Betzalel Arieli:
ПРИНЦ МЕЧЕЙ - ЛЕВИ
Наш третий принц соответствует знаку Близнецов и, как говорят комментаторы Сефер Ецира, - это Леви, третий сын Яакова.
В дальнейшей истории Израиля род левитов известен как каста духовенства. Среди них особо выделяет род коэнов - потомки Аарона, которые приняли на себя жреческие функции в храмовом служении.
Почему же именно Леви взялся за меч? Почему он стал нашим Принцем Мечей?
Всему виной эпизод из его жизни, за который впоследствии упрекал его отец. В описании предыдущих принцев я уже ссылался на благословения, которые дал всем своим детям Яаков, пребывая на смертном одре.
В этой предсмертной сцене Яаков обрушился с осуждением на двух своих сыновей - Шимона и Леви:
"Шимон и Леви - братья, орудия грабежа у них. В сговор их да не войдет душа моя... ибо в гневе своем убили человека... проклят гнев их, ибо дерзок, и ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле" (Берешит 49:5-7).
Вот такое "благословение" получилось.
А теперь разберемся с причиной, вызвавшей такую реакцию со стороны отца. Когда Яаков с семьей остановился рядом с Шхемом, сын князя той земли изнасиловал его дочь Дину. При этом он влюбился в нее и после этого пришел к ее отцу просить отдать ему ее в жены. На это семья Яакова дала ответ: ты можешь взять Дину в жены и породниться с нашей семьей, если все мужчины вашего города пройдут обрезание. Как ни странно, жители Шхема согласились. И вот, когда они заживляли свои раны (от обрезания), "взяли два сына Яакова - Шимон и Леви, братья Дины - каждый свой меч и напали на город уверенно, и убили всех мужчин. А Хамора и Шхема, сына его, убили мечом. И взяли Дину из дома Шхема и вышли" (Берешит 34:25-26).
На нашей карте Принц Мечей изображен как раз возле стен города, который он то ли едет покарать своим мечом, то ли уже покарал. Тот факт, что в этой убийственной "миссии" действовали два брата, хорошо накладывается на зодиакальное соответствие аркана - знак Близнецов. Проклятье от отца также получили они оба вместе.
Согласно Сефер Ецира, знак Близнецов и еврейская буква Заин, ему соответствующая (которая, кстати, означает "меч" в переводе), связаны с чувством обоняния и запахом. Раавад в комментарии связывает этот знак с Леви именно на основе обоняния, отсылая нас к фразе (Дварим 33:8): "И о Леви сказал... учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиля, возлагают воскурение перед Тобой и всесожжение на жертвенник Твой".
Это, конечно же, связано со жреческими функциями левитов и коэнов, о которых уже говорилось выше. На нашей карте жертвенник, от которого идет черный дым, намекает на эту связь. Его можно понять именно как жертвенник для всесожжений или воскурений, но он также вносит свою лепту в образ города, который идут разграбить (и, возможно, поджечь).
Ассоциация левитов с мастью мечей имеет очень устойчивое основание. Действительно, случай с убийством жителей Шхема был не единственным. Впоследствии левиты еще брали на себя карательные миссии и, вооруженные мечами, истребляли негодных.
К примеру, когда Моше спустился с Синая, держа в руках скрижали, а тем временем евреи в стане устроили пляски вокруг золотого тельца, Моше крикнул: "Кто за Бога - ко мне!"
"И собрались к нему все сыны Леви... И сказал он им:... возложите каждый свой меч на бедро и пройдите туда и обратно от ворот до ворот в стане и убивайте каждый брата своего и ближнего своего... И сделали сыны Леви по слову Моше, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Шмот 32:26-28).
Может быть, именно поэтому в Зоаре левиты связываются со сфирой Гвура.