901

(30 ответов, оставленных в Народная магия)

ИЮНЬ

По поводу происхождения названия месяца есть пара версий и обе они связаны с латинским названием Junius.
1. От имени древнеримской богини Юноны.
Юнона - супруга Юпитера, богиня брака, материнства, супружества. Греческий аналог - Гера.
2. От слова juniores (молодёж).

902

(31 ответов, оставленных в Огромный мир)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71cuhhglitv65102k12oun2h7.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71cv2n21upvdid12vlt4q15mll.jpg

903

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71b76n68vurbh1dlt12r7174c7.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71b7n2p1u3r13221r0d1av016hqv.jpg

904

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71aqlml908149r21f8i518m38.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71aqlmlb6sk8b1ijkdl31ho99.jpg

905

(5 ответов, оставленных в Журнал "Квадриум")

Приведу небольшой отрывок из статьи Кристины Синдаловской "33 короля" или Путину ничего не угрожает:

Начнём с того, что в магии существует принцип действия Силы. Что это такое? Ритуал имеет свою силу на земле, принадлежащей практикуемой традиции.
Например, магия Вуду действует на Чёрном континенте, но стоит только улететь из Африки или покинуть остров Гаити, как сила ритуалов Вуду ослабевает без поддержки системы. Мы в России говорим: во что веришь, то и помогает. Так работают коллективные эгрегоры стран, религий и традиций. И в России своя система верований
(конец цитаты).

Мне как-то не доводилось наблюдать ритуалы Вуду, так что про это ничего не могу сказать. Могу сказать про Викку. Начав её практиковать я обнаружила, что совершенно не чувствую энергии Викканских Дней Силы. При том что викканские ритуалы у меня работали, что не удивительно, поскольку построены они на принципах классической магии. Вот тогда-то у меня и появилась идея создания "Календаря обрядов". Практика показала что обряды (в том числе и викканские) работают быстрее и лучше, если приурочить их к определённым дням нашего Народного календаря, который, в свою очередь, основан на календаре Православном, на Святцах. Поскольку на территории где я живу Православие преобладает, то приурочить обряд к определённым датам для меня лично всё равно что, как говорят, оседлать волну. Двигаться в потоке определённой энергии, попутно решая свои задачи.

Надеюсь, никто не будет оспаривать что во время проведения обрядов происходит выброс энергии и дальнейшее её распределение и направление. И совершенно не важно какой обряд проводится, магический или религиозная церемония. Мне интересно наблюдать и изучать всё это.

906

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

31 мая.

Святые:
Память святых отцов семи Вселенских Соборов.
Мученик Феодот Анкирский.
Мученицы семь дев: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона, Иулия.
Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина.
Мученики Симеон, Исаак, Вахтисий.  
Мученики Ираклий, Павлин, Венедим.  
Мученики Давид и Таричан (Грузинские).

В Народном календаре день назван -  ФЕДОТ ОВСЯНИК. СЕМЬ ДЕВ.
Наверное потому что персонажи эти тесно связаны. Дело было в третьем веке, во времена императора Диоклетиана. Благочестивый христианин Феодот жил в городе Анкире, был женат и содержал гостиницу. В его гостинице находили приют христиане во времена гонений. Но вот упомянутые семь дев спастись не смогли и были преданы смерти, их утопили в озере. Однажды, одна из них (Текуса) явилась Феодоту во сне и попросила похоронить их тела по-христиански. Феодот просьбу выполнил, за что поплатился и сам, он был подвергнут мучениям, а затем казнён.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6us3breolj19j8kkm1areqcf7.png    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6us3rdo1d819mlf7j14l011bd19.jpg

Про этот день крестьяне говорили: "Придёт Федот, последний дубовый лист развернёт".
За дубовыми листьями наблюдали не просто так, с этим был связан срок посева овса: "Дуб последний листик развернёт - сеют овёс".

Примерно в эти же сроки сеяли лён. Но в связи с посевом льна вспоминали не Федота, а семь дев-мучениц.
Говорили: "Сей лён у семи Олён". Что интересно: ни одну из дев не звали Олёна, то есть Елена.

P.S. Кстати, о дубах. У нас в городе есть любопытный экземпляр. Этот дуб не сбрасывает листья,  так и стоит с побуревшими всю осень и зиму. Наши любознательные земляки его много раз фотографировали и удивлялись, пока кто-то не выяснил что это не единичный случай, есть такие дубы и называют их в народе - зимний дуб.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71917ak1dqtj0l1bnd15grktp7.jpg

907

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

30 мая.

Святые:
Апостол Андроник и св Иуния.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская.
Мученики Солохон, Памфамир, Памфалон, воины.
Святитель Стефан, патриарх Константинопольский.

Просмотрела несколько вариантов Народного календаря и свои старые записи, но не нашла ничего про этот день. Ничем он не отмечен, никаких народных обрядов и примет не записано.

В некоторых местностях день носит название - ЕВДОКИЯ.
Видимо, в честь преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, которую в миру звали как раз таки Евдокией и была она супругой князя Дмитрия Донского.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f71a5g28npjb72osd1g641rc57.png

908

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

29 мая.

Святые:
Преподобный Феодор Освященный.
Преподобные  Кассиан и Лаврентий Комельские.
Святитель Александр, епископ Иерусалимский.
Блаженная отроковица Муза.
Преподобные отцы, в лавре святого Саввы избиенные.
Святитель Георгий Второй, епископ Митиленский.
Мученики Вит, Модест, Крискентия.
Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского (Новгородского).

Вчера вспоминали Пахомия Великого, а сегодня - его ученика Феодора Освященного.
Назван он так потому, что первым из всей братии был рукоположен во священники.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f719tv0ptg11lhn108mh7iefk7.png

В Народном календаре  -  ФЁДОР ЖИТНИК.
Считалось, что в этот день надо сеять ячмень (жито).
Говорили: "Роди Боже, жито гоже, а без гороху проживём по троху".
Во многих местностях этот день считалься крайним сроком для посева яровых.

909

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

28 мая.

Святые:
Преподобный Пахомий Великий.
Святитель Исаия, епископ Ростовский.
Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (день убиения).
Преподобный Исаия Печерский.
Преподобный Пахомий Нерехтский.
Преподобный Макарий Алтайский.
Преподобные Евфросин и ученик его Серапион Псковские.
Преподобный Ахиллий, епископ Ларисийский.

В Народном календаре
ПАХОМИЙ ТЁПЛЫЙ
ПАХОМ БОКОГРЕЙ
У крестьян в это время был самый разгар посевных работ.
В огородах продолжали сажать огурцы.
Считалось, что с  Пахома устанавливается тёплая погода, говорили: "Пришёл Пахом - запахло теплом".

910

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6n4kvnjn7f1t5f19ee15r313il7.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6n4li04s4c108j7pu1m1sssgl.jpg

911

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

27 мая.

Святые:
Мученик Исидор.
Блаженный Исидор Ростовский, Христа ради юродивый,чудотворец.
Преподобный Никита Печерский, епископ Новгородский.
Мученик Максим Азийский, из купцов.
Преподобный Серапион Синдонит.
Святитель Леонтий, патриарх Иерусалимский.

Имя Исидор, дважды упоминаемое в этот день в Святцах, означает, ни много ни мало, как - Дар Исиды (греч.). В русском варианте первая буква отпала и остался - Сидор. В Народном календаре

СИДОР ОГУРЕЧНИК
Это значет, что пришла пора подумао о посеве огурцов. Примечали: "Если весь день ясный - хороший урожай огурцов".  "Если ветер дует с юга - к хорошему урожаю огурцов". "Сидор да сивер - не жди огурцов" (сивер - северный ветер).
Также "На Сидора - первый посев льна".

912

(17 ответов, оставленных в Некромагия)

Ещё одна интересная фоточка из серии  "Колпино в старых открытках"
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6mafck1sfb1iq51gjs10tu3pk7.jpg

913

(5 ответов, оставленных в Журнал "Квадриум")

Решила написать небольшой отзыв по журналу.

Со свойственной мне скромностью, начну с себя. После некоторого перерыва я вернулась в авторский коллектив и снова принимаю участии в создании романа "Тень". Впрочем, как мне объяснили, это не роман и не повесть. Это наше произведение надо относить к современному жанру: веб-новелла.
Что же касается моих постоянных рубрик "Представляю книгу" и "Персонажи языческой мифологии", то их в журнале больше нет. Но это не значит что я больше не буду писать свои отзывы на книги и рассказывать о русских традициях. Буду, но в другом формате. Вот здесь, на форуме и, возможно, на страничке журнала ВК.

Кстати. Возможно вскоре исчезнет и рубрика "Гость номера". Потому что всё труднее становится искать гостей для интервью. Не так уж много на самом деле интересных и грамотных эзотериков, готовых к тому же откровенно поговорить со мной о себе, о своей жизни и практике. Подозреваю, что большинство маго-интернет-персон могут сказать о себе примерно так: "Жил/а себе, жил/а, потом начитался/лась про магию в интернете и решил/а начать практиковать". Не вижу здесь ничего предосудительного, но люди, видимо, стесняются признаться что не являются колдунами в 10-м колене, а врать не хотят. В общем, минус ещё одна рубрика. Искренне жаль. Мне нравилось работать над интервью. И, несмотря на то, что с Маргаритой Андриановой беседовала не я, интервью получилось довольно интересным.

Так же с интересом прочла статью Ларисы Семёновой про ретроградный Меркурий. Кажется начала понимать ход мыслей современных астрологов. Но вот про Чёрную Луну (Лилит), всё равно скажу однозначно - такого небесного тела не существует!

Магия искусства (Николай Агренев)
Тоже интересная статья. Вот, вроде бы, и сама всё это знаю, но когда в статье подробно разложат по полочкам начинаешь понимать как эти знания можно применять в жизни, на практике. Но пару вопросв автору я б задала.

- Ритуал "33 короля" или Путину ничего не угрожает (Кристина Синдаловская).
Ну, это воистину целое исследование. Но вот что я думаю по поводу всяких названий. Любой колдун или, как сейчас говорят, практик может придумать воздействие и имеет полное право дать ему название. Мы должны различать их по типу, а не по поэтическим названиям. Уже одно то что в разговоре используют какое-то название должно навести на мысль, что люди, мягко говоря, не в курсе. Здесь чутьё Кристины Синдаловской сработало на 100%. В статье много полезной информации по разным направлениям.

914

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

26 мая.

Святые:
Мученица Гликерия, дева и с нею мученик Лаодикий, страж темничный.
Праведная Гликерия новгородская, дева.
Мученик Александр Римский.
Святители Георгий Константинопольский, исповедник, супруга его Ирина и дети их.
Преподобный Евфимий Иверский.
Перенесение мощей преподобномученика Макария архимандрита Каневского.

Мы видим, что Церковный календарь вспоминает в этот день двух святых дев с именем Гликерия. Имя это означает - сладкая (греч.). И в общем, я понимаю родителей, называвших так своих дочерей. Но на Руси это красивое греческое имя переделали в Лукерью (Лушка, в просторечии) и день Народного календаря получил название

ЛУКЕРЬЯ КОМАРНИЦА
Записана такая примета: "Много комаров - готовь по ягоды коробов, много мошек - готовь по грибы лукошек".
В разных Российских губерниях к этому дню относились по-разному. Где-то верили, что он благоприятен для посева гречихи, а где-то, наоборот, день считали неподходящим для посева чего бы то ни было.

915

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6hmstd33ls53o18d813i3cr58.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6hmstd3102t1qu41g051h9u1lb09.jpg

916

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

25 мая.

Святые:
Святитель Епифаний, епископ Кипрский.
Святитель Герман, патриарх Константинопольский.
Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского.
Преподобный Дионисий Радонежский.
Святители Савин, архиепископ Кипрский и Полувий, епископ Ринокирский.

В Народном календаре день назван - Епифан.
В честь святителя Епифания, епископа Кипрского.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6i223mq1k5jjqvtjb1bdnb357.jpg
По происхождению Епифаний был евреем, но когда он увидел как христианский монах по имени Лукиан отдал свою одежду нищему, это произвело на него столь сильное впечатление, что он тут же отрёкся от веры своих отцов и принял крещение.

Про 25 мая говорили: "Красное утро на Епифана - к жаркому лету", "Коли на Епифана утро в красном кафтане - к пожарному лету".
В принципе, никакого противоречия здесь нет. Если лето жаркое, то и пожары могут случиться.
Поэтому, в некоторых местностях в этот день заговаривали дом от пожара и молнии.

Другое название дня - Рябиновка.
Те, кто указывает это название, тоже говорят о том, что читались заговоры и проводились обряды для предотвращения пожара.

Происхождение названия "Рябиновка" мне пока непонятно. Откуда и почему оно взялось?
В наших широтах рябина только начинает цвести.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6i2ia1qbn71dmijk25an1vdd7.jpg

Что же касается обрядов от пожара, то наиболее распространённым был обход дома или всего двора с иконой. Чаще всего использовалась икона Божией Матери именуемая "Неопалимая Купина".
Вот у меня, очень кстати, есть фотография этой иконы, размещённой на здании пожарной части у нас в Питере.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6i2r9861hs31f0s1gglukc1ml87.jpg


А ещё 25 мая - Международный День Таролога.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6i64pci17l21nod1iic91slet7.jpg

917

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6fjk5ar1cs37i86v3e0ei4df.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6fjj4n118hkpgd1g6c9aqrsr7.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6fjmf0o12co1sa415ar1aiuc511a.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6fjl6g013ov1pee9grqvf5tvn.jpg

918

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

24 мая.

Святые:
Священномученик Мокий.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские.
Равноапостольный Ростислав, князь Великоморавский.
Преподобный Софроний Печерский.  
Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский.  
Святитель Никодим, архиепископ Сербский.

Никто не собирается отрицать заслуги Кирилла и Мефодия, учителей словенских.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6f2d1qh912nqf1vbrt4t1rcs7.jpg
Не просто ж так азбука, созданная Кириллом, до сих пор называется кириллицей. Надо только уточнить, что Кирилл, это монашеское имя, которое святой принял незадолго перед смертью, а до этого момента его звали Константин.

В современной России день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) стал официально называться Днём славянской письменности и культуры и с 1991 года это у нас теперь государственный праздник. По этому поводу в 1992 году в Москве был торжественно открыт памятник. Вот что пишет про него Википедия:

+ открыть спойлер

Памятник открыт 24 мая 1992 года (в День славянской письменности и культуры) недалеко от Славянской площади. Скульптор памятника — Вячеслав Клыков, архитектор — Юрий Григорьев.
Монумент посвящён Кириллу и Мефодию — просветителям, создателям славянской азбуки, проповедовавшим христианство и совершавшим службы на славянском языке. Памятник представляет собой статуи двух братьев, держащих в руках крест и Святое Писание.
На пьедестале памятника написано по-церковнославянски: «Свѧты́мъ равноапо́стѡльнымъ первоꙋчи̑телємъ слове́нскимъ Меѳѡ́дїю и҆ Кѷрі́ллꙋ благода́рнаѧ Росси́ѧ». Хотя памятник является символом славянской письменности, в содержащейся на нём фразе есть пять-шесть орфографических ошибок и не используются титла, а в свитке с алфавитом пропущена буква Н. У подножия памятника установлена Неугасимая Лампада.

Про орфографические ошибки на памятнике в честь славянской письменности и культуры читать особенно забавно.

Народный календарь никак не отметил братьев- учителей.
День носит название

Мокий Мокрый.
В честь священномученика Мо́кия Амфипольского, пресвитера.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6f3ejtufhn1ufob3t1hmtackf.jpg
При императоре Диоклетиане пресвитер Мокий начал увещевать язычникав не отмечать празник Диониса. Разумеется, язычникам это не понравилось и они обратились к властям. После долгих уговоров, а потом и истязаний святой Мокий не отрёкся от своей веры и был казнён.

На Руси день Мокия считался указателем погоды на всё лето. Говорили: "На Мокия мокро - всё лето мокро", "В день Мокия мокро, всё лето мокрое и наоборот: на Мокия сухо - всё лето сухое".

Нашла сведения, что раньше в этот день отмечали праздник Обновления Царьграда. Сейчас, как я поняла, его не отмечают. Да и раньше простой народ смысла праздника не понимал и переделал название на свой лад как "Праздник в честь града". Ходили с иконами вокруг полей, заказывали молебны прося "уберечь посевы от царя-града".

919

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

23 мая.

Святые:
Апостол Симон Зилот.
Святитель Симон, епископ Владимирский, Суздальский.
Мученики Алфий, Филадельф, Киприан, Онисим, Еразм и иные.
Мученик Исихий Антиохийский.
Преподобная Исидора, юродивая.
Блаженная Таисия Египетская.

В Народном календаре день назван
Симон Зилот
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6c7fu6p1t0qfjbl341mjk1rrm7.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6c7ghgm1geh1kqij71nk1rng19.jpg

Симон Зилот один из 12-ти апостолов. Именно на его брачном пире Иисус Христос совершил своё первое чудо, превратил воду в вино. На Симона это произвело столь сильное впечатление, что он сразу уверовал и последовал за Христом. Что касается прозвания Зилот, то это в переводе с греческого означает "ревнитель". Другое прозвание - Кананит, означает то же самое, только в переводе с арамейского. По другой версии, Кананит - означает "родом из города Кана".

Наши люди, разумеется, услышали в слове "Зилот" созвучие со словом "золото". А золото у крестьян ассоциировалось с двумя вещами: с золотом, как металлом из которого делают деньги и с золотой пшеницей. Отсюда и берут начало все приметы и обряды этого дня.
Говорили: "Сей пшеницу в день Симона Зилота - родиться аки золото".
Интересно, что так рассуждали не везде. В некоторых местностях, наоборот, считали что на Симона Зилота земля именинница и нельзя её беспокоить, нельза ни пахать, ни боронить. Зато можно отправляться искать клады и копать целебные коренья, собирать травы. Верили что апостол Симон Зилот даёт им в этот день особую силу.

920

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

22 мая.

Святые:
Пророк Исаия.
Мученик Христофор.
Преподобный Иосиф Оптинский.
Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский (Грузинский).

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (Бари).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6c3uof03ac1ekgus16fo9p87.jpg

Вот это событие (перенесение мощей св. Николая Мирликийского) и нашло своё отражение в Народном календаре. Для русского крестьянина Никола Чудотворец один из любимых святых, помощник и заступник.

В нашем городе в одной из церквей хранилась чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, поэтому день отмечался особо торжественно, приезжали паломники из Питера и окрестностей.
Сохранилась такая вот фотография
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f69dg9ul1k3u15db1ol94ib1oo7.jpg
На ней запечатлён крестный ход.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f69dkgdd1ospncgugp1vh1ntcv.jpg

С этой фотографией связан забавный случай. Когда я в первый раз выложила её в соцсетях и написала что в Колпино такое столпотворение было каждый год на 9 мая, мне ответили буквально следующее: "ТЫ ЧЁ , девушка ??? Дня Победы ещё не было: колокольню взорвали в войну и фото есть ..."
Это лишний раз доказывает что культуру общения в интернете надо подтягивать.
И это даёт повод снова напомнить о том, что до 1918 года Россия жила по Юлианскому календарю.
Григорианский календарь был официально введён на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.
Таким образом Николин день раньше приходился на 9-е мая, а теперь на 22-е.
Но это я о мирском календаре говорю. РПЦ до сих пор живёт по старому Юлианскому календарю.
И меня удивляет, что до сих пор никто из депутатов не предложил к нему вернуться. Ведь возвращают же старые названия улицам и площадям. А то получается что живём мы по тому же календарю что и "либерасты из гейропы", а ведь давно известно что у России свой особый путь.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6c12s5h1v171n0r1lf3jj21vbf7.jpg

В Народном календаре день носит название
Николин день
Никола Вешний (Весенний)
Никола Тёплый
Никола Травный

В этому дню весна уже ступила в свои права, распустились листья, зазеленела трава. Самое время переводить скот на подножный корм. Это был важный рубеж в круговороте крестьянских забот. Прежде всего заказывали молебен с водосвятием, просили святого Николая "уберечь коней от волков и медведей и даровать табунам здоровье". Говорили: "Святой угодник Николай, попаси скотинку нашу", после чего перечисляли каждую корову и лошадь по именам. Вот, кстати, интересное наблюдение: в деревнях не принято было давать животным человеческие имена. Никаких котов Васек или коров Дашек. Если корова рыжая, скорее всего её назовут Зорька, если чёрная - Ночка. У бабушки была корова чёрно-пёстрой породы и звали её Пестроня.
Николин день был, прежде всего, мужским праздником. Молодые парни в первый раз выгоняли коней в ночное. С собой брали закуски и выпивку, разжигали костёр, жарили яичницы.
Мужчины тоже устраивали застолья, многие этнографы отмечают, что никольские застолья отличались обильной выпивков, было даже выражение: "наниколиться", что означает - сильно напиться в Николин день. В некоторых местностях празднование длилось несколько дней.
С Николина дня открывался сезон купания. До этого, как бы жарко не было, купаться не ходили.
Ещё один интересный обычай был записан в Заонежье. Там в Николин день выкладывали около дома кресты из веточек или щепок и жгли у крыльца веточки ольхи. Делалось это для того, чтоб уберечь жилище от змей.
Не в первый раз встречаю суеверие, что ольха как-то защищает от змей. У нас в деревне, перед тем как войти в лес за ягодами было принято привязывать веточки ольхи на манер хвоста, вот как демонстрирует по моей просьбе Г.И.Жукова
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f6c2nn3nidc1v3q13luam6i7a7.jpg

921

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

21 мая.

Святые:
Апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Преподобный Арсений Великий.  
Преподобные Арсений Трудолюбивый и Пимен Постник, Печерские.

В Народном календаре
Иоанн Богослов.
Иванов день.
Иван Пшеничник.
Иван Долгий.
Арсений Пшеничник.

У Иоанна Богослова в Народном календаре много прозваний, посмотрим что они означают.
Пшеничник, потому что главной заботой дня была пшеница; где-то её уже сеяли, где-то начинали пахать под пшеницу. Говорили: "Иванов день - пшеницу сей" или "Иванов день - паши пашню под пшеницу".
"На Арсеньев день засевай пшеницу".
Этнографы отмечают интересный обычай, впервые записанный И.П.Сахаровым. Перед посевом пшеницы пекли т.н. обетные пироги (не от слова "обед", а от слова "обет" - обязательство, добровольно взятое на себя человеком), шли с этими пирогами на перекрёсток и угощали прохожих, нищих, бедных соседей. Верили что такая щедрость обеспечит хороший урожай, чтоб хлеба хватило на весь следующий год и
снова осталось на угощение прохожих. Если никого угостить не удалось, это считалось плохим знаком. Такой пирог отдавали птицам.

Второй, после пшеницы, заботой был посев огурцов. В некоторых местностях его специально приурочивали к этому дню, который называли Иван Долгий. Здесь прозвание Долгий употребляется в значении - длинный. Верили что огурцы, посаженные в этот день, вырастут длинные.

Что же касается личности Иоанна Богослова, то это один из четырёх евангелистов, любимый ученик Иисуса Христа, именно ему, стоявшему при Кресте, Христос поручил заботу о своей Матери. И это он написал знаменитый "Апокалипсис" ("Откровение Иоанна Богослова").
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f67hukfm1u3611qls7a1bb21qrt7.jpg

922

(0 ответов, оставленных в Растения и минералы)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f67ekb9asska9j179718cn1uto7.jpg

923

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f67ch5k7rddiih1ics16hk1vob7.jpg

924

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

20 мая.

Православная церковь отмечает чудесное событие: Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме.
Дело было в 4-м веке в Византии. Император Константин почил в бозе и на престол вступил его сын Констанций, арианин. Далее цитата из Православного календаря: "Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш, достигало до самой горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех" (конец цитаты).

И вот тут я сама готова впасть в ересь, потому что читаю одно ("широта крестного знамения соответствовала его длине"), а на иконах вижу другое.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f66rm6iq9nqg0kgct1rv61chp7.jpg   https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f66rmnrf12s23k21biq8nu1hpf19.jpg

Святые дня:
Мученик Акакий сотник.
Преподобный Нил Сорский.
Преподобный Иоанн Зедазнийский (один из основателей грузинского монашества) и ученики его.

Сразу обратим внимание на сотника Акакия, претерпевшего мучения за свою веру в 3-м веке.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f66s3040g7g54d1cqh1o0mnhu7.jpg
Да устыдятся те, кто говорил что такого имени в Святцах нет и его придумал Гоголь.

Преподобный Нил Сорский (в миру Николай Майков)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f67ab7k81us61qs1p5ef1acq47.jpg
Основал на реке Соре первый в России скит и придумал для него устав. Настаивал на том что монах должен стремиться к богатству духовному, а не материальному, монахи должны работать сами на себя и не иметь собственности. Эту позицию он отстаивал на двух Соборах Русской Православной церкви (в 1490 и 1503 годах). Сторонники Нила Сорского называли себя нестяжателями, но их позиция была осуждена на Соборах 1503 и 1531 годов. Особенно негодовал игумен Иосиф Волоцкий, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, чьи сторонники стали называть себя "иосифлянами". Разумеется, "иосифляне" одержали верх в борьбе с нестяжателями, монастыри накапливали богатства, владели тысячами десятин земли и тысячами крепостных.

Труды Нила Сорского можно почитать и в бумажном формате и в электронном. Мне показались интересными его мысли про этапы развития страсти:

1. Прилог - непосредственное впечатление, произведённое предметом при его восприятии, или же образ предмета, возникший перед мысленным взором при воспоминании о нём. Мимолётные мысли и чувства, которые при определённых условиях становятся источником страсти, появляются независимо от нашей воли и не подлежат моральной оценке.

2. Сочетание - присоединение к первоначально возникшим образам и мыслям новых психических компонентов - зачатков чувства и воли. Оно имеет место в тех случаях, когда человек поддаётся "лукавому помыслу", останавливает внимание на порочной мысли. Принятие помысла, усвоение его, что происходит уже по нашей собственной воле. На этой ступени начинается моральная ответственность человека, ибо страстный помысел перестаёт быть безгрешным, каким он был на стадии прилога. Вместе с тем здесь и начало внутреннего конфликта, нравственной борьбы.

3. Сложение - начало страстного увлечения возникшей мыслью, вспыхнувшим чувством. Если на стадии сочетания человек человек лишь заинтересовывается страстным образом, то теперь он внутренне склоняется привести в исполнение греховную мысль. "Слагает в мысли своей тако быти, как глаголет вражий помысел".

4. Пленение - человек не в силах преодолеть начавшееся преклонение души к "лукавому помыслу". Прекращение внутренней борьбы, признание человеком бессилия перед овладевшей страстью, в результате чего он "яко бурею по волнам носим".
Различаются две формы пленения страстью: человек отдаётся ей во власть добровольно или же невольно, против своего желания. И в том и в другом случае он не может "в тихое и мирное устроение приити", так как теряет самообладание.

5. Страсть - отличительный признак этой ступени - её длительность. Завладевшая страсть не даёт человеку ни минуты покоя, всегда и везде рисует ему "вещь страстну". В результате чего он становится рабом страсти, побеждается ею. Страсть настолько укореняется в душе человека, что изменяет его характер, накладывает отпечаток на его личность.

В Народном календаре - Купальница.
В некоторых местностях было принято с утра выставлять на солнце вёдра с водой, а в полдень окачиваться этой водой, прочитав заговор.

925

(9 ответов, оставленных в Христианство)

ТРОИЦКИЙ ЦИКЛ
ТРОИЦА

Мои детские воспоминания о праздновании Пасхи, это воспоминания городского ребёнка, живущего в одном из промышленных пригородов Ленинграда в коммунальной квартире.
Совсем другое дело - Троица. Этот праздник очень часто приходится на лето, а летние каникулы я всегда проводила в деревне на родине моего отца, у бабушки с дедушкой. Это было Советское время, но Троицу в деревне всегда праздновали, вот только моя память не сохранила вообще никакой религиозной составляющей этого замечательного дня. Помню только нарядно украшенную деревню, радость, пироги и (обязательно) посещение кладбища.
Готовится к Троице начинали заранее. Дедушка запрягал коня в телегу и ехал в лес к горе Бык. Гора была песчаная и все туда ездили за песком, когда он был нужен. Прикладываю фотографию, как эта гора выглядела в 1990-е.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f64vhplb10qc1g3268p1g471d857.jpg
Я всегда думала, что коня он брал совхозного, но в прошлом году одна из жительниц деревни рассказала мне что "конь у твоего деда был свой, очень хороший конь". Возможно, он просто размещался в совхозной конюшне, но сейчас, за давностью лет, не могу сказать точно. У нас в семейном альбоме хранится фотография, качество, жаль, не самое лучшее.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f651cjjjqe11bas9pag1pbj7.jpg
Песок с горы Бык был совсем не похож на городской строительный, он был ярко-жёлтый, солнечный. Этим песком каждый житель деревни посыпал часть общей дороги у своего дома, дорожки и заулок. Потом мужчины, иногда поодиночке, иногда в компании снова шли в лес, за молодыми берёзками. Берёзки устанавливали в воротах и у входа в дом, у крыльца. Женщины готовили праздничные блюда. Поскольку праздник Троицы всегда приходится на воскресенье из города на выходные приезжали родственники, привозили городские гостинцы, обычно это были "дорогие хорошие конфеты" и копчёная колбаса. Ещё помню, что моя бабушка очень любила круглый ленинградских хлеб за 14 копеек. В деревенских магазинах и в автолавке такого не было и мы всегда брали с собой из города "хлеб для бабушки". Особых выкрутасов, типа суши и пиццы, на столах не было; готовили разные салаты, селёдку под шубой, жарили карасей, всегда была картошка, как без неё. Водка для взрослых и лимонад для детей. Бабушка пекла пироги, с рисом и яйцом, с зелёным луком, сладкие плюшки с маком и большие ватрушки. Уже одно это показывало что скоро праздник.
Накануне Троицы, в Родительскую субботу ходили на кладбище, смотреть всё ли там в поряке, если надо делали уборку, красили оградку, подсыпали песок на могилки и на дорожки. Вообще, жёлтый песок это, как бы сейчас сказали, был фишкой. Он придавал нарядный праздничный вид и кладбищу и деревне.
Жёлтая дорога, зелёные берёзки у каждого дома. Красиво.

В Троицу с утра, но не слишком рано, собирали сумки с едой и посудой и всей семьёй шли на кладбище. В нашей деревне не принято раскладывать еду на могилках, у всех в оградке был столик и скамейка. Застелив столик скатертью или клеёнкой на него выставляли снедь и напитки, на могилки клали угощение для усопших, конфеты, пирожки. Потом начинали поминать, то есть, угощаться, выпивать и закусывать, вспоминать усопших добрым словом, рассказывать истории из их жизни. Позже начинали подходить родственники и просто знакомые, им говорили: "Помяните наших". Помянув, они звали: "А потом вы к нам заходите". Это было похоже на приглашение в гости. Вот посидели у самых близких, помянули, потом пошли навестить дальних родственников, потом друзей, потом просто знакомых. Разумеется, не все могли выдержать такой марафон, наименее стойкие под конец просто валились с ног. А ещё предстояло застолье дома, в деревне. Приглашали друг друга: "После кладбища приходите к нам часиков ..." во столько-то.