Энергией; и Он же - тот престольный Свет, Духом коего залит весь Город из Драгоценных Камней» (Кроули «Заметки астрального плана»).
Для неподготовленного человека эта цитата может показаться форменным сатанизмом. Но если мы сравним эти утверждения с мыслями известного психолога и философа Карла Густава Юнга – который, исследуя глубинную психику, доказал, что само разделение на Бога и Сатану достаточно условно, а бог (Самость) всегда имеет свою тень и включает в себя темную сторону как часть – то мы поймем, что эти слова имеют под собой немалую философскую, теологическую и даже научную основу.
Один из самых известных сатанистов России, известный как Варракс, в своей работе «Теология сатанизма» пишет: «Сатанизм, являясь мировоззрением, имеет специфическое отношение к отдельным аспектам действительности. Во многих случаях позиция сатанистов совпадает с общей позицией разумных людей, скажем, в социумном приложении это относится к эвтаназии, контролю рождаемости, общественной морали etc. Но есть, разумеется, и отличия – иначе сатанизм не был бы отдельным мировоззрением. Одним из таких вопросов является отношение к Богу»
Далее в тексте идут размышления о враждебности сатаниста к богу, при этом сам концепт бога остается в узких иудео-христианских границах. Думаю, что после процитированных строк Кроули вопрос о разнице богопонимания в Телеме и в сатанизме становится очевиден.
Враги Кроули часто приводят в пример трагические события в жизни Кроули как доказательство того, что его учение несостоятельно. В самом деле – в жизни Кроули было немало боли: смерть первого ребенка, сумасшествие и деградация жены, банкротство, изгнанничество и многие годы нищеты.
Удивляют интерпретации, которые даются этим событиям. Христианские противники Кроули обладают явно двойным стандартом. Когда несчастья сыплются на христианского сподвижника, это воспринимается как испытание, посылаемое свыше. В таких случаях христиане цитируют библию: дескать, тот, кого бог любит, больше страдает. Однако когда то же самое происходит с человеком, находящимся под другую сторону баррикад, - это воспринимается уже как наказание и кара со стороны бога. Абсурдность подобных двойных стандартов очевидна.
Изучая жизнь Кроули по фактам и документам, а не по нелепым мифам, возникает вопрос: в чем причина столь агрессивно-направленной стратегии системы исказить и дискредитировать его образ?
Для человека, обладающего достаточным интеллектом, чтобы презирать власть общественных предрассудков, подобная навязчивая дискредитация уже сама по себе заставляет заинтересоваться Кроули и его учением. Ведь если столько сил брошено против чего-то, значит, за этим есть сила, и какого рода эта сила – вот в чем вопрос. Враги моего врага – мои друзья, а для интеллектуала нет большего врага, чем система.
Понять причины информационной войны против Кроули несложно, обладая минимальными знаниями истории (которая, как известно, представляет непрерывной процесс борьбы индивидуальности против системы). От начала времен самую большую опасность для системы представляли не политические бунтари. Стоило такому бунтарю «убить дракона», как он тотчас становился этим драконом, зачастую более жестоким и прожорливым, чем предыдущий. Самую большую опасность представляли те, кто отказывали системе в праве влиять на себя, те, кто прорубали свой путь к источнику внутри, создавали свой тоннель реальности, а значит, оказывались независимы от системы.
Политические бунтари атакуют только внешнюю часть системы, её побеги. Гностик, религиозный бунтарь стремится подрубить корень системы прежде всего в себе, а затем по мере сил освободить и тех, кто находится рядом. Потому опасность гностика неизмеримо выше, чем опасность бунтаря.
Потому Сократ был обвинен в растлении молодежи, потому гностиков обвиняли в жертвоприношении детей и в каннибализме (те же самые обвинения на протяжении всей истории система воспроизводит в адрес любых духовных организаций, которые находят силы по-настоящему порвать с ней – альбигойцев, масонов, тамплиеров, розенкрейцеров и других духовных мятежников). Ибо, как в фильме «Матрица», для системы «самым опасным человеком» (а именно так называли Кроули газеты его времени) является тот, кто содействует отключению индивидуумов от её власти.
Особенным табу связанно всё, что касается секса как способа духовного освобождения. Пуританин скорее будет слушать сальный анекдот, нежели научную лекцию о сакральной и магической стороне сексуальности. А именно магический секс является кратчайшим путем «отключения» от власти системы, и его, ко всеобщему ужасу, и пропагандировал Кроули.
В наше время об освобождении говорят достаточно много. Времена фашистско-коммунистического террора прошли, и мы можем свободно приобретать книги по медитации, йоге и новейших духовных движениях нью-эйдж. 95 процентов этих учений не представляют опасности для системы, хотя во всех этих книгах мы можем прочесть все те же слова о свободе, непривязанности, отключении от матрицы и других истинах, ставших лозунгами. Парадокс в том, что очень во многих кругах футболка с надписью «я не как все»—не более чем обратное доказательство следования стандарту игры в индивидуальность. «Мы презираем толпу ровно в той степени, в какой её принято презирать»—сказал Мартин Хайдеггер.
Потому что стать по-настоящему «не как все»—это дело не лозунгов, а многолетнего труда над своим разумом и чувствами, труда по выдавливанию из себя раба и конформиста «по капле». Самая большая ложь матрицы в том, что красную таблетку можно получить раз и навсегда одним выбором, одним жестом. На самом деле, чтобы выбрать красную таблетку, её надо взрастить в своей душе в течение многих лет, словно экзотический цветок.
Показательно то, что адепты современного псевдоэзотеризма, претендующие на «объективность», «просветленность» и «беспристрастность», доверяют мифам о Кроули в той же степени, как и обыватели. Пройдитесь ради интереса с именем Кроули по различным эзотерическим форумам и вы получите массу забавных обвинений – от фашизма до гомосексуализма.
Разница между эзотеризмом Телемы и псевдоэзотеризмом большинства ньюэйджевских движений может быть проиллюстрирована следующим образом. Если в качестве метафоры освобождения от власти системы мы возьмем образ восхождения на гору, то разговор псевдоэзотериков сводится к сентиментальным клише о «высоких и прекрасных горах», тогда как разговор телемитов (в перерывах между восхождениями) будет о надежности страховок, тросов, кошек, крюков и рациональном планировании ресурсов. Разумеется, экзальтированным ньюэйджевцам подобный разговор об идеализируемых горах покажется сухим, интеллектуализированным и даже кощунственным.
Телема предлагает реальные инструменты восхождения в глубины. Телема предлагает действенные ключи к трансформации.
В отличие от религиозных сект, мы не просим вас верить нам. Не надо верить – проверьте. Кроули никогда не требовал веры – эксперимент и только эксперимент! Поставьте эксперимент, сделайте хотя бы отдельные техники, которые мы практикуем, и, как беспристрастный ученый, наблюдайте результаты. Только если вы получите убедительные (для вас) результаты, следуйте этим путем. Мы все, в том числе и автор этой статьи, начинали как ортодоксальные материалисты, и только неумолимые факты доказали, что материализм слишком во многом не соответствует экспериментальным фактам.
(О.Телемский)