1 (02.07.2021 12:18:58 отредактировано Jaine)

Тема: Дни календаря (июль)

ИЮЛЬ

Русское название месяца происходит от латинского Julius. А латинское - от имени знаменитого Юлия Цезаря.
На Руси месяц называли : страдник, сенозарник, макушка лета.

От дачников мне приходилось слышать: "Июнь месяц голодный, ничего ещё нет, ни ягод, ни грибов и в огороде только работа. А вот в июле хорошо, грибы-ягоды в лесу, с грядок кое-что можно собрать, а впереди ещё весь август".

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j4ouqhfrnpfqpnksv711ao7.jpg

Sapere aude

2

Re: Дни календаря (июль)

1 июля.

Святые:
Мученики Леонтий, Ипатий, Феодул.
Приняли мучения и смерть за свою веру при императоре Веспасиане.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j1kb60j051t251p0a127q1uf57.jpg

Преподобный Леонтий Печерский, канонарх.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j1p7f71cnfjv46m8f6417k7l.jpg
Канонарх (греч. κανών – канон и ἀρχω – начинаю) означает начинателя, руководителя канона. Так называется в монастырях клирик – предначинатель и распорядитель церковного пения. В богослужебном чине греческой церкви канонарх – одно из лиц клира, обязанное предначинать пение тропарей канона (Азбука веры).

В Народном календаре - ФЕДУЛ.
Никаких примет на этот день не записано, только такое вот указание: "Федул на двор заглянул - пора серпы зубрить, к жнитву готовиться загодя".

Sapere aude

3

Re: Дни календаря (июль)

1 июля.

Боголюбской иконы Божией Матери.
Был на Руси такой князь - Андрей Юрьевич, сын Юрия Долгорукого. В 1157 году он вступил на княжеский престол и решил сделать столицей своего княжества город Владимир. Туда он и отправился с Владимирской  иконой
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j2jh6318q549me1f1had282d.jpg

Неожиданно возле реки Клязьмы кони встали и никак не желали двигаться дальше. Князь приказал сделать здесь остановку и сам тоже решил отдохнуть. И вот тут-то ему явилась сама Богородица и повелела поставить икону во Владимирском храме, а на этом месте построить церковь и монастырь.
Князь Андрей распорядился заложить на берегу Клязьмы монастырь и приказал написать образ Богородицы в том виде как она ему явилась (или привиделась): во весь рост со свитком в правой руке и обращённой ко Христу.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j28m811s2011gs081cq81pd2f.jpg
Я не знаю сам ли князь повелел изобразить на иконе и свою персону или иконописец постарался но есть и такой вариант
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j2cinkg5m1u1117qs14m91t6f1l.jpg
Князь также установил празднование в честь новой иконы, которую назвал Боголюбивой, а место явления ему Богородицы - Боголюбовым.
В Москве имелась своя Боголюбская икона, на ней, кроме Богородицы, изображена прорва народу, но не надо волноваться, это всё святые
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j2bngoh3s10p149eumdocc12.jpg

Надо отметить, что к помощи Боголюбской иконы неоднократно взывали во время эпидемий и она помогала, эпидемии прекращались.

Sapere aude

4

Re: Дни календаря (июль)

2 июля.

Святые:
Апостол Иуда, брат Господа.
Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси.
Преподобный Варлаам Важский (Шенкурский).
Мученик Зосима.
Преподобный Паисий Великий.
Преподобный Паисий Хилендарский (Болгарский).
Преподобный Иоанн, Отшельник, Палестинский.

В Народном календаре - ЗОСИМА.
В честь мученика Зосимы Аполлониадского (то есть из города Аполлони во Фракии), который принял мучения и смерть за христианскую веру во времена императора Траяна (2-й век).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9j652p01cqh611nhi174l9c07.jpg

Имя Зосима означает - дающий жизнь, животворный, оживляющий, полный жизни (греч.).
В некоторых календарях день значится как ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК. Произошло это из-за путаницы фракийского мученика с соловецким чудотворцем. На Руси именно соловецкие чудотворцы Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства.

______
Но поскольку в народном сознании все Зосимы слились в один образ и энергии дня соответствующие, то вполне могут удаваться заговоры на мёд и заговоры в которых упоминаются пчёлы.

Sapere aude

5 (02.07.2021 19:37:23 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

3 июля.

Святые:
Священномученик Мефодий, епископ Патарский.
Благоверный князь Глеб Владимирский.
Святитель Гурий, архиепископ Казанский.
Мученики Инна, Римма, Пинна, ученики апостола Андрея.
Мученики Аристоклий пресвитер, Димитриан диакон, Афанасий чтец.
Святитель Левкий, исповедник, епископ Врунтисиопольский.
Святитель Мина, епископ Полоцкий.

Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

+ открыть спойлер

Икона Божией Матери Моденская-Косинская была привезена графом Борисом Петровичем Шереметьевым в 1717 году из итальянского города Модены. Икона именуется еще Косинской по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас район г. Москвы). Святая икона была пожертвована Косинской церкви императором Петром Первым.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы прославился многочисленными исцелениями и благодатными знамениями. Так, например, в 1848 году жители соседних с Косино селений, где свирепствовала холера, несколько раз брали чудотворную Моденскую икону для совершения молебнов, после которых страшная болезнь совершенно прекращалась.

На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей с Божественным Младенцем на левой руке. Спаситель обращен ликом к народу, правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток.

В 1940 году Косинская (Моденская) икона Божией Матери была конфискована и передана в Музей религии и атеизма, а затем Музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева, расположенного на территории Спасо-Андрониева монастыря в Москве. В 1976 году святыня была отреставрирована, после чего в течение трех лет находилась в экспозиции Музея, а затем бережно хранилась вплоть до своего возвращения в Косинский храм.

Второе обретение Косинской (Моденской) чудотворной иконы Божией Матери состоялось 2 июля 1991 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворную икону из запасников Музея торжественно перенесли во вновь открытый Собор Спаса Нерукотворного образа, где она была освящена. Затем состоялось торжественное перенесение чудотворного образа крестным ходом в Косинский приход. Перед святыней был прочитан Акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего чудотворная икона Божией Матери Косинская была внесена в Свято-Никольский храм и установлена на специальном постаменте.

2 июля 1992 года, после возвращения приходу Свято-Успенского храма, чудотворный Косинский образ Божией Матери разместили в нем, где святыня пребывает и поныне.
(Азбука веры)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f9jl9qahvdmsn15ue1l6k1je07.jpg


В Народном календаре - МЕФОДИЙ ПЕРЕПЕЛЯТНИК.
Имя Мефодий означает - в порядке идущий, методичный, упорядоченный (греч.).
День считается праздником перепелятников (охотников на перепелов).
Также этот день - указатель погоды. Говорили: "На Мефодия дождь - сорок дней то ж", "День мглист - лён будет волокнист".
Следили и за пауками, вернее за паутиной, которую называют ещё - тенёта: "Летят тенёта - удачная охота".


Особо надо отметить что в этот день чтят память учеников апостола Андрея Инны, Риммы и Пинны. И особо надо подчеркнуть, что это были ученики, а не ученицы. Более подробно см. 2 февраля
______
Раньше в этот день охотники ходили к ведунам и докам, заговаривали ружья. Кто понимал в этом толк, справлялся и сам.
Современная практика показала что  хорошо идут в этот день и заговоры на любовь, снятие приворотов, вообще магия отношений.

Sapere aude

6

Re: Дни календаря (июль)

4 июля.

Святые:
Мученик Иулиан Тарсийский.
Преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон.
Священномученик Терентий, епископ Иконийский.
Мученики Арчил Второй, царь Иверский и Луарсаб Второй, царь Карталинский (Грузинские).
Преподобный Максим Грек.

В Народном календаре - УЛЬЯН.
Говорили: "За Мефодием-перепелятником Ульян Ульяну кличет". Говорили так потому, что на следующий день (то есть завтра) будут отмечать память мученицы Иулиании (Ульяны).
Иулиан или Юлиан - римское родовое имя. Видимо, наши люди инстинктивно чувствовали, что к римскому роду они не принадлежат и переделали Юлиана в Ульяна.
Всем помешаным на РОДЕ просто необходимо изучить все имеющиеся сведения о Римских родах.

Крестьяне продолжали наблюдать за погодой. По просьбе взрослых дети в игровой форме заклинали дождь.

______
У современных магов хорошо пойдёт работа со стихией воды, с пресмыкающимися и земноводными.

Sapere aude

7

Re: Дни календаря (июль)

5 июля.

Святые:
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский.
Мученики Зинон и Зина.
Мученики Галактион, Иулиания.

В Народном календаре - УЛЬЯНА

И вот та самая Ульяна, которую вчера окликал Ульян. Вы поняли, конечно, что речь о мученице Иулиании, которая была сожжена вместе со своим сыном Сатурнином за исповедание христианской веры. По неизвестной причине Сатурнин не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Имя Иулиания (Юлиания, Ульяна), так же как имя Иулиан (Юлиан) является римским личным именем. Разумеется, в наши дни никто вам не запретит назвать подобным именем ребёнка даже если вы не принадлежите к роду Юлиев.

Народная обряднось дня повторяет всё то что было актуально для дня предыдущего.

Sapere aude

8

Re: Дни календаря (июль)

6 июля.

Святые:
Мученица Агриппина.
Праведный Артемий Веркольский.
Святитель Герман, архиепископ Казанский.
Священномученик Евстохий, мученики Гаий, Провий, Лоллий и Урван.

Празднование чудотворной иконе Божией Матери Владимирской.

В Народном календаре:
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА
АГРАФЕНА ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ

С Аграфены начинался т.н. Купальский цикл, который продолжался до Петрова дня (12 июля): празднования и ритуальные действия связанные с наивысшим расцветом природных сил. По поводу самого названия есть разные мнения. Одни исследователи считают что происходит оно от слова "купаться", кто-то намекает на "купель", а кто-то видит в этом слове связь с солнцем. Я думаю, что самое простое объяснение и есть самое верное - купание. До этого дня не принято было купаться в открытых водоёмах, а после Аграфены Купальницы запрет снимался. Вообще, считается, что купальские обряды восходят к неким дохристианским ритуалам очищения стихиями воды и огня, обмена энергиями с окружающим миром, с природными силами.
Что происходило в этот день В.Даль выразил одной фразой: "Моются и парятся в банях; общее купание с песнями".
Перечислим более подробно:
Ритуальное посещение бани. Ритуальное купание в природном водоёме, обливание водой. Снятие порчи, сглаза, лечение болезней. В этот день, если правильно взяться, можно любую порчу снять и любую болезнь вылечить. Вечером - ритуальная трапеза на берегу водоёма.
Заход солнца - наступает Иванова ночь. Пора зажигать купальский костёр.

Разумеется, весь день в бане не проводили. Были и другие занятия. Например, сбор лекарственных трав. Считалось что в эти дни они наполнены особой целительной силой. Травами устилали пол в бане, добавляли их к веникам, плели венки. Кстати, про веники. Их вязать и массово заготавливать тоже начинали или 6 июля или на следующий день. Девушки и женщины после обеда запрягали лошадей и на несколько часов уезжали в лес. Веники вязали в основном из берёзовых веток, но делали и несколько штук и из других пород: из дуба, из ольхи, черёмухи, липы. Любители попариться могут вам подробно рассказать когда и как надо применять их. Веник можно использовать и для гадания. Для этого его надо перебросить через крышу бани и смотреть в какую сторону он упал комлем. Если бани поблизости нет, можно перебросить через голову назад.
Гадали и на травах. Девушкам же интересно узнать всё про женихов, вот и собирали 12 разных трав (чертополох и папоротник обязательно должны быть в этом списке), в ночь на Ивана Купалу клали эти травы под подушку со словами: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять".
Если в наших современных реалиях найти 12 трав проблематично, можно использовать другой вариант гадания. Сорвать подорожник (его ещё называли трипутник. Видимо от слов "три пути"), положить под подушку, сказать: "Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"
Вечером у воды девушки гадали на венках. Венок тоже должен был быть не абы какой. Обязательно следовало вплести в него цветы ивана-да-марьи, богородской травы, медвежьего уха, лопуха. Впрочем, в каждой деревне список был свой, как и варианты трактовки поведения венка в воде.

Sapere aude

9 (12.07.2021 11:55:30 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

7 июля.
Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fa35nno01r7r1sig1schjnlg057.png

Святые:
Преподобный Антоний Дымский.
Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские, Новгородские.
Мученики семь братьев: Орентий, Фанкарий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак, Лонгин.

ИВАН КУПАЛА
ИВАНОВ ДЕНЬ
Начать, пожалуй, надо с того, что в среде современных язычников нет единого мнения о том когда надо отмечать этот праздник. В беседах со мной называли разные даты: 7 июня, 7 июля, день летнего солнцестояния. Откуда возникла путаница с днями 7 июня и 7 июля я уже рассказывала. Что касается дня летнего солнцестояния, то здесь имеется парочка вариантов:
1. Стремление сблизить русские народные обычаи с Виккой.
2. Неразбериха с календарями, Юлианским и Грегорианским.
Несколько раз неоязычники пытались доказать мне, что Купалу раньше отмечали 24 июня, "а это и есть день летнего солнцестояния". Оставим это утверждение без комментариев, просто примем к сведению что и такое объяснение имеет место быть.

Многочисленные источники, наблюдения и записи этнографов указывают на то, что народный праздник Купала народ наш отмечал в день церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. И сами церковные деятели это подтверждают. Далее цитата: "Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворепие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и ногам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех" (конец цитаты). Так писал игумен Памфил в 1505 году Псковскому наместнику.

Знаменитый Стоглавый собор тоже не обошёл стороной эту тему: "Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою" (конец цитаты).

Здесь нам интересно не только описание празднования, но и дата самого праздника - Рождество Иоанна Предтечи. Я не вижу смысла пытаться спорить с этими точными указаниями на конкретный день.

Есть ещё экзотическая версия о том, что Рождество Христово приурочено творцами христианской религии к зимнему солнцестоянию, дню с которого солнце начинает "расти", а Рождество Иоанна Предтечи - к дню летнего солнцестояния, с которого солнце начинает "умаляться". Что может символизировать умаление Ветхого Завета и растущее значение Нового.

Празднование Иванова дня начиналось с заходом солнца в день Аграфены Купальницы (6 июля). Наступала та самая волшебная Иванова ночь. С заходом солнца зажигался купальский костёр (сразу отметим, что гасили его с восходом солнца 7 июля). В разных местностях место для костра выбирали с учётом особенностей ландшафта. Если была возможность устроить его возле природного водоёма (реки, озера) так и поступали. Если нет, то шли на росстань или на возвышенность. Костры тоже были разные. Где-то просто костёр, где-то поднимали на жердь колесо или бочку и поджигали, а где-то, вообще, вместо огня был куст крапивы.
В праздновании Ивана Купалы принимали участие все жители деревни, но всяк по-своему. Молодёжь веселилась у костра, купалась в реках и озёрах, любовалась на игру солнца. Некоторые девушки предпочитали проводить обряды в одиночестве или с близкими подругами. Знатоки трав шли в лес и в поле собирать волшебные растения. Отмечу, что речь идёт именно о волшебных травах или о травах, которые используются с магическими целями. Например, зверобой к этому дню мог уже быть непригоден для использование как лекарство, но на его магические свойства это не влияло.
Особое значение придавалось цветам Ивана-да-Марьи.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1facr0u79g76108i1uem11le18ud1n.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1facr04u51tdm1ts51kcc85bg6gv.jpg
Существует несколько вариантов легенды связанной с этим цветком. В ней говорится о разлучённых в детстве брате с сестрой, которые повзрослев встретились и полюбили друг друга. Разумеется, кровосмесительная связь ни к чему хорошему не привела.  Герои умерли, а потом то ли боги превратили их в цветок, то ли цветок сам вырос на их могиле. Некоторые исследователи считают, что купальские обряды следует осмысливать в духе этой легенды, как союз брата Огня (небесного (солнце) и земного (очаг, костёр)) и сестры Воды. Что, на мой взгляд, несколько необычно. Мы ж привыкли что чаще всего эксплуатируется миф о союзе Неба и Земли. Но для земледельца солнечное тепло и влага имеют большое значение, с этим не поспоришь.
Землю тоже не обошли вниманием. По поверьям в эту ночь земные недра могли открыть людям свои богатста и тайны. Растения переходить с места на место и разговаривать друг с другом. Животные могли заговорить на языке людей. А слепая змея медянка обретала зрение и, малось офигев от такого дара, делалась агрессивной и бросалась на любого кто подходил слишком близко. Да так бросалась, что пробивала своим телом человека насквозь.
И, конечно, нельзя обойти вниманием поиски цветка папоротника, который по поверьям цвёл один раз в году в ночь на Ивана Купалу. Будучи подростками мы тоже ходили его искать, но, разумеется, ничего не нашли. Моя кузина, будучи старше меня на три года, даже привела весомый аргумет: "Цветы появляются из бутонов, а здесь, посмотрите, нигде ни одного бутона нет, откуда цветы возьмутся?" Мы ж тогда ещё не читали всякие умные эзотерические книги и понятия не имели что цветок папоротника это "сгусток астрального света", который невозможно увидеть физическим зрением. Тут нужно зрение астральное, которое или случайно может открыться при определённых обстоятельствах или его надо у себя развить путём длительных тренировок.

Мне известно, что в наши дни многие хотят принимать участие в Купальских обрядах или проводить их самостоятельно. Но не у всех есть для этого возможности. Что я могу здесь сказать. Надо постараться смотреть на вещи шире, проявлять смекалку, что-то можно и передалать не нарушая общего течения энергий Купальской ночи.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1facr5bsl182f1k4kp3j1vgg1n5ll.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1facr4ljlev2120qltt1ou119u97.jpg

Sapere aude

10

Re: Дни календаря (июль)

8 июля.

Святые:
Преподобномученица Феврония, дева.
Преподобный Никон Оптинский, исповедник.
Благоверные князь Петр (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния), Муромские.
Святые Петр и Феврония Муромские являются образцом христианского супружества. Они прославились благочестием и милосердием и, приняв иноческий постриг, скончались в один день и час.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fa36emk7f7b1s6v1c1715uv12l31e.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fa36dncpa16591b4414s61qs97.png

В современной России - День семьи, любви и верности. Праздник придуман "сверху" как "наш ответ Дню святого Валентина". Впервые отмечался в 2008-м году. Все календари, выпущенные после этой даты могут содержать недостоверную информацию о значении этого дня в Народном календаре.  В угоду политической коньюктуре.

В Народном календаре - ПЕТР И ФЕВРОНИЯ.
На Руси любили читать и слушать всяческие легенды, созданные по мотивом различных жизнеописаний святых. Вот и про Петра с Февронией ходили разные списки, история их встречи, любви и жизни рассказывается по-разному. Основные моменты:
Болезнь князя.
Исцеление его простолюдинкой.
Требование жениться в благодарность за исцеление.
Отказ князя от женитьбы.
Снова болезнь.
Деваться некуда - пришлось жениться.
Бунт знати против неравного брака и изгнание супругов из города.
Несчастья и беды обрушились на город Муром.
Народ решил, что это гнев божий за изгнание законных правителей.
Возвращение супругов на престол.
Годы правления.
Смерть 25 июня (8 июля) 1228 года. Перед смертью супруги приняли монашеский постриг.
Интрига с перемещением тел в гробах.
Похоронены в одном гробе.
Канонизированы в 1547 году.

Это, подчёркиваю, один из вариантов. Причёсанная история может быть и иной. Например, что Феврония была знатного рода. Правда тогда непонятно за что их изгнали. И, разумеется, в современой версии старются всячески затушевать, а то и вовсе опустить момент с отказом князя жениться.

Но, опять скажу, людям история нравилась. Она доказывала, что любая деревенская девчонка может отхватить себе добра молодца князя. Надо только изучить народную медицину.

Вполне вожможно, что в некоторых местностях старались приурочить свадьбу к этому дню, чтоб заручиться покровительством святых супругов.

А поклонники "другого ведомства" могут попробовать поворожить на любовь.

Из наблюдений за погодой: "Жара в день Петра и Февронии - ещё 40 дней будет жарко",

Sapere aude

11

Re: Дни календаря (июль)

9 июля.

Преподобный Давид Солунский.
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский.
Преподобный Тихон, Луховский, Костромской.
Преподобный Иоанн, епископ Готфский.

Тихвинской иконы Божией Матери.

+ открыть спойлер

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505–1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери. (Азбка веры)
В годы Великой отечественной войны икона была вывезена в Европу, а затем в США. В 2004 году возвращена в Россию. В настоящее время находится в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fa5qgvqq10uh1lr213ts13cu1tqr7.png

В Народном календаре:
ТИХВИНСКАЯ
ЯГОДНИЦА
ДАВИД ЗЕМЛЯНИЧНИК

В этому дню в лесу поспела земляника, поэтому и называли день - Ягодница. Девушки, женщины и дети старались выбрать время и сходить за земляникой.

Ещё интересно обыгрывали слово "Тихвинская", говорили: "На Тихвинскую ягоды поспевают и птицы затихают".

______
Проводятся обряды на мир в доме, "утишение", "утихомирить".
Заговоры на ягоды. Собирают и сушат земляничные листья. Если понадобится взять в долг деньги, надо положить в карман эти листья - отказа не будет.

Sapere aude

12

Re: Дни календаря (июль)

10 июля.

Святые:
Преподобный Сампсон Странноприимец.
Праведная Иоанна, мироносица.
Преподобный Севир, пресвитер.
Преподобный Серапион Кожеезерский.
Преподобный Мартин Туровский.
Преподобный Георгий Иверский, Святогорец.

В Народном календаре - САМСОН СЕНОГНОЙ.

Имя Сампсон (Самсон) еврейского происхождения, означает - солнечный. Второй вариант - малый сын.
Прозвали этот день в народе "Сеногноем" потому что в самом разгаре сенокос и ежели (по закону подлости) "На Самсона-сеногноя дождь - то до бабьего лета мокро". А это уже очень плохо для сена, не высохнет, а сгниёт. В наших краях примета звучит немного по-другому: "Если в этот день дождь - то и семь недель то ж". Нас, школьников проводивших каникулы в деревне, подобная перспектива очень пугала. Считай пропали каникулы. Что касается заготовки сена, то сама я с малых лет принимала в этом участие и весьма охотно, нравилось мне помогать бабушке с дедушкой. Дедушка даже сделал для меня маленькие грабельки, с которыми я ходила по сенокосу и переворачивала сено с одной стороны на другую, чтоб быстрее сохло. У нас это называлось - сено ворошить. Этот навык пригодился мне в период работы в одном из НИИ, там мы тоже занимались заготовкой сена для наших подопытных животных.

Надо отметить, что если всё-таки начинался дождь, ребятишки в игровой форме просили его перестать. Иногда этим занимались и взрослые, те кто понимал толк в заговорах и обрядах.

_____
Хорошо идут обряды на исцеление больных.

Sapere aude

13 (25.07.2021 11:39:53 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

11 июля.

Святые:
Мученики, бессребренники и чудотворцы Кир и Иоанн.
Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамского монастыря на Ладожском Озере.
Преподобный Ксенофонт Робейский.
Преподобный Павел, врач.

Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Троеручица".
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1faa3g9dglh1q1v13si1qm51agd7.png
Официальную версию появления третьей руки на иконе Богородицы можно прочесть на любом православном ресурсе. Но есть версия и народная. Точнее, русская народная. Она была опубликована С.В.Максимовым в книге "Нечистая, неведома и крестная сила". Далее цитата:
"Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега" (конец цитаты).
Люди верили, что именно в память об этом событии и была написана икона "Троеручица".

В Народном календаре день носит название - ТРОЕРУЧИЦА.
Примет и обрядов на этот день не записано.
______
P.S. Одна из читательниц "Дней календаря" поделилась историей, которую я привожу здесь:
"У меня когда был свой магазин, зашли две женщины, продавали иконку, так вот, говорили байку-замануху мол иконка эта, в торговле помогает, мол деньги грести будешь тремя руками, вот так людей умели дурить она у меня есть..."
Интересная версия на счёт "грести деньги тремя руками". Не припомню чтоб раньше такое слышала.

Sapere aude

14

Re: Дни календаря (июль)

12 июля.

Православная церковь чтит в этот день
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fadio0u91pu01met1619scp1hrd2p.jpg

Когда-то апостол Петр был сыном рыбака и носил имя Симон. Андрей Первозванный, коему Симон-Петр был братом, привёл его к ко Христу и  вскоре Петр стал одним из самых ревностных учеников. Он присутствовал при чуде Преображения на горе Фавор и первым провозгласил Иисуса "Христом, сыном Бога живого". Правда, он же трижды отрёкся от своего учителя, но это детали. После Распятия и Воскресения апостол Петр возглавил одну из первых христианских общин. За исповедование христианства был распят на кресте вниз головой во времена императора Нерона (в 67 году). Легенда гласит, что это сам Петр выбрал такой способ распятия, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fadhtp321udfr8c1j3318t96661j.jpg
В связи с тем, что Пётр считается основателем Католической церкви, перевёрнутый крест изображён на троне папы римского.
В католической традиции Петра часто изображают с ключами в куке, а у нас вот всё больше со свитком
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fadird53ae01q3k111u5ni1itm37.jpg

Позволю себе небольшое отступление.
Мне повезло учиться в советской школе, где хоть и не было "Основ православной культуры", но всё это рассказывали в рамках уроков истории. Так что я прекрасно знаю что такое Крест святого Петра и не путаю его с сатанинским.

Апостол Павел до обращения в христианскую веру носил имя Савл. Его чудесным образом призвал к служению сам Господь. За распространение христианской веры был обезглавлен тоже в 67 году.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fadijah6gc71t491glh1go41v8p26.jpg

Вот вкратце история двух апостолов день общего мученичества которых Православная церковь отмечает 12 июля (29 июня ст.ст.).

Sapere aude

15 (13.07.2021 12:48:58 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

12 июля.

В Народно календаре - ПЕТРОВКИ, ПЁТР - ПАВЕЛ, ПЕТРЫ И ПАВЛЫ, ПЕТРОВ ДЕНЬ.

Для меня Петров день это, прежде всего, старая поговорка: Пётр-Павел час убавил. Позже, 2-го августа, к ней добавлялось: Илья-пророк два уволок. Так говорили в наших краях. В других местах говорили немного иначе: Пётр и Павел день убавил. Однажды мне довелось присутствовать при небольшом споре, возникшем от непонимания второго варианта: "Как это день убавил? Что в календаре на один день меньше стало?" Пришлось объяснить, что здесь имеется в виду световой день, а не день как календарная единица. Просто ночи становятся темнее, дни короче, вот и говорят что день (светлое время суток) убавился.
Ещё в связи с Петровками говорили: "Кукушка подавилась колоском". Замечали люди, что примерно в это время переставали куковать кукушки и петь соловьи.
Появляются первые жёлтые листья на деревьях: "Придёт Петрок - сорвёт листок", "Прошли Петровки, опало по листу; прошёл Илья - опало по два". Такая вот перекличка Петрова дня с Ильиным.
Очень ждали дождя, говорили: "На святого Петра дождь - урожай недурной, два дождя - хороший, три дождя - богатый". Но тут, конечно, крестьянину не угодишь: дождь хорош для урожая, но плох для сена, заготовкой которого занимались в эти дни.
12 июля на Руси было принято омечать окончание Петрова (Петровского) поста, который начинался в понедельник через неделю после Троицы и имел разную продолжительность.
К этому дню готовились заранее, покупали спиртное, варили пиво и различные кушанья, ждали в гости родных. Причём не только живых. В некоторых местностях было принято оставлять после ужина еду на столе, чтоб "родители" могли угоститься, если решат заглянуть. Но в петровских застольях принимали участие, в основном, люди семейные, старики и старушки. Молодёжь праздновала иначе. Обычаи Петрова дня во многом напоминают обычаи Троицы и Купалы. В ночь с 11-го на 12-е ходили на возвышенные места, жгли костры, водили хороводы, устраивали разные игры, ждали восход солнца и смотрели как оно "играет" переливаясь разными цветами. Верили что купание на рассете Петрова дня очищает от "любодейных грехов". Интересно ещё то, что до такого купания вполне допускался тот самый "любодейный грех". Парни и молодые бабы кое-что позволяли себе в эту ночь. Прошу обратить внимание: бабы, а не девушки. Бывало что у костра разыгрывали шуточную сводьбу со всеми этапами, начиная от сватовства и заканчивая имитацией соития.  Девушки, присутствовавшие при этом совершенно не смущались. А то они не в деревне живут и не видели как кобель на сучку скачет или бык на корову.
Ещё одной отличительной особенностью ночи накануне Петрова дня были т.н. ритуальные бесчинства молодёжи. Молодые люди рассыпали поленницы, тащили со дворов бороны и прочую утварь, устраивали из всего этого на улицах баррикады. Считалось, что в этом случае молодые люди как бы подменяют собой нечистую силу, которая в эту ночь могла навредить людям. А так вот глянут нечистики: "Ага! Тут уже кто-то вредит, пойдём-ка мы в другое место". Утром все вместе с шутками и смехом наводили порядок.

Надо добавить ещё вот что. Поскольку апостол Петр был сыном рыбака, то на Руси его считали своим покровителем те кто занимался рыбными промыслами. Так что 12 июля, это ещё и профессиональный праздник рыбаков. В этот день они ходили в церковь, ставили мирскую свечку к Празднику или к иконе св. Петра. Потом варили мирскую уху и, как уж водится, угощались.

Sapere aude

16 (29.07.2021 18:04:57 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

13 июля.

Собор 12-ти апостолов
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1faf7k5eo1fs71tc61a5i1032109d7.jpg
Святые:
Преподобный Петр, царевич Ордынский, Ростовский.
Святитель Софроний, епископ Иркутский.

В Народном календаре - ПОЛУПЕТРА.
Откуда взялось такое название непонятно. Есть предположения что крестьяне считали вчерашний день Петра и Павла  в два раза значительнее чем сегодняшний день памяти Петра, царевича Ордынского.
По Юлианскому календарю - 30 июня, последний день первого летнего месяца. Говорили: "12 апостолов весну кличут, вернуться просят", "Макушка лета через прясла глядит" (слово "прясло" имеет несколько значений. Что конкретно имеется в виду мы сейчас можем только догадываться). В этот день не работали, придумав отговорку: "Чтоб град не побил посевов". Но, вероятнее всего, просто опохмелялись и отдыхали после Петровок.
В некоторых местностях устраивали последние проводы весны, "поминки по весне", обставив это ритуально. Как обычно, делали куклу из соломы, наряжали в сарафан и кокошник, всячески чествовали, а потом или бросали в реку или сжигали.

Sapere aude

17 (29.07.2021 17:57:56 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

14 июля.

Святые:
Бессребренники Косма и Дамиан.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fbp8t0pqrbi11quq4iik9mon7.jpg

Мученик Потит Гаргарский.
Преподобный Петр патрикий.
Праведная Ангелина Сербская.
Преподобный Никодим Святогорец.

В Народном календаре - ЛЕТНИЕ КУЗЬМИНКИ, КУЗЬМА-ДЕМЬЯН.
Про три пары святых с именами Косма и Дамиан мы уже говорили 14 ноября. Тогда были Осенние Кузьминки, а сегодня (14 июля) - Летние.
Отмечали этот день только женщины. Ну, как отмечали. Поработав с утра на сенокосе и в огороде, сделав все дела по дому они собирались где-нибудь по-соседски, приносили первые овощи со своих огородов, покупали вскладчину угощения и чего-нибудь выпить (пиво или наливочки). Бывало что и свои настоечки ставили. Вели разговоры, пели песни. Такое проведение времени называли - женские братчины. Женщины шутили в этот день: "Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем."

Sapere aude

18

Re: Дни календаря (июль)

15 июля.

Святые:
Святитель Фотий, митрополит Киевский.
Святитель Иувеналий, патриарх Иерусалимский.

Православная церковь отмечает важное событие: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fakvq8c71kna1om31b9v1c771h907.png
Дело было так.
Божия Матерь перед Успением (перед своей смертью, чтоб вам было понятнее) подарила одну из своих одежд (ризу) некой еврейской девице и просила передавать эту ризу из поколения в поколение девицам этого рода. Но в годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457–474) о святыне стало известно властям светским и церковным. Ризу у еврейки изъяли и увезли в Константинополь. Впоследствии она была помещена в специально воздвигнутом храме во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря).

В Народном календаре - РИЗЫ.
В некоторых местностях в этот день не работали в поле, не обрабатывали лён и коноплю. Также был запрет на работу с тканями.
В костромской губернии почему-то именно к этому дню приурочивали уборку хлевов. После уборки выставляли столы с закусками и приглашали священника освятить хлев и скот.

Sapere aude

19 (21.07.2021 19:41:45 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

16 июля.

Святые:
Мученик Иакинф.
Святитель Филипп, митрополит Московский.
Преподобный Анатолий Печерский.
Анатолий Печерский, затворник.
Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский.
Благоверные князья Василий и Константин (Всеволодовичи) Ярославские.
Святитель Василий, епископ Рязанский.
Блаженный Иоанн Московский, Большой Колпак, Христа ради юродивый.
Преподобный Никодим Кожеезерский.
Мученики Диомид, Евлампий, Мокий, Марк.
Преподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих".

В Народном календаре день названия не получил.
Но почему-то считался несчастливым.

Sapere aude

20

Re: Дни календаря (июль)

17 июля.

Святые:
Святитель Андрей, архиепископ Критский.
Преподобная Марфа Антиохийская, мать Симеона Дивногорца.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец.
Благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
Преподобный Евфимий Суздальский, архимандрит.

В Народном Калекндаре - АНДРЕИ НАЛИВЫ или АНДРЕЙ НАЛИВА. МАРФА.

Хлеба наливаются и ягоды в соку. Про этот день говорили: "На Марфу овёс в кафтане, а на грече и рубашки нет", "Озимь в наливе, греча на всходе", На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овёс до половины дорос". В северных губерниях говорили чуть иначе: "На Андрея озими в наливах, а батюшка-овёс до половины не дорос".

_____

Хорошо удаются заговоры на спелые ягоды.

Sapere aude

21

Re: Дни календаря (июль)

18 июля.

Святые:
Преподобный Афанасий Афонский.
Преподобный Сергий Радонежский.
Преподобномученица инокиня Варвара Алапаевская.
Преподобномученица великая княгиня Елисавета.
Мученицы Анна и Кирилла.
Преподобный Лампад Иринопольский.

Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Экономисса" ("Домостроительница").
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fas9ngm2l3u1n78sqc1b1h18uc7.jpg

+ открыть спойлер

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница» находится на Афонской горе, в лавре св. Афанасия. История ее появления такова.

В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру. Однако вскоре из-за сильного голода всем инокам пришлось покинуть обитель в поисках другого пристанища. Остался один старец-игумен, но и сам он в скором времени вынужден был оставить лавру. С железным посохом отправился он в путь, но вдруг увидел идущую навстречу ему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий удивился: откуда могла появиться здесь женщина, если вход им на святую Гору строго воспрещен? Однако Женщина сама спросила его о том, куда он идет. В ответ св. Афанасий задал Ей вопросы: «Кто Ты и как сюда зашла? И зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». Затем он рассказал все, что случилось с его лаврой, на что Женщина ответила: «Только это! И ради куска хлеба ты бросаешь свою обитель?! Вернись! Я помогу тебе, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место среди всех афонских обителей». «Но кто же Ты?» – спросил изумленный Афанасий Незнакомку. «Я – Матерь Господа твоего. Я – Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель», – отвечала Женщина. Недоверчиво посмотрел св. Афанасий на Нее и ответил: «Боюсь поверить этому, бывает, что и враг принимает образ светлого ангела. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов?». «Видишь этот камень, – услышал старец, – ударь по нему своим посохом и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Знай же, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры».

Афанасий ударил посохом по камню, и из него хлынула вода. Пораженный этим чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно припасть к ногам Пресвятой Богородицы, но Ее уже не было. Тогда Афанасий возвратился в свою обитель и к великому изумлению нашел, что кладовые монастыря наполнены всем необходимым. Вскоре в обитель вернулись многие из братии.

По воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры нет эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавpe написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола в молитвенном положении изображен преподобный Михаил Синадский, а с левой – св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символизируя этим особое попечение, покровительство и заботу, оказываемые обители Божией Матерью.

На месте явления Пресвятой Богородицы св. Афанасию была воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного Источника. В ней находилась икона, изображающая совершившееся здесь чудо. Источник же до сих пор обильно струится, утоляя жажду паломников и подавая исцеление верующим.
(Азбука веры)

В Народном календаре - АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. АФАНАСИЙ ЛЕТНИЙ.

После нескольких праздников в честь Солнца (Купала, Петровки), люди вспомнили про Месяц (про Луну, ежели вам угодно). К сожалению, сведений как проходил праздник очень мало. В основном сообщается, что ходили смотреть как месяц играет на всходе: меняет свой цвет, перебегает с места на место, прячется за облаками. Увидеть такую игру месяца считалось счастливой приметой, предвещало хороший урожай.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fas9u55o16fs11oi10eetqi47l7.jpg

Sapere aude

22

Re: Дни календаря (июль)

19 июля.

Святые:
Преподобный Сисой Великий.
Преподобный Сисой, схимник Печерский.
Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская.
Мученики Марина, Марфа, Аввакум, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие в Риме.
Мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перигрин, Руф и Руфин.
Мученица Лукия, дева.
Мученики Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Диодор, Аронс.

В Народном календаре - СИСОЙ. ЕРМИЙ.
В Народном календаре имеются всякие Еремеи: и Еремей Запрягальник, и Еремей Распрягальник. Ну, а сегодняшний Ермий ни то, ни сё. Про это день говорили: "Всякий Еремей про себя разумей, когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать".
Продолжали наблюдать за месяцем. Записаны такие приметы: "Если луна бледна или мутновата, то будет дождь; если чиста и ярка - то вёдро", "Яркая луна - к росе".

Sapere aude

23

Re: Дни календаря (июль)

20 июля.

Святые:
Преподобный Фома.
Преподобный Акакий.
Преподобная Евдокия (в иночестве Евфросиния), княгиня Московская.
Мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин, Герман.
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астиан монах.
Мученик Евангел, епископ Румынский.
Мученица Кириакия.

Празднование Влахернской иконе Божией Матери.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fb1t2egc1eukfi5g7d1006vie9.jpg

В Народном календаре день никак не отмечен.
____
Знахаркам в этот день хорошо удаётся лечить детские недуги.

Sapere aude

24 (21.07.2021 12:18:35 отредактировано Jaine)

Re: Дни календаря (июль)

21 июля.

Святые:
Великомученик Прокопий.
Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый.
Праведный Прокопий Устьянский.

Празднование Казанской иконе Божией Матери.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fb409tju1btglmd2sikegk757.jpg

О Казанской иконе мы уже рассказывали 4 ноября, тогда же упоминалось что на Руси празднуют Казанскую Зимнюю и Летнюю. Так вот 21 июля - Летняя Казанская.

А ещё, как вы могли заметить, Православная церковь вспоминает в этот день сразу трёх святых Прокопиев.
Имя Прокопий греческого происхождения, означает - вынутый из ножен, схвативший меч за рукоятку, обнажённый, опережающий, успевающий. Красивое имя для воина. На Руси его малость упростили и стал просто - Прокоп. Из трёх, чтимых в этот день Прокопиев, двое наши, Расейские: 
Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fb41u26flvb1nia1i5h17j810qo7.png

и Прокопий Устьянский
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fb425uodj70bbo1q1g132coeu4i.jpg

+ открыть спойлер

Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.

В связи с увеличением числа чудесных исцелений мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 годах, после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали его мощи, была написана его икона и совершалась служба.

В 1818 году установлено повсеместное празднование памяти святого.
(Азбука веры)

Оба они подвизались на Русском Севере и там их культ даже затмевал культ Казанской иконы.
Поэтому в Народном календаре день носит названия:

ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ
ПРОКОПИЙ ЖНЕЦ
ПРОКОПИЙ ЖАТВЕННИК
ЛЕТНИЕ ПРОКОПЫ

Но, как бы ни называли день, именно с него начинали готовится к жатве. Кое-где, несмотря на то что празник и всё такое, делали в поле т.н. "зажин". То есть ритуальное начало жатвы. Женщины-жницы приходили в поле, взяв с собой еду и, сжав несколько снопов, отделяли первый и садились возле него есть принесённые с собой кушания: варёные яйца, сало, хлеб и соль. Потом первый сноп торжественно несли в дом  и ставили под образа. Впоследствии его первым помещали в овин и с него начинали молотить.
В разных местностях перед началом жатвы совершали ритуальные действия. Все они примерно одинаковы:
Срезав первые несколько колосков, скручивали их и затыкали за пояс "чтоб спина не болела".
Скрутив жгут из колосьев, опоясывались им со словами: "Как былинка гнётся и не ломится, так бы и рабы Божией (имярек) спина гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!"
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fb4435t41rpf1esj13jav54j89.jpg

Говорили:
Поспела черника - поспела и рожь.
Жатва поспела и серп изострен.
Зерно в колосу - торопись жать полосу.
Прокопий - жнец, жатвенник, жатву начинает.

Говорили ещё, что в этот день камаха (червец) лежит клубком. Кто найдёт камаху, обеспечит себе удачу, счастье и благополучие на весь год. (Что представляет из себя эта таинственная камаха я не знаю. В наших краях про неё не рассказывали.)

В некоторых местностях России на Прокопьев день не ходят купаться, т.к. считается, что Водяной в этот день "играет", может утянуть на дно. Само собой разумеется, что не ходили и стирать-полоскать бельё к водоёмам.

Sapere aude

25

Re: Дни календаря (июль)

22 июля.

Святые:
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский.
Священномученик Кирилл, епископ Гортинский.
Святитель Феодор, епископ Едесский.
Мученик Александр Египетский, воин.
Преподобномученики Патермуфий, Коприй.

В Народном календаре - ПАНКРАТИЙ И КИРИЛЛ.

Пробуют первые огурцы.
Записан интересный обычай: первый огурец есть нельзя, его надо сорвать и закопать в углу огорода. Это, вроде как, жертва огородному богу, чтоб он в дальнейшем урожаем радовал.

Sapere aude