926

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Поскольку сегодня как раз Радоница, поделюсь своими наблюдениями.
В нашем городе за последнее время традиции немного изменились. Раньше многие ходили на кладбище в Пасху, сейчас - больше на Радоницу. Но основные моменты, связанные с поминанием усопших, сохранились. По-прежнему приносят и оставляют на могилках или на столиках крашеные яйца, куличи, пирожки, конфеты и печенье. Так же сохранился обычай сыпать на дорожках и перекрёстках пшено.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5duvkhi1efqqf1sq811iv22i7.jpg

927

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

11 мая.

Святые:
Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, Керкира дева и иные с ними пострадавшие.
Мученики Дада, Максим и Квинтилиан.
Святитель Кирилл, епископ Туровский.
Мученики Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Маммий, Марсалий, Мурин, Евфрасий, Зинон, Евсевий, Неон, Виталий.

Ну, а в Народном календаре день носит название - Максим.
В честь мученика Максима Доростольского, казнённого при императоре Диоклетиане, вместе с братьями Дадой и Квинтилианом.
Раньше примечали: если день ясный и тёплый - значит пора начинать отпаивать больных берёзовым соком. Если день пасмурный - значит надо идти на перекрёсток и ловить в ладанку тёплый южный ветер. Потом эту ладанку вешали на шею больному.

928

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Сейчас я попробую рассказать про обычай, который сама никогда не наблюдала, даже больше, мне про него никогда никто не рассказывал. Так что сведения чисто из книг.

ВЬЮНЕЦ (Вьюнишник, Юнец)
Обычай этот упоминается в "Стоглаве": "И на Радонице Вьюнец и всяко в них бесование".
Это очередной обход дворов с окликальными и величальными песнями.  Но в этот раз обходили не всех, а только недавно поженившихся. Давайте вспомним. Закончился Великий пост, а пост это не только воздержание в пище, но и воздержание в супружеской жизни. Наверняка, молодым парам не легко приходилось. Нарушение поста могло иметь последствия. Священники и односельчане имели привычку высчитывать когда был зачат ребёнок и если в пост, то священник накладывал епитимью, а добрые соседи изводили невоздержанных супругов насмешками, сочиняли про них частушки.
Но пока у нас Вьюнец и молодых супругов чествуют весенними песнями, желают их молодой семье богатсятва и здоровых детишек. А под конец песни, как обычно, звучит требование угостить песенников.
А поскольку дело происходило на Фоминой неделе, то угощали их обязательно крашеными яйцами, ну и без пива-вина не обходилось. Что касается традиций такого обхода, то в разных местностях он проходил по-разному. Где-то в процессии участвовали только мужчины во главе с самыми старшими, где-то женщины, во главе с доброй старушкой верхом на помеле, а где-то обходили молодожёнов парни и девушки. Такой обход с песнями отмечал перемену статуса: вот были парень и девка, а стали муж и жена, мужик и баба. Новая ячейка общества. А тут как раз и весна, и пост закончился, самое время поработать над продолжением рода.

929

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Наверно следовало назвать эту тему не Пасха, а Пасхальный цикл. Потому что у народа, действительно, был цикл обрядов, связанных с весенним пробуждением природы и привязанных к православному празднику Пасхи.
Сама я живу в городе, который, начиная со времён Петра Первого, развивался вокруг завода. Сюда приезжали работать люди из разных уголков России, а позднее и Советского Союза. Эти люди принесли с собой обычаи тех мест где они родились и выросли. Впоследствии их дети, внуки, родственники придерживались тех же обычаев. Например, что касается поминовения усопших на Пасху. В нашей семье принято ходить на кладбище именно в Пасхальное воскресенье. Но мне рассказывали и о других традициях. Кто-то говорил: "Мы всегда ходим в следующее воскресенье после Пасхи, оно так и называется - Пасха мёртвых". Или: "А мы ходим на Радунки". Давайте сейчас разберём что это за дни и как они соотносятся с православным календарём.

Фомино воскресенье или Антипасха.
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день (Ин.20:26); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье» (Азбука веры).
В церкви в это воскресенье последний раз служат литургию по пасхальному чину и закрывают царские врата. Паким образом мы видим, что Пасхальные празднества длятся 8 дней.
Фомино воскресенье это то самое воскресенье, которое иногда называют Пасха мёртвых. В некоторых местностях снова красят яйца, пекут пироги или блины и ходят на кладбища, поминают родных и друзей.
В других местах это воскресенье называют - Красная горка. Иногда Красная горка, это не один день, а несколько, бывает что и целая неделя. Красная горка - это встреча весны, начало весенних игр (поначалу весьма скромных) и весенних хороводов. На Красную горку сватаются и женятся, особенно те кому нужна молодая работница к началу посевной и прочих весенних крестьянских работ. Почему "красная" понятно, потому что встречают весну и красно солнышко. Кроме того, не будем забывать что раньше слово "красный" было синонимом слова "красивый". С "горкой" сложнее. Некоторые исследователи считают что название произошло от обычая ходить встречать весну на возвышенные места. Мой отец рассказывал, что он с деревенскими парнями и девушками ходили на гору Бык. Так называется одна из гор в наших краях.
Вот я и фоточку добавлю. Как видите, горой это можно назвать чисто условно. Не Казбек, конечно. Но возвышенность.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5beohvd8tk12tp1iojft0lha7.jpg

Радоница.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда) (Азбука веры).
Чтоб было понятно, скажу проще: на Пасхальной неделе за упокой не поминают. И чтоб как-то это компенсировать Церковь установила главный поминальный день - Радоницу.
Это те самые "Радунки", как мне говорили. Вторник на Фоминой неделе.
Один из главных родительский дней, когда по всем усопшим служат панихиды. А поскольку слово "радоница" этимологически восходит к слову "радость" в этот день не принято было горевать. На кладбища ходили с кутьёй, с пирогами, с блинами и, опять таки, с крашеными яйцами. Яйца катали по могилкам, был такой обычай. Потом угощались, выпивали, часть вина или пива выливали на землю у креста. Но не в изголовье, чтоб "не залить покойному глаза". Собираясь домой на могилках оставляли угощение для усопших.

Давайте теперь посмотрим на картину В.Е.Маковского "Поминки", 1884 г.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5bfjo071j1p1gg61vqu6oduibl.jpg

930

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

10 мая.

Святые:
Апостол и священномученик Симеон, сродник Господа.
Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский.
Праведная Евлогия, странноприимица.

Святой Симеон, апостол от 70-ти был сыном Клеопы - младшего брата Иосифа Обручника. Таким образом, если смотреть с чисто мирской точки зрения, Иисусу он приходился дядей.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5b6uqha45s65d1e1erb9abl7.jpg
В Народном календаре его назвали Семён Ранопашец.
Вариантов тут два:
1. Встали с утра пораньше и пошли пахать.
2. Пора приступать к ранней пахоте, то есть начинать пахать.  Ключевое слово здесь - начинать.
Обычно первый выезд на пахоту сопровождался обрядовыми действиями.

931

(117 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58trp4q1eu1a4m1mlc5ml12u57.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58ts7q51u28cr927sm9ojr4q.jpg

932

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58tcqd814ftu4s179f1bur143r7.jpg

933

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

9 мая.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58ol77bsbeuvtopv1ophj057.jpg
Русская Православная церковь поминает усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Святые:
Священномученик Василий, епископ Амасийский.
Святитель Стефан, епископ Великопермский.
Праведная Глафира Амасийская, дева.
Преподобный Иоанникий Девиченский (Серб.).

В разных местностях в Народном календаре день называли по разному.
Где-то это был - Василий. Говорили: "Василий святой овцам шерсть даёт".
Где-то - Глафира Горошница.
Заговаривали и сажали горох.
При посеве гороха приговаривают: "Сею, сею бел горох. Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят. Женам на потеху, молодым ребятам на веселье".
(В средней полосе России ГОРОХ сеют 19 мая.)

934

(51 ответов, оставленных в Флуд)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f561qqapq541phv1uta6351b4q7.jpg

935

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

8 мая.

Святые:
Апостол и евангелист Марк.
Преподобный Сильвестр Обнорский.

В общем, друзья, нашла я такую вот табличку, где перечислены 12 апостолов, следовавших за Христом.
(Спасибо, кто-то постарался её сделать и выложить в интернет)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55rviqe17s91r931c5h13tf12357.jpg

Как видите, апостола Марка среди 12-ти нет. Но он назван не просто апостолом, а Евангелистом. Евангелие от Марка, это одно из четырёх канонических. Считается, что оно написано примерно в 62-63 гг. по рассказам и проповедям святого Петра, с которым Марк путешествовал. То есть, по сути, Евангелие от Марка, это Евангелие из вторых рук.  
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55u3eh955r1j75kmg1ruu1vk925.jpg
О жизни и трудах апостола Марка вы легко найдёте сведения и в письменных источниках и в интернете. Я отмечу только что скончался он в Александрии, как раз когда его вели на суд. Похоронен был там же, но в 820-м году мощи его были перевезены в Венецию и помещены в собор святого Марка. Так что ежели доведётся вам побывать в Венеции имеет смысл на собор этот взглянуть, говорят красивый.
Вот фотография, опять же, из интернета, сама я в Венеции не была.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55t63oclk41pod1ej870e1hb19.jpg

Что ещё можно сказать про апостола Марка.
По иконографической традиции апостол Марк изображается со львом.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55shti215o31mnucor1jvpsk7r.jpg
Но так было не всегда. Те кто читал книгу П.И. Мельникова (Андрея Печерского) "На горах" могли обратить внимание на такой диалог:
- Есть у меня икона хороша Марка-то Евангелиста.
...
- С орлом?
- Неужто со львом? Сказано тебе, что икона старых московских писем. Как же ей со львом-то быть?

У меня книга, изданная в 1987 году и там очень хорошие комментарии
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55u030l17ds1aa19ihf7obh11n.jpg

А теперь переходим к Народному календарю.
День носит название
Марк.
Марк Ключник.
Разумеется, все мы помним что с ключами изображают апостола Петра. Считается, что он держит в своих руках ключи от Рая. Почему-же "Ключником" называли Марка? А потому что мы живём в России и идём своим путём. Крестьяне верили что святой Марк владеет ключами от небесной влаги - дождей. В день его памяти молились о ниспослании дождя. Говорили: "Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных", "Будет дождь, будет и рожь", "Без дождя и трава не растёт". Если дождей долго не было, в день святого Марка держали пост, надеясь таким образом умилостивить святого.  Замечали, что с этого дня дожди уже не холодные, а тёплые, летние.
Так же с этого дня ожидали прилёта стай певчих птиц.
В некоторых местностях начинали сеять гречиху.
А вот в Туле в день святого Марка ходили ловить чижей. И зачем они только понадобились?

936

(574 ответов, оставленных в Творчество)

Из присланного

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53ptn0918mo3sr1joi11un1s421h.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53pt8291ak9n06j5n1tgm10r713.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53psmslujc6659qodgl6nnl.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53ps8vd1n3gb9r8n1jm3o2k7.jpg

937

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53pjp3e1lku8aj1aks1tqi18s57.jpg

938

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

7 мая.

Святые:
Мученик Савва Стратилат Римский и с ним 70-т воинов.
Преподобный Савва Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах.
Преподобный Алексий Печерский.
Мученики Пасикрат и Валентин.
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и иные.
Преподобный Фома, юродивый. 
Преподобная Елисавета Константинопольская, игумения, чудотворица.

Савва.
Евсей.
Несмотря на то что имя святого Саввы в Святцах идёт первым, Народный календарь отметил ещё и Евсевия, опять же по созвучию с русским словом "сеять". Это было близко крестьянам. Они говорили: "Пришёл Евсей - овсы отсей".

939

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

6 мая.

Святые:
Великомученик Георгий Победоносец.
Мученики Анатолий и Протолеон.
Мученица царица Александра.

Ну, тут даже и вопросов быть не должно. Разумеется в Народном календаре у нас:
Георгий Победоносец.
Егорьев день.
Егорий храбрый. Егорий Вешний.

Писать об этом дне можно много. И когда-нибудь я так и сделаю. Но пока что коротко.
День Георгия Победоносца.(Егорий Вешний,Егорий Храбрый). Покровитель воинов-христиан. Хозяин лесных зверей. Юрьев день. Праздник пастухов. Первый выгон скота на пастбища. Женщины обходят своих коровушек, держа в руках соль и икону святого Георгия. Читают заговор. (Егорий, батюшка, победи, Власий наблюди, Владычица спаси и сохрани.) Выгоняют на пастбище, ударив вербой.
Юрьева роса снимает сглаз и порчу, лечит болезни. Росу собирать с восходом Солнца. Роса собранная до восхода - вредна.

940

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

5 мая.

Святые:
Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский.
Апостолы Нафанаил, Лука и Климент.
Преподобный Виталий Александрийский.

Народный календарь выделил в этот день Апостола Луку, евангелиста и иконописца.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53f9mq818ud1aqlhhq1ktso0k7.jpg
Но выделил опять по созвучию слов "Лука" и "лук". Говорили: "Сей лук на Луку", "На Луку высаживай на грядки лук". Этот обычай распространён и в наши дни. Многие из моих знакомых огородников говорили мне: "Мы лук сажаем 5 мая". То есть, они про упоминание Луки забыли или не знают, но чётко помнят что лук надо сажать 5 мая.

Ещё интересный момент. На протяжении трёх дней (3, 4, 5 мая) Святцы упоминают трёх разных святых Феодоров. И в разных местностях в один из этих трёх дней обязательно ходили на кладбище, верили что "На Фёдора покойники тоскуют" и надо их навестить, привести в порядок могилки.

941

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

4 мая.

Святые:
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним  мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион.
Мученик Феодор Пергийский и мать его Филиппия, Диоскор, Сократ, Дионисий.
Праведный Алексий Бортсурманский.
Святитель Максимиан, патриарх Константинопольский.
Мученики Исакий, Аполлос, Кодрат.

В Народном календаре - Прокл.
На Прокла нечистую силу проклинают. В деревнях старики выходили за околицу, поворачивались лицом на запад и выкрикивали проклятия нечисти.
Разумеется, это только для русского уха Прокл и проклинать созвучны. Имя Прокл означает - Далёкий (лат.) или - чья слава идёт впереди него (греч.).

Второе название дня в Народном календаре - Януарий.
Это так наши люди перевернули имя священномученика Ианнуария. Кстати. Ианнуарий или Януарий означает - принадлежащий Янусу или - привратник.

942

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

3 мая.

Святые:
Преподобный Феодор Трихина ("Власяничный").
Преподобный Александр Ошевенский.
Мученик младенец Гавриил Белостокский.
Святители Григорий и Анастасий Синаит, патриархи Антиохийские.
Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы.

Феодор Трихина
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f538qqb3dnqtvvbha194ihf37.jpg
Преподобный Феодор родился в Константинополе, его родители были весьма состоятельные люди, но сам он отказался от богатства, удалился в монастырь и всегда носил только одну власяничную одежду. За что и получил своё прозвание. Трихина в переводе с греческого и означает Власяничник.

Именно этот Феодор дал имя дню Народного календаря.
Фёдор.
На день Фёдора Трихины было принято окликать родителей. То есть, посещать кладбища, убирать на могилках, вспоминать ушедших в мир иной.
Интересно вот что. Собирая материалы для этого проекта (Дни календаря) я не только бумажные книги просматриваю и с людьми беседую, но иногда и (каюсь) заглядываю в интернет. А алгоритмы интернета так хитро настроены, что уже сами подсовывают мне материалы по интересующим меня вопросам. Вот однажды они и подсунули мне статью с примитивным названием: "Никогда не разговаривайте с могилами умерших. Объясняю почему". Смешно. Кто такой/такая этот автор чтоб что-то нам объяснять? Разумеется, я даже не открыла опус с таким заголовком.
На самом деле, в русских традициях как раз таки разговаривать с могилами. Собирателями фольклора и этногрофами записаны разные плачи и окликания. Приводить здесь примеры не буду, в принципе, найти их не трудно.

943

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

2 мая.

Святые:
Преподобный Иоанн Ветхопещерник.
Мученики Феона, Христофор, Антонин.
Священномученик Пафнутий, епископ Иерусалимский.
Святитель Георгий, исповедник, епископ Антиохии Писидийской.
Святитель Трифон, патриарх Константинопольский.
Преподобный Никифор.

Иоанн Ветхопещерник.
В давние времена женщины в этот день ходили "угощать весну". Приходили на луг или на пригорок, кланялись на четыре стороны и говорили: "Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!"  Расстилали на земле кусочек холста, клали на него пирог и уходили.
В дальнейшем этот обряд деградировал, от него осталось только воспоминание, что "На Ветхопещерника обновляй новинку". То есть, расстилай вытканые холсты, чтоб они отбелились.

944

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

1 мая.

Святые:
Преподобный Иоанн Солунский.
Мученик Иоанн Новый из Янины.
Мученик Виктор Никомидийский.
Мученики Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан.
Святитель Косма, исповедник, епископ Халкидонский.
Преподобный Авксентий.

В Народном календаре день носит двойное название:
Кузьма.
Иван Новый.

В этот день было принято сеять свёклу и морковь. Говорили: "Сей морковь и свёклу на Кузьму" или; "На Ивана Нового сей морковь и свёклу".
Для хорошего урожая три утренние зари, перед посевом, ходили к природному водоёму (река, родник, озеро или колодец) и смачивали семена. В некоторых местностях люди были более ленивые и ходили к водоёму один день, вот как раз 1 мая. Утром на заре сходили, смочили семена, а потом и посеяли. Ещё, конечно, можно было запасти воды заранее и смачивать семена дома. В благодарность за помощь и в надежде на хороший урожай в водоём бросали монетку.

И, конечно, не стоит забывать, что 1 Мая - День международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права. Во времена СССР отмечался обязательно. Как нам объясняли суть этого праздника: В Советском Союзе человек труда пользуется уважением, у него достойная зарплата, 8-ми часовой рабочий день, оплачиваемый отпуск и прочие блага. Перечислять все не буду, кто жил в те времена тот должен помнить (если пропаганда мозги не промыла). В государстве победившего социализма трудящимся нет нужды бороться за свои права, но мы всё равно выходим на демонстрации в знак солдидарности с рабочими капиталистических стран, которых угнетают проклятые капиталисты. Эти демонстрации радостные, праздничные. Мы не только солидарны с теми кого угнетают, но и показываем им что борьба небесполезна, она может привести к построению лучшего государства, к лучшему будущему.
А потом случился госпереворот, распад Союза и дикий капитализм. Под шумок праздник переименовали в День весны и труда.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5j7f0cq130l1tbo1mfgah11o8m7.jpg

945

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

МАЙ

Название месяца произошло от имени Майя.
В греческой мифологии Майя - нимфа, старшая из плеяд, семи дочерей Атланта и океаниды Плейоны, мать Гермса, родившая его от Зевса.
В Древнем Риме образ Майи слился с образом древнеиталийской богини Майесты.

На Руси месяц называли - травень.

946

(724 ответов, оставленных в Творчество)

Проговорив заговор несколько раз Настя как-то сразу успокоилась. Заметив, что эмоции Насти зтали затухать, Шехерезада Степановна закрыла заслонку:
- А теперь мы с тобой, касатка, перекусим. "Заземлимся", как говорят наши друзья виккане. У меня и настоечка на меду для тебя есть, капелька не повредит, а только на пользу будет.
Она стала накрывать на стол, Настя взялась помогать.

947

(724 ответов, оставленных в Творчество)

Настя Кочерыжкина, хоть и страдала отсутствием аппетита, стала часто приезжать в сторожку к Шехерезаде Степановне. Угощалась котлетками, плакалась в жилетку, рассказывала как она "вся исстрадалась по Петеньке". После того как Сила Силович возвёл, как он её называл, новую пристроечку Шехерезада волевым решением переселила туда волхва Бредослава с его двумя помощницами, а сама осталась хозяйничать в старой избушке где всё было ей привычно и всё было под рукой. Сейчас она смотрела на Настю и размышляла на тему надо ли помочь ей или лучше оставить всё как есть. Шехерезада Степановна разумеется видела Настины способности и Настин потенциал. До сих пор эти способности блокировались предрассудками и заблуждениями кои Настя в большом количестве почерпнула на форумах по магии. Например, она твёрдо верила что "колдовать надо с холодным носом", "когда успокоишься", "без эмоций". В то время как её природный дар как раз и заключался в том чтоб творить колдовство опираясь на эмоции. Таким образом перед Шехеризадай стояла дилемма: выпустить джинна из бутылки или зарыть талант в землю. И вот сейчас, видя как Настины эмоции раскачались в нужном направлении, она наконец выбрала одно из двух и сказала:
- Чем попусту реветь, возьми да позови своего Петра беспутного. Пусть сам он к тебе придёт.
Настя подняла опухшие, заплаканные глаза и всхлипнула:
- Так это вызов надо делать. Как мы с Петенькой Силу Силовича вызывали. А для того чтоб вызов сработал надо пойти туда где Петеньку можно встретить, а я не зна-а-яю где он .... - снова залилась Настя.
- А мы с тобой вот-ка што сделаем, касатка. Мы с тобой не его искать пойдём, а слова заговорные по ветру пустим, они его и найдут и к тебе поворотят. Пойди-ка в сени да принеси три-четыре полешка, сейчас печь затопим.
Настя выбрала п ринесла четыре ровных и гладких полена. Она очень любила число четыре, потому что твёрдо помнила что есть четыре стороны света, четыре стихии и, кроме того, кто-то ей сказал что "Четвёртая Сфира самая надёжная, потому что соотносится с Юпитером".
Шехеризада затопила печь и открыла заслонку:
- А нут-ко, касатка, повторяй за мной.
Настя, дрожа от слёз и эмоций, стала повторять заговор в печную трубу:
-  Дымы, вы дымы,
пойдите вы, дымы,
по высоким горам
и по синим морям,
разыщите вы, дымы,
Петра
и разожгите вы, дымы
в нём
сердце и печень,
и хоть и плоть.
Чтоб не мог оный Пётр
без меня Насти
ни жить,
ни быть,
ни есть,
ни пить,
ни спать.
Чтоб не было ему спокою,
ни днём ни ночью,
чтоб  всё
думал и мечтал
ко мне Насте
со всех ног бежал.

948

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Но не только священники совершали обход домов на Пасхальной неделе. И здесь я опять вижу сходство со Святками. На Святках дома обходили колядовщики, исполняли разные колядки - обрядовые песни. За что получали от хозяев вознаграждение: пироги и прочую снедь, из того что заготовлено на праздники.
На Пасху по дворам ходили:
1. Дети. Ходили, христосовались, хозяева угощали их крашеными яйцами.
2. Компании молодёжи, парни и девушки. Гуляли по деревне с гармошками, с песнями. И им хозяева выносили угощение в ответ на традиционное: "Христос Воскресе!"
Но эти две категории ходили в пределах своей деревни, по своим соседям. Совсем другое дело категория №3.
3. Волочебники. Это ватаги мужчин, которые специально ходили (волочились) по деревням и сёлам, исполняли обрядовые песни, очень похожие на зимние калядки, разумеется с поправкой на весеннее Воскресение. В песнях они величали хозяев и желали процветания их дому. Хозяева выносили угощение. Если угощения было мало или не было вообще,волочебники начинали петь другие песни, с пожеланием всяческих неприятностей:
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок...

Ну, и т.д. в том же духе

Всё как на Святках. Считается что обычай исполнять волочебные песни имеет дохристианские корни.

А закончить эти заметочки я хочу на позитивной ноте, на волочебной песенке с пожеланием изобилия:

Хозяюшка, наш батюшка!
Что на твоём дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоём дворе три радости:
Перва радость - корова телилася.
Друга радость - овечка ягнилася.
Третья радость - кобыла жеребилася.

949

(14 ответов, оставленных в Христианство)

В.Г.Перов. Крестный ход на Пасху. 1861 год.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4thhfcg1nkp17f0vh57gd1g3d7.jpg

Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны (Азбука веры).
Посмотрим на на картину Перова. Это, конечно, тоже крестный ход. Но я всегда подозревала (и не я одна), что здесь изображён не Пасхальный крестный ход, а то что происходило уже на Пасхальной неделе и называлось - обход дворов. Священник и причт, в сопровождении некоторых особо приближённых к ним прихожан ходили по дворам, служили молебны, за что и получали небольшое денежное вознаграждение. Ну и, как на Руси повелось, их угощали, им наливали. Всё это напоминает мне шутки времён СССР про вызов Деда Мороза на Новый год. Вот там так же Дед Мороз и Снегурочка ходили по домам, поздравляли детей и, если верить шутникам, на последние вызовы приходили примерно в таком же состоянии как поп на картине. Моя тётушка (Царствие ей Небесное) очень метко называла такое состояние - накосорылились. Сразу скажу, чтоб не было вопросов. Мне Деда Мороза на дом не приглашали.

950

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Если задуматься, то у Пасхальных гуляний есть что-то общее со Святками. На святках ставили или накатывали ледяные горки, на Пасху - качели. И обоих случаях это было не только развлечение, но развлечение переплетённое с обрядами. Про горки и лён мы уже говорили. А вот качели и раскачивание имели некий подтекст. Достаточно вспомнить неотцензуренные сказки Афанасьева.
Давайте посмотрим на эти картины.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4rbptrb1h97mnq15bd2r514q07.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f4rbqj7u5jkr5t11uu154vefqv.jpg

Многие исследователи старины сходятся во мнениях, что качели, это прежде всего развлечение для девушек и парней достигших брачного возраста. Тут приводится масса аналогий и всяческая игра слов, вроде того, что "раскачиваться" может означать ещё и выход из бездействия и застоя. (Вот, например, Призрак часто говорит мне: "Когда ты уже раскачаешься и напишешь статью в журнал?")
А отсюда недалеко и до выхода природы из спячки, до пробуждения производительных сил и т.п. Про всё это нам любят рассказывать виккане в связи с праздником Белтайн. Любопытно, что на качелях качались и пожилые люди, когда хотели чтоб и в них некие силы пробудились, если вы понимаете о чём я. Считалось, что такое весеннее развлечение прибавит им молодых сил. Так что, рекомендую. Не надо стесняться.