1 (20.05.2021 11:49:05 отредактировано Jaine)

Тема: Пасха

Христианскую Пасху начали отмечать с первых лет христианства, со времени Воскресения Христа, когда апостолы заповедовали отмечать это радостное событие всем верующим. Но поначалу верующие не особо разобрались в какой день Пасху отмечать. Потому что изначально это был иудейский праздник, установленный в честь избавления еврейского народа от египетского плена. Но Первый Вселенский Собор (325 г.) всё разъяснил: Пасху следует праздновать в первое воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием, при этом христианская Пасха всегда должна отмечаться после иудейской. Но народ опять не очень понял с какого часа наступает то самое Светлое Воскресенье, когда именно надо прекращать пост и начинать радоваться. В этот вопрос внёс ясность Шестой Вселенский Собор (630 г.): Прекращать пост и начинать празднование Пасхи следует в середине ночи со Страстной субботы на Великое воскресенье.
На Руси массово праздновать Пасху начали после того как князь Владимир официально объявил православие государственной религией.  Люди полюбили этот светлый праздник, называли его "Праздник праздников", "Велик день". Причём этим "Великим днём" считалась вся пасхальная неделя.
Меня даже немного удивило, когда новые власти России установили т.н. "Рождественские каникулы" и совершенно обошли вниманием Пасху.
В церквях в течение всей Пасхальной недели царские врата , северные и южные двери в алтаре не закрываются. Это символизирует то, что Господь Своим воскресением открыл верующим врата Царства Божия. Наши люди, как всегда поняли это немного буквально. Верили, что умерший на Пасхальной неделе сразу попадает на Небеса, без всяких воздушных мытарств. А родившемуся в это время обеспечено небесное покровительство и счастливая жизнь.
С Пасхой связаны различные народные легенды. Например, верили в то что Христос и апостолы от Пасхи до Вознесения ходят по земле в нищенском одеянии, испытывают людей на доброту и милосердие. Передавали друг другу рассказы о встречах с ними и о последствиях таких встреч.
Как готовились к Пасхе.
Прежде всего это, конечно, Великий пост. В наше время многие пытаются держать его самостоятельно даже не будучи воцерковленными, просто, как говорится, "для здоровья". На самом деле ничего здорового здесь нет. Об этом писали ещё в царские времена. В последнюю (Страстную) неделю поста в домах делали тщательную уборку и украшали дом как могли. Уборкой занимались обычно с понедельника по четверг. Четверг на Страстной неделе называли Чистым. Говорили: "В Чистый четверг даже ворона своих воронят в луже моет". Это был не только день уборки, но и день всеобщей чистоты, мыли детей, мылись сами. В некоторых местностях уже в четверг красили яйца и забивали птицу, свиней и скот, предназначенных для праздничного стола. Начинали готовить праздничные кушанья. Это обязательно крашеные яйца, кулич и пасха.
В Страстную пятницу зажиточные крестьяне делились продуктами с более бедными соседями и родственниками, давали им молоко, творог, яйца, иногда даже мясо. Такая, своего рода, как бы сейчас сказали, гуманитарная помощь.
Удивительно, но в Советское время Пасху тоже праздновали. Вот я сейчас даже задумалась: а как про неё узнавали? Праздник переходящий, интернета не было, церковные календари на каждом углу не продавались. Но люди всегда знали. Нам, детям, в начальной школе учительница Галина Петровна говорила: "Завтра Пасха, я знаю что дома вы будете есть крашеные яички, только, пожалуйста, не приносите их в понедельник в школу". В средней и старшей школе таких просьб не звучало, дети уже сами знали что не надо приносить, а может и не интересно уже это было. У нас дома всегда яйца красили и пекли кексы (вместо кулича), пасху не готовили, мама не умела её делать и я не научилась, хотя очень люблю это лакомство.

Sapere aude

2 (20.05.2021 11:52:19 отредактировано Jaine)

Re: Пасха

Украсив дом и приготовив праздничные блюда, в субботу несли их в церковь для освящения. Потом начиналось торжественное богослужение и крестный ход вокруг храма. В советское время Церковь была отделена от государства и публичные мероприятия считались религиозной пропагандой. Например, нельзя было устраивать крестный ход по улицам города и проводить службы на кладбище. Но в церкви и на территории  церкви никто препятствий верующим не чинил. Людей, и особенно молодёжь, которые хотели пойти в церковь просто из любопытства старались отвлеч от этой затеи разными светскими мероприятиями, устраивали танцы допоздна или поздний сеанс в кинотеатре. Когда появились телевизоры, показывали по вечерам интересные фильмы и спектакли часто антирелигиозной направленности. Например "Праздник свято Йоргена" или "Божественную комедию" Штока.
После крестного хода, ровно в полночь священник объявлял "Христос Воскресе!" И вот здесь меня опять начинают терзать сомнения. По какому времени священники определяли полночь? По астрономическому или по мирским часам? Мирские-то часы астрономической полночи не соответствуют. Вспомим хоть эксперименты с переводом стрелок на два часа вперёд.
Пропустить Пасхальную службу, утреннее богослужение и вообще нарушить традиции Пасхи  считалось большим грехом. Это грозило неудачами и неприятностями. Для того чтоб неудачи и неприятности не коснулись всех жителей деревни нарушителей традиций наказывали. Но не строго. Всего лишь обливали водой или бросали в реку, в озеро, в пруд. Некоторые исследователи видят в этом обычае отголоски древних обрядов связанных с плодородием. Но власти такие обычаи не поощьряли. В Указе Правительстующего Синода от 1 апреля 1721 года сказано: "В Российском государстве как в городах, так и в весях, происходит от невежд некоторое непотребство, а именно: во всю Светлую седмицу Пасхи, кто не бывает на утрени, такового, аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и прудах купают; и хотя простой народ делает себе будто забаву праздничную, однако от этой суетной забавы делается не токмо здравию, но и животу человеческому несчастье, ибо оным от невежд купанием в глубоких реках иногда людей потопляют или разбивают, а сонных и хмельных внезапно обливанием ума лишают".

Sapere aude

3 (03.05.2021 11:14:07 отредактировано Jaine)

Re: Пасха

Сейчас уже никто не пытается оспаривать, что у разных народов существовали весенние обряды, связанные с возрождением природы. Как это происходило на Руси в период язычества сведений очень мало, но с принятием христианства весенние народные обряды стали проводиться на Пасхальной неделе. Тут всё переплелось. И Христос воскресе, и природа оживает, и звери в лесу выходят из спячки, и нечистая сила пробуждается, и родители. Надеюсь, все помнят что родителями называли всех умерших родственников, а не только отца и мать. Первую весенню оттепель воспринимали как первый вздох родителей из могил. А поскольку на Страстной неделе повсеместно делали уборку в домах, то само собой разумелось, что надо прибраться и на могилках - домах умерших родных и друзей. Этот благочестивый обычай сохранился до наших дней, чему я сама не раз была свидетелем. Что интересно, перед крупными православными праздниками, такими как Пасха или Троица, делают уборку могил не только православные, видела и атеистов и мусульман. Видимо, это влияет среда; где люди живут, тех обычаев и придерживаются.
Что касается посещения кладбищ на Пасхальной неделе. Тут в разных местностях по-разному. Где-то ходят на Пасху, где-то на следующий день, где-то на Радоницу. Судя по сведениям из разных источников, по записям этнографов и по моим наблюдениям чаще всё-таки на Пасху. Ходят христосоваться с умершими, приносят разную снедь, поминают, оставляют угощение на могилках.
Обычай этот считается языческим, и Церковь не устаёт разъяснять своим прихожанам, что усопшим нужна молитва, а не кусок кулича и рюмка водки на могиле. Но это всё бесполезно. Оставляли, оставляют и будут оставлять.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4moe4ag1k801inkaemg7c125u7.jpg

Sapere aude

4

Re: Пасха

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4ogvhj81071pn6u8cdkk1ued7.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4ogqq0jco51n51mlt1ecq36b7.jpg

Sapere aude

5

Re: Пасха

Мы, городские жители, от природы далеки, но крестьяне раньше верили что на Пасху не только природа пробуждается, но и солнце играет. Мой отец рассказывал как они ходили на это смотреть (не только на Пасху, но и на Благовещение): "Солнце то выглянет, то спрячется. И так несколько раз". Встречала и рассказы о том как солнце "перебегает с места на место". Но сама никогда такого не наблюдала. Это ж надо встать до рассвета и выбрать место с которого удобно смотреть. На заре умывались "с злата, с серебра или с красного яйца". То есть лили воду на золотое или серебряное украшение, или на красное яйцо и стекающей с них водой умывались. Считалось что это поможет разбогатесь, сохранить молодость, красоту и здоровье.
Вот тут я опять немного задумалась. Как возможно одновременно лить воду на эти предметы и умываться? Значит надо кого-то просить помочь или просто положить их в таз. Пришла мне на ум и такая мысль.
Положить их в умывальник.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4ojtqt9b36bg0klal1h5c7.jpg

Sapere aude

6

Re: Пасха

Сейчас немного расскажу о магических обрядах, которые люди умудрялись проворачивать в церкви прямо во время Пасхальной службы.

Для девушек актуальным было заполучить хорошего жениха, они об этом и просили. Записаны такие вот обращения: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!", "Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!"

Но не только девушки хотели хорошего отношения к себе. У меня записан обряд и заговор, который называется "На людскую любовь", чтоб, значит, нравится людям.
Заговор надо читать в христианский праздник (и Пасха для этого праздник наиболее подходяший), стоя возле церкви и держа в руке кольцо:

Собирайтесь, народ, люди добрые,
ко честному Христову празднику.
Как глядят на кресты, да на маковки,
да на святые образа,
так бы на меня р.Б.(...)
глядели и смотрели
стары старики,
молодые мужики,
старые старухи,
молодые молодухи,
красны девицы,
и добры молодцы.
Смотрели да глядели.
Казался(казалась) бы я им
милее света белого
краше красна Солнышка
чище чистого серебра.
Будьте, мои слова,
крепки и лепки
навеки нерушимы.
Ключ в воду,
а замок в руки.

Далее. В записках этнографов часто говорится о том, что как только зазвонят пасхальные колокола, стоящие во дворе люди, начинают стрелять из ружей. Это воспринималось как своего рода салют. Но не только. Охотники были уверены, что такая стрельба обеспечит им удачную охоту на целый год.

Не оставались в стороне и рыболовы. Как только священни к произносил: "Христос Воскресе!", они шептали: "А у меня рыба есть!"

Картёжники брали с собой на Пасхальную службу колоду карт и при словах "Христос Воскресе!", шептали: "Карты здеся!", а потом: "Хлюст здеся!" и: "Туз здеся!".
Записан и ещё один вариант обряда для картёжников. В этом варианте надо было взять с собой не всю колоду, а только туза пик и при словах, вы уже догадались каких, вместо "Воистину Воскресе!" шептать: "Винный туз есть!". В дальнейшем этот туз надо было брать с собой на карточную игру, он служил, своего рода, талисманом. Верили, что шулера никогда не поймают на шулерстве если у него имеется такой туз.
В наше время меня несколько раз спрашивали можно ли брать с собой на Пасхальную службу или на освящение продуктов в субботу карты Таро "чтоб батюшка водичкой побрызгал". Вот честно скажу - не знаю. Подобного опыта у меня нет. И никто результатами такого опытом со мной не поделился.

Sapere aude

7

Re: Пасха

Пасхальная неделя.
Утро Пасхального воскресенья в православных семьях начиналось с того, что все садились за стол и разговлялись крашеными яйцами, куличом и пасхой, позже к этому добавлялись другие праздничные кушания. В гости по утрам ходить было не принято, это уже потом, позавтракав, начинали выходить на улицу, христосоваться и поздравлять друг друга. Говорили друг другу: "Христос Воскресе!" - "Воистину воскресе!", обменивались крашеными яйцами и троекратно целовались. В наши дни обычай троекратного целования как-то уже отпал, по крайней мере я такого не видела. Тем более в связи с последними событиями. Но мы можем полюбоваться как это выглядит на картине Кустодиева.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4raf6co11i01rb31thi8bq1vss7.jpg

Sapere aude

8 (20.05.2021 12:16:56 отредактировано Jaine)

Re: Пасха

Какие ещё были обычаи.
Это, прежде всего, колокольный звон. На протяжении всей Пасхальной недели любой мужчина или парень мог подняться на колокольню и звонить в колокола. Кое-где разрешали звонить и женщинам. Считалось, что чем громче звучит колокол, тем лучше у звонившего будет урожай гречихи. Если звонила женщина, то загадывали на урожай льна. Вообще, лён имел большое значение для крестьян и для того чтоб он уродился лучше совершалось множество ритуальных действий. Например, зимой во время катания с гор верили, что чем дальше проедешь, тем длиннее уродится лён. Сыновья, желая помочь матери, перед тем как скатиться с горы говорили: "Качусь на матушкин лён!" Во время посева льна весной брали с собой Пасхальное яичко и подбрасывали его вверх, опять же для того чтоб лён был длиннее. Как видите, пасхальными яйцами не только христосовались, они использовались и в обрядовых действиях, связанных с урожаем: их помещали в зерно, предназначенное для посева, бросали в первую борозду при пахоте. Оглаживали пасхальным яйцом коров и лошадей перед первым выгоном на пастбище.

Обряды обрядами, но и про игры не забывали. Наверно все знают про обычай "чокаться" пасхальными яйцами. Мы ещё в детстве так играли. Тот чьё яичко разбилось считалься проигравшим, тот чьё осталось целым - победителем и получал моральное удовлетворение. А вот раньше всё моральным удовлетворением не ограничивалось, это была игра на интерес: победитель забирал себе разбитое яйцо проигравшего.
Так же на интерес играли и в катание крашенок по желобку. В эту игру мы уже не играли, но мой отец рассказывал как они с пацанами "катали яйца с горки".

Художники не оставили без внимания такие игры и мы можем посмотреть картины.
Н.А.Кошелев. "Дети, катающие пасхальные яйца". 1855. масло.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64d6dmnni1us71a3shnif417.jpg

М.М.Гермашев (Бубело). "На Пасху".
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64db8qnrqj1f0e59k1k7rt017.jpg

Sapere aude

9

Re: Пасха

Если задуматься, то у Пасхальных гуляний есть что-то общее со Святками. На святках ставили или накатывали ледяные горки, на Пасху - качели. И обоих случаях это было не только развлечение, но развлечение переплетённое с обрядами. Про горки и лён мы уже говорили. А вот качели и раскачивание имели некий подтекст. Достаточно вспомнить неотцензуренные сказки Афанасьева.
Давайте посмотрим на эти картины.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4rbptrb1h97mnq15bd2r514q07.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4rbqj7u5jkr5t11uu154vefqv.jpg

Многие исследователи старины сходятся во мнениях, что качели, это прежде всего развлечение для девушек и парней достигших брачного возраста. Тут приводится масса аналогий и всяческая игра слов, вроде того, что "раскачиваться" может означать ещё и выход из бездействия и застоя. (Вот, например, Призрак часто говорит мне: "Когда ты уже раскачаешься и напишешь статью в журнал?")
А отсюда недалеко и до выхода природы из спячки, до пробуждения производительных сил и т.п. Про всё это нам любят рассказывать виккане в связи с праздником Белтайн. Любопытно, что на качелях качались и пожилые люди, когда хотели чтоб и в них некие силы пробудились, если вы понимаете о чём я. Считалось, что такое весеннее развлечение прибавит им молодых сил. Так что, рекомендую. Не надо стесняться.

Sapere aude

10

Re: Пасха

В.Г.Перов. Крестный ход на Пасху. 1861 год.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4thhfcg1nkp17f0vh57gd1g3d7.jpg

Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны (Азбука веры).
Посмотрим на на картину Перова. Это, конечно, тоже крестный ход. Но я всегда подозревала (и не я одна), что здесь изображён не Пасхальный крестный ход, а то что происходило уже на Пасхальной неделе и называлось - обход дворов. Священник и причт, в сопровождении некоторых особо приближённых к ним прихожан ходили по дворам, служили молебны, за что и получали небольшое денежное вознаграждение. Ну и, как на Руси повелось, их угощали, им наливали. Всё это напоминает мне шутки времён СССР про вызов Деда Мороза на Новый год. Вот там так же Дед Мороз и Снегурочка ходили по домам, поздравляли детей и, если верить шутникам, на последние вызовы приходили примерно в таком же состоянии как поп на картине. Моя тётушка (Царствие ей Небесное) очень метко называла такое состояние - накосорылились. Сразу скажу, чтоб не было вопросов. Мне Деда Мороза на дом не приглашали.

Sapere aude

11

Re: Пасха

Но не только священники совершали обход домов на Пасхальной неделе. И здесь я опять вижу сходство со Святками. На Святках дома обходили колядовщики, исполняли разные колядки - обрядовые песни. За что получали от хозяев вознаграждение: пироги и прочую снедь, из того что заготовлено на праздники.
На Пасху по дворам ходили:
1. Дети. Ходили, христосовались, хозяева угощали их крашеными яйцами.
2. Компании молодёжи, парни и девушки. Гуляли по деревне с гармошками, с песнями. И им хозяева выносили угощение в ответ на традиционное: "Христос Воскресе!"
Но эти две категории ходили в пределах своей деревни, по своим соседям. Совсем другое дело категория №3.
3. Волочебники. Это ватаги мужчин, которые специально ходили (волочились) по деревням и сёлам, исполняли обрядовые песни, очень похожие на зимние калядки, разумеется с поправкой на весеннее Воскресение. В песнях они величали хозяев и желали процветания их дому. Хозяева выносили угощение. Если угощения было мало или не было вообще,волочебники начинали петь другие песни, с пожеланием всяческих неприятностей:
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок...

Ну, и т.д. в том же духе

Всё как на Святках. Считается что обычай исполнять волочебные песни имеет дохристианские корни.

А закончить эти заметочки я хочу на позитивной ноте, на волочебной песенке с пожеланием изобилия:

Хозяюшка, наш батюшка!
Что на твоём дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоём дворе три радости:
Перва радость - корова телилася.
Друга радость - овечка ягнилася.
Третья радость - кобыла жеребилася.

Sapere aude

12 (20.05.2021 12:29:24 отредактировано Jaine)

Re: Пасха

Наверно следовало назвать эту тему не Пасха, а Пасхальный цикл. Потому что у народа, действительно, был цикл обрядов, связанных с весенним пробуждением природы и привязанных к православному празднику Пасхи.
Сама я живу в городе, который, начиная со времён Петра Первого, развивался вокруг завода. Сюда приезжали работать люди из разных уголков России, а позднее и Советского Союза. Эти люди принесли с собой обычаи тех мест где они родились и выросли. Впоследствии их дети, внуки, родственники придерживались тех же обычаев. Например, что касается поминовения усопших на Пасху. В нашей семье принято ходить на кладбище именно в Пасхальное воскресенье. Но мне рассказывали и о других традициях. Кто-то говорил: "Мы всегда ходим в следующее воскресенье после Пасхи, оно так и называется - Пасха мёртвых". Или: "А мы ходим на Радунки". Давайте сейчас разберём что это за дни и как они соотносятся с православным календарём.

Фомино воскресенье или Антипасха.
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день (Ин.20:26); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье» (Азбука веры).
В церкви в это воскресенье последний раз служат литургию по пасхальному чину и закрывают царские врата. Паким образом мы видим, что Пасхальные празднества длятся 8 дней.
Фомино воскресенье это то самое воскресенье, которое иногда называют Пасха мёртвых. В некоторых местностях снова красят яйца, пекут пироги или блины и ходят на кладбища, поминают родных и друзей.
В других местах это воскресенье называют - Красная горка. Иногда Красная горка, это не один день, а несколько, бывает что и целая неделя. Красная горка - это встреча весны, начало весенних игр (поначалу весьма скромных) и весенних хороводов. На Красную горку сватаются и женятся, особенно те кому нужна молодая работница к началу посевной и прочих весенних крестьянских работ. Почему "красная" понятно, потому что встречают весну и красно солнышко. Кроме того, не будем забывать что раньше слово "красный" было синонимом слова "красивый". С "горкой" сложнее. Некоторые исследователи считают что название произошло от обычая ходить встречать весну на возвышенные места. Мой отец рассказывал, что он с деревенскими парнями и девушками ходили на гору Бык. Так называется одна из гор в наших краях.
Вот я и фоточку добавлю. Как видите, горой это можно назвать чисто условно. Не Казбек, конечно. Но возвышенность.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5beohvd8tk12tp1iojft0lha7.jpg

Радоница.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда) (Азбука веры).
Чтоб было понятно, скажу проще: на Пасхальной неделе за упокой не поминают. И чтоб как-то это компенсировать Церковь установила главный поминальный день - Радоницу.
Это те самые "Радунки", как мне говорили. Вторник на Фоминой неделе.
Один из главных родительский дней, когда по всем усопшим служат панихиды. А поскольку слово "радоница" этимологически восходит к слову "радость" в этот день не принято было горевать. На кладбища ходили с кутьёй, с пирогами, с блинами и, опять таки, с крашеными яйцами. Яйца катали по могилкам, был такой обычай. Потом угощались, выпивали, часть вина или пива выливали на землю у креста. Но не в изголовье, чтоб "не залить покойному глаза". Собираясь домой на могилках оставляли угощение для усопших.

Давайте теперь посмотрим на картину В.Е.Маковского "Поминки", 1884 г.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5bfjo071j1p1gg61vqu6oduibl.jpg

Sapere aude

13

Re: Пасха

Сейчас я попробую рассказать про обычай, который сама никогда не наблюдала, даже больше, мне про него никогда никто не рассказывал. Так что сведения чисто из книг.

ВЬЮНЕЦ (Вьюнишник, Юнец)
Обычай этот упоминается в "Стоглаве": "И на Радонице Вьюнец и всяко в них бесование".
Это очередной обход дворов с окликальными и величальными песнями.  Но в этот раз обходили не всех, а только недавно поженившихся. Давайте вспомним. Закончился Великий пост, а пост это не только воздержание в пище, но и воздержание в супружеской жизни. Наверняка, молодым парам не легко приходилось. Нарушение поста могло иметь последствия. Священники и односельчане имели привычку высчитывать когда был зачат ребёнок и если в пост, то священник накладывал епитимью, а добрые соседи изводили невоздержанных супругов насмешками, сочиняли про них частушки.
Но пока у нас Вьюнец и молодых супругов чествуют весенними песнями, желают их молодой семье богатсятва и здоровых детишек. А под конец песни, как обычно, звучит требование угостить песенников.
А поскольку дело происходило на Фоминой неделе, то угощали их обязательно крашеными яйцами, ну и без пива-вина не обходилось. Что касается традиций такого обхода, то в разных местностях он проходил по-разному. Где-то в процессии участвовали только мужчины во главе с самыми старшими, где-то женщины, во главе с доброй старушкой верхом на помеле, а где-то обходили молодожёнов парни и девушки. Такой обход с песнями отмечал перемену статуса: вот были парень и девка, а стали муж и жена, мужик и баба. Новая ячейка общества. А тут как раз и весна, и пост закончился, самое время поработать над продолжением рода.

Sapere aude

14

Re: Пасха

Поскольку сегодня как раз Радоница, поделюсь своими наблюдениями.
В нашем городе за последнее время традиции немного изменились. Раньше многие ходили на кладбище в Пасху, сейчас - больше на Радоницу. Но основные моменты, связанные с поминанием усопших, сохранились. По-прежнему приносят и оставляют на могилках или на столиках крашеные яйца, куличи, пирожки, конфеты и печенье. Так же сохранился обычай сыпать на дорожках и перекрёстках пшено.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5duvkhi1efqqf1sq811iv22i7.jpg

Sapere aude

15

Re: Пасха

Давайте посчитаем.
Первая неделя - Пасхальная, Свелая Седмица.
Вторая неделя - Фомина неделя, Радоницкая неделя.
Третья неделя - Неделя жен-мироносиц.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64g1s15ohmop11dt7csua217.jpg
Жены-мироносицы, это женщины ученицы Христа, которые были свидетельницами Его смерти на кресте и чудесных явлений, которые при этом происходили. Мы даже можем назвать их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.  Эти женщины первыми (раньше апостолов) пришли ко Гробу Господню, принесли благовонния (миро) чтоб по восточному обычаю возлить их на тело Учителя. И они первыми приняли весть о Светлом Христовом Воскресении.

Память жен-мироносиц празднуется в 3‑е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. В наши дни уже делаются попытки противопоставить этот день празднику 8 Марта. Как день Петра и Февронии - дню св. Валентина.
Не будем отрицать что и раньше жены-мироносицы считались покровительницами женщин.
Был такой бытописатель жизни русского народа Калинский Иван Плакидыч, так вот у него есть упоминание про неделю жен-мироносиц. Далее цитата: "Неделя эта исстари посвящается в русском народе так называемому бабьему празднику, когда обыкновенно пожилые и старые женщины устрояют для себя общие гулянья в рощах с угощениями, плясками и песнями, которые часто продолжаются целую ночь" (конец цитаты). Из своего деревенского детства я совершенно не помню такого обычая, помню только "посиделки бабушек", это когда наши бабушки собирались вместе где-нибудь на скамейке, пели частушки, разговаривали, возможно и угощались маленько.

Есть ещё и четвёртая неделя по Пасхе, то что в Церковном календаре называют Преполовение, или  Преполовение Пятидесятницы.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64grma06cmsg98of15sune99.jpg
Отмечается на 25-лень после Пасхи. Но исследователи народного быта дружно отмечают что смысл этого праздника народу был совершенно не понятен. Крестьяне приспособили его для своих нужд, для того чтоб обрядовые действия поспособствовали лучшему урожаю, здоровью скотинки, ну и здоровью самих людей тоже. Священник освящал воду в колодцах, реках или озёрах, а потом вместе с жителями деревни шёл на поля, окроплял их святой водой и все вместе молились об урожае.

Sapere aude