1

Тема: Троица

ТРОИЦКИЙ ЦИКЛ
ТРОИЦА

Мои детские воспоминания о праздновании Пасхи, это воспоминания городского ребёнка, живущего в одном из промышленных пригородов Ленинграда в коммунальной квартире.
Совсем другое дело - Троица. Этот праздник очень часто приходится на лето, а летние каникулы я всегда проводила в деревне на родине моего отца, у бабушки с дедушкой. Это было Советское время, но Троицу в деревне всегда праздновали, вот только моя память не сохранила вообще никакой религиозной составляющей этого замечательного дня. Помню только нарядно украшенную деревню, радость, пироги и (обязательно) посещение кладбища.
Готовится к Троице начинали заранее. Дедушка запрягал коня в телегу и ехал в лес к горе Бык. Гора была песчаная и все туда ездили за песком, когда он был нужен. Прикладываю фотографию, как эта гора выглядела в 1990-е.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64vhplb10qc1g3268p1g471d857.jpg
Я всегда думала, что коня он брал совхозного, но в прошлом году одна из жительниц деревни рассказала мне что "конь у твоего деда был свой, очень хороший конь". Возможно, он просто размещался в совхозной конюшне, но сейчас, за давностью лет, не могу сказать точно. У нас в семейном альбоме хранится фотография, качество, жаль, не самое лучшее.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f651cjjjqe11bas9pag1pbj7.jpg
Песок с горы Бык был совсем не похож на городской строительный, он был ярко-жёлтый, солнечный. Этим песком каждый житель деревни посыпал часть общей дороги у своего дома, дорожки и заулок. Потом мужчины, иногда поодиночке, иногда в компании снова шли в лес, за молодыми берёзками. Берёзки устанавливали в воротах и у входа в дом, у крыльца. Женщины готовили праздничные блюда. Поскольку праздник Троицы всегда приходится на воскресенье из города на выходные приезжали родственники, привозили городские гостинцы, обычно это были "дорогие хорошие конфеты" и копчёная колбаса. Ещё помню, что моя бабушка очень любила круглый ленинградских хлеб за 14 копеек. В деревенских магазинах и в автолавке такого не было и мы всегда брали с собой из города "хлеб для бабушки". Особых выкрутасов, типа суши и пиццы, на столах не было; готовили разные салаты, селёдку под шубой, жарили карасей, всегда была картошка, как без неё. Водка для взрослых и лимонад для детей. Бабушка пекла пироги, с рисом и яйцом, с зелёным луком, сладкие плюшки с маком и большие ватрушки. Уже одно это показывало что скоро праздник.
Накануне Троицы, в Родительскую субботу ходили на кладбище, смотреть всё ли там в поряке, если надо делали уборку, красили оградку, подсыпали песок на могилки и на дорожки. Вообще, жёлтый песок это, как бы сейчас сказали, был фишкой. Он придавал нарядный праздничный вид и кладбищу и деревне.
Жёлтая дорога, зелёные берёзки у каждого дома. Красиво.

В Троицу с утра, но не слишком рано, собирали сумки с едой и посудой и всей семьёй шли на кладбище. В нашей деревне не принято раскладывать еду на могилках, у всех в оградке был столик и скамейка. Застелив столик скатертью или клеёнкой на него выставляли снедь и напитки, на могилки клали угощение для усопших, конфеты, пирожки. Потом начинали поминать, то есть, угощаться, выпивать и закусывать, вспоминать усопших добрым словом, рассказывать истории из их жизни. Позже начинали подходить родственники и просто знакомые, им говорили: "Помяните наших". Помянув, они звали: "А потом вы к нам заходите". Это было похоже на приглашение в гости. Вот посидели у самых близких, помянули, потом пошли навестить дальних родственников, потом друзей, потом просто знакомых. Разумеется, не все могли выдержать такой марафон, наименее стойкие под конец просто валились с ног. А ещё предстояло застолье дома, в деревне. Приглашали друг друга: "После кладбища приходите к нам часиков ..." во столько-то.

Sapere aude

2 (03.06.2021 18:52:08 отредактировано Jaine)

Re: Троица

ПАСХА -ВОЗНЕСЕНИЕ -ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦА)

Давайте вспомним христианскую историю.
Христос был распят на кресте в пятницу в шестом часу утра и к вечеру уже умер. Двое из его последователей (Иосиф и Никодим) сняли тело с креста, смазали благовониями, завернули в плащаницу и положили в пещере, которая была в саду недалеко от Голгофы. Вход завалили камнем и ушли.
Камень был опечатан и возле него поставлена стража.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f76bhvu01d891q9j608h4qrqu7.gif
Предание говорит, что телом пребывая во гробе, душою Христос спускался в Ад и освободил души всех праведников, которые там томились. Мораль понятна? Хоть они и праведники, но не христиане, поэтому и томились в Аду.
В воскресенье, на третий день после своей смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых и вышел из пещеры.
Согласно Библии, после Своего Воскресения он пробыл на земле ещё 40 дней, встречался с Марией Магдалиной, с апостолами, странствовал, совершал чудеса, проповедовал о Царствии Божием.
На 40-й день Спаситель пришёл с учениками в Иерусалим, дошёл с ними до Вифании и поднялся на Елеонскую гору. Дал ученикам последнее благословение и вознёсся на небо, где исчез, скрытый облаком.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f76cd67bgs551c9vo1jqri3j.jpg
Вот это событие и отмечает Православная церковь на 40-й день после Пасхи - ВОЗНЕСЕНИЕ (один из 12-ти важнейших после Пасхи праздников в православии).

Простые русские люди поняли всё просто. Они верили, что каждый год от Пасхи до Вознесения Христос и апостолы ходят по земле и испытывают людей, кому-то помогают, а кому-то наоборот. Почему-то считалось, что ходят они под видом нищих и в этот период к нищей братии относились с особым вниманием. Также верили что от Пасхи до Вознесения двери Рая и Ада стоят открытыми и души умерших могут навещать своих родных и друзей. Во многих местностях Вознесение считалось ещё и днём поминовения усопших.
(В разных губерниях верования людей чуть отличались, считалось, что Христос с апостолами ходят среди людей только на Пасхальной неделе.)

Sapere aude

3 (09.06.2021 09:17:48 отредактировано Jaine)

Re: Троица

Для поминальной трапезы и для обрядовых целей на Вознесение пекли не только традиционные блины, но и хлебцы-лесенки. Верили, что такие лесенки помогут душам скорее попасть на Небо.
В интернете сейчас можно найти и фотографии и рецепты таких хлебцев.
Я для вас выбрала вот такую картинку
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f76d14641daf1eq26sld51nts7.jpg
Обратите внимание, что ступенек здесь 8. Это неправильно. Считалось что Небес семь (так же как семь кругов Ада), седьмое небо - это уже самый настоящий Рай.
Было распространено гадание чтоб узнать свою посмертную участь. С хлебом-лесенкой взбирались на колокольню и бросали его вниз. Сколько целых ступенек останется, на таком небе и окажешься. Для тех кто опасался бросать хлеб с колокольни был предусмотрен более простой вариант: подбросить хлеб к потолку в избе. А дальше всё тоже самое .... сколько ступенек осталось целыми ....

Но это ещё не всё. Вознесение - это день наполненый обрядами на урожай. Верили, что Христос, поднимаясь на Небо, может помочь всходам тянуться вверх, расти выше. Придя на поле устраивали ритуальную трапезу с блинами, яйцами, хлебцами-лесенками. Угостившись, подбрасывали яйца и хлебцы вверх со словами: "Чтоб рожь моя выросла так же высоко", или просили: "Христос, иди на Небеса, ржицу возьми за колосок". Верили, что поступая таким образом, не только о своём урожае заботяться, но и Христу помогают поднятся на Небо, он как бы опирается на эти хлебные лесенки.
Ну, слова, как вы понимаете, в каждой деревне могли быть свои, но смысл, я думаю, понятен.
Вообще, подбрасывать могли не только еду, но и ложки, которыми ели в поле. Здесь задействован один из принципов магии: Как это - так и то. Как высоко ложка летит, так бы высока рожь была.


Практически повсеместно считалось что с Вознесения заканчивается весна и наступает лето.  
Праздник этот (напомню) переходящий и в разные годы выпадает на разные даты. То есть, на Руси не было такого чёткого дня как, например, у виккан сейчас Белтэйн.
Эта смена сезонов отмечалась обрядом ритуальных похорон, которые во многих местах называли "Крещение и похороны кукушки". На счёт кукушки есть разные сведения, это не обязательно птица. Попробуйте-ка сами поймать кукушку, надеть ей на шею крестик, а потом похоронить. Иногда это был пучок вырванной с корнем травы "кукушкины слёзки", из которого делали куклу, иногда куклу делали из тряпок, из травы и цветов. 
Эту куклу наряжали в сарафан, "крестили", а потом хоронили. В обряде принимали участие только девушки. Бывало, что и девочки устраивали свои "похороны кукушки", но делали это отдельно от взрослых девушек. Мальчики и парни к обряду не допускались.
После Вознесения прекращались весенние песни и хороводы. Уже не качались на качелях.

Sapere aude

4 (16.06.2021 10:28:29 отредактировано Jaine)

Re: Троица

Кстати. "Кукушкины слёзки" это народное название и, что интересно, в разных местах так называют разные растения. 
У нас в деревне "кукушкины слёзки" - это такая вот травка
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f76ldv4r12821plc34nf4p1ejp7.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f7gvndp5107kanb1m2t108o1ot7.jpg

Хотя на самом деле называется она
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f7gvo4ng1r4a4of1cp7tvd1inaf.jpg

Sapere aude

5

Re: Троица

Ещё несколько слов про "крещение кукушки".
На просторах интернета мне удалось найти рисунок, т.н. "обрядовая кукла"
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f7m9c5vnru5i21l8mu3d1vr67.gif

Во время "крещения" такую куклу сажали на ветку берёзы или под берёзой, накрывали платком и трижды перекрещивали.
А теперь давайте вспомним обряд крещения у людей. Крёстные родители по отношению друг к другу называются - кум и кума. И вот здесь мы переходим к одному из обрядов Троицкого цикла, который называется - Кумление девушек. В разных местностях этот обряд мог проводится в разные дни, где-то на Вознесение, где-то на Семик.
Иногда он был частью обряда "крещение кукушки", а иногда и самостоятельным.

Вариантов обряда записано несколько, но смысл в том что две девушки (близкие подруги) заключали некий союз. Они особым образом завивали ветки на берёзе в виде венка, подходили к венку с двух сторон и целовались через него.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f7m94leo6b6kpp16n61qvp6v57.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f7m97dar1hjn10s51h0b1j1ij3q7.jpg
При этом говорили: "Покумимся, кума, чтоб нам с тобой не браниться, вечно дружиться". После этого они обменивались нательными крестиками, иногда и разными украшениями (кольцами, браслетами). Всё это сопровождалось обрядовыми песнями, хороводами, ритуальной трапезой.
Покумившиеся девушки называли друг друга "кумой", "кумочкой", вместе гуляли по деревне, делились секретами и делали друг другу небольшие подарки.
Но вот только на счёт "вечно дружиться", это немного преувеличено. Обычно через несколько дней или через неделю после Троицы девушки шли на место кумления, развивали венки и "раскумлялись". Записаны обрядовые песни со словами: "Я в лес пойду, венок разовью, раскумимся, кума ..."
В некоторых местностях девушки считались покумившимися до следующего года, а иногда и (о, чудо!) на всю жизнь.

P.S. Honi soit qui mal y pense.

Sapere aude

6 (17.06.2021 11:41:49 отредактировано Jaine)

Re: Троица

СЕМИК

Семик - четверг седьмой недели после Пасхи. Чтоб было понятней - три дня до Троицы.
Празднование Семика включает в себя
1. Поминовение усопших.
2. Обряды девушек.
3. Гуляние и трапеза в лесу или в поле.

Традиция поминать в этот день усопших идёт со времён, когда всех умерших неестественной смертью (утонувших, замёрзших на улице зимой, убитых разбойниками, а также казнённых) не принято было хоронить в освящённой земле кладбища. Тела этих людей свозили в специальные места (божедомки, скудельницы, убогие дома) и там хранили целый год, до Семика. В Семик их всех сразу отпевали и погребали.
Примерно к концу 18-го века этот обычай прекратил своё сушествование; умерших без церковного покаяния стали хоронить сразу, но панихиду по ним служили по-прежнему в Семик. Ещё позже было установлен другой день поминовения - Троицкая суббота.
Но мало ли что там установило церковное начальство. Распоряжения и постановления это одно, а народные традиции - совсем другое. Почти повсеместно в царской России Семик как поминальный день сохранился. Люди ходили на кладбища "повидаться" с усопшими родными, устраивали поминки на могилах. С собой приносили яйца, блины, пироги. Это может показаться немного однообразным: всегда один и тот же набор продуктов. Но если задуматься, а что ещё могли принести крестьяне ? Или даже небогатые горожане? Всё что есть в доме, что дало хозяйство, что стоит не дорого. Интересно, что в Вятском крае обязательным в этот день считался пирог с рыбой, "рыбник" (и тут я вспомнила знаменитые "рыбные дни" по четвергам во времена СССР. J.).

Что касается обрядов, проводимых девушками, то в некоторых местностях именно в Семик они кумились, но уже без похорон кукушки. Гадали на венках. Было несколько вариантов такого гадания:
1. Венок бросали в воду и смотрели утонет он или нет. Если утонет, то девушка в этот год замуж не выйдет, а то и чего похуже с ней может случится. Особенно хорошим знаком считалось, если венок поплывёт против течения.
Ещё я нашла интересное упоминание о том как венки бросали. Надо было встать с венком на голове спиной к воде и без помощи рук, тряхнув головой, этот венок сбросить. Если он не попал в воду значит гадание не состоялось.
2. Венки оставляли в лесу на ветках берёзы. В этом случае исследователи народного быта расходятся во мнениях. Одни пишут, что венки оставлялись для русалок, другие - что это тоже был способ гадания. Оставив венок в Семик, в Троицу ходили смотреть что с ним сталось: завял или не очень. Я допускаю что имели место разные варианты, вроде как, взяли русалки венок и ладно, а не взяли значит смотрим что он предсказывает. Ну и, конечно, в разных деревнях были свои обычаи.

Кроме таких чисто девичьих обрядов, проходили и обряды с участием всей молодёжи, девушек и парней. Это уже связано с троицкой берёзкой. Помимо того что каждый украшал свой дом берёзками, было принято устанавливать и одно общее дерево. Его срубали в лесу, с песнями приносили в деревню, украшали и всячески обхаживали до Троицы.

Ну и наконец - трапеза в лесу или в поле.
В этом "таинстве" принимали участие все. И молодёжь и почтенные супруги и люди пожилые. Иногда все вместе, а иногда и по (так сказать) возрастным группам.

Sapere aude

7

Re: Троица

А.Грачев.
Семик или гулянья в Марьиной роще.
1845. Гравюра.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f8cetpc51a6l19rfav41vb5f5f7.jpg

Семик в Епифановском уезде Тульской губернии.
Гравюра. Середина 19-го века.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f8cf73431g6i10ge108j1r2gblf9.jpg

Семик. 
Лубок.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f8cfgseb1kg61u8og4v7mf1nq37.jpg

Sapere aude

8

Re: Троица

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f8ibrgdv12bhknhgcd1eek1cvf7.jpg
День всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём).
Так же на Троицкую субботу перешёл обычай отпевать умерших не естественной смертью. Разумеется, это было во времена проклятого царизма и ныне не актуально.

Как я уже рассказывала, в наших местах в Троицкую субботу ходили на кладбище, но не поминать усопших, а делать уборку, наводить порядок перед праздником - перед Троицей.
Но это у нас. Знаю что многие ходят с помином именно в эту субботу. И, что интересно, начисто упускают религиозный момент. То есть, не идут в церковь, не подают записочки об упокоении, не заказывают панихид. Чисто вот так, по-язычески: пошли на кладбище, сели, поели. Это значит помянули. Ничуть не осуждаю. У нас было всё точно так же, но в Троицу.
Об этих язычаских бесчинствах упоминал и Стоглавый собор: "В Троицкую субботу, по сёлам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети..." (конец цитаты).

Собиратели старины записали и такой обряд: "Старики и старухи после вечерни выходят на кладбища обметать троицкими цветами могилы родителей" (И.П.Сахоров). Это называлось "глаза у родителей прочищать". В некоторых местностях могилы обметали не цветами, а веточками берёзы. Иногда это делали не "старики и старухи", а "малые ребята". В принципе, противоречия я не вижу, ежели посмотреть со стороны полового вопроса. Малые ребята ещё полового влечения не испытывают, а старики и старухи его уже утратили.
Обычай этот я наблюдала при посещении кладбища на Троицу, только уже изменённый. Могилку обметают веточками берёзы, потом их втыкают в землю у креста, или где место есть. Делает это близкий родственник умершего, неважно какого возраста.

Sapere aude