1

Тема: Домовые, Лесовые, Водяные, П олевые.

Домовые, Лесовые, Водяные, Полевые.
Нет человека, который хотя бы раз не слышал о них. Домовые у нас живут в домах, Лесовые обитают в лесах, Водяные плещутся в воде, а Полевые резвятся в полях и лугах.
И живут они рядом с человеком на протяжении столетий, и мы настолько к ним привыкли, что просто перестали замечать их.
Традиционно знаем, что Домовой – это добрый или не очень старичок, живёт в жилых домах, дружит с домашними животными, очень любит коней и котов. И зовётся он Хозяином, Соседушкой, Дедушкой – Домоведушкой. Его не видно, но очень даже слышно. То посудой загремит, то что-то включится само по себе. То кот чего –то вдруг испугается. И может приходить по ночам и давить и душить человека, ложась ему на грудь. В этой ситуации главное – не слишком перепугаться, а спросить домового -: «К худу или к добру?» И домовой отвечает. Вот умеет он предчувствовать добро или худо для семьи. Ведь семья – это его жизнь.  
 Классический пример домового – это домовёнок Кузя. Милый, чумазый, проказливый и мудрый одновременно. Домовой в дом – Счастье в дом. И это очень справедливо. Ведь домовой – это дух семьи, и у каждой новорождённой семьи может быть свой домовой. Но, традиция рождения домового утрачена. И остались нам в наследство те Домовички, которые были рождены нашими пра пра пра бабками и дедками. Которых те смогли увезти из разрушаемых домов из деревень и передать их по цепочке своим детям и внукам.
Кстати, для того, чтобы перевезти своего Домового, надо предложить ему в   лапоть. Но лаптей у нас уже никто не плетёт, поэтому старый башмак или сапог тоже подойдёт, или горшок.  Поставить это в уютный угол и сказать: - «Домовой, домовой, поедем со мной». Делать это должна старшая в семье женщина. Или её заместительница. Или тот, кто знает о Домовушечке. Ибо – не гоже оставлять родню на произвол судьбы. А домовой – это и есть наша Родня. Почему так , давайте разберёмся.
И погрузимся в старые, старые времена, в нашу деревянную Русь.
Ой ты Русь широкая, раздольная, бревенчатая.  Когда жизнь людей подчинялась не жёсткому расписанию и режиму, а циклам природы. Славяне были очень рациональными людьми и умели согласовывать свой быть с жизнью природы не по принуждению жрецов, а по здравому смыслу. И поэтому, например, свадьбы чаще всего устраивались по осени, после полевых работ, когда закрома были полны, когда молодым можно было одарить щедрыми подарками, а будущие матери могли спокойно выносить дитя зимой, не надрываясь на работах в поле. И произвести на свет дитя по весне, на новое солнышко, тепло да на зелёную травку. Но, перед свадьбой молодых было много обрядов, для того, чтобы создать новую семью необходимо было, для начала, совершить сговор. А вот сговоры и сватовство совершались тоже по осени, когда можно было отдохнуть от трудов праведных и оглядется вокруг себя, и приглядеть за лето подходящую пару для своего детинушки. На полевых работах ох как хорошо все раскрываются. Вот и получается, за лето присмотрелись парень и девушка к друг другу, потом родня заслала сватов и произошёл сговор, где определялись время свадьбы и другие бытовые дела. Самое главное, что должно было произойти за зиму: жених должен был поставить дом для своей будущей семьи, а невеста собрать своё приданное. Это уже в более поздние времена девушки заранее готовили приданное, за пару лет до предполагаемого замужества. Так вот. Зимой невеста ткала, вышивала, а жених рубил лес, и строил дом. Строил, конечно же не один, ему помогала вся Родня. А когда надо было, то и соседей звали, чтобы сруб поднять. Т.е. часто дом для молодых ставился всем Миром. И были после работы в новом доме праздник и угощение для добрых людей. В обязательном порядке. В основание сруба довольно часто закладывали череп коня, быка или просто глиняные фигурки домашней скотины. В иных областях под сруб закладывали петуха.   Под порог будущего входа в жилище укладывали всевозможные камушки-обереги. Аналогичные обереги принято укладывать и под кровлю. Таким образом, постройка оберегается от нечистой силы по всему периметру сооружения, сверху и снизу и у входа. А крышу в обязательном порядке украшали резной головой коня или петушком. Иногда, но очень редко, под порог закладывали прах ушедшего родича. И совершалось это при постройке особого, культового строения.
  В более поздние времена были в углы сруба или под первый венец сруба закладывали монеты, зерно, хлеб, овечью шерсть. Как водиться, всё это для богатства и счастья в доме.
Т.е таким образов создавался якорь для создания Духа нового дома. А дальше, на эти якори собирались эмоции строителей-родичей новой семьи. Причём, эмоции были добрыми и радостными.
Далее, жених уже сам занимался отделкой своего дома. Вот здесь он был обязан работать сам, невеста могла прибегать к нему и помогать, приносила с собой горшки, ухваты да повседневную посуду. И работали они вместе по обустройству своего дома, с радостью, надеждой и любовью. Но, ночевать в доме они не могли до свадьбы. И вот из энергии радости и любви формировали Домового Духа этого дома. Именно поэтому, Домовой был похож на хозяина дома. И это правильно.
 Причём, одна интересная чисто славянская особенность. Строить дом было не зазорно никому. И князья, и бояре обязательно прикладывали свою руководящую длань с топором в оной при строительстве своего терема. Например, Боярин Кошкин очень похвалялся воротами в новом доме, которые сам возвёл. Потому, что Дом строился для житья-бытья, на счастье и радость домочадцев. И Домовой рос и развивался с семейством вместе. И эволюционировал соответственно. 
Поэтому характер Домового зависел именно от тех эмоций, которые были у строителей дома.
Кстати, в западной традиции Домовых как-то не водится. Там в лучшем случае в  замках  реют привидения, ибо строились они из  холодного камня  для феодалов из-под палки. Часто при строительстве замков гибли люди, что опять-таки, не прибавляло радости дому. Зато способствовало появлению гоблинов, троллей и гремлинов. Т.е. – вредных по характеру духов.  Брауни домовыми, по сути, не являются.
Т.е. Домовой – это Дух дома, созданный коллективным сознанием Родичей осознанно и ценленаправленно.
 Домовой НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Духом ушедшего какого-либо одного  предка.
Но не каждый дом мог похвастаться домовым. Если брак совершался с не желанным партнёром, то никакой якорь не мог накопить достаточно энергии для создания духа дома. К сожалению, Домовые умирают. Не так скоро, как люди, но и у них приходит свой срок. Это происходит тогда, когда умирает последний член его семьи и   Дом, в котором он живёт, разрушается. Он уходит не сразу, он медленно рассеивается в пространстве. Снова становиться неодушевлённой энергией.
Но, если вы построили новый дом на месте старой деревни, то к вам в дом может заглянуть бездомный домовой. И, если вы ему приглянетесь, то и поселиться у вас.
  Не стоит забывать этот прекрасный обычай. Ведь даже в наше время, даже в наших панельных квартирах МОЖНО вырастить своего Домовичка. Для этого  не так уж много и надо. Нужна просто семья, радость в доме, сила любящих сердец и потаённое местечко, отведённое для жилья домовому. Старый сапог, горшок или лапоть. Ведь и Домовой должен где-то жить.  А создать нужную атмосферу любви в доме можно очень просто: надо любить свою квартиру, сделать её уютной и красивой своими руками, почаще печь пироги и блины и не забывать отложить кусочек пирожка своему Дедушке–Домоведушке. А при переезде, не следует забывать своего Родича на старой квартире. И отплатит вам тогда Домовой ладом да порядком в доме .
Лесовые, Водяные, Полевые в отличие от Домового, являются природными, хтоническими духами. Они образовались под воздействием энергий земли и воды. Лес, с его тысячами обитателей является превосходным плацдармом для создания единого духа от множества сознаний зверья, птиц, растений и букашек. Они своей жизненной силой создают Лесовых и Боровых. Но, без человека этот лесной дух не имеет эмоциональной окраски и человеческого облика.  Только в том случае, когда лес соседствует с человеческим поселение, у Лесового-Борового начинает формироваться характер. Всё зависит от того, как к лесу и источнику воды относятся люди. Если они живут в Гармонии с природой, не добывают ни леса, ни зверья больше, чем это не обходимо для своей жизни, если они оберегают лес от огня и помогают зверью в трудные зимы, то и леший у них добрый и щедрый. Но и пошалить он всё-таки любит. Как любой нормальный человек.
Особое уважение к себе требует Водяной. Ведь от воды очень многое зависит, и жизнь в первую очередь. Поэтому, славяне, очень бережно относились в источники воды, и до последнего времени, не сбрасывали в реки всякую дрянь. Не засоряли источников питьевой воды. И оберегали колодцы срубами под крышей, как бы строя для воды дома. И только с приходом цивилизации западного типа, стали сбрасывать в воды отходы жизнедеятельности. И вот какой характер у водяного после этого может быть?
Кстати, Болотная Кикимора – это постаревший Водяной. Это происходит тогда, когда чистое озеро по естественным причинам заболачивается, зарастает тиной и ряской и высыхает, в конечном итоге. Вот и Водяной из Доброго Ю объёмистого пузана с ластами, превращается в засохшую, поросшую мхом коряку. И в таком виде уже и умирает.
И Водяные и Лесовые со временем эволюционируют. Они живут ритмами своего Леса или Реки.
 Т.е приходим к выводу, Домовые, лешие, Водяные, русалки, мавки существуют в нашем мире на территориях, населённых славянами. И с ними можно и нужно дружить. Тогда они будут и полянки ягодные подводить к вам, и от болота уберегут, и в бурелом не заведут.  А в особых случаях, когда люди любят и уважают своего лешака, то Леший может даже стать защитником этого села. И Водяной тоже.
Гоблины, пикси. Эльфы, феи, брауни и гремлины, гномы живут в западной традиции и имеют соответственные характеры, отвечающие менталитету народа.
Поэтому: Миру - Мир, Лешему – Лес, Домовому – Дом, а Водяному – благоустроенный колодец!
И будет нам радость и Мир в   Дом.

Т.В.Коршунова.

Ведьма, просто Ведьма.

2

Re: Домовые, Лесовые, Водяные, П олевые.

"Мысль о золотом веке сродна всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения." (А.С. Пушкин "История села Горюхина")

Лично я не склонна идеализировать язычество. Когда начинают рассказывать о том как хорошо и благолепно  :)  жили наши предки-славяне поневоле задаёшься вопросом: а откуда эти сведения?

Sapere aude