7 июля.
Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Святые:
Преподобный Антоний Дымский.
Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские, Новгородские.
Мученики семь братьев: Орентий, Фанкарий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак, Лонгин.
ИВАН КУПАЛА
ИВАНОВ ДЕНЬ
Начать, пожалуй, надо с того, что в среде современных язычников нет единого мнения о том когда надо отмечать этот праздник. В беседах со мной называли разные даты: 7 июня, 7 июля, день летнего солнцестояния. Откуда возникла путаница с днями 7 июня и 7 июля я уже рассказывала. Что касается дня летнего солнцестояния, то здесь имеется парочка вариантов:
1. Стремление сблизить русские народные обычаи с Виккой.
2. Неразбериха с календарями, Юлианским и Грегорианским.
Несколько раз неоязычники пытались доказать мне, что Купалу раньше отмечали 24 июня, "а это и есть день летнего солнцестояния". Оставим это утверждение без комментариев, просто примем к сведению что и такое объяснение имеет место быть.
Многочисленные источники, наблюдения и записи этнографов указывают на то, что народный праздник Купала народ наш отмечал в день церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. И сами церковные деятели это подтверждают. Далее цитата: "Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворепие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и ногам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех" (конец цитаты). Так писал игумен Памфил в 1505 году Псковскому наместнику.
Знаменитый Стоглавый собор тоже не обошёл стороной эту тему: "Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою" (конец цитаты).
Здесь нам интересно не только описание празднования, но и дата самого праздника - Рождество Иоанна Предтечи. Я не вижу смысла пытаться спорить с этими точными указаниями на конкретный день.
Есть ещё экзотическая версия о том, что Рождество Христово приурочено творцами христианской религии к зимнему солнцестоянию, дню с которого солнце начинает "расти", а Рождество Иоанна Предтечи - к дню летнего солнцестояния, с которого солнце начинает "умаляться". Что может символизировать умаление Ветхого Завета и растущее значение Нового.
Празднование Иванова дня начиналось с заходом солнца в день Аграфены Купальницы (6 июля). Наступала та самая волшебная Иванова ночь. С заходом солнца зажигался купальский костёр (сразу отметим, что гасили его с восходом солнца 7 июля). В разных местностях место для костра выбирали с учётом особенностей ландшафта. Если была возможность устроить его возле природного водоёма (реки, озера) так и поступали. Если нет, то шли на росстань или на возвышенность. Костры тоже были разные. Где-то просто костёр, где-то поднимали на жердь колесо или бочку и поджигали, а где-то, вообще, вместо огня был куст крапивы.
В праздновании Ивана Купалы принимали участие все жители деревни, но всяк по-своему. Молодёжь веселилась у костра, купалась в реках и озёрах, любовалась на игру солнца. Некоторые девушки предпочитали проводить обряды в одиночестве или с близкими подругами. Знатоки трав шли в лес и в поле собирать волшебные растения. Отмечу, что речь идёт именно о волшебных травах или о травах, которые используются с магическими целями. Например, зверобой к этому дню мог уже быть непригоден для использование как лекарство, но на его магические свойства это не влияло.
Особое значение придавалось цветам Ивана-да-Марьи.
Существует несколько вариантов легенды связанной с этим цветком. В ней говорится о разлучённых в детстве брате с сестрой, которые повзрослев встретились и полюбили друг друга. Разумеется, кровосмесительная связь ни к чему хорошему не привела. Герои умерли, а потом то ли боги превратили их в цветок, то ли цветок сам вырос на их могиле. Некоторые исследователи считают, что купальские обряды следует осмысливать в духе этой легенды, как союз брата Огня (небесного (солнце) и земного (очаг, костёр)) и сестры Воды. Что, на мой взгляд, несколько необычно. Мы ж привыкли что чаще всего эксплуатируется миф о союзе Неба и Земли. Но для земледельца солнечное тепло и влага имеют большое значение, с этим не поспоришь.
Землю тоже не обошли вниманием. По поверьям в эту ночь земные недра могли открыть людям свои богатста и тайны. Растения переходить с места на место и разговаривать друг с другом. Животные могли заговорить на языке людей. А слепая змея медянка обретала зрение и, малось офигев от такого дара, делалась агрессивной и бросалась на любого кто подходил слишком близко. Да так бросалась, что пробивала своим телом человека насквозь.
И, конечно, нельзя обойти вниманием поиски цветка папоротника, который по поверьям цвёл один раз в году в ночь на Ивана Купалу. Будучи подростками мы тоже ходили его искать, но, разумеется, ничего не нашли. Моя кузина, будучи старше меня на три года, даже привела весомый аргумет: "Цветы появляются из бутонов, а здесь, посмотрите, нигде ни одного бутона нет, откуда цветы возьмутся?" Мы ж тогда ещё не читали всякие умные эзотерические книги и понятия не имели что цветок папоротника это "сгусток астрального света", который невозможно увидеть физическим зрением. Тут нужно зрение астральное, которое или случайно может открыться при определённых обстоятельствах или его надо у себя развить путём длительных тренировок.
Мне известно, что в наши дни многие хотят принимать участие в Купальских обрядах или проводить их самостоятельно. Но не у всех есть для этого возможности. Что я могу здесь сказать. Надо постараться смотреть на вещи шире, проявлять смекалку, что-то можно и передалать не нарушая общего течения энергий Купальской ночи.
Sapere aude