1

Тема: Заговорная практика

Скопировал некоторые свои соображения с другого форума. 

Определимся с терминологией:
За́гово́р (нагово́р, заклятие, примолвка) — народно-поэтическая заклинательная словесная формула, которой приписывается магическая сила. Возникший из языческих молитв и заклинаний, заговор основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нём божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении присутствующих; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. (Вики)

Заклинание — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — заговоров, благопожеланий, обрядовых песен (например, колядок) и др. (Толстая С. М. Заклинание // Славянские древности.)

Эти народные жанры творчества не раз были объектами исследований специалистов разных направлений - филологов, этнографов, историков. Изучалась и струтура этих жанров и то каким голосом они должны произноситься и т.п. Но хотелось бы поговорить о собственном опыте людей, которые используют их на практике.

Начнем с того, что разные люди по-разному трактуют структуру заговора, а именно "ключ" и "замок". Даже так вот:


Закрепление заговора или «ключ». Пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа…» или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки…», «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»

Еще интересный вопрос, по поводу энергетики слов в заговоре, а конкретно в замке. Частенько в замке заключительное слово имеет закрытый последний слог и смычную согласную.

В заговорах наряду со святыми (Богородица, Иисус Христос, библейские личности, угодники, мученики) помогают символические персонажи и языческие образы. А именно обращаються к:

Дщерям Иродовым в целях избавления или наведения недуга;

Царю морскому (водяному, ледяному);

Красной зореньке (Венера), Солнцу-батюшке (красно солнышко), Луне-матушке;

Птицы железные носы — для вредоносных заговоров (но я еще встречал и в любовном заговоре);

Мать — Сыра Земля;

Домовой (его величают дедушкой или батюшкой). (Википедия)

Тоже самое и в украинских заговорах: Сонечко яснеє, Місяць-місяченько, Зорі-зоряниці (Зоря досвітняя, Зоря вечірняя), Огнений бугало (встречал версии, что это может быть персонификация кометы или молнии, сам склоняюсь к мысли, что скорее молния), Змія-цариця.

2

Re: Заговорная практика

Как оказалось, не только мне приходят в голову такие необычные мысли. :cool:

3

Re: Заговорная практика

Бондаренко В.В. - доцент современного украинского языка Института филологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко даже статью написала "Речевые способы ритмизации украинских народных лечебных заговоров".

4 (12.12.2014 19:43:51 отредактировано М...М)

Re: Заговорная практика

Мало того, были даже сделаны интонограммы (графическое отображение звучания) заговоров на компьютерной программе. 

Вот, например, интонограммы женщины-заклинательницы, которая занимается целительством

 https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/2000/1822/thumb/p198t6dhora641ovg1qd91ok8qi75.jpg
(Рис. 1 б. Заговор от сглаза (от дурного глаза)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/2000/1822/thumb/p198t6dhor1rh21r79ops1fim4gk6.jpg
(Рис. 1 а. Заговор от колик (от болей в животе, надрывание живота)

5

Re: Заговорная практика

А вот инотонограмма двух женщин, которые просто читали с листочка заговор, причем на ходу пытались разобрать не совсем четкий почерк. Целительством занималась их мать, заговоры достались от нее. 

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/2000/1822/thumb/p198t73bbbnt1qjk148rbkn5jb1.jpg

6

Re: Заговорная практика

Вот, что она еще заметила и проанализировала. В заговорах важную роль играют ассонансы, алитерации, внутренние рифмы
ассонансы: [а] – Помагаєш ти, вода явленая, очищаєш ти, вода явленая…;
[о], [е] – Золотниче, золотниче, добрий чоловіче!; Водичкоорданичко!;
алитерации: [бр], [пр] – Добридень, пропасниці!;
[с], [с′] – Єсть вас сімдесят сім, а я принесла вам снідання всім!;
[ш], [ч] – Бешиха бешишище колюча, шпигуча, пекуча, сверблюча, нудюча…;
[м], [н] – Ти, місяцю Адаме, молодик! Питай ти мертвих і живих: у мертвого зуби не болять? – У мертвого зуби ніколи не болять: кості задубіли, губи заніміли, ніколи не будуть боліть

7

Re: Заговорная практика

    М...М пишет:

разные люди по-разному трактуют структуру заговора, а именно "ключ" и "замок". Даже так вот:

Закрепление заговора или «ключ». Пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа…» или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки…», «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»

Я называю это замком. Иногда говорят "закрепка".
Не могу понять почему вдруг это "ключ".  *SCRATCH_ONE-S_HEAD*

Sapere aude

8

Re: Заговорная практика

Jaine пишет:
   М...М пишет:

разные люди по-разному трактуют структуру заговора, а именно "ключ" и "замок". Даже так вот:





Закрепление заговора или «ключ». Пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа…» или «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки…», «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»

Я называю это замком. Иногда говорят "закрепка".
Не могу понять почему вдруг это "ключ".  *SCRATCH_ONE-S_HEAD*

Это цитата из статьи в Википедии, но там это тоже вроде как цитата. Ключом, как мне объясняли на примере, называют действие, к которому привязывается заговор и которое служит "стартом". Быть может раньше заговоры обязательно сопровождались обрядовыми действиями и вероятно поэтому так считают. Не буду утверждать - не знаю.

9 (19.07.2016 19:39:00 отредактировано М...М)

Re: Заговорная практика

Независимо от меня, не побоюсь этого слова,  :lol:  рассматривал композицию заклинаний и П. Данн (филолог по образованию, практикует магию). Хочется процитировать несколько его высказываний о формулах композиции заклинания:

Я есть Х. В данном случае Х – это нечто, что вы видите или представляете. Не старайтесь сделать формулу слишком глубокомысленной – просто следуйте логике метафоры. Можете варьировать время: «Я был Х», «Я буду Х» – это помогает.
Я вижу тебя, богиня, в Х. Х – это снова то, что вы видите или представляете. Через некоторое время попробуйте включить в формулу имена людей, до которых вам, в сущности, нет дела. Возможно, вам удастся пробудить в себе сопереживание врагам. Можете заменить «богиню» каким-то конкретным божеством и использовать это для инвокации или медитации на качества этого божества.
Х, ты не Х, ты Y. Это формула была весьма распространенной в греческой магии – об этом, в частности, свидетельствует текст Лейденского папируса. Она часто использовалась для освящения куклы или другого предмета, имеющего магическое предназначение. Формулировка часто была такой: «Кукла, ты не воск, ты мой любимый имярек». Эта формула удобна для симпатической магии, в которой вы делаете с неким символическим объектом то, что, как вам бы хотелось, должно произойти с символизируемым объектом.
… тот, кто… Удобная конструкция для инвокаций, может предварять любое утверждение. Ритм повторения может погрузить вас в транс, пока вы перечисляете характерные признаки существа или пересказываете мифы. «Я обращаюсь к тебе, Аполлон, тот, кто убил Пифона и был очищен, кто обменял скот на лиру, кто убил убийцу людей Ахиллеса, кто…»
… и… Это краткое слово часто недооценивают, но повторение союзов типа и, но, или (П. Данн писал на английском, в славянских языках вероятно учитываются и такие сюзы в (у), на, не и т.д.) является важной чертой импровизационной устной поэзии. Именно сочинительная, а не подчинительная связь является характерной чертой синтаксиса устной речи вообще. Благодаря ей (использованию соединительных союзов и, но, или) мы можем не беспокоиться о логических взаимоотношениях между идеями, а просто беспорядочно «вываливать» их так, чтобы они переполняли наше сознание и отзывались в подсознании.

10

Re: Заговорная практика

    М...М пишет:

Х, ты не Х, ты Y. Это формула была весьма распространенной в греческой магии – об этом, в частности, свидетельствует текст Лейденского папируса. Она часто использовалась для освящения куклы или другого предмета, имеющего магическое предназначение. Формулировка часто была такой: «Кукла, ты не воск, ты мой любимый имярек». Эта формула удобна для симпатической магии, в которой вы делаете с неким символическим объектом то, что, как вам бы хотелось, должно произойти с символизируемым объектом.

С распространением христианства куклу стали "крестить".

Sapere aude

11 (20.02.2015 08:52:19 отредактировано М...М)

Re: Заговорная практика

В Интернете можно встретить мнение, что заговоров с обращением к мертвым раньше не было и появились они сравнительно не давно... Но это не так. ;-) В сборнике заговоров XVII века из Олонецкой губернии упомянуты 5 заговоров, которые направлены повлиять на другого человека не положительно. Это заговоры от супостатов и чтобы извести врагов. Часть обращена к святым. Один из них на противника в кулачном бою - обрядовая часть требует раздобыть камень с могилы: "коль есть сему мертвецу тяжело от земли и от камени, столь тяжело было бы (моему супостатаю)". 

Обращаются в заговорах к неупокоенным мертвецам. Раньше список тех, над кем не служили церковную службу, был повнушительнее чем сейчас, в народе их считали злыми духами. В одном из заговоров есть обращение к целому сонму заложных покойников - умерших, убитых, усопших, "с дерева падших", "заблудящих" и т.д. с просьбой навредить врагу. 

Если необходимо навредить, то обращаются к чужим умершим. Если необходима польза, то обращаются к своим покойным. ("Роду" как некоторые сказали бы). Что понятно, согласно преданиям заложные покойники вредят людям, даже своим родственникам. 

Например, свадебный оберег (тоже из упомянутого списка заговоров). "Станьте вы мои деды и бабы, и князя новобрачного постерегите и поберегите..." Читается дома в отличие от вредоносных заговоров.

12

Re: Заговорная практика

  М...М пишет:

В сборнике заговоров XVII века из Олонецкой губернии упомянуты 5 заговоров, .

Они не приведены полностью? Было бы интересно.

Sapere aude

13

Re: Заговорная практика

Есть научный труд Топоркова, посвящен этому олонецкому списку. Посмотрите на странице 93 (заговор № 5) и на последующих (заговоры № 34, 87, 104) http://verbalcharms.ru/books/Toporkov1.pdf

14

Re: Заговорная практика

 М...М пишет:

В Интернете можно встретить мнение, что заговоров с обращением к мертвым раньше не было и появились они сравнительно не давно... Но это не так. 

О свинцовых табличках из некрополей Древнего Рима мы уже говорили.
Недавно наткнулась на такое описание порчи (17 в.): "... ходила Овдошка ночью на погост, имала с могилы землю и ту землю с приговором давала пить изменнику."

Sapere aude