1 11.03.2019 20:33:18 (03.06.2019 20:14:07 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Уровни души по Каббале.
1. Нефеш.
Низший уровень. Прочно связан с материальным телом. Это уровень инстинктов и желаний, связанных с физиологией - влечение к пище и сексу.
Обитель в теле - живот, печень и ниже.
Соотносится со сфирой Малхут.
Буква - Гей.
2. Руах.
Средний уровень. На нём находятся эмоции и желания, связанные с отношениями в среде людей - любовь, ненависть, гордость, гнев ...
Обитель в теле - грудь, сердце.
Соотносится со сфирой Тифарет.
Буква - Вав.
3. Нешама.
Высший уровень. Способности разума и желания, связанные с постижением реальности.
Обитель в теле - голова, мозг.
Соотносится со сфирой Бина.
Буква - Гей.
Далее идут наивысшие уровни, над головой.
4. Хая.
Воля, как стремление к самореализации и творческие способности.
Обитель - над головой и вокруг тела.
Соотносится со сфирой Хохма.
Буква - Йод.
5. Ехида.
Самый высокий уровень. На нём находится воля, как сила, позволяющая раскрыть единство с Богом и пребывать в нём.
Обитель - над головой и вокруг тела.
Сфира - Кетер.
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Нешама первой покидает тело, даже раньше того момента, который называют сме-ть.
Перед смер-ью Руах увеличивается, поэтому человек может видеть то, что раньше было от него скрыто.
Руах в момент смер-и выходит через рот, с последним дыханием.
Нефеш ещё остаётся с телом.
Немедленно по отделении Руах Мазикимы овладевают трупом (согласно Лориа, они нагромождаются над ним до высоты 15 локтей). И Нефеш удаляется, но находится рядом с останками до их полного разложения.
В Каббале это начало носит название "дух костей" или "дыхание костей".
Тело, как материальная форма, принадлежит миру Асия. Дух костей остаётся рядом с телом, в могиле, составляя Абал де Гармин.
Покой таких спящих может быть нарушен. Но нарушать его искусственно запрещено.
4 03.06.2019 19:55:55 (15.06.2019 13:22:24 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Во времена дореволюционные кладбищами заведовала Церковь. Пока вдруг какого-то царского министра или даже самого царя-батюшку не торкнуло: а чего-это только они денежки гребут? Давайте-ка организуем кладбища казённые, чтоб деньги за погребение усопших не в церковную кубышку шли, а прямиком в царскую казну. Сказано - сделано. Присмотрели пустующий участочек возле станции Обухово (Николаевская ж/д) и распорядились: справа будет православное кладбище (Преображенское, ныне кл. Памяти жертв 9 января), а слева участки для иноверцев. И в 1873 году еврейская община заключила договор с Городским управлением. В детали вдаваться не будем, скажем только что должны были быть соблюдены некоторые традиции: прочная ограда вокруг кладбища и сооружение вблизи ворот здания для омовения и отпевания, в просторечии - дом омовения. Который иногда называют синагогой.
Первый такой дом был деревянным двухэтажным.
Сейчас дом омовения выглядит так. Идут реставрационные работы.
Что касается ограды, то от тех давних времён сохранились только ворота. После известных октябрьских событий сама ограда успела побывать и фанерной и бетонной. Сейчас выглядит так:
В 1958 году Иосиф Бродский написал стихотворение
Еврейское кладбище
Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.
Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.
Может, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зерна.
И навек засыпали.
А потом — их землей засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от голода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.
Ничего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Еврейское кладбище было открыто 16 февраля 1875 года. И это было торжественное открытие, присутствовало много народа. Даже выпустили, как сейчас бы назвали "Памятку" на русском языке и на иврите, называлось это "Порядок молитвы ...". Интересующиеся без труда найдут текст в интернете.
Первое погребение состоялось 2 марта, это было двойное захоронение. Иудейская традиция запрещает обрекать душу на одиночество.
Могила сохранилась. Стела в форме скрижалей
Надпись:
"Берка Бурак, Мошка Фрисна. Лаборатористы Охтенского порохового завода 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года".
Теперь вы знаете как выглядит стела в форме скрижалей. Это традиционная форма надгробия на еврейском кладбище. Но самая-самая традиционная это всё же стела с закруглённым верхом. Без всяких прибамбахов, только с надписью.
6 03.06.2019 22:46:28 (04.06.2019 12:25:32 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Но не будем забывать, что Питер был столицей, и если уж евреи жили (и умирали) в столице, то евреи это были не простые. Те кто попроще сидели в "черте оседлости", там же умирали и там же их и хоронили. Вот там, действительно, можно найти и традиции и следование им. Здесь же сплошь и рядом отступление от традиций и выпендрёж. Начать с того, что кладбище делилось на разряды (несмотря на то, что перед смер.ью все равны). Самые помпезные надгробия можно увидеть рядом с домом омовения.
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
В 1909-м году был открыт памятник М.М.Антокольскому со скульптурным портретом покойного на смертном одре. Скульптура не сохранилась. Но вы без труда увидите где она была.
Кроме такого отступления от традиций на памятнике много изображений традиционных: менора, свиток Торы, Моген-Довид, скрижали, надписи на иврите.
9 04.06.2019 13:00:49 (15.06.2019 13:27:22 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
И ещё о традициях.
Вспомним стихотворение Александра Городницкого:
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни - осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки - часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традиции этой,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.
Никаких не скажу над могилой родительской слов я, -
Принесенные камни у их положу изголовья.
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом.
Принесите мне камушки тоже - неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.
Мне тоже объясняли. Говорили, что Тора запрещает перенимать чужие обычаи. А цветы на могилах, это, как раз-таки, обычай чужой. Но в наши дни всё настолько перемешалось, что цветы и приносят и сажают на могилах. Уже в начале 20-го века при кладбище были парник и оранжерея, в которых цветы для этих целей и выращивали.
У нас на форуме в разделе "Огромный мир" есть тема о Франции. Там можно увидеть фотографию, которая иллюстрирует обратный случай - камни на могиле католического кладбища.
11 04.06.2019 13:25:24 (06.06.2019 20:46:06 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Ещё один интересный обычай: делать надгробие в виде животного, чьё имя носит усопший.
Надгробие на могиле Льва Моносзона представляет собой стилизованную фигуру льва.
А этих львов вы уже видели в самом начале темы. Там фотография, сделанная в 2013-м году. С тех пор львы ещё больше обросли мхом.
Сведения из интернета (нуждаются в проверке)
имя Лейб — изображается лев
имя Гирш — олень
Бер — медведь
Фишл — рыба
Фейгл — птица
Иона - голубь
12 04.06.2019 19:29:42 (15.06.2019 13:29:29 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Внимательный исследователь сразу заметит, что не только на еврейском кладбище встречаются надгробия характерные для кладбищ христианских, но и наоборот. Надгробия в виде свитка Торы или Древо Плача можно увидеть на любом кладбище. Идёт такое вот заимствование, взаимопроникновение культур. И вот по этому поводу есть два мнения:
1. Заимствуют идею.
2. Заимствуют надгробия.
Версия о заимствовании надгробий родилась не на пустом месте. Вот я тоже позаимствовала ( ) на одном ресурсе фотографию, которая эту версию иллюстрирует.
Автор утверждает, что данное надгробие не что иное как православный крест со спиленной перекладиной, части которой тоже пошли в дело. Вы их можете заметить внизу.
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Только не надо думать, что коварные евреи под покровом ночи тащили надгробия с христианских кладбищ, чтоб установить их на могилах своих родственников. Если подобное и случалось, то вполне законно, с разрешения и одобрения вышестоящих. Вспомним историю с надгробной плитой для кенотафа М.Цветаевой.
Ещё был интересный случай с надгробием для могилы М.Булгакова (автора "Мастера и Маргариты", ежели кто забыл).
Вот что рассказывала вдова писателя: "Однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то гранитную глыбу. Директор мастерской объяснил, что это — Голгофа с могилы Гоголя.
По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя".
Каким же образом Голгофа (форма надгробия) с могилы Гоголя оказалась бесхозно брошенной в мастерской? Всё просто. Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря. Когда монастырь закрыли, могила Гоголя была вскрыта, прах перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище и надгробие установлено другое.
Кстати. Если сравнить эти надгробия (Гоголя и Булгакова), то создаётся впечатление, что или над камнем хорошо поработали или это, вообще, не тот камень.
Это я всё к чему? К тому, что надгробия, убранные с могил по каким-либо причинам, вполне могли храниться в мастерских и заказчик мог выбирать из уже готовенького.
17 09.06.2019 18:25:43 (15.06.2019 18:11:16 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
На Еврейском кладбище есть и надгробие без каких-либо надписей. Оно такое одно. То была воля покойного. Люди до сих пор спорят: что это? смирение или гордыня?
Несмотря на отсутствие надписи захоронение не является анонимным. Здесь покоится Давид Горациевич Гинцбург. Согласно его воле похороны проходили в соответствии с еврейскими традициями, кстати, не в первом разряде. Деление на разряды уже отступление от традиций, поскольку перед сме-тью все равны. Не было возложения венков и цветов, но был открыт подписной лист на благотворительные цели ибо к традиционным поминальным дарам относятся лишь пожертвования на синагогу, школу или просто нуждающимся.
18 14.06.2019 11:18:38 (15.06.2019 18:14:50 отредактировано Jaine)
Re: Кладбища Санкт-Петербурга. Еврейское.
Древо Плача (дерево с обрубленными ветвями).
Наверное, это самый загадочный вид надгробия. Про него ходят две байки:
1. Это масонское захоронение.
2. Человек погребённый под таким надгробием - последний в своём роду, после него не осталось наследников.
Люди, утверждающие подобное, не приводят никаких аргументов в защиту своих версий, не приводят они и ссылок на источники откуда почерпнули эти сведения.
Я же сошлюсь на статью Лукина В.М., в которой он называет Древо Плача традиционным изображением на еврейских надгробиях. В более поздний период изображения претворились в такие вот пластические формы.