26

Re: Дни календаря (август)

24 августа.

Святые:
Мученик архидиакон Евпл.
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские. 
Преподобный Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок , в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Мученица Сосанна, дева и мученики Гай, папа Римский, Гавиний, пресвитер, Клавдий, Максим, Александр, Куфий, Препедигна.

В Народном календаре - ВАСИЛИЙ ОСЕННИЙ.
Несмотря на то, что по Юлианскому календарю ещё 11 августа, Народный календарь уже начинает упоминать осень. Примерно к этому дню приурочивали стрижку овец, пока они не начали обрастать зимней шерстью. Говорили: "Святой Василий овцам шерсть даёт". Надо сказать, что святой Василий, так же как и святой Феодор были иноками Киево-Печерской лавры и погибли не от руки каких-нибудь печенегов или половцев. Их запытал и замучил насмерть вполне себе православный князь Мстислав Святополкович (во святом крещении - Пантелеймон).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdsa12m817oi10lnc7h1c081a4j7.jpg

Второе название дня в Народном календаре - ЕВПЛ.
В честь мученика Евпла, принявшего мучения и смерть за свою веру во времена императора Диоклитиана.
Имя Евпл греческого происхождения, означает - хорошо плавающий, благоплавающий, добрый плаватель.

Ночь на Евпла считалась на Руси Навьей. Навьями назывались духи умерших людей, враждебно настроенные к живым. И вот именно в эту ночь они имели привычку выходить из могил и бродить по кладбищам, пугать людей всякими световыми и звуковыми эффектами (блуждающие огни, свист, хохот, вой и т.п.).
И.П.Сахоров записал поверье, распространённое в Рязанской губернии. Там люди рассказывали что на кладбище могут встретиться не только привидения, но и призрак белого коня, который бегает там со времён битвы русских с татарами "под предводительством Батыя окоянного". Конь этот, якобы, до сих пор ищет своего седока. Но, имейте в виду, это Рязанское поверье ныне разлетелось по разным источникам и упомянутого коня уже начинают искать на каждом городскои и сельском кладбище.

Sapere aude

27

Re: Дни календаря (август)

25 августа.

Святые:
Мученики Фотий и Аникита и многие с ними.
Священномученик Александр, епископ Команский (по указанию Божию был избран в епископы из продавцов угля, угодил Богу смирением и добрыми делами).
Мученики Памфил и Капитон.

В Народном календаре день никак не отмечен.

Просто скажу несколько слов про имя Фотий. В переводе с греческого оно означает - свет, светлый.  Но, в отличие от женского варианта (Фотина - светлая, Светлана), не получило такой кальки.

Какие ещё имена, связанные со словом "свет" мы знаем. Сразу вспомнила Люцифера.
Люцифер - несущий свет, светоносец (лат.).
Фот - свет (греч.).
Фотий - свет, светлый, освещающий (греч.).
Фотин - свет, светозарный, солнечный (греч.).
Лукиан - свет, светлый (лат.).
Лукий - светящий (лат.).
Лукиллиан - свет, сияние (лат).

В общем, граждане, ежели вы хотите назвать сынишку Люцифером, а вам, ссылаясь на закон, в этом отказывают, вы вполне можете дать ему имя Фотий или Лукий/Луций. Потому что это, по сути, одно и то же.

Sapere aude

28

Re: Дни календаря (август)

26 августа.

Святые:
Преподобный Максим Исповедник.
Блаженный Максим, Московский, Христа ради юродивый.
Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский.
Мученики Ипполит, Ириней, Авундий и мученица Конкордия, Римские.

Празднование в честь икон Божией Матери именуемых "Семистрельная" и "Страстная".

И этот день тоже никак не отмечен в Народном календаре.

Но зато есть повод рассказать про святителя Тихона Задонского, епископа Воронежкого.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdug7jm71eqv1j7bv6tje311nt7.png
Ведь это во многом благодаря ему мы знаем про местночтимого Воронежского божка Ярилу. И даже больше, этот божок сейчас почитается язычниками как общеславянский Бог (с большой буквы "Б").
Как было дело.
Святитель Тихон Задонский родился в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в 1724 году. И звали его тогда Тимофей Соколов. Семья имела очень скромный достаток, но Тимофей смог поступить в Новгородское духовное училище, которое впоследствие получило статус семинарии. После окончания курса ему доверили должность преподавателя риторики и философии. В 1758 году Тимофей принял монашеский постиг и получил новое имя - Тихон.
Далее карьера его по церковной линии пошла в рост. В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо почившего Иоанникия Павлуцкого. Ну вот мы и добрались до славного города Воронежа, где в то время было распространено почитание Ярилы и в день его праздника творились всяческие бесчинства, как то: игры, пляски, еда, выпивка и - о ужас! - кулачные бои. И вот однажды, в разгар праздника, святитель Тихон столь убедительно выступил перед горожанами, что празднование в последующие годы уже не проводилось.
26 августа Православная Церковь отмечает преставление святого (1783) и второе обре́тение мощей (1991).

______

Икона Божией Матери "Страстная" названа так потому, что на ней около лика Богородицы изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. Один из ангелов держит крест, другой - копьё и губку.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusd3e21jkqh621d8v7k11pql7.png
_______

Икона Божией Матери "Семистрельная".
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusr2ucdblkbn1lg7120b19af1j.jpg

Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusrm121051u91h9av01hlg26.jpg

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой "Умягчение злых сердец" ("Семистрельной").
В русском переводе:
Умягчи наши злые сердца, Богородица, и нападения ненавидящих нас отрази, и всякие душевные огорчения наши разреши, ибо, взирая на Твой святой образ, Твоим состраданием и милосердием к нам мы сердечно сокрушаемся и раны твои целуем, о стрелах же наших, терзающих Тебя, ужасаемся. Не дай нам, Милосердная Мать, погибнуть в жестокосердии нашем или от жестокосердия ближних, ибо Ты воистину умягчение злых сердец.

(Азбука веры)

_____

Добавлю от себя. Заметила, что наши люди воспринимают эти иконы своеобразно. Они верят, что если держать такую икону при себе, то она поразит врагов стрелами. То есть, по сути, желают своим врагам всяческого зла и даже смерти. На мой взгляд, если б люди, называющие себя христианами, следовали тому что говорил сам Христос об отношении к врагам, многое в этом мире было бы по-другому.

Sapere aude

29

Re: Дни календаря (август)

27 августа.

Святые:
Пророк Михей (из 12-ти пророков).
Преподобный Феодосий Печерский.
Преподобный Аркадий Новоторжский.
Священномученик Маркелл, епископ Апамейский.

Пророк Михей Марасфитянин шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe1cnbam2411ltlfc61ki5c5m7.png
Это он почти за 800 лет до Рождества Христова предсказал что Спаситель родится в Вифлиеме.

В Народном календаре день получил название - МИХЕЙ ТИХОВЕЙ.

Это ещё одни день, когда крестьяне пытались определить какова будет осень. Говорили: "На Михея дуют ветры-тиховеи, к ведреной осени, на Михея буря - к ненастному сентябрю" и ещё: "Тихий ветер в сад - сухая осень в лес".
______

Также в этот день проходит празднование иконе Божией Матери, именуемой "Беседная".
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe1dgamv1mf21g54u0d19s31v5b19.jpg

Из Википедии:

+ открыть спойлер

Беседная икона Божией Матери — почитаемая в православии икона Пресвятой Богородицы, изображающая явление пономарю Георгию Юрышу Богородицы перед окончанием постройки храма на месте обретения Тихвинской иконы Божьей Матери в 1383 году. Предание сообщает, что явившаяся Богородица указала поставить на храм деревянный, а не металлический крест. Вместе с Богородицей явился Николай Чудотворец, пообещавший дать маловерным знамение. Просьба Богородицы не была исполнена и тогда мастера, который пытался установить металлический крест, подхватил порыв ветра и поставил невредимого на землю. После этого на храм был водружён деревянный крест.

Иконография Беседной иконы излагает сюжет предания: Богоматерь сидит на срубленном (на ряде списков — растущем дереве), покрытом распустившимися цветами, в руках у неё черный игуменский жезл. Ей предстоит муж в святительских ризах, подобный святителю Николаю. Перед Девой Марией изображён коленопреклонённый пономарь Георгий.

Sapere aude

30

Re: Дни календаря (август)

28 августа.

Успение.
Один из 12-ти главных православных праздников
Официальное церковное название:
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Согласно легенде, после Вознесения Иисуса Христа на небо, Его Мать осталась жить в доме апостола Иоанна Богослова. Когда пришёл срок окончания Её земной жизни архангел Гавриил уведомил об этом всех апостолов и они собрались у Её смертного одра.
Этот сюжет часто изображают на иконах.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6can8t1g7mc9u9b7ejfn27.jpg
На каноническом изображении Успения Богородицы мы видим как Христос принял в Свои руки душу Своей Матери. У христиан смерть считается новым рождением. К жизни вечной. Поэтому душа Богородицы изображается в виде спеленатого младенца.

В Народном календаре:
УСПЕНИЕ
БОЛЬШАЯ ПРЕЧИСТАЯ, ПЕРВАЯ ПРЕЧИСТАЯ
ГОСПОЖИНКИ
ДОЖИНКИ
СПОЖИНКИ

Как бы не называли этот народный праздник, суть одна - окончание жатвы. Отсюда и - дожинки, обжинки, спожинки. А вот слово "Госпожинки" более интересно. Имя Мария по-еврейски означает - госпожа. То есть праздник посвящён ещё и Госпоже полевых злаков (это определение использовал этнограф А.А.Коринфский). Тут я сразу вспомнила, некогда запрещённую Синодом, икону "Спорительница хлебов", на которой Богородица благословляет сжатые снопы ржи (празднование иконе 28 октября). Изобаражения немного разнятся, я выбрала сейчас вот такое
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6k2v0g168u1278177711d61rd07.jpg

Надеюсь, все помнят, что 28 августа заканчивается двухнедельный Успенский пост. Раньше крестьяне разговлялись не иначе как свежим  хлебом из зерна нового урожая. Тот же Коринфский писал:
На Большую Пречистую деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собой в церковь свежеиспечённый каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожидаются "свячёного куска" (конец цитаты).
После обедни шли с Крестным ходом в поля и на меже служился благодарственный молебен Божией Матери.
Помимо таких чисто религиозных обрядов, проводились и народные.
Характерной чертой праздника было то, что работы не прекращались, нужно было всё доделать, а потом праздновать. Окончание жатвы обставлялось ритуально: читались заговоры, заклинания, благодарения Господу, Богородице, святым и Земле-матушке. Обязательно оставляли несколько несжатых колосков, заплетали их особым образом и или пригибали к земле, или ставили вокруг них нечто вроде домика; тут уж в каждой деревне и даже в каждой семье был свой персональный обряд. Женщины катались по сжатому полю прося ниву вернуть им потраченую силу:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено.

Или:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку
В каждую жилку,
В каждый суставец.

Песен таких собирателями фольклора записано много. А вот фотографию мне удалось найти только одну
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6ll78u1ibn1qb26tf1brb1u9vq.jpg
На этом фото, снятом в 1914 году, женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая "Жнива, жнива, отдай мою силу".
Место сьемки: Рязанская губерния, Касимовский уезд, деревня Шемякино.

После того как в поле работа доделана, обряды выполнены, сноп-именинник внесён в дом устраивали совместную трапезу с пирогами, пивом и прочими угощениями.  
В некоторых местностях было принято ещё ходить на кладбище, поминать там усопших родных и друзей.

Sapere aude

31

Re: Дни календаря (август)

29 августа.

Православная Церковь вспоминает святых:
Мученика Диомида, врача.
Преподобного Херимона Египетского.

Предвижу, что некоторые граждане усмехнутся над именем Херимон. А, между прочим, ничего смешного, имя это греческого происхождения и означает - радующийся, довольный.

В Народном календаре :
ТРЕТИЙ СПАС
ОРЕХОВЫЙ СПАС
ХОЛЩЁВЫЙ СПАС
ХЛЕБНЫЙ СПАС
СПАС НА ПОЛОТНЕ
МАЛЫЙ СПАС

Давайте теперь вспоминать какие Спасы у нас в августе уже были.
1.) 14 августа. Первый Спас, Медовый Спас, Спас-на-воде. Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
2.) 19 августа. Второй Спас, Яблочный Спас, Спас-на-горе. Церковный праздник Преображение Господне.

И вот уже и Третий Спас.
Официально Православная Церковь отмечает Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Напомним вкратце в чём там было дело.
Дело было ещё во времена, когда Иисус и апостолы ходили по земле. В сирийском городе Едессе правил тогда некий Авгарь, и болел он сильно проказой и расслаблением (что бы это ни значило). Желая получить исцеление, Авгарь отправил своего придворного живописца с письмом к Иисусу, в котором просил его о помощи. Также художнику было велено нарисовать портрет Спасителя. Но из-за того что вокруг постоянно толпились люди портрет всё никак не удавался. Тогда Иисус попросил подать Ему полотенце, умыл лицо и отёр полотенцем. На полотенце (убрусе) отобразился нерукотворный Лик Спасителя, его Он и передал Авгарю. Получив святыню Авгарь сразу почувствовал облегчение, но окончательно исцелился только приняв крещение. С убрусом же поступили следующим образом: написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
В 944 году по желанию императора Константина Багрянородного Образ был перенесён в Константинополь.
(Надеюсь вы не успели забыть какое событие отмечает сегодня Православная Церковь).

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe921qd26kj1r83gc8ar51f0g7.jpg

Вот вам и Спас-на-холсте. Нерукотворный Образ Спасителя на полотне.
По преданию, с этого Образа есть несколько нерукотворных отпечатков и, разумеется, множество икон созданых иконописцами.

Как уже наоднократно подчёркивалось, наши людю всё понимали своеобразно. Они говорили: "Первый Спас - на воде стоят, Второй Спас - яблоки едят, Третий Спас - на зелёных горах холсты продают".
И, действительно, устраивали ярмарки где продавали ткани домашнего производства. Особенно славилась ярмарка в селе Зелёные Горы близ Новгорода.

А поскольку примерно к этому времени в центральной России созревают орехи и начинают печь хлеб и пироги из муки нового урожая, Спас и называли ещё Ореховым и Хлебным.

Sapere aude

32

Re: Дни календаря (август)

30 августа.

Святые:
Мученик Мирон, пресвитер.
Преподобный Алипий, иконописец Печерский.
Мученик Павел Птолемаидский; его сестра мученица Иулиания Птолемаидская.
Мученик Патрокл.
Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан, Киприан.

Празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери.

Тут всё, как говорится, одно к одному.
Празднование Свенской иконе Божией Матери и день кончины преподобного Алипия Печерского, который её написал.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1feasa49m1q5f1buh16lnqr61ttq7.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1feash3ua9mngd3cnq1hm1ea1f.png

Немного истории.
Алипий Печерский один из первых (некоторые источники уверяют, что первый) русских иконописцев. С молодых лет он подвизался в Киево-Печерской лавре где и обучился у греческих мастеров писать иконы.
Работал он безвозмездно, а если ему и оставляли какую-то плату, тратил всё на краски и материал. Был посвящён в сан иеромонаха и ещё при жизни прославился даром чудотворения. Однажды он исцелил прокажённого помазав его иконописными красками. Многие, написанные им иконы, прославились как чудотворные. Одна из них и есть та самая Свенская (Печерская) о которой мы говорим сегодня. На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева - преподобный Антоний Печерские. Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.  До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в Советское время хранилась в Третьяковской галерее.

В Народном календаре (как ни странно) - КУПРИЯН.
То есть, Народный календарь обошёл своим вниманием  преподобного Алипия и других святых, чтимых в этот день, он выделил мученика Куприяна, принявшего мучения и смерть за христианскую веру в 4-м веке.

На Куприяна начинали копать картофель и дёргать корнеплоды (кроме репы), но, опять же, в разных местностях по-разному.

Sapere aude

33

Re: Дни календаря (август)

31 августа.

Святые:
Мученики Флор и Лавр.
Мученики Ерм, Серапион и Полиен, Римские.
Священномученики Иларион, Дионисий и Ермипп.
Преподобный Иоанн Рыльский.
Преподобный Макарий, игумен Пеликитский.  
Георгий Первый, Константинопольский, патриарх.
Иоанн Пятый, Константинопольский, патриарх.

В Народном календаре - ФРОЛ И ЛАВР. КОНСКИЙ ПРАЗДНИК.
Вы уже поняли, что день назван в честь мучеников Флора и Лавра. Ничего так, что Флора немного переименовали и стал он Фрол. Лавра тоже иногда называли - Лавёр. Народ у нас простой и говорит по-простому.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1febno94pbisqvs15m91fla1m3k7.png
Флор и Лавр были родными братьями, жили во 2-м веке в Византии, потом переселились в Иллирию (на Балканы), по профессии были каменотёсами. Однажды правитель Иллирии послал братьев в соседнюю область, на строительство языческого храма. Храм-то они построили, но потом взяли да и сокрушили языческих идолов, а в восточной части храма установили крест. За такое деяние братьев бросили в колодец и засыпали землёй.

Такая вот история. Но наши люди насочиняли массу собственных историй про Флора и Лавра и, что интересно, ничего общего с официальной версией не имеющих. Далее цитата:

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» (конец цитаты).
(Азбука веры)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1febsn7rg1lr66g41esjnrg1tnr7.jpg

Но это сейчас всё так вот лояльно. И современные православные ресурсы спокойно рассказывают о том что святые Флор и Лавр покровительствуют лошадям и прочему скоту. А были времена, когда сам Димитрий Ростовский писал что "яже суть небылица", а Священный Синод указом от 21 мая 1722 года запрещает "образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами...".
Но что нам Указы?!
Люди как верили, так и продолжали верить, продолжали называть святых Флора и Лавра "лошадниками".
В день их памяти на лошадях не работали, лошадей всячески холили, кормили сколько влезет, расчёсывали гривы и хвосты, заплетали ленточки. Пригоняли табуны к церкви, где священники кропили их святой водой. В некоторых церквях даже выпекали специальные "фроловские" просфоры из ржаной муки, которые давали лошадям (ну, и другому скоту тоже).
Пекли печенье в виде лошадок. В Орловской губернии пекли хлеб и делали на нём знаки в виде конских копыт, в Вологодской обл. даже в Советское время на Фролов день пекли небольшие лепёшечки и называли их "фролы". То есть, обычаи держались долго, наверно прекратились, когда люди перестали лошадей держать. Верю, что возобновятся.
И конечно, конюхи и пастухи считали день Флора и Лавра своим профессиональным праздником. Некоторые, особо сознательные, жители деревень устраивали конюхам угощение, поздравляли их.

Что касается крестьянской работы, то к дню Флора и Лавра заканчивали посев ржи. Говорили: "После Фролова дня сеять нельзя - одни фролки родятся", "Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут", то есть вырастут одни сорняки. 
Завершается уборка овса. У Майкова описан интересный обряд: Все рабочие одной семьи или их наёмные работники, сделав из себя круг, поджинают овёс со всех сторон и в самом центре обжатого таким образом круга оставляют на полосе около горсти овса несжатого, говоря к ней: "Флор да Лавёр, приходите коня кормить" (конец цитаты).
Последний сноп овса приносили и ставили под икону Флора и Лавра, а в Покровскую субботу закармливали им скот. Тут надо отметить (при всём уважении к чувствам верующих), что икону Флора и Лавра русские крестьяне нередко вешали в конюшне. Ну, чтоб святые были поближе к тем кому покровительствуют. 
Ещё интересная примета. Смотрели корни у полыни, если побеги корня толстые, значит следующий год будет урожайным.

_______
Картина на тему дня.
А.А. Пластов.
День Флора и Лавра. 1915 - 1920-е гг. Б., акв., белила. 19,5х47,5.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1febr35gv3ps1urj1k661le612g27.jpg

Sapere aude