Тема: Язычество на Руси
Начнём.
Разочаровавшись в христианстве и прочих мировых религиях некоторые граждане обращают свой взор к прошлому, ко временам язычества. Полагая что это был какой-то "золотой век". А потом Владимир крестил Русь и всё пошло прахом. И плевать этим гражданам, что все историки сходятся во мнении о том что христианство смягчило нравы и, вообще, оказало положительное влияние на развитие государства.
Оне желают найти свои корни. Но тут возникает проблемка. Где и как ,собственно, эти корни искать. Где брать сведения о языческих богах, о том как им служили и поклонялись.
Кто-то ходит в архивы и библиотеки, по крупинкам собирает сведения которые есть на данный момент. Эти люди руководствуются девизом: Достоверность исторического факта должна быть подтверждена или документами тех лет или результатами археологических изысканий.
Кто-то ищет контакта непосредственно с богами. И, иногда, такой человек получает нечто вроде откровения свыше. Якобы древние боги пришли к нему и научили как им надо служить и молиться.
Что ж. Эти две категории ищущих заслуживают уважения.
Но есть и третья категория. Это те, кто источником сведений выбрал псевдоисторические и фэнтезийные романы. Вот уж где всё расписано до мелочей. И культ. И служение.
Начитавшись подобных книжек (а среди их авторов есть весьма талантливые), человек начинает искренне верить что именно так всё и было. Более того. Они заражают этой своей верой других. И растёт паства невиданных доселе культов. Культов, в основе которых лежит художественный вымысел автора романа.
Надо сказать что подобное отношение, это не есть явление нашего времени. В 19 веке, после победы над Наполеоном, в среде дворянства и прочих разночинцев, на волне патриотического подъёма, проснулся интерес к истории своей страны. И многие вдруг обнаружили, что историю Древней Греции и Рима они знают лучще чем историю своей Родины; о римских и греческих богах собрана масса сведений, а о богах славян нет практически ничего.
18 августа 1845 года было основано Русское Географическое Общество (РГО). Члены этого общества ставили перед собой цель собирать и распространять исторические, статистические, этнографические сведения о России.
Но и в те времена историки и собиратели делились на два лагеря. Первые, это те кого я лично искренне уважаю. Например, был такой дореволюционный историк Н.Гальковский, который честно писал: "Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещении св.Тихона Задонского жителей города Воронежа (1763г)." А вот где-то под Костромой (замечу в скобках), почитали некоего Костобруньку( ). Если бы духовная особа, причисленная в последствии к лику святых, пожурила почитателей этого персонажа, возможно у нас был бы несколько иной пантеон "славянских богов". Кроме таких честных, и уважаемых лично мной историков, были и есть т.н. реконструкторы. Что такое, собственно, реконструкция истории? Это когда берётся какое-то незначительное упоминание или словечко и кабинетный реконструктор, сидя за своим письменным столом, ищет аналоги в Античности. Вот например. Некий дворянчик посетил деревенский праздник и услышал как в хороводе бабы поют "Ой, ладо, ладо...". На основании этого была придумана (реконструирована ) целая богиня - Лада. Вроде как, по аналогии с древнеримской Юноной или греческой Герой.
Или уже в наши дни. Попалась мне публикация об оборотнях на Руси. Автор, опираясь на цитату из "Слова о полку Игореве", утверждает что оборотнем был вещий Боян. Вот эта цитата: "Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облоками...".
Как по мне, так это всего лишь метафоры, говорящие о том что Боян был излишне красноречив иногда и, увлекшись, мог увести повествование слегка в сторону от основной линии.
Далее я буду, по мере сил, рассказывать о персонажах славянской мифологии.
Все сведения взяты из достоверных источников.