476

(18 ответов, оставленных в Огромный мир)

Друзья, всё как обычно: Призрак путешествует и присылает мне отчёты, я их публикую здесь.

477

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fuomakphmtc1pt14fd5971vbs7.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1g07gc2q61if9nd1ko6ob71ud77.jpg

478

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fuc8tg6g1b52too9s81k6o1emh7.jpg

479

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu6m5b1hqkt13fme94ah4arjl.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu6m4lqr9kqvqkc1tpv71d377.jpg

480

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3hgbkogdj4p116ri14ghf5a7.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3hgrrcb3515ga1205191g1qh0m.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3hgrrcdvr1m28h71l29o2qn.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3hmnbmdf3eqr1km9ov11p3j7.jpg

481

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3he75k1ctn1pe61cbkes35goa.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3he75kbmqrs6114cj09np4b.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3he75k16runq8j4o1fuqtr4c.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fu3he75k1n7n1ra14hu18nmf8od.jpg

482

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

1959 год.
Владелец фото предоставил его в зеркальном виде, но добрые люди перевернули как надо.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftprabqt1vudg1tfknglehoe7.jpg

483

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

В одном из парков замечена сова.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftkrjpuau6s61oc23uqj14au7.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftkrlq981o7k130c11mcv4l4697.jpg

484

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

Этот же текст и фотографии я разместила ВК в группе про Колпино.
Тут же набежали люди и начали спорить. Некоторорые добавили фото со страничками книг где название склоняется; размещать их здесь не буду, верьте мне на слово.
А вышеизложенный краевед предъявил общественности ни много ни мало, а разъяснение, которое даёт Институт Русского языка им. Виноградова:
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftkqd364rdhauji14i7b1pui7.jpg

485

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

  Призрак пишет:

Вообще, Питер в принципе такой. Все эти парадные, поребрики...

Всё это слишком раздуто. Именно про Питер. В каждом регионе могут быть свои словечки. У нас белка, а где-то векша, у нас петух, а где-то кочет и т.д.

486

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

  Призрак пишет:

Так оно, может, неправильно написано.

Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Про царский "Поломник" ничего не скажу, но в советских издательствах была такая должность - корректор.

487

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

Разумеется, склоняется. И раньше только такой вариант и был. В подтверждении тому у меня есть фотодокументы.
1. Статья в журнале "Русский поломник" за 1898 год.
2. Письмо читателя в газете "Ижорец" за  24 декабря 1974 года.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftg1a0bn19mg6om153q1er7ock7.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ftg1aijf1bri7nl12l91hl1q0pl.jpg

488

(300 ответов, оставленных в Огромный мир)

В Колпино или в Колпине?

Этот вопрос занимает у нас многих. Стоит только разместить информации о городе, как непременно придёт какой-нибудь "грамотей" и начнёт учить как правильно. Причём само понятие правильности у людей разное, одни говорят что название склоняется, другие - что нет. Сама я смутно припоминаю статью в газете где говорилось о допустимости обоих вариантов, но поскольку читала я её давно и газета не сохранилась, предьявить мне в подкрепление этой версии нечего.
Не так давно я была на экскурсии, которую проводил один из наших краеведов Е.П.Сизёнов и там ему задали прямой вопрос: "Как всё-таки правильно: в Колпино или в Колпине?", на что он ответил что краеведы придерживаются второго варианта и название города склоняют по падежам. Тут я могу сказать вот что. В старых статьях и документах название, действительно, склоняется, но одна из подписчиц моей группы про Колпино нашла информацию о том что во времена ВОВ был принят вариант о написании подобных названий без склонения, во избежании путаницы. Видимо, с тех пор подобное написание всё больше завоёвывало популярность и в настоящее время упомянутых краеведов поддерживает далеко не большинство.
Мне тоже ближе несклоняемый вариант, не вижу смысла цепляться за прошлое и отживающее. В конце концов не меняются только мёртвые языки. Во времена Льва Толстого пили кофий, сидели в креслах, входили в залу, ходили в концерт. Но никто ж в наши дни не настаивает на подобном произношении, даже создатели псевдоисторических сериалов не требуют его от актёров. А помните фильм "Москва слезам не верит" и диалог: "Да мы в концерт идём", "В концерт! Эх ты, а ещё москвич".

489

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Последний день Масляной недели. Люди прощались с Масленицей, с весельем и разгулом и просили друг у друга прощения. Здесь очень хорошо прослеживается переплетение языческой культуры с православием.
Вот как писал об этом Максимов:
Часа в четыре пополудни на сельской колокольне раздаётся печальный, великопостный благовест к вечерне, и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя весёлое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная Масленица круто останавливается, и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдёт вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения (конец цитаты).

Вы всё поняли? Прощения надо просить после вечерней службы, а то некоторые наши современники прям вот с утра начинают усердствовать, когда можно ещё и блинков поесть и повеселиться.

490

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

Информация из интернета.
Автор Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области.

ОБУЗДАТЬ ВОЗДУХ

Менее популярное в наши дни масленичное развлечение – катание на качелях. В XIX веке это исключительно женская забава. Историк, фольклорист Евгений Аничков видит в действии «обряд очищения весенним воздухом». Зеленин же считает, что это магический обряд, который связан с земледельческим культом: «Высота взлета на качелях и прыжков на доске должна послужить символом мощного роста растений и вызвать этот рост».

С другой стороны, катаясь на качелях, человек пытается заставить служить воздух его целям («магический символ господства человека над царством воздуха»).

491

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

Справедливости ради надо сказать, что "чествование молодожёнов" это не только шуточки с поцелуйчиками; не просто ж так дни Масляной недели называли "Тёщины вечёрки" и "золовкины посиделки". В обычае был обмен визитами, молодой зять приглашал тёщу на блины и тёща приглашала зятя. Всё это должно было укреплять родственные связи между семьями жены и мужа.

А теперь про чучело Масленицы.
В наши дни, ежели власти какого-нибудь города или села задумают отметить Масленицу и провести мероприятия, то обязательно установят такое чучело, которое в конце мероприятий непременно сожгут.
Но вот этнографы отмечают, что раньше далеко не везде такое действо имело место. Опять скажу, что Россия большая и в каждой избушке свои погремушки, то есть, в каждой местности свои обычаи. Где-то такое чучело готовили и устанавливали в первый день, это называлось "Встреча Масленицы". Чучело торжественно везли на санях на площадь или на возвышенное место, где ему и предстояло находиться до момента сжигания. Где-то встречали Масленицу и устанавливали чучело в четверг, а где-то встреча обходилась без чучела, которое изготовляли и сжигали в один день - Прощенное воскресенье, в день Проводов Масленицы. И чучела эти тоже были разные, где-то его обряжали по-мужски, где-то по-женски, а где-то, вообще, непонятно как. Далее цитата:
"Настоящая традиционная Масленица - не баба, не девка, не мужик: на ней бабий сарафан намеренно соединён с платком, повязанным по-девичьи, с пояса свисает лапоть с морковкой - на языке ряженья это фаллос; один рукав может быть длиннее другого, на юбку нашиты яркие лоскутки - заплатки; где-то специально обряжали Масленицу в тряпьё, рваньё, рогожу; если разрисовывали физиономию, то рот был до ушей, на щеках румяна - огромные красные пятна, на лбу - мазок сажей" (А.Некрылова, "Русский традиционный календарь").

Кроме такой большой (общественной) Масленицы в некоторых местностях было принято делать и маленькие (домашние) из соломы, лоскутков или печь куколок из теста. С теми что из тесто поступали понятно как - съедали и всё. А маленьких куколок обычно бросали в костёр во время сжигания Масленицы. К сожалению этнографы во все времена больше увлекались внешней стороной обрядности и мало внимания уделяли внутреннему содержанию. Так что не нашла я достоверной информации зачем это делалось. Разумеется в наши дни тоже предлагают таких куколок делать и бросать в костёр, но массовики-затейники учат народ разному; одни говорят: "Загадайте желание", другие советуют передать куколке все свои проблемы, третьи могут и ещё что-нибудь придумать.

Встречаются сведения о том, что крестьяне зажигали костры из соломы каждый в своём дворе, бросали туда старые вещи, еду (иногда подчёркивается, что испортившуюся) иногда и маленьких куколок. Высказывается предположение, что это может быть связано с почитанием и поминовением усопших предков; их как бы приглашали согреться в этот день у огня.
Финалом огненного действа было растаскивание золы. Крестьяне собирали золу, оставшуюся от костра, и раскидывали её на полях и огородах. Смысл здесь, видимо, в том, чтоб передать земле силу и буйство (энергию, по-современному) масленичных гуляний.

В некоторых местностях в последний день Масленицы было принято ходить на кладбище, просить прощения у мёртвых, оставлять на могилах блины.

492

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

Устроены так люди... Желают время от времени смотреть эротические сценки. И как же поступали наши предки, у которых не было телевизора, интернета, а за пикантными открытками надо было ехать в город?
Они придумали масленичную забаву. Этнографы назвали это "чествование молодожёнов". Молодожёнами в данном случае называют тех кто живёт в статусе супругов первую Масленицу.
Далее цитата.
П.В.Шейн:
"Сани с молодыми подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и молодых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: "Молодую такого-то на горку!" Она, услышав приглашение, выходила из саней и, отвесив поклоны на все четыре стороны, шла к ожидавшему её мужу. Поднявшись на гору и ещё раз отвесив три низких поклона, молодая жена садилась к супругу на колени, целовала его два или три раза. Собравшиеся на горе, как правило, не довольствовались такою малою любезностию новобрачных и держали санки, говоря: "Ещё, ещё раз, подмажь, ходче пойдёт!", заставляя молодожёнов целоваться десять раз и более, и только тогда отпускали сани, подтолкнув их. Съехав с горы, они вновь целовались. По традиции, скатиться по одному разу с горы должны были все молодые пары деревни, села".

А вот ещё один красивый народный обычай о котором нам поведал Максимов. Называлась эта забава - "Столбы", и состояла в том, что молодые пары, нацепив свадебный наряд выстраивались "столбами" (рядами) вдоль деревенской улицы и демонстрировали взаимную любовь. Собравшиеся люди глазели на нарядных молодожёнов и требовали: "Покажите как вы любитесь!" - в ответ на что молодые должны были целоваться.
Когда зевакам надоедало это зрелище, все шли кататься на лошадях вокруг деревни.

Во Владимирской губернии развлекались немного иначе. Там с утра пораньше брали лопаты и со словами: "Молодых зятьёв зарывать идём!", действительно шли и зарывали бедолаг в снег. Ежели молодая жена хотела чтоб её мужа обратно откопали она должна была заплатить выкуп, то есть как следует угостить "зарывальщиков", поднести им выпить и, опять же, целоваться с ним пока это зрелище не надоест зевакам.

В Вятке пошли ещё дальше и требовали не поцелуев жены с мужем, а поцелуев молодой жены с любым желающим. Дело было так. В масленичную субботу наступал т.н. "целовник", когда, предварительно выпив для храбрости, молодёжь наведывалась в гости к тем кто живёт замужем первый год. Молодая жена должна была поднести каждому из гостей ковш пива и позволить поцеловать себя трижды.

493

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ft54pive1pd8uia174o1di215157.jpg

И эту забаву тоже пытаются возродить в наши дни. Фотографий в интернете полно и все они отвратительны.

494

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

Несмотря на то, что благочестивый иностранец подаёт информацию в негативном ключе, в принципе всё верно. И кулачные бои и бросание людей в прорубь были неотъемлемой частью Масленичных развлечений.
Начинались такие развлечения в среду или в четверг на Сырной неделе, когда уже наступал Широкий Разгул. Две партии бойцов собирались на базарной площади, на поле или на льду реки и начинали потеху. Бились или один на один, или стенка на стенку, или толпа на толпу. Бои проходили в несколько этапов. Обычно первыми начинали мальчишки лет десяти и чуть постарше, потом "выростки" 15 - 17 лет, затем "женихи" парни 18 - 23 лет и под конец потехи выходили взрослые (женатые мужики). Если бой принимал опасных характер, люди сильно разъярились и не могли остановиться, тогда выходили "старики" и заканчивали это безобразие. Проигравшие ставили "выкуп", который и распивался всеми участниками.

Что касается бросания людей в воду, то и тут всё верно подмечено. Была такая забава на Масленице и связана она с ещё одной потехой - взятие снежного городка. Сразу скажем, что распространена она была не повсеместно, а, вероятнее всего, в тех местностях где на Масленицу было достаточно подходящего снега для строительства городка. Этнографы называют Тульскую, Пензенскую, Симбирскую губернии и, конечно, Сибирь. В Сибири это было масштабно и грандиозно. Развлекались так и дети и взрослые. Из снега строились крепости стены которых обливали водой, от чего они становились скользкими и неприступными. О том насколько всё было серьёзно говорит тот факт, что на приступ снежного городка шли не только пешие, но и всадники. Но рано или поздно городок был взят и вот тут-то предводителя атакующих и купали в проруби. Видимо, в награду за чуткое руководство или чтоб не зазнавался сильно, чтоб не случилось с ним ненароком "головокружение от успехов". А завершалось всё как обычно пиршеством, где главным угощением были блины и водка.

Картину В.Сурикова "Взятие снежного городка", я думаю, все помнят.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ft541iag2mni5s16vj1bc014ms9.png

В наше время эту забаву пытаются возродить, я порылась в интернете и нашла несколько фотографий, но вот не чувствуется, глядя на них, что люди искренне веселятся, отдаются забаве целиком. Как будто собрались на мероприятие, отметились, сфоткались, выполнили что предписано по программе и разошлись.

495

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

В Питере пять дней идут антивоенные протесты, полиция проводит задержания.

496

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

    М...М пишет:

Я последнее время весь как на иголках сижу.  :(

Я тоже. Особенно после сообщения приведении ядерного оружия в какую-то-там готовность. Это, действительно, страшно.
Чорт! А вдруг это военная тайна? А я тут вам её разболтала? И неважно что об этом по телевизору сказали.
Удалю потом сообщение.

497

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

М...М, аккуратнее. Я боюсь "наведения порядка". Меня могут арестовать за сочувствие, а я совсем не готова сесть в тюрьму за убеждения. С моим хрупким здоровьем я там и двух дней не протяну.

498

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

Есть среди моих знакомых люди, вроде во всём нормальные и рассуждают здраво, но как только затронута некая тема, так они демонстрируют все признаки разжижения мозга. Уверена, что это результат пропаганды, телевизор не зря зовут зомбоящиком.

499

(15 ответов, оставленных в Огромный мир)

  Призрак пишет:

Никто народ Украины ни в чём не винит

Я б так не сказала. Мракобесов с промытыми мозгами полно. И, наверно, такие есть с обоих сторон.

500

(10 ответов, оставленных в Народная магия)

А вот что рассказывал про Масленицу некий иностранный гражданин, побывавший в наших Палестинах в 1698-м году:

Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во время поста, вместо коровьего, употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. (Об этом мы уже говорили. Воскресенье - мясное заговенье, день, когда последний раз едят мясо перед постом.) В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время эти заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат игра и убийство (здесь даётся комментарий, что, вероятно, благочестивый автор имеет в виду кулачные бои), так, что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, вином и водкой до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде он продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне Итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий Одиннадцатый хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на 8 дней.