1 (19.04.2014 19:09:39 отредактировано Jaine)

Тема: Язычество на Руси

Начнём. :cool: 

Разочаровавшись в христианстве и прочих мировых религиях некоторые граждане обращают свой взор к прошлому, ко временам язычества. Полагая что это был какой-то "золотой век".  А потом Владимир крестил Русь и всё пошло прахом.  И плевать этим гражданам,  что все историки сходятся во мнении о том что христианство смягчило нравы и, вообще, оказало положительное влияние на развитие государства.
Оне желают найти свои корни. Но тут возникает проблемка. Где и как ,собственно, эти корни искать. :) Где брать сведения о языческих богах, о том как им служили и поклонялись.
Кто-то ходит в архивы и библиотеки, по крупинкам собирает сведения которые есть на данный момент.  Эти люди руководствуются девизом: Достоверность исторического факта должна быть подтверждена или документами тех лет или результатами археологических изысканий.
Кто-то ищет контакта непосредственно с богами. И, иногда, такой человек получает нечто вроде откровения свыше. Якобы древние боги пришли к нему и научили как им надо служить и молиться.
Что ж. Эти две категории ищущих заслуживают уважения.
Но есть и третья категория. :cool:  Это те, кто источником сведений выбрал псевдоисторические и фэнтезийные романы. Вот уж где всё расписано до мелочей. И культ. И служение. :) 
Начитавшись подобных книжек (а среди их авторов есть весьма талантливые), человек начинает искренне верить что именно так всё и было. Более того. Они заражают этой своей верой других. И растёт паства невиданных доселе культов. Культов, в основе которых лежит художественный вымысел автора романа.
Надо сказать что подобное отношение, это не есть явление нашего времени. В 19 веке, после победы над Наполеоном, в среде дворянства и прочих разночинцев, на волне патриотического подъёма,  проснулся интерес к истории своей страны. И многие вдруг обнаружили, что историю Древней Греции и Рима они знают лучще чем историю своей Родины; о римских и греческих богах собрана масса сведений, а о богах славян нет практически ничего.
18 августа 1845 года было основано Русское Географическое Общество (РГО). Члены этого общества ставили перед собой цель собирать и распространять исторические, статистические, этнографические сведения о России.
Но и в те времена историки и собиратели делились на два лагеря. Первые, это те кого я лично искренне уважаю. Например, был такой дореволюционный историк Н.Гальковский, который честно  писал: "Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещении св.Тихона Задонского жителей города Воронежа (1763г)." А вот где-то под Костромой (замечу в скобках), почитали некоего Костобруньку( http://tonkiimir.ru/images/smilies/002.gif ).  Если бы духовная особа, причисленная в последствии к лику святых, пожурила почитателей этого персонажа, возможно у нас был бы несколько иной пантеон "славянских богов". Кроме таких честных, и уважаемых лично мной историков, были и есть т.н. реконструкторы. Что такое, собственно, реконструкция истории? Это когда берётся какое-то незначительное упоминание или словечко и кабинетный реконструктор, сидя за своим письменным столом, ищет аналоги в Античности. Вот например. Некий дворянчик посетил деревенский праздник и услышал как в хороводе бабы поют "Ой, ладо, ладо...". На основании этого была придумана (реконструирована :cool: ) целая богиня - Лада. Вроде как, по аналогии с древнеримской Юноной или греческой Герой.
Или уже в наши дни. Попалась мне публикация об оборотнях на Руси. Автор, опираясь на цитату из "Слова о полку Игореве", утверждает что оборотнем был вещий Боян. Вот эта цитата: "Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облоками...".
Как по мне, так это всего лишь метафоры, говорящие о том что Боян был излишне красноречив иногда и, увлекшись, мог увести повествование слегка в сторону от основной линии.
Далее я буду, по мере сил, рассказывать о персонажах славянской мифологии.
Все сведения взяты из достоверных источников.

Sapere aude

2 (27.03.2014 16:19:17 отредактировано Jaine)

Re: Язычество на Руси

Русалки
В письменных источниках России слово русалка не встречается ранее 18 века. В летописях 10-11 веков говорится о русалиях, празднествах связанных с почитанием умерших, культом мёртвых. 
Такие празднования проводились весной, когда природа оживает. После принятия христианства, т.н. русальная неделя, получила привязку к празднику Троицы. В одних местностях это неделя до Троицы, в других - после. Чаще всего, всё таки до. :) . Четверг седьмой недели после Пасхи носил название семик, а вся неделя была настолько насыщена обрядами что в народе её прозвали зелёные святки.
Надо сказать что русалка на Руси, это не полуженщина-полурыба (таких существ называли - фараонки). Русалка, это дух в облике женщины или ребёнка. Такими духами становились молодые девушки, утопленницы или самоубийцы, проклятые матерями дети, дети которых, как говориться, "заспали", дети умершие некрещёными. Оживая весной вместе со всей природой, эти безвременно умершие девушки и дети, наполняют леса и луга, качаются на ветвях деревьев, предаются своеобразным играм и веселию. Смертному лучше не попадаться им на глаза. Молодых парней они защекочут до смерти. Девушек разденут и исхлещут прутьями. Над мужчинами пошутят. А старикам и старухам не покажутся вовсе. Только ведьмы могут водить хороводы с русалками и купаться с ними в водоёмах. 
Поверье гласит что до Троицы русалки живут в воде, а с Троицына дня до Петровского поста - на земле, в лесах. В это время их можно встретить везде, они даже подходят к жилищу людей, записаны рассказы и былички о встречах с русалками в банях, в овинах, на нивах и сенокосах.
Девушки, случайно встретившие русалку, снимали с себя часть одежды и отдавали ей. Только таким способом можно было избежать расправы. Русалка, она же тоже женщина, ей хочется принарядиться, а ходить она вынуждена голышом или в простой рубашке без пояса. Кстати, отсутствие пояса и распущенные волосы, первый признак человека (или существа), творящего колдовство.
Отчаянные молодые парни, желавшие поплясать с русалками в хороводе, вешали на шею два креста. Один на грудь, другой - между лопатками. Чтоб русалки не могли "защекотать", приблизившись спереди или сзади. Было у них в обычае, подхватить сзади подмышки, если крест только на груди. Но и тут добрый молодец должен был не зевать, а перекинуть крест за спину.
Особо жалостливые женщины могли помочь детям-русалкам, покрестив их. Говорили: "Если парнишка (хлопчик) - будь Иван, если девочка - будь Марья. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь." Считалась что такое крещение помогает некрещёным душенькам попасть на Небеса.
В первый день Петрова поста в некоторых местностях проводили обряд изгнания русалок.

Sapere aude

3 (11.04.2018 16:52:32 отредактировано Jaine)

Re: Язычество на Руси

Иностранцы, путешествующие по Московии, отмечали что девушки здесь любят качаться на качелях. Русалки - умершие до срока девушки - тоже это любят. За неимением качелей, они раскачиваются на ветвях деревьев. А.С.Пушкин, знаток народных верований и обычаев, не ошибся когда писал "Русалка на ветвях сидит."
Ошибаются те художники, которые иллюстрируя его сказку, пририсовывают русалке рыбий хвост. :) 
Вот так представлял русалок русский художник И.Я.Билибин
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1caqc77u7l7614ga1c7kfcg7sk7.jpg

Sapere aude

4

Re: Язычество на Руси

Буквально сегодня скачал монографию Срезневского "Роженицы у славян", а на другом форуме как раз обсуждают тему близкую вышеупомянутой. :rolleyes: Кстати, упоминается там "верховное божество Род"... Занятно, что согласно Срезневскому:

Вот все важные о роженицах, доселе открытых в памятниках нашей письменности. Говоря о "нашей письменности", я впрочем не думаю разуметь под ней одну русскую: самый беглый взгляд на язык и правописание представленных выписок достаточен, для убеждения, что многие памятники из которых сделаны выписки в первоначальных своих списках принадлежали не нам, а нашим югозападным соплеменникам: болгарам, сербам. Тем не менее однако они перешли к нам не бессознательно, не как сказание о суеверии чуждом нашим предкам, а как поучения близкие сердцу наших народных учителей, заботившихся об искоренении языческих суеверий не только своим собственным словом, но и помощью авторитета других христолюбцев". 

В своей монографии автор, в основном, пишет о болгарских и сербских преданиях по поводу рожениц, рождениц (или рожаниц) и проводит параллели с греческой, римской, скандинавской, германской и литовской мифологией.


А вот что пишет Седов В.В. в своем исследование "Восточные славяне в VIII - XIII вв."


В источниках называются и другие, низшие божества восточных славян - Род и рожаниц, берегини и упыри (Гальковский Н.М., 1913, с. 150-186) Некоторые исследователи полагали, что Род – это верховное божество славян и что он был основным объектом поклонения язычников. Если так, то главенствующая роль Рода, название которого связано с понятием родства, относится к глубокой древности. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. это было, наверное, домашнее божество, божество семейных общин.
В летописях имени бога Рода нет. *SPITEFUL* Рожаницы тоже связаны терминологически с понятием родства, но ничего конкретного об их сущности сказать нельзя.

А также Л.С. Клейн:

В 1846 г. И. И. Срезневский (1846: 7), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846: 7; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде — Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855; также 1869, III: 319—320, 368, 386—389), в которых статус Рода был поднят еще выше.

5

Re: Язычество на Руси

        М...М пишет:

В 1846 г. И. И. Срезневский (1846: 7), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы


Вот как-то так оно и происходит.

 Jaine пишет:

Что такое, собственно, реконструкция истории? Это когда берётся какое-то незначительное упоминание или словечко и кабинетный реконструктор, сидя за своим письменным столом, ищет аналоги в Античности.

Sapere aude

6 (18.03.2015 07:38:25 отредактировано Jaine)

Re: Язычество на Руси

Банник
На Руси, как известно, баня всегда была в большом почёте. Раз в неделю баню обязательно топили и с удовольствием парились и мылись. Кроме того в баню ходили перед праздниками или перед важными событиями в жизни, например, посещение бани перед свадьбой и молодожёнами носило ритуальный характер.  В бане исцеляли.
Странно что при таком отношении, сама баня считалась местом нечистым. В бане не вешали икон, в баню не заходили с крестом на шее, снимали его предварительно. В бане зачастую проводился обряд посвящения в колдуны. Самые "страшные" гадания, в которых замешан нечистый, полагалось проводить в бане.
Из нечисти в бане водились: банник, банниха, обдериха, байная бабушка. И только последняя считалась более или менее добродушной. В разных местностях банника описывают по разному. Он мог показаться в виде невысокого старичка с телом облепленным листьями от веника. Мог предстать в виде огромного мужика с железными руками, этими руками он хватал провинившегося и запаривал его досмерти. Кроме того банник был оборотнем, мог обернуться головешкой, камнем, веником, угольком. Иногда появлялся в виде кошки или собаки.
Банника опасались, старались с ним ладить. Говорили: третий пар (в некоторых местностях четвёртый или седьмой) для хозяина. То есть после двух (трёх/шести) смен  в бане прибирались, оставляли воду, ведро, веник и мыло. Для банника. Верили что банник моется сам, иногда приглашает других нечистых в гости.
Каким же образом банник поселялся в бане? Считалось что банника в бане нет до тех пор пока там не родит женщина. А родит там кто-нибудь непременно, рано или поздно, потому что именно в бане и принимали роды повитухи. Послед полагалось закапывать под порог. Вроде как в момент родов двери между мирами открывались и нечистый дух (банник) проникал в наш мир. Но это гипотеза. Быть может это создание формировалось из зарытых под порогом последов, быть может из духа чёрной курицы, которую полагалось зарезать и закопать под углом при постройке. Или из того и другого вместе. Атеисты, вообще, считают что банник это персонификация тех опасностей, которые могли подстерегать человека в бане.
Так или иначе, но нынче банники как-то перевелись. По крайней мере, я ни разу не слышала чтоб кто-то его видел. Возможно это связано с тем что куриц при закладке бани резать теперь не принято, да и рожать женщины предпочитают в других местах.
В наши дни в баню заходят с крестом на шее, вешают иконы в предбанниках, спят на полках ночью без всяких опасений.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_19gkjeh651hfr14e1vrr1c47k5p7.jpg

Sapere aude

7

Re: Язычество на Руси

Про банника записано немало быличек. 
Меня заинтересовала вот эта:

Построили одни баню на Городне-реке, за Братеево, да не в том месте, с банником не посоветовались.
И в это время заболела у них дочка. Болеть стала ни с чего. Здоровая была, и заболела.
А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара.
Уже и покупать стали сахар-песок, а всё равно каждое утро мать находила сахар, а девочка всё хуже и хуже себя чувствовала.
В это время в их доме остановился старик проезжий.
У него - то и спросил отец, почему дочка болеет.
Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище Братеевское, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки.
Причём рюмки должны быть не гранёные, не рисунком, а простые, светлые.
Всё так и сделал отец. Стоит и ждёт.
Вдруг слышит: водка наливается.
Он повернулся, а никого не видит.
Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит:
— Баня у тебя не на том месте.
Послушался его отец и стал разбирать баню.
А девочка помаленьку стала выздоравливать.
И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо.
Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось!!

Sapere aude

8

Re: Язычество на Руси

Кикимора
Домашний дух в образе старушки или женщины (реже девочки). В разных местностях кикимору описывают по-разному. Это может быть маленькая худенькая старушка в лохмотьях, "сама с соломинку, голова с напёрсток", "боится из избы выйти, чтоб ветром не унесло" или "баба как все", "девушка простоволосая", "девочка озорная".
На рисунке И.Я. Билибина кикимора изображена недостоверно. Во всяком случае, мне таких описаний встречать не доводилось.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_19gripqvh135kbll1v791db41l7q7.jpg
Кикимора может родиться от связи женщины с огненным змеем. Кикимору может насадить колдун или другой умелец. В этом случае делается небольшая куколка, которая служит материальным носителем для неупокоенного духа убитого или умершего в младенчестве ребёнка или ребёнка проклятого родителями. Куколку помещают в доме и кикимора начинает проявлять себя. Особенно хорошо это удаётся в домах где умерших детей хоронили в подполе. Но ничто не мешает умелому колдуну насадить кикимору и в совершенно новом доме.  В последнее время, то что раньше называли проделками кикиморы, называют модным словечком полтергейст. Невидимая окружающим кикимора швыряет горшки из печи, бьёт посуду, разбрасывает одежду, дрова, разную утварь, ощипывает кур и загоняет лошадей, ездя на них по кругу. Очень любит прясть, но пряжа почему-то выходит плохо, путается, рвётся. Принято считать что это кикимора так вредит хозяевам. Но, можно предположить, что она искренне хочет помочь, просто не умеет. Ежели это дух убитого или проклятого ребёнка, само собой, никто не озаботился научить его прядению. Справедливости ради надо сказать что записаны случаи, когда помощь кикиморы была очень кстати. Некоторые хозяйки, с помощью кикиморы, за зиму пряли в несколько раз больше.
Но не стоит забывать что кикимора, это всё же нечистый дух. И соседство с ней может быть опасным. Характер её часто неуравновешен, доброжелательное отношение легко может перейти в злые проделки и жестокие шалости. Поэтому от кикиморы старались избавиться. Единственный подходящий для этого день в году 17 марта, Герасим Грачевник. В этот день доки могли взяться за изгнание кикиморы. В остальное время кикимору отпугивали, помещая в доме верблюжью шерсть или шерсть с ладаном. Чтоб кикимора не трогала и не била посуду рекомендовали перемыть всё с настоем корней папоротника. Тут трудно сказать что именно действовало. То ли запах настоя отпугивал кикимору, то ли она оставалась довольна тем что нерадивые хозяева хоть как-то посуду помыли. В курятниках вешали камешек с дыркой (куриный бог) или горлышко от кувшина.
В наши дни различные проявления полтергейста не связывают с кикиморой (это ж суеверие!  ;)  ), указывают другие причины. Сама я ни разу с подобным не сталкивалась и не встречала людей которые говорили что им по силам кикимору насадить. Подозреваю что это умение утрачено.

Sapere aude

9

Re: Язычество на Руси

Домовой
Слово "домовой" появилось в русском языке сравнительно поздно, не ранее 17 века. До этого в источниках встречается наименование "бес-хороможитель", т.е. представитель нечистой силы, обитающий в человеческом жилище (в хоромах).
По поводу того как этот представитель там оказался у людей были разные мнения. Например такое: когда побеждённые воинством Архангела Михаила бесы падали на землю, те кто упал на лес стали лешими, на воду - водяными, на дома - домовыми и т.д...
Ещё одно мнение: домовым духом становится тот кто первым умер в новом доме. Это, как вы поняли, отголоски т.н. "строительной жертвы". Где-нибудь на Западе, где возводили огромные каменные замки, такую жертву замуровывали в фундамент или в стену. Она там в муках кончалась и (видимо в благодарность   ;)  ) обеспечивала крепость строения. На Руси строили из дерева, дома часто горели и для таких жертв человеческих ресурсов не напасёшься. Поэтому строительная жертва была другой. Иногда в новый дом первым входил самый старый член семьи - жертвовал собой, иногда первой пускали кошку, иногда, без особых церемоний, рубили на пороге голову петуху, кропили кровью, мясо съедали всей семьёй на первый обед в новом доме, кости зарывали под порогом. В дальнейшем домовой демонстрировал черты того из чьего духа он возник: мяукал - если из духа кошки, кукарекал - если из петуха, если из человека - сохранял некоторые особенности внешности и повадки, которые с течением времени сглаживались.

Sapere aude

10

Re: Язычество на Руси

Дополню цитатой Дж. Дж. Фрэзера, если можно:
 

Когда в современной Греции ["Золотая ветвь" была издана в 1890 г.] закладывается фундамент нового здания, обычай предписывает зарезать петуха, барана или ягненка и окропить их кровью краеугольный камень, под которым затем и хоронят животное. Цель этого жертвоприношения придать зданию крепость и устойчивость. Иногда вместо того, чтобы убить животное, строитель подманивает к краеугольному камню человека, тайком снимает мерку с его тела, какой-нибудь части тела или с его тени и зарывает ее под камнем; или он кладет краеугольный камень на тень человека. Считается, что такой человек на протяжении года умрет. Румыны, жители Трансильвании, полагают, что тот, чью тень замуровали подобным образом, умрет в течение сорока дней. Так что люди, проходящие мимо строящегося здания, могут услышать предостерегающий окрик: "Берегись, чтобы они не взяли твоей тени!" Существовали даже торговцы тенями, чье ремесло заключалось в поставке архитекторам теней, необходимых для придания прочности стенам. В таких случаях снятая с тени мерка рассматривалась как эквивалент самой тени, и зарыть ее значило зарыть жизнь или душу человека, который, лишившись ее, должен умереть. Этот обычай пришел, таким образом, на смену древней практике замуровывания живого человека в стену или под краеугольным камнем нового строения с целью придать ему прочность и долговечность, точнее, для того, чтобы разгневанный дух посещал это место и охранял его от вторжения врагов.

11

Re: Язычество на Руси

Кстати, читала про одно судебное разбирательство, веке, этак, в 16-17-м, Там некий житель жаловался что с него сняли мерку "неведомо зачем".

Sapere aude

12 (12.05.2015 20:40:05 отредактировано Jaine)

Re: Язычество на Руси

Когда домовой в доме уже есть, его при переезде на новое место жительство принято звать с собой. Без приглашения он не пойдёт, (видимо, как любой представитель нечистой силы). 
Про этот обычай я узнала от своей матушки, когда ещё училась в школе. Мы переезжали из коммунальной квартиры в отдельную и она сказала что надо позвать с собой домового, взять горбушку хлеба, посолить и сказать: "Домовой, пойдём со мной в новый дом".
В деревнях подобные обряды более разнообразны. Домового переносят в новый дом в горшочке с углями из печи, перевозят на хлебной лопате, на кошке, в рукавице, в лапте.
Иногда хозяин заранее ставит в новом доме угощение: горбушку хлеба, соль, рюмку водки (или хозяйка печёт специально особые лепёшки/хлебцы), потом приходит в старый дом и с поклоном говорит: "Батюшка домовой, приходи к нам в новый дом на житьё, на бытьё, на богачество. Там тебе уже и местечко сделано и угощеньице маленько приготовлено".
Угощение для домового ставят на чердак, в подпол, на печь или за печь. Иногда оставляют на столе, но считается что домовой не часто заходит туда где есть иконы. Уверяют что на следующий день угощение исчезает или надкусано. Это означает что домовой перешёл за хозяевами.
Мои бабушка и дедушка жили в деревне, но я никогда не видела чтоб они ставили такое угощение. Может быть делали это скрытно от нас, внуков. Не знаю. Но когда мы убирали в доме, через несколько лет после их смерти, я нашла в подполе один лапоть. В лапте, как я рассказывала, перевозят домового в новый дом.

Sapere aude

13

Re: Язычество на Руси

Чем, вообще, занимается домовой? Сейчас многие (городские жители в основном) думают что его главная функция охранять дом от нежелательных вторжений. На самом деле в деревнях чётко определяли две его функции: предсказания и уход за скотом, животными.

Sapere aude

14

Re: Язычество на Руси

Какой в городской квартире скот? И какие такие предсказания?

Группа "Квадриум": https://vk.com/apokrif93yar
Группа "Магическая лаборатория": https://vk.com/maglab_ru
Сайт "Квадриум": http://apokrif93.com/spisok-regionalnyx … otdelenie/

15

Re: Язычество на Руси

Те самые. О которых все знают. Навалиться домовой ночью и давай душить, тут особо смелые и спрашивают: "К добру или к худу?" Он и ответит. А иногда молча погладит: тёплой ладонью - к добру,  холодной - к худу, мохнатой - к богатству, голой - к бедности.

Sapere aude

16

Re: Язычество на Руси

Ну, например, со мной такого никогда не случалось, так же, как и со всеми моими знакомыми. Означает ли это, что у нас у всех вообще нету домовых?

Группа "Квадриум": https://vk.com/apokrif93yar
Группа "Магическая лаборатория": https://vk.com/maglab_ru
Сайт "Квадриум": http://apokrif93.com/spisok-regionalnyx … otdelenie/

17

Re: Язычество на Руси

Домового приглашали "... на богачество". Откуда оно берётся в крестьянском хозяйстве? Вырастить богатый урожай, чтоб и барину хватило, и себе, и продать можно было. Но разве вспашешь поле, если конь хром или болен? Так же и с другим скотом. Хороший удой, хороший приплод, хорошая шерсть.
Ежели домовой к хозяевам расположен, то он за скотинкой присматривает, холит её. И всё это будет.
А когда домовому хозяева или животные не по нраву, то он их, наоборот, мучает. Скот постепенно весь вымирает (это называется "ускотье") и хозяева беднеют, разоряются.

Sapere aude

18

Re: Язычество на Руси

Особенно любит домовой лошадей. Иногда всех, иногда строго определённой масти. Ему даже в дар преподносили монетку с изображением всадника на коне (копейка - ежели всадник с копьём или сабляница - ежели с саблей).
Кроме этого домовому дарили цветные лоскутки (если верить крестьянам, особенно он любит красные или прошитые красной нитью), бусинки, горбушки хлеба. Подарки клали опять же в подпол, на чердак, на конский и скотный дворы (монетку могли положить под ясли).

В календаре есть несколько дней, когда домового чтут по-особому. Я вкратце расскажу об этом.
Обязательно ставили угощение по праздникам: Рождество, Новый Год, на Чистый Четверг, на Пасху.
Перед Великим постом домового закармливали: после ужина оставляли на столе еду для него.
Чествовали домового в день первого выгона скота в поле.

10 февраля (Ефрем Сирин) - именины домового. Ему ставят кашу.

Наступление весны. В этот день домовой сердится, потому что линяет, сбрасывает старую шкуру. В разных местностях называют разные дни, когда это происходит. Или 12 апреля (Иоанн Лествичник) или 14 апреля (Мария Египетская). Мне кажется что вторая дата более правильная. Ведь это 1 апреля по старому стилю. Некоторые даже говорят что дурацкий обычай разыгрывать и шутить идёт от этого события, вроде как домовому это нравится.

21 ноября (Михайлов день) - ублажают домового.

Но до этого у нас есть 14 ноября (осенние кузьминки) - в этот день наказывали и прогоняли злого домового.

Sapere aude

19

Re: Язычество на Руси

Недавно прочел из книги русского этнографа и писателя О. А. Седаковой очень занятную вещь.

Наша гипотеза заключается в следующем: с принятием христианства автохтонное славянское язычество не только деградировало и отступало на перифирию культуры, но и особым образом развивалось. Церковный культ и ритуал сообщили структурирующее начало аморфной взвеси языческих верований. Парадоксальным образом культ святых мог «собрать» вокруг себя рассыпанные атрибуты персонажей языческой мифологии, создавая таким образом те фигуры «языческих божеств», которые исследователи реконструируют для древнейшего периода и связывают с «пантеоном Владимира» (аутентичность которого не раз оспаривалась). Есть большая вероятность, что «языческие славянские божества» родились (или приобрели отчетливый образ) в христианскую эпоху: т. е. не Свт. Николай Мирликийский «заместил» древнего Велеса (как это постулируется в: [Успенский 1982]) или св. Параскева — древнюю Мокошь, а напротив, они их в своем роде «создали». Образ христианского святого, как кристалл, помещенный в насыщенный раствор, собрал к себе те или другие атрибуты языческих «сил».

Действительно, персонажи народного фольклора - низшие божества - в сказках, легендах имеют "сырой" вид. Они четко не описаны. Ни их характер, ни их внешность, даже атрибуты могут быть различными. Как пример та же Баба-Яга (то помощница главного героя, то злодейка, то у нее костяная нога, то глиняная и т.д.), русалки, лешие. То же самое и с высшим пантеоном. Он не был четко продуман. Как зарисовка - что-то намечающееся, но не определенное.

20

Re: Язычество на Руси

Леший

Я уже рассказывала (см. ст. "Домовой"), что мои родственники со стороны отца были самые настоящие деревенские жители, со своей избой, огородом, скотинкой, собаками и кошками.
Сколько себя помню, бабушка с дедушкой всегда приглашали меня на всё лето к себе, "на свежий воздух, на молоко", а иногда я гостила у них и зимой.
С самого детства я люблю лес. Даже будучи совсем маленькой я всегда просила взрослых взять меня с собой на охоту https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1aqrnsblg12r7th20nojb17o3l.jpg
(Охотники из деревни Олешно, Ленинградской обл. Вторя половина ХХ века).
или за грибами, за ягодами, за травками. 
Но я никогда не видела чтоб взрослые деревенские жители как-то по-особому в лес входили, то есть они не шептали заговоры, не кланялись и не приветствовали лешего.
Единственный обряд (если это можно так назвать), который я часто наблюдала, выглядел так:
на подходе к лесу ломают несколько веточек ольхи
Привязывают их к поясу 
 https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1aqrnt617pa81n9f1b1oi1i1dq213.jpg

а пояс повязывают на себя. Вот так, на манер хвоста
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1aqrnv5hl1tk3qkkfn31ve712ea3b.jpg  https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1aqrnu52prq7gnva5tnc01jt91r.jpg

На мои вопросы: "Зачем это?", мне говорили: "Чтоб змЕя не встретить."
Естественно, я решила что это какой-то оберег от змей. Вроде как, не увидишь/не встретишь в лесу змею, она тебя и не укусит.
Но тут надо сказать, что в тех местах бытовало любопытное поверье. Якобы на одном из лесных перекрёстков обитает некий таинственный Змей. Так что вполне может быть, что данный обряд предназначался и для защиты от этого мифического Змея тоже.

Много позже, уже в 90-е, моя матушка  вышла на пенсию и тоже стала ходить в лес. И вот она-то, натуральная горожанка, с лешим всегда здоровалась, оставляла для него угощение, просила показать грибные и ягодные места.
Но представления современного горожанина о лешем это смутные отголоски когда-то где-то увиденного, услышанного или прочитанного.
Что же это за персонаж такой? Попробуем разобраться. Для этого придётся перелопатить множество этнографических материалов, побеседовать с людьми и вот такая картинка вырисовывается. 
Леший вовсе не хранитель леса, он просто там живёт, лес его дом. И как любой хозяин он хочет чтоб в его доме был привычный для него уклад и порядок. А поскольку в каждом лесу свой леший-хозяин, то и представление о порядке может быть разным. Всё как у людей. Кому-то по душе что в его доме постоянно ошиваются гости и сам он не прочь в гости сходить. Записаны былички о том как леший приходит в деревню на праздник или даже сватать девку. Считается, что этот представитель нечистой силы вполне себе может вступать в интимные отношения с женщинами, несмотря на то что имеются и лешачихи, то есть лешие женского пола. А поскольку он ещё и оборотень, то ему ничего не стоит обернуться солидным мужиком или ладным парнем. Но наблюдательные крестьяне всегда замечают какую-нибудь деталь в одежде или в поведении, которая лешего-то и выдаёт. В лесу леший может предстать в любом обличии, он может быть "маленьким как былинка" или " ростом с самое высокое дерево", может обернуться пнём, кустом, колодой, ... чем или кем угодно.  Но, надо заметить, что большинство леших людей не жалуют. Ходят эти люди к ним в дом (то есть в лес) без приглашения, портят имущество (деревья), пугают скот (звери считаются скотом лешего), шумят и безобразничают. А ещё бывает, разлягутся эти люди отдыхать прямо поперёк тропы по которой леший свой променад совершает. Кому такое понравится?
Какие же меры применяет леший к нарушителям неприкосновенности жилища? Их всего две:

1. Напугать.

2. Наказать.

Чтоб напугать непрошеных гостей леший издаёт разные звуки, имитирует вой ветра, уханье совы, рык животных и т.п. Иногда даже может гнуть и ломать деревья.

В качестве наказания леший отводит человеку глаза так, что тот начинает петлять, ходить кругами, сам не понимая куда идёт. Очнуться от морока такой бедолага может где-нибудь посреди болота или в самой глухой чаще леса. Хорошо если жив останется после таких приключений. 

Вот, собственно, и всё. Может показаться странным что леший не набрасывается на нарушителя с кулаками, не натравливает на него хищных зверей и птиц. Это даёт повод атеистам утверждать что леший всего лишь персонификация тех опасностей что подстерегают человека в лесу. Во всяком случае, в его проделках нет ничего такого, что нельзя объяснить с точки зрения современной науки. 
Мне лично не известны случаи когда леший сурово наказал чёрных лесорубов или злостных браконьеров (если не считать за его месть падение нескольких вертолётов с чиновниками). Леший, это всего лишь мелкий нечистый дух и ему сложно тягаться с современными людьми, одержимыми бесами более крупного ранга: алчностью и гордыней. На службе у которых новейшая техника.
А тот кто в лешего верит, не хочет с ним ссориться и навлекать на себя его гнев, должен запомнить простые правила:

В лесу не шуметь.

Не мусорить.

Не ломать без нужды деревья и кустарники (постараться удержать себя от желания вырезать на коре "Здесь был ..." или  "Миша+Маша=?"

Не брать больше чем необходимо.

Не обижать зверей. (Охотники не должны оставлять подранков.)

Считается что леший любит когда ему приносят угощения, причём такие, которых не найдёшь в лесу: пряники, конфеты, домашнюю выпечку, кашу.  На Пасхальной неделе ему можно принести крашеных яичек и кусок кулича. Он хоть и представитель нечистой силы, но, что называется "обрусевший" и такое внимание ему приятно.

В народном календаре выделены несколько дат, связанных с лесным хозяином.

6 июля, канун дня Ивана Купалы - в этот день леший бывает видим и с ним можно заключить договор. Чем и пользуются промысловики, охотники и пастухи, кто умеет, разумеется.

7 июля - леший видим в лесу и возле водоёмов. 

2 августа (Ильин день) - праздник леших. В народе верили что в этот день "открываются" волчьи норы, а звери и гады "бродят на свободе". Я помню что наши деревенские тоже не советовали ходить в лес или на озёра "на Илью", считали это опасным.

4 сентября (Агафон Агуменник) - лешие озоруют, приходят в деревни, раскидывают снопы, безобразничают по-всякому. Хозяева (деревенские мужики) всю ночь сторожат своё добро. Лучшим оружием против озорующего лешего считается кочерга. Видимо потому что она сделана из металла и имеет связь с домашним очагом. Боится леший так же и лутошки (очищенной от коры липовой палки) или рябиновой палки.

27 сентября (Воздвижение) - самый большой праздник, сбор всех зверей, змей и леших. Гулянье, игра в карты. Лешие проигрывают друг другу лесные угодья, зверей и птиц. После праздника лешие "уходят на покой" - отправляются спать под землю. В некоторых местностях верят, что лешие в спячку не впадают, а хозяйничают в лесу круглый год.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1arvqflpkmlhc6nelog0t19r17.gif
(Русский лубок)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1arvqvdsh5qa6vq13ic16eai5e7.jpg
(современная скульптура)

(Автор выражает благодарность Жуковой Г.И. за помощь в оформлении этой статьи.)

Sapere aude

21

Re: Язычество на Руси

Водяной

В представлении многих современных горожан домовой, леший, полевик, банник, водяной - это такие добрые славянские божки, которые только и ждут случая чтоб помочь людям. 
Совсем не так смотрели на этих персонажей жители деревни ещё в начале 20-го века. Многочисленные былички, записи собирателей фольклора и работы этнографов говорят о том, что эти персонажи олицетворяли собой те опасности что подстерегали людей в лесу, в поле, в бане и т.д.
Таким образом, можно сказать, что водяной это персонификация опасностей которые подстерегают  людей у водоёмов. И, само собой, больше всего сведений о водяных собрано в местностях где эти водоёмы присутствуют, где есть реки и озёра. Например, В. Даль, собирая сведения для своего "Словаря", на вопрос о водяном услышал от крестьян, что "може и есть где водяные, да бог весть где". Видимо в тех краях не было рек и озёр представляющих опасность для жизни. Хотя это смотря как посмотреть. Утонуть, как говорится, можно и в луже. И, разумеется, несчастные случаи на воде случаются всегда и везде. Для того чтобы свести эти случаи к минимуму, крестьяне приносили водяному жертву. Большинство этнографов сходится во мнении, что изначально это была человеческая жертва. Отголосками этого служит обычай наряжать соломенное чучело в одежду и пускать вплавь на дырявой лодке. Кроме этого водяному жертвуют т.н. "первины", например, рыбаки выбрасывают обратно в воду первый улов. Накануне 19 августа (праздник Преображения, он же - Яблочный Спас) пчеловоды топят ночью первый рой, жертвуют первые соты, первый мёд.
Да, как ни странно, пчеловоды почитают водяного особо. Есть поверье, что самые первые пчёлы отроились от коня, который вышел из воды. В память об этом, весной, когда вскрываются водоёмы, крестьяне всем миром покупали коня, намазывали ему голову мёдом и топили, одев на шею мельничный жернов. Конь должен быть, предпочтительно, чёрным. Водяной любит чёрный цвет (в отличии от домового, который любит красный). Мельничный жернов тут тоже не просто так. Мельников, почти повсеместно, считали колдунами. Крестьянам казалась необычной способность договориться с водяным, усмирить водную стихии и поставить её себе на службу, т.е. заставить крутить мельничное колесо.
Поэтому мельников опасались, как людей бывших на короткой ноге с нечистой силой. Считалось что мельник, заключая договор с водяным, обещает ему (опять же) первину - первый мешок муки, первый хлеб из этой муки, а иногда и первого кто войдёт на мельницу. В этом случае водяного могли слегка обмануть пустив первым в построенную мельницу какое-нибудь животное. В некоторых местностях ходили упорные слухи, что мельники сталкивают под колесо случайных прохожих, бросают туда отбившийся от стада скот.
Со временем нравы смягчились (да и полиция не дремала) и жертвы стали попроще, целое животное заменяли его головой или даже черепом.

Все эти приёмы, жертвы и подношения предназначены для того чтоб умилостивить водяного, договориться с ним, заручиться его поддержкой. Любая стихия непредсказуема, водяной, олицетворяющий в сознании людей стихию воды, казался им таким же непредсказуемым и опасным. Как и другие персонажи русской мифологии, он оборотень. Может появиться в деревне в виде бородатого мужика, зайти в кабак и потребовать выпивку. Одежда его всегда мокрая, иногда даже по ней стекают струйки воды. Но если на улице дождь, то это не вызовет удивления. Вероятно поэтому его чаще всего в образе человека видят в дождливую погоду. На реке или на озере водяной катается на больших рыбах, его любимая "лошадь" - сом. В некоторых местностях из-за таких поверий не ловят сомов, а если поймают случайно, то тут же отпускают обратно, с извинениями. Да и сам водяной любит иногда обернуться сомом или щукой и резвиться в таком облике или отдыхать в водорослях. Пошутить иногда он тоже любит, но шутки его могут напугать человека до смерти. Любит он прикинуться утопленником, а когда его вытащат на берег или в лодку, вдруг "оживает" и с хохотом ныряет обратно в воду. 
На Руси смерть утопленника считалась "нечистой", верили что его душу водяной берёт себе в услужение. До тех пор пока утопленник не найдёт себе замену, то есть сам не утопит кого-нибудь. А после этого он сам становится уже не просто утопленником, а водяным. Женщины-утопленницы становятся русалками.

Подарки водяному приносят на Николин день (19 декабря и 22 мая). В день Никиты-гусятника (28 сентября) жертвуют гуся без головы. 

Ну, и поскольку номер у нас предновогодний, а за Новым годом идут Святки, то нельзя не рассказать и об обычае узнать будущее с помощью водяного. Для этого надо пойти к проруби, сесть на коровью или конскую шкуру, очертить свечным огарком круг и ждать, когда из проруби выйдут водяные, подхватят шкуру и начнут носить по воздуху, показывая человеку его будущее.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1asv3rctngqa16tp1n1gpvtdc59.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1asv42lrc13d2pc1iei8pp1ur27.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1asv4173a11p5vir1o1p147vpga7.jpg

Sapere aude

22

Re: Язычество на Руси

Коровья Смерть

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1b9ggrspaali1mti14401j5mqk37.jpg

Сейчас можно с уверенностью сказать, что Коровья Смерть - это персонификация болезней, которые вызывают эпидемию и массовый падёж крупного рогатого скота.  Крестьяне считали что Коровья Смерть никогда не приходит сама, её в деревню "завозят" или "заносят". Интересное наблюдение для людей слыхом не слыхавших про вирусы и бактерии. Из этого наблюдения был сделан совершенно логичный вывод: раз завезли, значит можно и вывезти, то есть изгнать. Методы изгнания в разных местностях были примерно одинаковы. Занимались этим в основном женщины и девушки, очень редки случаи, когда в обряде принимали участие мужчины. Наоборот, им полагалось сидеть по домам и носа не высовывать. Вполне возможно что это требование было продиктовано не какими-то особыми магическими соображениями, а простой женской стыдливостью: обряд проводили раздевшись донага или в одних рубашках, с распущенными волосами. А мы ведь помним, что раньше для замужней женщины считалось крайне неприличным появиться на людях простоволосой, а девушки заплетали косу.
Смысл обряда сводился к трём вещам:
1. Изгнать Коровью Смерть.
2. Преградить ей путь в селение.
3. Не допустить болезни тех животных, которые ещё не больны.

С целью изгнания и преграждения пути проводили обряд опахивания. Строго говоря, изгоняли поднимая шум: женщины кричали, били в сковородки и печные заслонки, иногда даже стреляли из ружей. Ну, и само собой, читались заговоры или молитвы, иногда и заговоры и молитвы.  А преграждали путь проводя сохой, в которую впрягались девушки, борозду вокруг деревни. При этом следили, чтоб земля откидывалась сохой в сторону от деревни, а не к ней. Всякое живое существо, попавшее на пути этой процессии, считалось Коровьей Смертью и безжалостно избивалось, иногда до смерти. Неважно кто это был: собака, кошка или человек. Кульминацией обряда было закапывание живьём, заранее приготовленных, кошки или петуха, иногда и кошки и петуха. Большинство наших современников сочли бы это жестокостью, но надо понимать, что корова в деревенском хозяйстве - это молоко и всё что делают из него, это приплод, значит мясо, сытная жизнь, да и просто жизнь. А жизнь своей семьи всегда важнее чем жизнь случайного прохожего. Некоторые исследователи считают что изначально такое убийство было жертвоприношением, это уже в более позднее время случайного встречного стали отождествлять с Коровьей Смертью.
Ну, и наконец, изгнав Коровью Смерть и преградив ей путь обратно, требовалось позаботиться о самих коровах. Их прогоняли мимо "очистительного огня", добытого трением, окуривали дымом от сжигания растений, которые в наше время называют бактерицидными. Что, в общем-то, разумно.
Я застала времена, когда в каждом деревенском дворе была корова, а то и две. Но времена веры в Коровью Смерть уже прошли. За что нам следует благодарить прогресс и ветеринаров.

 https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1b9ggustmf0e9pg9bv1enuk3e7.jpg

(Г.Г.Мясоедов "Опахивание")

Sapere aude

23

Re: Язычество на Руси

Лихорадки

Для народного сознания лихорадка это не только болезнь, но и антропоморфная персонификация болезней, сопровождающихся определёнными симптомами, такими как кашель, озноб или, наоборот, жар, водянка и т.д.
Лихорадок может быть семь, девять, двенадцать, сорок, семьдесят семь и даже девяносто девять. Наиболее часто встречается число двенадцать и наиболее распространённая версия: лихорадки - это дочери царя Ирода (девы Ирода, дщери Иродовы, так их ещё называют). Что-то они не поделили с Иоанном Крестителем и он их проклял, наложил на них остроумное проклятие: они должны мучиться в Аду, а по-весне выходить и мучить других людей. Не все в это верили, некоторые считали что лихорадки  весной "срываются с цепей" сами, а не по слову Предтечи. 
Особо продвинутые представители народа связывали число двенадцать с двенадцатью астральными духами или духами знаков Зодиака и их проекцией на тело человека, что, лично мне, представляется несколько притянутым за уши. 
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1bdmtu5cl1ogpc461cpj3nc1vqp7.jpg

Народная молва (и записки этнографов) сохранили для нас различные варианты имён лихорадок. Каждое имя говоряще, это один из основных симптомов болезни. Ледея, Знобея - "знобит род человеческий". Огнея - основной симптом жар. Гнетея, Пухлея, Глухея, Кашлея и т.п.  - с этими именами всё ясно без пояснений. Но самая старшая и самая страшная сестра-лихорадка, это Невея. От неё нет исцеления, сводит она "в Мать-Сыру-Землю".
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1bcn46inods2bdjs901bdm1hj07.jpg

Вообще, слово "лихорадка" крестьяне произносит боялись из страха "накликать". И, вместе с тем, они опасались болезнь обидеть, оскорбить. Поэтому говоря о ней, использовали слова "матушка", "тётушка", "кума", "кумоха", "кумаха". В народном календаре есть день Тарасия Кумошника. Приходится он на 10 марта (нов.ст.), с этого дна действует запрет спать днём. Считалось, что спящий в это время наиболее уязвим для болезни. Хотя, вполне возможно, запрет этот придуман для лентяев, любящих вздремнуть после обеда. Ладно зимой, когда крестьянину особо делать нечего. Но с началом весны надо готовиться к посевной и спать некогда. 
Отметим ещё один день народного календаря, связанный с лихорадками. Это 15 января (нов. ст.) -Сильвестров день. В этот день лихорадку изгоняли. Если точнее - не позволяли ей войти. Крестьяне верили, что в этот день даже в Аду, где томятся лихорадки, холодно и несчастные "дщери Иродовы" ищут пристанища в домах. И тут важно не пустить их, а то потом натерпишься от этих сестричек. 
На утренней заре заговорённой водой обмывали притолку у дверей и вытирали новым полотенцем. Таким образом для лихорадок загораживают вход. Весьма действенным средством считался чертополох, вода с четверговой солью и т.н. "земляной уголь", выкопанный из под корней чернобыльника.
Ну, а если кому-то не повезло и лихорадка к нему привязалась, то, помимо чисто лечебных манипуляций следовало заказать молебен мученице Фотинье, а тропарь переписать и носить на шее, возле креста.
Так же помощь в борьбе с этими зловредными девами мог оказать и один из сорока мучеников Севастийских - святой Сисиний. На некоторых иконах можно видеть как по молитве святого Сисиния, Архангел Михаил, по воле Господа, поражает лихорадок.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1bcn4f0ff8j6ljham51iuekc7.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1bcn3hffv1apbdv76b1rolke97.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1bcn3ivg41420hqud2h1jrb1p9fl.jpg

Ну, а 12 мая, в день Девяти мучеников, молятся от девяти напастей: чтоб не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не слепило, не оглушало, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.
Строго говоря, это не молитва, а заговор, который мы и приводим в завершении нашей статьи о лихорадках.


Девять святых мучеников
Феогнид, Руф, Антипатр,
Феостих, Артем, Магн,
Феодот, Фавмасий и Филимон,
исцелите раба Божия (...)
от девяти недуг,
от девяти напастей,
чтоб его не ломало,
не томило,
не жгло, не знобило,
не трясло, 
не вязало,не слепило,
с ног не валило,
в Мать Сыру Землю не сводило.
Слово мое крепко
Крепче железа.
Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест.
Заперто мое слово на 77 замков,
замки запечатаны,
ключи в Окиан-море брошены,
Кит-рыбой проглочены.
Аминь.

Sapere aude

24

Re: Язычество на Руси

Jaine пишет:

Русалки
В это время их можно встретить везде, они даже подходят к жилищу людей, записаны рассказы и былички о встречах с русалками в банях, в овинах, на нивах и сенокосах.

Хочу дополнить. Недавно встретил материал о том, как представляются русалки на Полесье. В этнографии считается, что Полесье, как регион, более архаичен (в связи с ландшафтными особенностями - непроходимые чащи, болота). Границы между демонологическими персонажами здесь размытые. Но потустороннюю силу разделяют на тех, кто раньше был людьми (заложные покойники) и на прочих локальных духов (черти, нечисть).
В статье Владимира Галайчука "Демонологические представления населения среднего Полесья о русалках" написано: "... русалок считают или невидимками, или тенями людей, которые видны только издалека". Один из респондентов так объяснил этнографу: "Тєнь така. Прóста людина, ну побачиш только [ві]ддаля єє, а якшо ближче пудходить – вони скриваюця".
Это немного напоминает городскую легенду о людях-тенях, то есть о силуэтах, которые иногда люди видят периферийным зрением.

25

Re: Язычество на Руси

  М...М пишет:

...  "... русалок считают или невидимками, или тенями людей, которые видны только издалека". Один из респондентов так объяснил этнографу: "Тєнь така. Прóста людина, ну побачиш только [ві]ддаля єє, а якшо ближче пудходить – вони скриваюця".
Это немного напоминает городскую легенду о людях-тенях, то есть о силуэтах, которые иногда люди видят периферийным зрением.

То есть, не только женского пола?

Sapere aude