ТРОИЦА
Через 10 дней после Вознесения ученики и Богоматерь собрались вместе в день иудейского праздника Пятидесятницы. Ну, мы ж помним, что у иудеев есть и свой праздник Пасхи? Есть и своя Пятидесятница, хотя допускаю, что звучит название не совсем так, главное что отмечается этот праздник через "семь седмиц" после Пасхи.
В общем, апостолы и Богоматерь "были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках" (Деян.2:1-4).
Так что у христиан Пятедисятница это День сошествия Святого Духа на апостолов. Это явило все лица Триединого Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения Дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедь веры. Догмат троичности считается непостижимым для скудного ума человеков, его надо просто принять на веру.
День Святой Троицы считается и днём рождения христианской Церкви. Храмы украшают цветами, зеленью, берёзками.
Вот что писал Н.П.Степанов: В Малоросии в Троицу приносят в церковь охапку зори, калуфера, мяты и кадила, а в середину ставится свеча, называемая Троицкой, которая горит в продолжении всей обедни; затем эти травы хранятся дома для лечения от разных болезней.
Красивый и радостный вид представляет собой малороссийская хата в этот праздник! Везде благоухающая зелень, в переднем углу стоит зелёный клён, осеняя своими ветвями стол с хлебом-солью, накрытый белой скатертью" (конец цитаты). Интересно, что Степанов особо подчёркивает тот момнт, что в Малороссии, как и в некоторых местах России, воскресенье называли Духовым Днём, а понедельник - Троицыным. Что, на мой взгляд, вполне логично.
Приведу ещё отрывак из воспоминаний М.С. Волошиной:
А вот приготовления к Троице. В западном крае особенно проводят и чтят праздники. Теперь, вероятно, это там тоже утрачено, но в пору моего детства и в особенности в семье нашей бабушки все праздники чтились и исполнялись с особым славянским, христианским и языческим культом. Кто знает, где это кончалось? Во мне это оставило неизгладимое впечатление. Чувствуешь теперь благодарность за всю эту поэзию, которую знали они и делились с нами, детьми, не внушая, не вбивая в голову, а жизнью делая эти все церемонии значительными. Зачем и как - они сами не знали. Шло это веками. Сами они, наши бабушки, были как дети. Может быть, это была их игра. Но делали и выполняли они всё это с большим значением и, конечно, всё это было осмысленно, а не случайно. Я много, много вещей теперь знаю из книг, из наук, из тех дисциплин; понимаю их научно. А в детстве я их знала обычаем, обрядом. А какая тут логика и преемственность! Всё это глубже и больше, чем думает наша ограниченная современность.
Под Троицу вся Слобода (пригородное селение между городом и станцией Режица) шла в лес за берёзками, в поле за травами и на озеро, вокруг которого было большое болото с душистой травой аир. Хождение на озеро всегда было таинственно, опасно и заманчиво. Но нас туда одних ребятишек не пускали, там были топи.
......
Когда приносили траву и берёзки домой, то травой посыпали пол, а аир секли топором, а все углы украшались деревцами. Какое блаженное было утро жизни! Проснёшься - и вся постель твоя обставлена ветками. Мой день Ангела 7 июня и иногда бывает на Троицу. Меня назвали Марией в память мученицы Марии, которая была убита с родителями в зелёном шатре, спасаясь от преследования. И мама с папой мою постель сплошь, как шатёр, устраивали мне всегда на Троицу. Проснёшься - и всё зелено, блики солнца пробиваются сквозь зелень (конец цитаты).
А теперь вернусь к своим воспоминаниям. Расскажу как поступали с троицкой берёзкой. Этнографы пишут о разных обрядовых действиях: берёзку относили в поле, чтоб она наделила его своей силой и обеспечила богатый урожай; топили в реке, чтоб не было засухи; берёзовые ветки хранили в доме как оберег; хранили за образами ... В любом случае, не выкидывали троицкое дерево куда попало. У нас было принято оставлять берёзки на дворе до следующей Троицы. К сожалению, не знаю как использовали её в разных случаях, помню только, что после Троицы на следующий год веточки добавляли в печь.