Тема: Корабли - призраки
Зачем фантазировать, если есть такие факты.
О кораблях - призраках, наверно, слышали все. Странные, опасные, непредсказуемые, бороздят они просторы океана, наводя ужас на каждого, кто увидит их...
Если обратиться к реальным событиям, то все корабли - призраки можно разделить на две совершенно разные группы:
1) реальные корабли, на которых отсутствует команда или когда вся команда мертва. Это, строго говоря, не привидения, а настоящие суда, на которые можно взойти и которые можно отбуксировать в ближайший порт. К таким кораблям относится, например, всем известная "Мария - Целеста".
2) Фантомы (видения, миражи) кораблей, которые можно увидеть, но нельзя потрогать. Они появляются, словно бы ниоткуда и исчезают в никуда. И встречи с ними почти всегда сулят большую беду... Это настоящие призраки. К ним относится, например, не менее знаменитый "Летучий голландец".
И те, и другие виды кораблей - призраков не раз встречали у берегов практически всех морей и океанов нашей планеты.
...Про тайну "Марии - Целесты" написано множество книг и снято немало фильмов. А гипотез, объясняющих случившееся, ещё больше. Итак, 4 декабря 1872 года команда английского барка «Дея Грация» заметила судно, шедшее под американским флагом, со спущенным парусом, и постоянно меняя курс из стороны в сторону. Выяснилось, что судно называется «Мария - Целеста». Поднявшись на борт, моряки с «Дея Грация» убедились, что ни одного члена экипажа на корабле нет. В трюме находились 1700 бочек со спиртом, одна из них была опустошена на одну треть. На столе стояла посуда, были разложены вилки, как для обеда. В ящике стола обнаружились драгоценности, толстая пачка банкнот по 10 фунтов стерлингов и более тонкая пачка американских долларов. В каютах и на палубе все вещи лежали на месте, не хватало только хронометра и секстанта в каюте капитана. Также отсутствовали все спасательные шлюпки. Зато был вахтенный журнал, из которого следовало, что 24 ноября 1872 года «Мария - Целеста» находилась в районе Алеутских островов». Больше записей не было…
В трюме корабля скопилось около метра воды. Но в целом подводная часть судна была в целости. Однако, в полуметре выше уровня воды по обшивке обоих бортов шла узкая полоса, в виде надреза. Впоследствии удалось выяснить, что она была нанесена в конце ноября, то есть примерно в то время, когда исчезла команда.
«Дея Грация» отбуксировала «Марию - Целесту» в Гибралтар. Далее началось расследование происшедшего, которое длилось три месяца и не дало никаких результатов. В итоге команда «Дея Грация» получила премию, а все желающие принялись строить версии случившегося.
Более – менее серьёзными можно назвать две из них. В 1940 г. Оливер Кобб, внучатый племянник капитана «Марии - Целесты» Бриггса выпустил книгу под названием «Розовый коттедж», в которой высказал предположение, что причиной гибели корабля стал спирт. По этой гипотезе, 1700 бочек со спиртом были негерметично закрыты. А одна бочка и вовсе была открыта – та самая, в которой отсутствовала третья часть содержимого. В одном из трюмов произошёл небольшой взрыв. Затем случившееся повторилось в другом трюме. Опасаясь новых взрывов, которые могли погубить корабль, команда погрузилась на шлюпки и отошла от него. Судно не взорвалось, но налетевший ветер стал относить его всё дальше и дальше, а команда на шлюпках уже не смогла его догнать. Сами же матросы, видимо, погибли во время шторма.
По другой версии, причиной стал не спирт, а формальдегид, который якобы находился в части бочек. Из-за негерметичного закрытия запах формалина начал распространяться по кораблю, и, в конце концов, на нём стало невозможно находиться. Капитан решил проветрить шхуну, открыв все трюмы и каюты, а команда в это время переместилась в шлюпки, которые были привязаны к килю корабля. Но внезапно налетел сильный ветер и порвал трос, которым были привязаны шлюпки. В результате судно отправилось дальше одно, без команды… А люди погибли в море от голода или во время шторма.
В 1935 году советский академик М. Шулейкин выдвинул версию о том, что в этом и подобных случаях причиной пропажи людей стал инфразвук. Его ещё называют «голосом моря»… Доказано, что во время шторма в морских волнах возникают инфразвуковые колебания, которые иногда достигают большой мощности и распространяются на тысячи километров. Слабые инфразвуки способны вызывать у людей симптомы, схожие с «морской болезнью», средние вызывают приступы паники и беспричинного страха, а сильные порой приводят к обмороку, а возможно, могут привести и к смерти. С возрастанием скорости ветра и амплитуды волн интенсивность инфразвуковых колебаний резко увеличивается. Возможно, именно это случилось с командой «Марии – Целесты». Людей охватил приступ безумия, и они в панике покинули судно.
Однако не все учёные разделяют это мнение. Академик Л. Брюховских утверждал: «Сила инфразвука, который излучается морскими волнами, в действительности на много порядков меньше, чем та, опасная для жизни, которая может быть создана в искусственных лабораторных условиях. Поэтому не выдерживают критики утверждения, будто он может быть убийцей. Что же касается отсутствия на некоторых судах людей, то история знает немало случаев, когда это происходит по самым земным причинам».
Что ж, с академиком можно согласиться, по крайней мере, в одном – что история знает…
Итак, не в какие-то далёкие века, а в наше время, 26 апреля 1971 года возле берегов Мозамбика (Африка) панамское судно «Эссо Порт Диксон» повстречалось с небольшим современным кораблём, на котором не было ни одного человека. Выяснилось, что странное судно называется «Ангош», принадлежит Португалии, и три дня назад вышло из порта Накала (Мозамбик) по направлению в Порту-Амелия (Мозамбик). Команда «Эссо Порт Диксон» отбуксировала «Ангош» на берег. Дальнейший технический осмотр показал, что судно имеет значительные повреждения, были признаки пожара и, возможно, столкновения. Но не было обнаружено ни одного человека – ни живого, ни мёртвого… Разгадки нет.
2007 год. Апрель. Прибрежные воды Австралии. Береговая охрана обнаружила катамаран, который назывался «Kaz II». У судна работали двигатели, на столе стоял не выключенный ноутбук, с кормы свисали рыболовные снасти. Но никого из людей не было… Версий случившегося было много, хозяев судна так и не нашли. В конце концов, полиция выдвинула гипотезу о том, что один из людей, находившихся на борту, упал в воду во время рыбалки. Остальные, возможно, тоже упали в воду, пытаясь ему помочь. Мотор был запущен, потому что оставшиеся на борту члены команды хотели подогнать судно поближе к тонущим. Однако, сворачивая парус, он (или они) ударился о рею и тоже упал за борт. В результате утонула вся команда, а судно продолжило идти с работающим двигателем. Нда…
Также весьма вероятной остаётся версия, что современные корабли-призраки остаются безлюдными по совершенно обыденной причине – они связаны с криминалом, и кто-то таким образом избавляется от корабля, на котором перевозились наркотики или контрабанда.
Но, так или иначе, мы можем сказать, что первая категория кораблей-призраков оставляет нам хотя бы небольшой шанс разгадать свои тайны, особенно с помощью современных технологий. И, вне всякого сомнения, эти суда принадлежат нашему миру, нашему измерению, и так же реальны, как мы с вами.
Чего нельзя сказать о второй группе.
«Летучий голландец». Легенда. Без него не обойдётся ни один рассказ о кораблях – призраках. А домыслов здесь больше, чем в любой другой истории. Существуют три основные версии этой легенды.
Германская версия. Капитан фон Фалькенберг ходил на судне в Северном море. С какой-то целью, о которой мы, к сожалению, ничего не знаем, он вошёл в контакт с Дьяволом. Каждую ночь тот появлялся на корабле, и капитан играл с ним в кости, а на кон ставил свою душу. И очень долго выигрывал. Но однажды капитан проиграл. И его душа стала призраком вместе с кораблём. Теперь им было суждено вечно бороздить океан, не зная покоя.
Голландская версия. Капитан Ван Страатен никаких сделок с Дьяволом не заключал. Он просто был очень упрямым человеком. И у него была мечта – обогнуть мыс Горн. А в районе этого мыса очень жестокие погодные условия, сильные ветра, шторма. Но капитан поклялся, что сделает это. Когда очередная попытка оказалась неудачной, Ван Страатен разозлился и крикнул в небеса, что обогнёт мыс Горн, даже если для этого придётся плыть до второго пришествия. По легенде, с неба раздался голос: «Да будет так – плыви!» И до сих пор капитан пытается обогнуть мыс. А когда его встречают другие корабли, это всегда сулит беду. И, между прочим, в этой версии «Летучий голландец» - прозвище не корабля, а его капитана. Именно Ван Страатена называют этим именем: голландец – национальность капитана, а «летучий», потому что он с рекордной скоростью, быстрее всех других моряков, ходил на своём судне от Голландии до Явы, и возвращался обратно с дорогим грузом.
Английская версия. Корабль шёл в районе мыса Доброй Надежды и попал в шторм. Капитан, несмотря на просьбы матросов, не согласился изменить курс и укрыться в безопасной бухте. Корабль продолжал идти, но шторм всё больше усиливался. И тогда капитан, грозя кулаком небесам, начал проклинать Бога за все свои лишения. Вдруг на палубе появился призрак, но воинственный капитан приказал ему убираться, иначе он его пристрелит. Но привидение не исчезало, и тогда капитан начал расстреливать его из револьвера. Вдруг оружие взорвалось в руке капитана, а сам он вместе со своим кораблём должен теперь вечно бороздить морские просторы. По другой версии, на борту корабля были невеста с женихом. Капитан подговорил своих людей ограбить и убить мужчину, а девушке предложил выбор: или она становится его служанкой, или отправится за борт. Девушка сама прыгнула в воду, а перед этим прокляла капитана: «Чтоб ты никогда не достиг земли!»
Немецкий поэт Генрих Гейне решил, что в таком виде эта легенда не очень интересная, и добавил в неё идею, что раз в семь лет капитану позволено прервать своё плавание и сойти на берег. И если его полюбит невинная девушка, то заклятие разрушится, и он станет свободным.
…«Летучий голландец» можно было бы считать просто мифом, если бы не реальные встречи с ним. 26 января 1923 года английские моряки, проходя мимо мыса Доброй надежды,встретили корабль-призрак. Вот, что рассказывает один из них: «Мы увидели странное свечение впереди. В телескоп различили светящиеся очертания плывущего двухмачтового корабля. Его пустые реи тоже светились. То не были навигационные огни. … Когда мы заметили судно в первый раз, оно находилось за две – три мили, а когда оно было от нас в полумиле, то внезапно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека. … Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: «Господи, да это же корабль – призрак!»
А во время Второй мировой войны с «Летучим голландцем» неоднократно встречались экипажи немецких подводных лодок. Особенно часто его видели к востоку от Суэцкого канала. Адмирал Карл Дениц докладывал в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом». Кто знает, не был ли корабль-призрак предзнаменованием гибели Третьего Рейха?
Очевидцы говорили, что после встречи с «Летучим голландцем» всегда налетает мощнейшая буря, которая топит корабли как щепки. Иногда суда налетают на мели и рифы. Бывало и так, что портилась вся пища, и моряки умирали от голода.
В марте 1939 года корабль-призрак увидели у берегов Африки люди, купавшиеся на пляже. В газетах писалось, что это был «Летучий голландец».
Существует множество других похожих историй, с другими кораблями.
Но нам легенд мало. Будем искать объяснение.
Одной из возможных причин учёные называют мираж – фата – моргану. Это оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённый предмет видится как несколько объектов и с искажениями.
То есть реальность получается такой: где-то за горизонтом идёт обычное судно. В изменчивой атмосфере океана возникают разные потоки воздуха, которые приводят к образованию миража. Мираж проектирует над поверхностью воды несколько изображений того судна, которое на самом деле находится за горизонтом, при этом изображения произвольно накладываются друг на друга и искажаются, образуя нечто, похожее на большой парусный корабль. Воображение зрителей дорисовывает всё остальное, включая скелетов на борту.
Эта гипотеза вполне правдоподобна, но есть один нюанс. Когда зритель приближается к миражу, то изображение пропадает. Очевидцы же, которые встречались с «Летучим голландцем» и другими подобными кораблями, утверждают, что подходили близко к нему и видели в деталях. На близком расстоянии невозможно принять обычный корабль за призрак.
Свечение кораблей-призраков, которое так пугает очевидцев, - это, возможно, так называемые огни Святого Эльма. Их описывают как огоньки различной формы, голубого или бело-голубого, реже фиолетового, цвета, разных размеров, и «живут» они около минуты. Было замечено, что они всегда появляются перед штормом и иногда «шипят» или потрескивают. Моряки прошлых веков принимали их за духов. Сейчас этот феномен нашёл объяснение – огни Святого Эльма – это электрические заряды, наподобие молнии. Только молния появляется при быстром движении электронов в воздухе. А если электроны движутся медленно, возникает свечение воздуха, и сопровождается оно не громом, а шипением и потрескиванием. Они действительно возникают перед бурей и штормом, как любая гроза. Кроме этого, такие огоньки, как и любую молнию, притягивают одинокие высокие предметы. Такие, как мачты парусных кораблей. Поэтому огни Святого Эльма очень часто видели в непосредственной близости от судов и иногда даже принимали за пожар. А иногда – за привидения…
И, наконец, ещё одно объяснение, которое напрашивается давно. Оно же – самое неоднозначное из всех. А именно: корабли – призраки существуют на самом деле. Они реальны. Находятся ли эти корабли в параллельном мире, иногда попадая в наш, или являются проекцией нашего собственного мозга, или, по одной из версий уфологов, - это материальные образы когда-то утонувших кораблей, посылаемые из астрала людям. Эта версия не может быть сброшена со счетов, пока люди досконально не изучили возможности своего мозга и своего мира. А также всех параллельных миров, измерений и тонких планов. Будем ждать…
Группа "Магическая лаборатория": https://vk.com/maglab_ru
Сайт "Квадриум": http://apokrif93.com/spisok-regionalnyx … otdelenie/