Тема: Надгробия
О том какие бывают надгробия я немного говорила, когда рассказывала о некрополях Санкт-Петербурга, но сейчас решила выделить это в отдельную тему. Материал, по сути, справочный и пусть уж он будет собран в одном месте.
Начать эту тему я хочу со слов писателя Николая Семёновича Лескова: «...скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Если такая претенциозность и встречается у простолюдинов, то это встречается как чужеземный нанос — как порча, пробирающаяся в наш народ с Запада, — преимущественно от немцев, которые любят "возводить" монументы и высекать на них широковещательные надписи о деяниях и заслугах покойника. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать, — это дубовый крест с голубцом — и более ничего. Крест ставился на могиле в знак того, что здесь погребен христианин; а о делах его и значении не считают нужным писать и возвещать, потому что все наши дела — тлен и суета. Вот почему многих и самых богатых и почетных в своем кругу русских простолюдинов камнями не прессуют, а "означают", — заметьте, не украшают, а только "означают" крестом. А где от этого отступают, там, значит, отступают уже от своего доброго родительского обычая, о котором весьма позволительно пожалеть» [Лесков Н.С. Карикатурный идеал // Собр. соч. Т. 10. М., 1958. С. 214-215.].
Сам Лесков завещал отметить место своего захоронения как можно скромнее, но не все мыслят подобным образом и надгробия встречаются весьма помпезные. Знаменитые скульпторы не гнушались работать в этом направлении и, поскольку образование у многих было академическое, мы можем проследить и влияние классицизма, берущего начало в Античности, и Древнего Египта, и многих других культур.