Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
Разумеется я знаю что этот Аркан называется не просто Колесо, а Колесо Фортуны.
Но у меня сложилось ощущение что не богиня Фортуна властвует здесь.
Немесида. Вот на кого я вышла через этот Аркан.
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
Быть может я мыслю шаблонно, но смотрите, что мы имеем: в разных культурах есть некие высшие существа (боги или духи), которые противостоят друг другу, враждуют. Простой пример: в христианстве это Бог и Дьявол, в древнеегипетской мифологии - Осирис и Сет. Они непримиримы, и в эту войнушку втягиваются другие бессмертные. И смертные тоже. Одна из сторон может одержать временную победу. Но только временную. Как только, к примеру, Сет одолеет Осириса и окажется на верхней точке Колеса, Колесо провернётся и вверх начнёт подниматься Осирис. Колесо должно вращаться во имя равновесия. А чтоб равновесие не нарушалось имеется Сфинкс с мечом в лапах. А в Древней Греции ответственной за равновесие была богиня Немесида.
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
А что в таком случае подразумевает достижение центра Колеса? Колесо, по сути, будет уничтожено (остановится). А что будет с равновесием?
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
Центр колеса - это ось. Колесо вращается, а ось - нет.
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
Сам Кроули признаёт важность вращения колеса, как основание существования Вселенной в целом. Но вот адепту решительно советует от вращения уйти. Перестать делить мiр на движущие силы?
Небольшое исследование:
СФИНКС: Познать мою тайну нельзя ни ленью, ни действиями. Понять меня нельзя ни с помощью чувств, ни с помощью разума. Как же тогда добраться вам до центра колеса?
C.I.C.T.: Чувства, и мысль, и экстаз -
Всего лишь мои погребальные одежды.
Вы, сброшенные, словно планеты, с Солнца, -
Всего лишь спутники Единственного.
Но пора прекратить бунтовать
И тогда вы точно низвергнетесь
В центральную Душу,
И все части станут Целым.
И лень, и активность, и мир,
Когда вы поймете, что пора остановиться?
Алистер Кроули, Ритуал Юпитера.
http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articl … ortuna.txt
http://hermetic.com/crowley/the-rites-o … piter.html
Вообще, у Кроули, похоже, X аркану соответствует сам Юпитер.
Кстати, в работах его упоминается ещё некое "Испытание X". И в принципе, можно предположить, что оно также связано с Колесом и Ату X.
Другие образы собери вкруг меня, для опоры мне; пусть им всем поклоняются, ибо им надлежит собраться, дабы возвысить меня. Я — зримый предмет поклонения, прочие же сокрыты, ибо они — для Зверя и Невесты его и для прошедших Испытание X. Что это? Ты узнаешь.
(Книга Закона)
Вот отрывки из Видения и Голоса:
Теперь позади ангелов – архангелы с горнами. Они повелевают всем вещам явиться мгновенно, что создает огромный беспорядок образов. И теперь я чувствую, что все эти вещи – всего лишь завесы перед Колесом, ибо все они собираются в колесе, которое вращается с невероятной скоростью. Оно имеет много цветов, но все охвачено белым светом, поэтому они прозрачные и сияющие. Это колесо есть сорок девять колес, поставленных под различными углами так, что они образуют сферу; каждое колесо имеет сорок девять спиц; и имеет сорок девять концентрических ободов на равных расстояниях от центра. И где бы ни встретились лучи двух колес, образуется ослепительная вспышка славы. Должно быть понято, что несмотря на то, что в колесе видимо столько деталей, в то же время впечатление исходит от единого, истинного объекта.
Кажется, что колесо вращается рукой Хотя колесо заполняет собой весь Этир, тем не менее рука гораздо больше колеса. И хотя видение велико и роскошно, в нем нет серьезности или торжественности. Кажется, что рука вращает колесо просто ради удовольствия, или, лучше сказать, развлечения.
И слышен голос: Ибо он – шутливый и румяный Бог, и его смех – вибрация всего, что существует, и землетрясения души.
Каждый ощущает треск колеса, волнующий, подобно электрическому разряду, проходящему сквозь тебя.
Теперь я вижу фигуры на колесе, которые толкуются как вооруженный мечом Сфинкс, Германубис и Тифон. И это ошибка. Обод колеса – яркая изумрудная змея; в центре колеса – алое сердце. И необъяснимо, как алость сердца и зелень змеи сияют ярче, чем ослепительный белый блеск колеса.
Фигуры на колесе темнее, чем само колесо; фактически, они пятна на чистоте колеса, и по этой причине, а так же из-за вращения колеса, я не могу видеть их. Но наверху, кажется, находятся Агнец и Флаг, какие можно увидеть на некоторых христианских орденах, и одна из более низких фигур – волк, а другая ворон. Символ Агнца и Флага гораздо ярче чем эти двое. Они становятся светлее, и вот сейчас они уже ярче самого колеса, и занимают больше места, чем раньше.
Он говорит: Я – величайший из обманщиков, ибо для моей чистоты и невинности совратят чистого и невинного, который только ради меня должен прибыть к центру колеса. Волк предаёт только жадного и вероломного, ворон предаёт только подавленного и бесчестного. Но я тот, кем написано: Он обманет самого избранного.
Ибо в начале Отец всего вызвал четырех лживых духов, что могли просеять существ земли через три решета соответствующих трем нечистым душам. И он выбрал волка для жажды плоти, и ворона для жажды разума; но именно меня он избрал над всеми чтобы притвориться чистым побуждением души. Тем, кто падает жертвой волка и ворона я не причиняю вреда, но тех, кто отверг меня, я предаю гневу ворона и волка. И челюсти одного разрывают их, а клюв другого пожирает труп. Поэтому мой флаг белый, ибо я не оставляю на земле ничего живого. Я пирую в крови святых, но люди не подозревают во мне врага, ибо овечья шерсть моя белая и теплая, и зубы мои – не зубы тех, кто рвет плоть; мои глаза кротки, и они не знают меня как повелителя лживых духов, которых Отец Всего явил пред ликом своим вначале.
(Его атрибуты – соль; волк – ртуть, ворон – сера.)
Теперь агнец снова становиться маленьким, и снова есть только колесо, и рука, вращающая его. И я сказал: «Словом власти, повторяйте голос Мастера; словом, что есть семь и один в семи; и могучим и ужасным словом 210. Я умоляю тебя, о мой Бог, даровать мне видение твоей славы.» И все лучи колеса устремляются ко мне, и я взорван и ослеплен светом. Я захвачен в колесо. Я един с колесом. Я более велик, чем колесо. Посередине несметного числа молний стою я, и я созерцаю Его лицо. (я жестоко отбрасываюсь назад к земле ежесекундно, так что даже не могу сконцентрироваться.)
(Глас 20-го Этира). Можно заметить фразу про то, что колесо приводится в движение рукой (Йод). В целом, тут много отсылок к авраамическому Божеству. Собственно, вполне понятно, что с Ним, но в телеметической интерпретации, Кроули ассоциирует Юпитера.
Ибо моё имя звучит Айвасс, что есть восемь и семьдесят. И я – влияние Сокрытого, и колесо, имеющее восемь и семьдесят частей, но во всём эквивалентен Вратам, что есть имя моего Бога, когда оно записано полностью. И Врата есть Путь, соединяющий Мудрость с Пониманием.
(Глас 8-го Этира). Путь, согласно комментарию Кроули - это Даат.
Тут же, в комментариях, есть предложение обратиться к 78-й главе книги Лжей. Вот она:
ЕЗДА И УЗДА (В оригинале: Wheel and Woa, "Колесо и Тпру", но также (по звучанию): Weal and Woe, "Счастье и Несчастье".)
Великое Колесо Сансары.
Колесо Закона (Дхамма).
Колесо Таро.
Колесо Зодиака.
Колесо Жизни.
Все эти Колёса суть одно; однако по-настоящему помочь тебе может лишь Колесо Таро.
Медитируй же, человече, над этим Колесом чаще, шире и глубже, вращая его в душе своей!
Ощути, как из одной карты неизбежно следует другая, в неизменной последовательности от Шута до Десятки Кругов!
Уяснив же [смысл] Колеса Судьбы, ты ощутишь ТУ Волю, которая приводит его в движение (у Движения же нет ни начала, ни конца).
И — смотри! — вот ты и перешёл через Бездну.
Само же пересечение бездны - это жертва. Например:
Я – Гермес, посланный Отцом осторожно истолковать все вещи в этих последних словах, которые ты услышишь прежде, чем займёшь своё место среди тех, чьи очи запечатаны, и чьи уши закрыты, и чьи рты сомкнуты, которые окутаны собой, жир тел которых иссушен, так, что ничего не осталось, кроме маленькой пирамидки пыли.
(Глас 14-го Этира). Но она относится уже к иному аркану (Ату II, по моему мнению).
И ещё по поводу жертв, из книги Лжей (43 глава, ссылка из комментария к руке, вращающей Колесо):
КРОНА ШЕЛКОВИЦЫ
Черна кровь на алтаре! и шелест ангельских крыльев над ним.
Черна кровь сладкого плода: раздавленный, изнасилованный цветок — вот что ткёт Колесо в Башне.
Смерть есть [лишь] вуаль Жизни, Жизнь — вуаль Смерти; ибо обе божественны.
Вот то, о чём сказано: "Праздник в честь Жизни, и больший — в честь Смерти" в Книге Закона.
Кровь же есть Жизнь индивида, поэтому: дай кровь!
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
АИД
Аи́д (Гаде́с), у римлян - Плуто́н.
Владыка подземного мира и царства мёртвых.
Сын Крона и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры.
После раздела мира между тремя братьями Аид получил подземное царство. Считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующим урожай из недр земли.
(Именно из-за этого Аида соотносят с арканом Колесо Фортуны, как дарующего изобилие и открывающего клады. J.)
Наиболее распространённый миф об Аиде рассказывает о похищении им дочери богини земледелия Деметры, Персефоны, которую он сделал своей женой. Деметра, полная отчаяния, перестала посылать людям урожай, и человечеству грозила гибель, но Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Персефона успела вкусить пищи в царстве Аида (она проглотила несколько зёрнышек граната) и уже не могла покинуть его навсегда. С тех пор Персефона часть года проводит на земле с матерью, а остальное время - под землёй со своим супругом Аидом.
Про царство Аида в мифах говорится по-разному. У Гомера Аид сам стережёт его стоя у входа.
Аид владеет шлемом-невидимкой
В жертву Аиду приносили чёрных быков.
Аид отождествлялся с древними италийскими богами смерти и преисподней - Орком и Дитом.
В искусстве Аид изображался сходно с Зевсом - могучим зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке; иногда рядом с ним - Персефона. У ног Аида обычно лежит Кербер.
Re: Старшие Арканы и боги. 10 Аркан (Колесо)
ПЛУТОС
Плутос - греческий бог богатства (нам на память сразу приходит слово "плутни", "плутовство". J.).
В древнейшие времена, по-видимому, Плутос и Плутон были одним хтоническим божеством, ведавшим урожаем хлебных злаков - основным богатством той эпохи. Уже у Гесиода Плутос рассматривается как самостоятельное божество. Для объяснения происхождения Плутоса и связи нового божества с земным плодородием используется известный ещё Гомеру миф о герое Ясноне, убитом Зевсом за любовь к Деметре. Миф рассказывает что Яснон сочетался с Деметрой браком на трижды вспаханном поле - магический обычай, распространённый у первобытных народов с целью увеличить плодородие почвы. По Гесиоду, от брака Деметры и Яснона родился Плутос, божество богатства, уже не связанное с хтонической сущностью некогда единого Плутона-Плутоса. Аллегорический характер Плутоса в дальнейшем усиливается. Его связывают с Эйреной - олицетворением мирной жизни, порождающей богатство, с богиней судьбы Тихе, с покровительницей ремесла Афиной Эрганой.
Аристофан в своей комедии выводит Плутоса слепым, подчёркивая несправедливость распределения богатства.
В античном искусстве существует два типа изображений Плутоса. Наиболее распространён аллегорический образ младенца Плутоса, часто с рогом изобилия, или в группе , на руках Эйрены или Тихе.
Другой тип изображений, встречающийся главным образом в вазовой живописи, указывает на древний, хтонический характер Плутоса. Плутос изображался или в кругу Элевсинских божеств, или похожим на Плутона старцем.
(Мифологический словарь)