926

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

16 мая.

Святые:
Мученик Тимофей Фиваидский, чтец. Мученица Мавра.
Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский.
Преподобный Петр, епископ Аргосский, чудотворец.

Мученики Тимофей и Мавра были супругами и пострадали за свою веру при императоре Диоклетиане. Читать их житие с описанием истязаний слабонервным не рекомендуется.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5qmb21kjvfu5vsni39tqk87.jpg

В Народном календаре день носит название
Мавра Молочница.
Мавра - зелёные щи.
Тимофей.

Народная примета: "Соловьи запели перед Маврой - весна зацветёт дружно".
Весна зацветает, травка зеленеет, коровы на выгуле в поле со дня святого Георгия. Едят они, значит, зелёную травку и молоко у них прибывает. Значит крестьянская семья будет с молоком, творогом и маслом (ежели, конечно, помещик не отберёт). Молоко в эту пору считается особенно полезным и даже целебным. Знахари, доки, да и просто те кто был в курсе читали заговоры на молоко, чтоб эти свойства усилить на пользу себе и людям.
Про этот день ещё говорили: "Мавра и Тимофей - зелёные щи". Это, опять же, потому что травка зазеленела и появилась возможность добавлять в щи крапиву, сныть, лебеду и щавель. Сейчас нам пытаются преподнести это как жутко полезные для здоровья рецепты народной кулинарии. Но было это, подозреваю, от недостатка нормальной еды. Во всяком случае, я нигде не встречала сведений что помещики щами из лебеды лакомились.

927

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5oj2pp5h2r1eei1ti9o526sj7.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5oj35gu85k1jk2nfa4jh19k7q.jpg

928

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

15 мая.

Святые:
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.
Святитель Афанасий, патриарх Цареградский.
Мученики Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул.
Благоверный и равноапостольный царь  Борис (в крещении Михаил) Болгарский, креститель Болгарии.

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба (во Святом Крещении Романа и Давида).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5qc2rpkm4qblq1fd31nbf93g7.jpg

Вот как раз на перенесении мощей Бориса и Глеба Народный календарь и делает акцент.
День называют:
Борис и Глеб Сеятели.
Борисов день.
Барыш-день.
Соловьиный праздник.

Главная забота - посевная. Святых в поговорке тоже называли сеятелями, говорили: "Борис и Глеб сеют хлеб". Вроде как, они сеют и вы, крестьяне, не ленитесь.

Также это и "барыш-день". Явно по созвучию Борис - барыш. Торговцы старались что-нибудь выгодно продать, чтоб весь год быть с барышом. Но люди заметили, что ради барыша не гнушались и обмана, что тоже нашло отражение в поговорке: "Святого Бориса - сам боронися: барышники плутуют".

Соловьиный день. Считалось что со дня Бориса и Глеба начинали петь соловьи. Всё верно, примерно к этому дню соловьи и прилетают в нашу среднюю полосу, начинают петь и устраивать гнёзда.
Интересно, что некоторые жители Тулы в этот день уходили на охоту за соловьями, они примерно месяц бродили по лесам (очень любили Курские), а потом сразу ехали в Москву продавать пойманых соловьёв на базаре. И все очень хотели поймать белого соловья (альбиноса). Видимо, стоили белые соловьи дороже.
Обратите внимание, что 8 мая, те же туляки отправлялись ловить чижей.
Мы с Призрак недавно побывали в славном городе Туле, нам там рассказали много интересного и про оружейников, и про пряники, и про гармонь, и про самовары. Но вот ни слова не сказали о таком промысле как ловля певчих птиц.

Стихотворение в тему.
Юрий Фатнеев
БРЯНСКИЕ СОЛОВЬИ

Я распахну окошко ночью русскою,
Подумаю, что люди не правы:
Вот славятся всё курские, всё курские!
А брянские чем хуже соловьи?

Выщёлкивали трели те спокойненько,
Чтоб музыкою скрасить чей-то быт.
А здесь встречались соловьи-разбойники.
От свиста их валился конь с копыт.

И если бы не этот самый Муромец...
Не знаю, кто бы встал из трын-травы.
А, впрочем, что я вспомнил время хмурое?
Сегодня в Брянске хлеще соловьи!

Как будто плетью звонче колокольчиков
Шарахнут круп недвижной темноты
И скачет ночь, куда-то скачет ноченька,
Взвивая гриву Млечного Пути.

Послушать бы их песни сумасбродные,
Илья был шибко к соловьям суров.
Немало после развелось охотников
Подозревать в разбое соловьёв.

А соловьям подайте ночку русскую,
И вся Россия ахнет: ах ты чёрт!
И не поймёшь, где брянские, где курские,
Где соловей Черниговский поёт!

И песня. Как же без неё.
[youtube]2qw9fy1Yzuk[/youtube]

929

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5ldf5rk17s91umhd821l2t1oo37.jpg

930

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

14 мая.

Святые:
Пророк Иеремия.
Преподобный Пафнутий Боровский.
Преподобномученики Афонские: Евфимий, Игнатий, Акакий.
Священномученик Макарий, митрополит Киевский.
Преподобный Герасим Болдинский.  
Преподобномученик Вата Персянин.
Благоверная Тамара, царица Грузинская.

Пророк Иеремия
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5la2je11jnj57jv3a1c9fglk7.jpg
Один из четырёх великих ветхозаветных пророков. Жил за 600 лет до Рождества Христова. По преданию был призван стать пророком в 15 лет. Его ситуация напоминает мне историю с язычницей Кассандрой. Пророчества Иеремией, как и предсказания Кассандры, всегда сбывались, но ему всё равно никто не верил. Над ним насмехались, его ругали и даже пытались убить. И убили таки. Наверно потому, что ничего хорошего-то он и не предсказывал. Например, желая наглядно изобразить, что иудеев ждёт рабство Иеремия надел на шею ярмо и так ходил.
В интернете я нашла картинку, изображающую человека с ярмом.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5lahl7k926k5mga6ol68lkf.jpg

На Руси имя Иеремия переделали в Еремей. Еремей, Ерёма. А у белорусов - Ярёма. Отсюда совсем близко до слова - "ярмо", а учитывая что пророк и носил на шее ярмо, дальнейший ход мысли наших людей проследить нетрудно. Бери ярмо, запрягай животных и иди в поле пахать.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5lasu4k41q12ntg8b1t13qpep.jpg

Так что, в Народном календаре день и получил название
Еремей Запрягальник (Запашник. Яремник).
Говорили: "На Еремея Запрягальника и ленивая соха в поле выезжает". Всё верно, по Юлианскому календарю это уже 1 мая и третья встреча весны.
Для получения хорошего урожая выполняли разные ритуальные действия, соблюдали традиции.
Прежде чем засевать землю, служили молебен святому пророку Иеремии. Затем выходили в поле, кланялись на все четыре стороны, бросали в каждую сторону по горсти жита, и только потом начинали сев. В некоторых местностях клали поклоны на три стороны, исключая северную (или западную).
Записаны и другие обряды, но они не очень приличные.
Многие соблюдают обычай: в день сева никому не давать взаймы. Даже вообще ничего не давать из дома, так и говорили просителям: "Извиняйте, ноне ничего не даём". Никто на такой отказ не обижался, понимали в чём тут дело.

P.S.
А теперь давайте послушаем В.Высоцкого, "Песнь о вещей Кассандре".
[youtube]2yoNofFYkk4[/youtube]

931

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

13 мая.

Святые:
Апостол из 12-ти Иаков Заведеев, брат апостола Иоанна Богослова.
Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский.
Святитель Донат, епископ Еврии.
Мученик Максим.

Апостола Иакова в русских традициях переименовали в Якова.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5j09b4jmcch4h7a71s3u1edb7.jpg

В Народном календаре день так и назван - Яков.
Обратите внимание, это уже третий день подряд, связанный с исцелением больных, с укреплением здоровья. По Юлианскому календарю идут последние дни апреля. Как и водится весной погода часто меняется, то жарко, то дожь, то похолодание. Люди могли простудиться, подхватить лихорадку. А ещё рассказывали страшные истории про то как болезни, зимой скованные льдом и снегом, с первыми тёплыми деньками освобождаются от оков и разбегаются по белу свету, нападают на людей. Вот и принимали профилактические меры. В частности, на Якова советовали не отправлятся в дальний путь не вымывшись водой из мартовского снега (обычай идёт из Тулы). Видимо, снег в марте запасали заранее для такого дела. Ну и, само собой, читали заговоры на укрепление здоровья.

А поскольку это был последний апрельский день, то прекращали всякое сватовство и свадеб не играли, потому как "В мае добрые люди не женятся", "В мае жениться - весь век маяться". Так что, кто не успел, тот опоздал.

932

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

12 мая.

Святые:
Девять мучеников Кизических: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон. Преподобный Мемнон, чудотворец.
Преподобный Нектарий Оптинский.
Мученики Диодор и Родопиан диакон.
Святитель Василий, епископ Захолмский (Сербс.).
Мученик Иоанн Влах (Валах) Румынский.

В Народном календаре день Девяти мучеников в Кизике или просто - Девять мучеников.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5gfidu21574gus1q7mib34l27.png

Девяти мученикам моляться от девяти напастей: чтоб не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не слепило, не оглушало, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

Заговор, который читали в этот день:
Девять святых мучеников
Феогнид, Руф, Антипатр,
Феостих, Артем, Магн,
Феодот, Фавмасий и Филимон,
исцелите раба Божия (...)
от девяти недуг,
от девяти напастей,
чтоб его не ломало,
не томило,
не жгло, не знобило,
не трясло,
не вязало,не слепило,
с ног не валило,
в Мать Сыру Землю не сводило.
Слово мое крепко
Крепче железа.
Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест.
Заперто мое слово на 77 замков,
замки запечатаны,
ключи в Окиан-море брошены,
Кит-рыбой проглочены.
Аминь.

Также это день целителей и исцеления. Так что, ежели кто практикует целительство того можно поздравить с профессиональным праздником.

933

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Поскольку сегодня как раз Радоница, поделюсь своими наблюдениями.
В нашем городе за последнее время традиции немного изменились. Раньше многие ходили на кладбище в Пасху, сейчас - больше на Радоницу. Но основные моменты, связанные с поминанием усопших, сохранились. По-прежнему приносят и оставляют на могилках или на столиках крашеные яйца, куличи, пирожки, конфеты и печенье. Так же сохранился обычай сыпать на дорожках и перекрёстках пшено.

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5duvkhi1efqqf1sq811iv22i7.jpg

934

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

11 мая.

Святые:
Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, Керкира дева и иные с ними пострадавшие.
Мученики Дада, Максим и Квинтилиан.
Святитель Кирилл, епископ Туровский.
Мученики Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Маммий, Марсалий, Мурин, Евфрасий, Зинон, Евсевий, Неон, Виталий.

Ну, а в Народном календаре день носит название - Максим.
В честь мученика Максима Доростольского, казнённого при императоре Диоклетиане, вместе с братьями Дадой и Квинтилианом.
Раньше примечали: если день ясный и тёплый - значит пора начинать отпаивать больных берёзовым соком. Если день пасмурный - значит надо идти на перекрёсток и ловить в ладанку тёплый южный ветер. Потом эту ладанку вешали на шею больному.

935

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Сейчас я попробую рассказать про обычай, который сама никогда не наблюдала, даже больше, мне про него никогда никто не рассказывал. Так что сведения чисто из книг.

ВЬЮНЕЦ (Вьюнишник, Юнец)
Обычай этот упоминается в "Стоглаве": "И на Радонице Вьюнец и всяко в них бесование".
Это очередной обход дворов с окликальными и величальными песнями.  Но в этот раз обходили не всех, а только недавно поженившихся. Давайте вспомним. Закончился Великий пост, а пост это не только воздержание в пище, но и воздержание в супружеской жизни. Наверняка, молодым парам не легко приходилось. Нарушение поста могло иметь последствия. Священники и односельчане имели привычку высчитывать когда был зачат ребёнок и если в пост, то священник накладывал епитимью, а добрые соседи изводили невоздержанных супругов насмешками, сочиняли про них частушки.
Но пока у нас Вьюнец и молодых супругов чествуют весенними песнями, желают их молодой семье богатсятва и здоровых детишек. А под конец песни, как обычно, звучит требование угостить песенников.
А поскольку дело происходило на Фоминой неделе, то угощали их обязательно крашеными яйцами, ну и без пива-вина не обходилось. Что касается традиций такого обхода, то в разных местностях он проходил по-разному. Где-то в процессии участвовали только мужчины во главе с самыми старшими, где-то женщины, во главе с доброй старушкой верхом на помеле, а где-то обходили молодожёнов парни и девушки. Такой обход с песнями отмечал перемену статуса: вот были парень и девка, а стали муж и жена, мужик и баба. Новая ячейка общества. А тут как раз и весна, и пост закончился, самое время поработать над продолжением рода.

936

(14 ответов, оставленных в Христианство)

Наверно следовало назвать эту тему не Пасха, а Пасхальный цикл. Потому что у народа, действительно, был цикл обрядов, связанных с весенним пробуждением природы и привязанных к православному празднику Пасхи.
Сама я живу в городе, который, начиная со времён Петра Первого, развивался вокруг завода. Сюда приезжали работать люди из разных уголков России, а позднее и Советского Союза. Эти люди принесли с собой обычаи тех мест где они родились и выросли. Впоследствии их дети, внуки, родственники придерживались тех же обычаев. Например, что касается поминовения усопших на Пасху. В нашей семье принято ходить на кладбище именно в Пасхальное воскресенье. Но мне рассказывали и о других традициях. Кто-то говорил: "Мы всегда ходим в следующее воскресенье после Пасхи, оно так и называется - Пасха мёртвых". Или: "А мы ходим на Радунки". Давайте сейчас разберём что это за дни и как они соотносятся с православным календарём.

Фомино воскресенье или Антипасха.
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день (Ин.20:26); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье» (Азбука веры).
В церкви в это воскресенье последний раз служат литургию по пасхальному чину и закрывают царские врата. Паким образом мы видим, что Пасхальные празднества длятся 8 дней.
Фомино воскресенье это то самое воскресенье, которое иногда называют Пасха мёртвых. В некоторых местностях снова красят яйца, пекут пироги или блины и ходят на кладбища, поминают родных и друзей.
В других местах это воскресенье называют - Красная горка. Иногда Красная горка, это не один день, а несколько, бывает что и целая неделя. Красная горка - это встреча весны, начало весенних игр (поначалу весьма скромных) и весенних хороводов. На Красную горку сватаются и женятся, особенно те кому нужна молодая работница к началу посевной и прочих весенних крестьянских работ. Почему "красная" понятно, потому что встречают весну и красно солнышко. Кроме того, не будем забывать что раньше слово "красный" было синонимом слова "красивый". С "горкой" сложнее. Некоторые исследователи считают что название произошло от обычая ходить встречать весну на возвышенные места. Мой отец рассказывал, что он с деревенскими парнями и девушками ходили на гору Бык. Так называется одна из гор в наших краях.
Вот я и фоточку добавлю. Как видите, горой это можно назвать чисто условно. Не Казбек, конечно. Но возвышенность.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5beohvd8tk12tp1iojft0lha7.jpg

Радоница.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда) (Азбука веры).
Чтоб было понятно, скажу проще: на Пасхальной неделе за упокой не поминают. И чтоб как-то это компенсировать Церковь установила главный поминальный день - Радоницу.
Это те самые "Радунки", как мне говорили. Вторник на Фоминой неделе.
Один из главных родительский дней, когда по всем усопшим служат панихиды. А поскольку слово "радоница" этимологически восходит к слову "радость" в этот день не принято было горевать. На кладбища ходили с кутьёй, с пирогами, с блинами и, опять таки, с крашеными яйцами. Яйца катали по могилкам, был такой обычай. Потом угощались, выпивали, часть вина или пива выливали на землю у креста. Но не в изголовье, чтоб "не залить покойному глаза". Собираясь домой на могилках оставляли угощение для усопших.

Давайте теперь посмотрим на картину В.Е.Маковского "Поминки", 1884 г.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5bfjo071j1p1gg61vqu6oduibl.jpg

937

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

10 мая.

Святые:
Апостол и священномученик Симеон, сродник Господа.
Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский.
Праведная Евлогия, странноприимица.

Святой Симеон, апостол от 70-ти был сыном Клеопы - младшего брата Иосифа Обручника. Таким образом, если смотреть с чисто мирской точки зрения, Иисусу он приходился дядей.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f5b6uqha45s65d1e1erb9abl7.jpg
В Народном календаре его назвали Семён Ранопашец.
Вариантов тут два:
1. Встали с утра пораньше и пошли пахать.
2. Пора приступать к ранней пахоте, то есть начинать пахать.  Ключевое слово здесь - начинать.
Обычно первый выезд на пахоту сопровождался обрядовыми действиями.

938

(117 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58trp4q1eu1a4m1mlc5ml12u57.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58ts7q51u28cr927sm9ojr4q.jpg

939

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58tcqd814ftu4s179f1bur143r7.jpg

940

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

9 мая.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f58ol77bsbeuvtopv1ophj057.jpg
Русская Православная церковь поминает усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Святые:
Священномученик Василий, епископ Амасийский.
Святитель Стефан, епископ Великопермский.
Праведная Глафира Амасийская, дева.
Преподобный Иоанникий Девиченский (Серб.).

В разных местностях в Народном календаре день называли по разному.
Где-то это был - Василий. Говорили: "Василий святой овцам шерсть даёт".
Где-то - Глафира Горошница.
Заговаривали и сажали горох.
При посеве гороха приговаривают: "Сею, сею бел горох. Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят. Женам на потеху, молодым ребятам на веселье".
(В средней полосе России ГОРОХ сеют 19 мая.)

941

(54 ответов, оставленных в Флуд)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f561qqapq541phv1uta6351b4q7.jpg

942

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

8 мая.

Святые:
Апостол и евангелист Марк.
Преподобный Сильвестр Обнорский.

В общем, друзья, нашла я такую вот табличку, где перечислены 12 апостолов, следовавших за Христом.
(Спасибо, кто-то постарался её сделать и выложить в интернет)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55rviqe17s91r931c5h13tf12357.jpg

Как видите, апостола Марка среди 12-ти нет. Но он назван не просто апостолом, а Евангелистом. Евангелие от Марка, это одно из четырёх канонических. Считается, что оно написано примерно в 62-63 гг. по рассказам и проповедям святого Петра, с которым Марк путешествовал. То есть, по сути, Евангелие от Марка, это Евангелие из вторых рук.  
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55u3eh955r1j75kmg1ruu1vk925.jpg
О жизни и трудах апостола Марка вы легко найдёте сведения и в письменных источниках и в интернете. Я отмечу только что скончался он в Александрии, как раз когда его вели на суд. Похоронен был там же, но в 820-м году мощи его были перевезены в Венецию и помещены в собор святого Марка. Так что ежели доведётся вам побывать в Венеции имеет смысл на собор этот взглянуть, говорят красивый.
Вот фотография, опять же, из интернета, сама я в Венеции не была.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55t63oclk41pod1ej870e1hb19.jpg

Что ещё можно сказать про апостола Марка.
По иконографической традиции апостол Марк изображается со львом.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55shti215o31mnucor1jvpsk7r.jpg
Но так было не всегда. Те кто читал книгу П.И. Мельникова (Андрея Печерского) "На горах" могли обратить внимание на такой диалог:
- Есть у меня икона хороша Марка-то Евангелиста.
...
- С орлом?
- Неужто со львом? Сказано тебе, что икона старых московских писем. Как же ей со львом-то быть?

У меня книга, изданная в 1987 году и там очень хорошие комментарии
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f55u030l17ds1aa19ihf7obh11n.jpg

А теперь переходим к Народному календарю.
День носит название
Марк.
Марк Ключник.
Разумеется, все мы помним что с ключами изображают апостола Петра. Считается, что он держит в своих руках ключи от Рая. Почему-же "Ключником" называли Марка? А потому что мы живём в России и идём своим путём. Крестьяне верили что святой Марк владеет ключами от небесной влаги - дождей. В день его памяти молились о ниспослании дождя. Говорили: "Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных", "Будет дождь, будет и рожь", "Без дождя и трава не растёт". Если дождей долго не было, в день святого Марка держали пост, надеясь таким образом умилостивить святого.  Замечали, что с этого дня дожди уже не холодные, а тёплые, летние.
Так же с этого дня ожидали прилёта стай певчих птиц.
В некоторых местностях начинали сеять гречиху.
А вот в Туле в день святого Марка ходили ловить чижей. И зачем они только понадобились?

943

(574 ответов, оставленных в Творчество)

Из присланного

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53ptn0918mo3sr1joi11un1s421h.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53pt8291ak9n06j5n1tgm10r713.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53psmslujc6659qodgl6nnl.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53ps8vd1n3gb9r8n1jm3o2k7.jpg

944

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53pjp3e1lku8aj1aks1tqi18s57.jpg

945

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

7 мая.

Святые:
Мученик Савва Стратилат Римский и с ним 70-т воинов.
Преподобный Савва Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах.
Преподобный Алексий Печерский.
Мученики Пасикрат и Валентин.
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и иные.
Преподобный Фома, юродивый. 
Преподобная Елисавета Константинопольская, игумения, чудотворица.

Савва.
Евсей.
Несмотря на то что имя святого Саввы в Святцах идёт первым, Народный календарь отметил ещё и Евсевия, опять же по созвучию с русским словом "сеять". Это было близко крестьянам. Они говорили: "Пришёл Евсей - овсы отсей".

946

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

6 мая.

Святые:
Великомученик Георгий Победоносец.
Мученики Анатолий и Протолеон.
Мученица царица Александра.

Ну, тут даже и вопросов быть не должно. Разумеется в Народном календаре у нас:
Георгий Победоносец.
Егорьев день.
Егорий храбрый. Егорий Вешний.

Писать об этом дне можно много. И когда-нибудь я так и сделаю. Но пока что коротко.
День Георгия Победоносца.(Егорий Вешний,Егорий Храбрый). Покровитель воинов-христиан. Хозяин лесных зверей. Юрьев день. Праздник пастухов. Первый выгон скота на пастбища. Женщины обходят своих коровушек, держа в руках соль и икону святого Георгия. Читают заговор. (Егорий, батюшка, победи, Власий наблюди, Владычица спаси и сохрани.) Выгоняют на пастбище, ударив вербой.
Юрьева роса снимает сглаз и порчу, лечит болезни. Росу собирать с восходом Солнца. Роса собранная до восхода - вредна.

947

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

5 мая.

Святые:
Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский.
Апостолы Нафанаил, Лука и Климент.
Преподобный Виталий Александрийский.

Народный календарь выделил в этот день Апостола Луку, евангелиста и иконописца.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f53f9mq818ud1aqlhhq1ktso0k7.jpg
Но выделил опять по созвучию слов "Лука" и "лук". Говорили: "Сей лук на Луку", "На Луку высаживай на грядки лук". Этот обычай распространён и в наши дни. Многие из моих знакомых огородников говорили мне: "Мы лук сажаем 5 мая". То есть, они про упоминание Луки забыли или не знают, но чётко помнят что лук надо сажать 5 мая.

Ещё интересный момент. На протяжении трёх дней (3, 4, 5 мая) Святцы упоминают трёх разных святых Феодоров. И в разных местностях в один из этих трёх дней обязательно ходили на кладбище, верили что "На Фёдора покойники тоскуют" и надо их навестить, привести в порядок могилки.

948

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

4 мая.

Святые:
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним  мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион.
Мученик Феодор Пергийский и мать его Филиппия, Диоскор, Сократ, Дионисий.
Праведный Алексий Бортсурманский.
Святитель Максимиан, патриарх Константинопольский.
Мученики Исакий, Аполлос, Кодрат.

В Народном календаре - Прокл.
На Прокла нечистую силу проклинают. В деревнях старики выходили за околицу, поворачивались лицом на запад и выкрикивали проклятия нечисти.
Разумеется, это только для русского уха Прокл и проклинать созвучны. Имя Прокл означает - Далёкий (лат.) или - чья слава идёт впереди него (греч.).

Второе название дня в Народном календаре - Януарий.
Это так наши люди перевернули имя священномученика Ианнуария. Кстати. Ианнуарий или Януарий означает - принадлежащий Янусу или - привратник.

949

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

3 мая.

Святые:
Преподобный Феодор Трихина ("Власяничный").
Преподобный Александр Ошевенский.
Мученик младенец Гавриил Белостокский.
Святители Григорий и Анастасий Синаит, патриархи Антиохийские.
Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы.

Феодор Трихина
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1f538qqb3dnqtvvbha194ihf37.jpg
Преподобный Феодор родился в Константинополе, его родители были весьма состоятельные люди, но сам он отказался от богатства, удалился в монастырь и всегда носил только одну власяничную одежду. За что и получил своё прозвание. Трихина в переводе с греческого и означает Власяничник.

Именно этот Феодор дал имя дню Народного календаря.
Фёдор.
На день Фёдора Трихины было принято окликать родителей. То есть, посещать кладбища, убирать на могилках, вспоминать ушедших в мир иной.
Интересно вот что. Собирая материалы для этого проекта (Дни календаря) я не только бумажные книги просматриваю и с людьми беседую, но иногда и (каюсь) заглядываю в интернет. А алгоритмы интернета так хитро настроены, что уже сами подсовывают мне материалы по интересующим меня вопросам. Вот однажды они и подсунули мне статью с примитивным названием: "Никогда не разговаривайте с могилами умерших. Объясняю почему". Смешно. Кто такой/такая этот автор чтоб что-то нам объяснять? Разумеется, я даже не открыла опус с таким заголовком.
На самом деле, в русских традициях как раз таки разговаривать с могилами. Собирателями фольклора и этногрофами записаны разные плачи и окликания. Приводить здесь примеры не буду, в принципе, найти их не трудно.

950

(31 ответов, оставленных в Народная магия)

2 мая.

Святые:
Преподобный Иоанн Ветхопещерник.
Мученики Феона, Христофор, Антонин.
Священномученик Пафнутий, епископ Иерусалимский.
Святитель Георгий, исповедник, епископ Антиохии Писидийской.
Святитель Трифон, патриарх Константинопольский.
Преподобный Никифор.

Иоанн Ветхопещерник.
В давние времена женщины в этот день ходили "угощать весну". Приходили на луг или на пригорок, кланялись на четыре стороны и говорили: "Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!"  Расстилали на земле кусочек холста, клали на него пирог и уходили.
В дальнейшем этот обряд деградировал, от него осталось только воспоминание, что "На Ветхопещерника обновляй новинку". То есть, расстилай вытканые холсты, чтоб они отбелились.