1 (21.10.2016 12:51:13 отредактировано Jaine)

Тема: Как хоронили на Руси

Не так давно один питерский антрополог, кандидат филологических наук и фольклорист посетовал на то что в наши дни настоящего чистого этнографического материала уже не собрать.  Потому как идёт мощный вброс информации со стороны СМИ, издаётся огромное количество псевдоисторической и псевдонаучной литературы. В частности он сказал:"Вокруг одного только обряда похорон столько всего навинчено, чего никогда ни в церковной, ни в народной традиции не существовало". Вот в этой статье я и постараюсь коротко осветить данный вопрос, расскажу о способах захоронения, имеющих место на территории нашей страны и, связанных с этим, народных верованиях и обрядах. Для сбора материала я пользовалась, как принято говорить, открытыми источниками, плюс мои личные наблюдения и беседы с разными людьми.

Начнём наш обзор с Древней Руси, с того что территория её была не такая уж маленькая. И населяли её различные племена. А не только славяне, как некоторые, быть может, ошибочно думают. Сейчас невозможно сказать какие погребальные обряды существовали в каждом конкретном племени. Но общие тенденции можно попробовать проследить. 
Результаты археологических раскопок свидетельствуют что поначалу практиковалось то, что принято называть, трупосожжение.  С прахом поступали по разному. Собирали в горшки и кувшины и устанавливали на столбы на росстанях и перекрёстках, закапывали под порогом, под домом, возле очага. По сути это охранительная магия. Духи предков, привязанные к своему праху, служили потомкам. Вот как об этом пишет автор Повести Временных Лет: "... А если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь ещё вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники..."

Так же практиковались захоронения в курганах. То есть хоронили прах в горшке,  а над ним насыпали курган. Археологи находят в таких курганах по несколько горшочков, расположенных один над другим. Как видим, в одном кургане могли захоранивать останки нескольких человек, досыпая его. Но нет сведений хоронили так членов одной семьи или жителей одного поселения, по мере их смерти.

Курган на берегу реки Волхов
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1cod90dc81g9dbdavrt1quc1b757.jpg


По мере расслоения общества на классы, обряд погребения изменялся и усложнялся. Богатые и знатные стремились захватить с собой как можно больше вещей, чтоб и и на том свете тоже быть богатыми и знатными. Бедным ремесленникам и землепашцам родственники давали с собой орудия труда, чтоб, значит и там эти бедолаги вкалывали в поте лица своего.
До наших дней сохранились письменные свидетельства, с описанием похоронных обрядов. В частности об этом рассказывают арабские авторы ал-Масуди, Амин Рази, Ибн Русте и, наиболее подробно - Ибн Фадлан. Любознательный читатель легко может найти эти документы. Если коротко, то это рассказ о похоронах знатного "русича", которого одели в нарядные одежды, поместили в лодку, туда же положили оружие и прочую утварь. Потом "рассекли" и бросили в лодку его любимых собак, лошадей, рабов и женщин. Ну и сожгли всё это.


Результаты археологических раскопок подтверждают эти рассказы. 
Тут ведь как? Все мы знаем что некоторые путешественники любят приврать и приукрасить.
Но когда несколько разных путешественников говорят примерно об одном и том же и, кроме того, эти сведения подтверждаются археологами, вот тут можно говорить о достоверности информации.

Погребений с трупосожжением найдено не мало. Не меньше найдено погребений, в том числе парных (обряд сопутствия), с трупоположением. И вот тут имеет место интересный момент. Судя по останкам, женщина не всегда сопровождала мужчину добровольно. У некоторых женских скелетов проломлен череп. Сзади. Найдены, так же, останки женщины с копьём в бедре. (В кургане на р.Сясь). То есть, ей повредили ногу и отправили вслед за мужем. Кто знает, может она ещё была жива на тот момент. Жестоко, не правда ли?
О чём, вообще, говорит всё это? 
О том что наши предки верили в реинкарнацию? А вот, чорта с два!  Зачем верящим в переселение душ брать с собой всё это барахло? Не логичнее ли предположить, что они верили в самую заурядную загробную жизнь?
В то что умерший будет продолжать своё существование и после смерти (за гробом). И, судя по всему, там он будет вести точно такую же жизнь. То есть, будет тем же, кем был в этой жизни. И поэтому душе/духу умершего нужны души/духи женщин, для утех, духи слуг и рабов, чтоб служили и духи/души предметов которыми он пользовался, чтоб продолжать пользоваться ими. Отсюда прослеживается интересный вывод: и на том свете господа останутся господами, землепашцы - землепашцами, а рабы - рабами. Поэтому меня лично не удивляет что на Руси так быстро прижилось христианство. По крайней мере, трудящиеся массы  увидели для себя хоть какой-то просвет, надежду на то что им не придётся вкалывать и после смерти, а напротив, они отдохнут в раю.
Об изменении верований очень чётко говорит изменение обряда погребения. Там где распространялось христианство, усопших хоронили в могилах, головой на запад, без посторонних предметов, которые "могут пригодиться на том свете". 

Добавлю немного про души предметов. 
В разных местностях на это смотрели (и смотрят) по-разному. Где-то считается что предмет тоже должен умереть/быть убитым (сломанным). И поэтому его ломали. Разбивали посуду, переламывали лук и стрелы, ломали оружие и инвентарь. В наше время мне встречались люди, которые оставляют на могиле переломленную сигарету, чтоб усопший мог её покурить. Так же ломают конфеты и печенье, хлеб... .  Это я видела сама.
В других местах предметы не портят, помещают в могилу такие как они есть. И на поминках кладут всё целое, не переламывают. 
Не могу сказать, как тут более правильно.


Со временем, почти повсеместно, на смену трупосожжению пришло т.н. трупоположение, да и, набиравшие силу христианские обычаи, требовали погребения усопших в земле. Хоронили вокруг церкви, что называется: в ограде, наиболее влиятельных и богатых - ближе к храму, тех кто попроще, тех подальше. Там где церквей не было, кладбища устраивали в некотором отдалении от жилища. Желательно чтоб туда вело несколько дорог, так как в обычае было везти покойника по одной дороге, а возвращаться по другой. Почти до конца 19 века сохранился обычай возить гроб на дровнях, независимо от времени года. В зимнее время, когда земля была мёрзлой, усопших не хоронили, ждали оттепели. Трупы могли храниться или на кладбище, или в убогих домах. В убогие дома свозили покойников из разных мест, особенно много их было во время сильных морозов, эпидемий, войн. Там же погребали казнённых. Строго говоря до 18-го века крестьянам (которые составляли основную массу населения) вообще не полагалось индивидуальных могил, их хоронили навалом, в братских, зачастую без гроба, просто завернув в саван.

 Представления о посмертной участи людей складывались на протяжении столетий. Умерший естественной смертью в почтенном возрасте человек переходил в разряд предков (родителей). Считалось что он прожил свой век.  Умершие не своей смертью, самоубийцы, опойцы, утопленники, дети, умершие до крещения, дети которых заспали, считались нечистыми покойниками. Их участью было доживать свой век за гробом. Таких умерших не хоронили на освященной земле, а только за церковной оградой. 
Крестьяне опасались что захоронение самоубийцы в земле оскорбит её, и урожай будет скудным. Самоубийц или оставляли на том месте где их нашли и забрасывали ветками, или бросали в овраги. Опойц  вполне могли бросить в болото, чтоб они не вызвали ненароком засуху. Детей, родившихся до срока, частенько просто зарывали в подполе. Церковь старалась бороться с этими обычаями. Но, во времена засухи, крестьяне не желали слушать батюшек. Они выкапывали тела нечистых покойников, и проводили над ними всяческие манипуляции с целью вызвать дождь.

В качестве примера приведу заговор записанный в Симбирской губернии В.Юрловым.
В те дни никто не сомневался что
Нерѣдко случается, что крестьянинъ соединяетъ слова этого заговора съ тѣми дѣйствiями, которыя въ немъ упоминаются.
Майков Л. Великорусскiя заклинанiя. С. Петербургъ. Типографiя Майкова, въ д. мин. фин. на Дворц. площ. 1869. С. 157, 158.
4. Отъ засухи.
(360) Выхожу я, удалъ добрый молодецъ, изъ воротъ въ ворота, въ чистое поле, заговоромъ заговариваюся, на всѣ четыре стороны покланяюся, вижу: лежитъ гробъ по верхъ земли; земля того гроба не принимаетъ, вѣтеръ его не обдуваетъ, съ небеси дождь не поливаетъ, лежитъ в томъ гробѣ опивецъ зубастый, собой онъ головастый, какъ гадина, въ гробу распластался, языкъ его въ темя вытягался; Божiи тучи мимо проходятъ, на еретника за семь поприщъ дождя не изводятъ. Беру я, рабъ Божiй, от дупла осинова вѣтвь сучнистую, обтешу арясину осистую, воткну еретнику въ чрево поганое, въ его сердце окаянное, схороню въ блатѣ смердящемъ, чтобъ его ноги поганыя были не ходящiя, скверныя его уста не говорящiя, засухи не наводящiя; лежалъ бы въ землѣ, ни чѣмъ недвижимъ, окаянные бы его на ноги не подымали, засухи на поля не напущали; окаянный бы ихъ набольшiй кружало, самого сатаны нечисто воздыхало, въ трiисподнюю былъ проклятъ; аминь; помоги, Господи; словесамъ моимъ утвержденiе.


Сейчас надо сказать о веке. Том времени, которое Господь отмерил каждому человеку. Народные представления об этом в большинстве местностей примерно одинаковы. Есть некий коллективный век и есть век индивидуальный, в течении которого расходуется запас жизненных сил человека. Человек, живущий слишком долго, заедает чужой век. Человек, умерший раньше срока, недожил свой век, не израсходовал запас жизненных сил. И эти-то неизрасходованные силы, становятся опасны для живых. Обращение с такими покойниками требуют особых приёмов.
Век человека не всегда длинный. Смерть от болезни, на поле брани или от удара молнии не считается нечистой. Про такое говорят: Божья воля. Помимо божьей воли, в жизнь человека может вмешаться воля нечистого . О самоубийцах и опойцах уже говорилось. Заблудился человек и умер в лесу - вмешался леший, утонул - тут видят волю и желание водяного. Суть в том что человек не получил напутствия церкви, умер без покаяния. Вины самого человека тут нет, но крестьяне на Руси относились к таким умершим с опаской. Даже тех кого убили разбойники считали "нечистыми". И не хоронили в церковной ограде.

Небольшое отступление
Во время правления всеобщего любимца Петра Первого погребальный обряд был полностью взят под контроль светской властью. Указом Синода (1721г.) приходским священникам запрещалось давать разрешение на похороны у церквей тех людей, которые скоропостижно скончались без покаяния и причастия. Была введена т.н. похоронная "память" (разрешение на похороны). В этой бумажонке должно было быть засвидетельствовано что усопший не был врагом церкви, еретиком, раскольником, иноверцем; что он не умер от отравы или пьянства и что он не является самоубийцей.

Те, кто не упокоился и не перешёл в разряд предков, могут оказывать влияние на жизнь людей, вмешиваться в неё, вредить или помогать. К таким могилам приходят колдуны и чернокнижники в надежде заручиться помощью духа для своих дел. Надо заметить, что дух не всегда находится возле могилы. Крестьяне подметили правильно - дух часто остаётся на том месте где был насильно исторгнут из тела. Перемещение тела развязывает дух и позволяет ему свободно перемещаться, ходить. Чтоб этого избежать, найденные в лесу тела оставляли там же, забрасывая ветками (как уже говорилось). 
В наши дни можно наблюдать т.н. "ложные могилы", памятники на месте гибели людей в результате автомобильной аварии или т.п. 
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/p1922agv551kub1b3c1iqpcpd5u01.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1avj6u6mp19faglf1ih41tgh1b8q7.jpg

Здесь прослеживается интуитивное знание о том что дух может не последовать за своим телом, а остаться на месте гибели, доживать свой век. Такой дух часто беспокоен. Является, приходит. Его стараются удержать на месте. Детям приносят на место гибели игрушки, взрослым то, что они ценили при жизни. 

Дух или бытие  человека может перейти в растение.  Я знаю такой случай. Покойный перестал являться после того как на могиле у него вырос кустик, корни которого тянулись до гроба.

СТРАНСТВИЯ ДУШИ
В русском православии принято считать, что после смерти душа первые два дня пребывает на земле. Ходит по тем местам которые дороги ей были при жизни, которые притягивают её. Притягивать душу могут не только те места, где человек был счастлив и совершал добрые дела и благородные поступки, но и места где он грешил, где творил дела злые.
На третий день душу призывает к своему престолы Всевышний. 
С 4-го по 40-ой день душе показывают небесную обитель и адскую бездну. Причём, до 9-го дня душа любуется красотами Рая (на девятый день Всевышний снова призывает душу к своему престолу), а  с 10-го по 39-й - обозревает ужасы Ада. В любой из этих дней душа может появляться и на земле. 
В некоторых местностях бытует поверье о том что душу 40 дней водит Ангел или Бес.  Решается этот вопрос на т.н. воздушных мытарствах, своеобразных рубежах где душе предстоит держать ответ за свои земные дела. Бесы предъявляют ей грехи, Ангелы - добрые дела. Что перевесит, тому душа и достанется. Если водит Ангел, то душа приходит в дом тихо и спокойно на 20-й или 40-й день. Если водит бес, то душа может появиться в любой день и "пужает".
На 40-ой день душа в третий раз возносится к Престолу, и для души определяется место, где она будет пребывать до Страшного Суда. 
Здесь, опять же, есть расхождение народных верований и религии. В народе верят что душа может задержаться на земле, её могут не отпускать слёзы родных, какие-то несделанные дела, обида или беспокойство. Таких покойников крестьяне боялись, старались отгородить от них себя и своё жилище. Для этого рисовали кресты, на окнах и в дверях помещали крапиву или рябину, под матицу - ветку можжевельника, под порог или в порог - топор. Плачущих успокаивает и предохраняет от посещений лиходейная трава, чертополох. 
Отличным оберегом считается то что связано с лошадьми. Явившегося рекомендуется ударить недоуздком молодого нелегчёного жеребца или уздечкой, которой вытерли пот молодой лошади.
В народе и посейчас бытует мнение о том, что всё, связанное с покойным, обладает мертвящей силой. В деревне прекращали сев, если кто-то умирал.  Пока тело не предано земле, не пекли хлеб. Считалось что посевы замрут , а хлеб будет испорчен. Воду после обмывания выливали под угол дома, там где ничего не растёт. Этой водой могли завладеть колдуны, и использовать её для своих дел. Для наведения порчи или неурожая.  Горшки, из которых обмывали, и гребешки, которыми расчёсывали покойного, более не использовались. Эти предметы бросали в реку (если рядом есть река), или относили на перекрёсток и оставляли там, при этом горшки иногда разбивали, а иногда нет. Здесь прослеживается отзвук обычая о котором говорилось выше: оставлять на перекрёстке горшки с прахом. Интересно отношение к мылу, которым пользовались при обмывании. Его не выбрасывали. Наоборот, оно весьма ценилось, как предмет, наделённый силой. Женщины, давали его для умывания драчливым мужьям, в надежде что их злость "замрёт". Девушки мыли им руки чтоб кожа не стала дряблой, долго была молодой и гладкой. 
Табурет, на котором стоял гроб, следовало, после выноса, перевернуть ножками вверх. После этого им можно пользоваться как обычно. В некоторых местностях на этот табурет сразу садилась хозяйка дома, чтоб указать на то что это место отныне принадлежит живым.
 
Обмывание, одевание, положение во гроб, дорога на погост, это по сути ритуальные действия. Предназначенные для того чтоб достойно проводить усопшего на тот свет и, одновременно, преградить ему дорогу назад, в мир живых.
В наши дни многих пугает любое соприкосновение с покойным. Люди боятся "подцепить некротику". Мне часто задавали вопросы, можно ли носить одежду, которая осталась, пользоваться вещами умершего. Но, вот странность, никто не спрашивает можно ли носить золотые украшения, жить в квартире, ездить на машине. Здесь, видимо, всё зависит от ценности предмета.  В прежние времена мыслили примерно так же. Только ценность вещей была другая.  Одежду с умершего забирал себе обмывальщик (обмывальщица). Постель выносили в курятник, чтоб петухи отпели, или выставляли на солнце. Никому в голову не приходило выбросить кровать или лавку на которой человек скончался. Я знаю людей, которые в деревнях спали на тех же кроватях на которых испустил последний вздох их родич, и ничего страшного с ними не произошло.
Но, в последнее время, под влиянием всяких подозрительных и чуждых нашему менталитету учений, появляются рекомендации типа: не хранить рядом фотографии живых и умерших. Или, вообще, уничтожить всё что с умершим связано, вещи, фотографии... (на счёт драгметаллов и недвижимости, правда, опять молчок).
Вот как, скажите мне, в этом случае поступить с фотографией где сняты вместе родители и ребёнок, если один из родителей уже преставился? Вопрос чисто риторический.
 Что ни говори, боятся современные люди всего, что связано с мертвецами. Раньше на некоторые вещи смотрели проще. Про мыло я уже говорила. А вот ещё, к примеру, имеется такой заговор от зубной боли. Тут и мертвецы упомянуты и молодой месяц. Вроде как болезнь-то надо на убыльную луну сводить? А тут вот такая рекомендация:
Заговаривать три вечерние зари с ряду во время новика (молодого месяца):

- Князь молодой,
рог золотой,
был ли ты на том свете?
- Был.
- Видал ли ты мёртвых? 

- Видал.

- Болят ли у них зубы?

- Нет, не болят.
Дай Бог, чтоб и у меня р.Б. (имярек), никогда не болели.
Потом прочесть "Отче наш".

Заговор построен в форме диалога. Страдающий зубной болью, заговаривается сам, без участия знахаря.
Иногда даже, человек у которого болели зубы подходил к усопшему, брал его руку и проводил по своим зубам чтоб "боль замерла".

Далее. Ежели к теме кладбищ. На территории средней полосы России, преобладает православие. Пока что.
В годовом круге православных обрядов особо выделены дни поминовения усопших. Кроме того, в народе сложились свои представления и обычаи. Всё это взаимопроникает и взаимосвязано, и пренебрегать этим не стоит, лучше изучить и, то что истинно и полезно, взять на вооружение. 
Например. Повсеместно считается что нечисть (лешие, русалки, домовые, водяные) зимой спит.  То же относится и к жителям кладбищ. Зимой они неактивны. Весной, в определённый день, (т.н. "первый вздох родителей") люди ходят "здороваться", "приветствовать". В разных местностях по-разному. Кто-то просто подходит к ограде "окликает родителей" и кланяется. Кто-то входит внутрь, убирает могилку, оставляет помин. 
С Троицы до Петрова поста души усопших, не привязаны к могилам, они могут перемещаться свободно. В дни поминовений, так же.
По традиции не ходят на кладбище после праздника Покрова Богородицы (14 окт. н.с.), считается что они уже заснули до весны как и вся нежить.

Sapere aude