20 мая.
Православная церковь отмечает чудесное событие: Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме.
Дело было в 4-м веке в Византии. Император Константин почил в бозе и на престол вступил его сын Констанций, арианин. Далее цитата из Православного календаря: "Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш, достигало до самой горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех" (конец цитаты).
И вот тут я сама готова впасть в ересь, потому что читаю одно ("широта крестного знамения соответствовала его длине"), а на иконах вижу другое.
Святые дня:
Мученик Акакий сотник.
Преподобный Нил Сорский.
Преподобный Иоанн Зедазнийский (один из основателей грузинского монашества) и ученики его.
Сразу обратим внимание на сотника Акакия, претерпевшего мучения за свою веру в 3-м веке.
Да устыдятся те, кто говорил что такого имени в Святцах нет и его придумал Гоголь.
Преподобный Нил Сорский (в миру Николай Майков)
Основал на реке Соре первый в России скит и придумал для него устав. Настаивал на том что монах должен стремиться к богатству духовному, а не материальному, монахи должны работать сами на себя и не иметь собственности. Эту позицию он отстаивал на двух Соборах Русской Православной церкви (в 1490 и 1503 годах). Сторонники Нила Сорского называли себя нестяжателями, но их позиция была осуждена на Соборах 1503 и 1531 годов. Особенно негодовал игумен Иосиф Волоцкий, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, чьи сторонники стали называть себя "иосифлянами". Разумеется, "иосифляне" одержали верх в борьбе с нестяжателями, монастыри накапливали богатства, владели тысячами десятин земли и тысячами крепостных.
Труды Нила Сорского можно почитать и в бумажном формате и в электронном. Мне показались интересными его мысли про этапы развития страсти:
1. Прилог - непосредственное впечатление, произведённое предметом при его восприятии, или же образ предмета, возникший перед мысленным взором при воспоминании о нём. Мимолётные мысли и чувства, которые при определённых условиях становятся источником страсти, появляются независимо от нашей воли и не подлежат моральной оценке.
2. Сочетание - присоединение к первоначально возникшим образам и мыслям новых психических компонентов - зачатков чувства и воли. Оно имеет место в тех случаях, когда человек поддаётся "лукавому помыслу", останавливает внимание на порочной мысли. Принятие помысла, усвоение его, что происходит уже по нашей собственной воле. На этой ступени начинается моральная ответственность человека, ибо страстный помысел перестаёт быть безгрешным, каким он был на стадии прилога. Вместе с тем здесь и начало внутреннего конфликта, нравственной борьбы.
3. Сложение - начало страстного увлечения возникшей мыслью, вспыхнувшим чувством. Если на стадии сочетания человек человек лишь заинтересовывается страстным образом, то теперь он внутренне склоняется привести в исполнение греховную мысль. "Слагает в мысли своей тако быти, как глаголет вражий помысел".
4. Пленение - человек не в силах преодолеть начавшееся преклонение души к "лукавому помыслу". Прекращение внутренней борьбы, признание человеком бессилия перед овладевшей страстью, в результате чего он "яко бурею по волнам носим".
Различаются две формы пленения страстью: человек отдаётся ей во власть добровольно или же невольно, против своего желания. И в том и в другом случае он не может "в тихое и мирное устроение приити", так как теряет самообладание.
5. Страсть - отличительный признак этой ступени - её длительность. Завладевшая страсть не даёт человеку ни минуты покоя, всегда и везде рисует ему "вещь страстну". В результате чего он становится рабом страсти, побеждается ею. Страсть настолько укореняется в душе человека, что изменяет его характер, накладывает отпечаток на его личность.
В Народном календаре - Купальница.
В некоторых местностях было принято с утра выставлять на солнце вёдра с водой, а в полдень окачиваться этой водой, прочитав заговор.
Sapere aude