953 07.05.2021 17:29:53
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
7 мая.
Святые:
Мученик Савва Стратилат Римский и с ним 70-т воинов.
Преподобный Савва Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах.
Преподобный Алексий Печерский.
Мученики Пасикрат и Валентин.
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и иные.
Преподобный Фома, юродивый.
Преподобная Елисавета Константинопольская, игумения, чудотворица.
Савва.
Евсей.
Несмотря на то что имя святого Саввы в Святцах идёт первым, Народный календарь отметил ещё и Евсевия, опять же по созвучию с русским словом "сеять". Это было близко крестьянам. Они говорили: "Пришёл Евсей - овсы отсей".
954 07.05.2021 17:25:26
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
6 мая.
Святые:
Великомученик Георгий Победоносец.
Мученики Анатолий и Протолеон.
Мученица царица Александра.
Ну, тут даже и вопросов быть не должно. Разумеется в Народном календаре у нас:
Георгий Победоносец.
Егорьев день.
Егорий храбрый. Егорий Вешний.
Писать об этом дне можно много. И когда-нибудь я так и сделаю. Но пока что коротко.
День Георгия Победоносца.(Егорий Вешний,Егорий Храбрый). Покровитель воинов-христиан. Хозяин лесных зверей. Юрьев день. Праздник пастухов. Первый выгон скота на пастбища. Женщины обходят своих коровушек, держа в руках соль и икону святого Георгия. Читают заговор. (Егорий, батюшка, победи, Власий наблюди, Владычица спаси и сохрани.) Выгоняют на пастбище, ударив вербой.
Юрьева роса снимает сглаз и порчу, лечит болезни. Росу собирать с восходом Солнца. Роса собранная до восхода - вредна.
955 07.05.2021 17:19:52
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
5 мая.
Святые:
Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский.
Апостолы Нафанаил, Лука и Климент.
Преподобный Виталий Александрийский.
Народный календарь выделил в этот день Апостола Луку, евангелиста и иконописца.
Но выделил опять по созвучию слов "Лука" и "лук". Говорили: "Сей лук на Луку", "На Луку высаживай на грядки лук". Этот обычай распространён и в наши дни. Многие из моих знакомых огородников говорили мне: "Мы лук сажаем 5 мая". То есть, они про упоминание Луки забыли или не знают, но чётко помнят что лук надо сажать 5 мая.
Ещё интересный момент. На протяжении трёх дней (3, 4, 5 мая) Святцы упоминают трёх разных святых Феодоров. И в разных местностях в один из этих трёх дней обязательно ходили на кладбище, верили что "На Фёдора покойники тоскуют" и надо их навестить, привести в порядок могилки.
956 07.05.2021 15:58:13
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
4 мая.
Святые:
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион.
Мученик Феодор Пергийский и мать его Филиппия, Диоскор, Сократ, Дионисий.
Праведный Алексий Бортсурманский.
Святитель Максимиан, патриарх Константинопольский.
Мученики Исакий, Аполлос, Кодрат.
В Народном календаре - Прокл.
На Прокла нечистую силу проклинают. В деревнях старики выходили за околицу, поворачивались лицом на запад и выкрикивали проклятия нечисти.
Разумеется, это только для русского уха Прокл и проклинать созвучны. Имя Прокл означает - Далёкий (лат.) или - чья слава идёт впереди него (греч.).
Второе название дня в Народном календаре - Януарий.
Это так наши люди перевернули имя священномученика Ианнуария. Кстати. Ианнуарий или Януарий означает - принадлежащий Янусу или - привратник.
957 07.05.2021 15:34:36
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
3 мая.
Святые:
Преподобный Феодор Трихина ("Власяничный").
Преподобный Александр Ошевенский.
Мученик младенец Гавриил Белостокский.
Святители Григорий и Анастасий Синаит, патриархи Антиохийские.
Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы.
Феодор Трихина
Преподобный Феодор родился в Константинополе, его родители были весьма состоятельные люди, но сам он отказался от богатства, удалился в монастырь и всегда носил только одну власяничную одежду. За что и получил своё прозвание. Трихина в переводе с греческого и означает Власяничник.
Именно этот Феодор дал имя дню Народного календаря.
Фёдор.
На день Фёдора Трихины было принято окликать родителей. То есть, посещать кладбища, убирать на могилках, вспоминать ушедших в мир иной.
Интересно вот что. Собирая материалы для этого проекта (Дни календаря) я не только бумажные книги просматриваю и с людьми беседую, но иногда и (каюсь) заглядываю в интернет. А алгоритмы интернета так хитро настроены, что уже сами подсовывают мне материалы по интересующим меня вопросам. Вот однажды они и подсунули мне статью с примитивным названием: "Никогда не разговаривайте с могилами умерших. Объясняю почему". Смешно. Кто такой/такая этот автор чтоб что-то нам объяснять? Разумеется, я даже не открыла опус с таким заголовком.
На самом деле, в русских традициях как раз таки разговаривать с могилами. Собирателями фольклора и этногрофами записаны разные плачи и окликания. Приводить здесь примеры не буду, в принципе, найти их не трудно.
958 06.05.2021 19:35:40
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
2 мая.
Святые:
Преподобный Иоанн Ветхопещерник.
Мученики Феона, Христофор, Антонин.
Священномученик Пафнутий, епископ Иерусалимский.
Святитель Георгий, исповедник, епископ Антиохии Писидийской.
Святитель Трифон, патриарх Константинопольский.
Преподобный Никифор.
Иоанн Ветхопещерник.
В давние времена женщины в этот день ходили "угощать весну". Приходили на луг или на пригорок, кланялись на четыре стороны и говорили: "Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!" Расстилали на земле кусочек холста, клали на него пирог и уходили.
В дальнейшем этот обряд деградировал, от него осталось только воспоминание, что "На Ветхопещерника обновляй новинку". То есть, расстилай вытканые холсты, чтоб они отбелились.
959 06.05.2021 19:32:28
Re: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
1 мая.
Святые:
Преподобный Иоанн Солунский.
Мученик Иоанн Новый из Янины.
Мученик Виктор Никомидийский.
Мученики Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан.
Святитель Косма, исповедник, епископ Халкидонский.
Преподобный Авксентий.
В Народном календаре день носит двойное название:
Кузьма.
Иван Новый.
В этот день было принято сеять свёклу и морковь. Говорили: "Сей морковь и свёклу на Кузьму" или; "На Ивана Нового сей морковь и свёклу".
Для хорошего урожая три утренние зари, перед посевом, ходили к природному водоёму (река, родник, озеро или колодец) и смачивали семена. В некоторых местностях люди были более ленивые и ходили к водоёму один день, вот как раз 1 мая. Утром на заре сходили, смочили семена, а потом и посеяли. Ещё, конечно, можно было запасти воды заранее и смачивать семена дома. В благодарность за помощь и в надежде на хороший урожай в водоём бросали монетку.
И, конечно, не стоит забывать, что 1 Мая - День международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права. Во времена СССР отмечался обязательно. Как нам объясняли суть этого праздника: В Советском Союзе человек труда пользуется уважением, у него достойная зарплата, 8-ми часовой рабочий день, оплачиваемый отпуск и прочие блага. Перечислять все не буду, кто жил в те времена тот должен помнить (если пропаганда мозги не промыла). В государстве победившего социализма трудящимся нет нужды бороться за свои права, но мы всё равно выходим на демонстрации в знак солдидарности с рабочими капиталистических стран, которых угнетают проклятые капиталисты. Эти демонстрации радостные, праздничные. Мы не только солидарны с теми кого угнетают, но и показываем им что борьба небесполезна, она может привести к построению лучшего государства, к лучшему будущему.
А потом случился госпереворот, распад Союза и дикий капитализм. Под шумок праздник переименовали в День весны и труда.
960 06.05.2021 18:04:34
Тема: Дни календаря (май) (31 ответов, оставленных в Народная магия)
МАЙ
Название месяца произошло от имени Майя.
В греческой мифологии Майя - нимфа, старшая из плеяд, семи дочерей Атланта и океаниды Плейоны, мать Гермса, родившая его от Зевса.
В Древнем Риме образ Майи слился с образом древнеиталийской богини Майесты.
На Руси месяц называли - травень.
961 06.05.2021 14:09:35
Re: Тень (роман) (753 ответов, оставленных в Творчество)
Проговорив заговор несколько раз Настя как-то сразу успокоилась. Заметив, что эмоции Насти зтали затухать, Шехерезада Степановна закрыла заслонку:
- А теперь мы с тобой, касатка, перекусим. "Заземлимся", как говорят наши друзья виккане. У меня и настоечка на меду для тебя есть, капелька не повредит, а только на пользу будет.
Она стала накрывать на стол, Настя взялась помогать.
962 06.05.2021 13:55:17
Re: Тень (роман) (753 ответов, оставленных в Творчество)
Настя Кочерыжкина, хоть и страдала отсутствием аппетита, стала часто приезжать в сторожку к Шехерезаде Степановне. Угощалась котлетками, плакалась в жилетку, рассказывала как она "вся исстрадалась по Петеньке". После того как Сила Силович возвёл, как он её называл, новую пристроечку Шехерезада волевым решением переселила туда волхва Бредослава с его двумя помощницами, а сама осталась хозяйничать в старой избушке где всё было ей привычно и всё было под рукой. Сейчас она смотрела на Настю и размышляла на тему надо ли помочь ей или лучше оставить всё как есть. Шехерезада Степановна разумеется видела Настины способности и Настин потенциал. До сих пор эти способности блокировались предрассудками и заблуждениями кои Настя в большом количестве почерпнула на форумах по магии. Например, она твёрдо верила что "колдовать надо с холодным носом", "когда успокоишься", "без эмоций". В то время как её природный дар как раз и заключался в том чтоб творить колдовство опираясь на эмоции. Таким образом перед Шехеризадай стояла дилемма: выпустить джинна из бутылки или зарыть талант в землю. И вот сейчас, видя как Настины эмоции раскачались в нужном направлении, она наконец выбрала одно из двух и сказала:
- Чем попусту реветь, возьми да позови своего Петра беспутного. Пусть сам он к тебе придёт.
Настя подняла опухшие, заплаканные глаза и всхлипнула:
- Так это вызов надо делать. Как мы с Петенькой Силу Силовича вызывали. А для того чтоб вызов сработал надо пойти туда где Петеньку можно встретить, а я не зна-а-яю где он .... - снова залилась Настя.
- А мы с тобой вот-ка што сделаем, касатка. Мы с тобой не его искать пойдём, а слова заговорные по ветру пустим, они его и найдут и к тебе поворотят. Пойди-ка в сени да принеси три-четыре полешка, сейчас печь затопим.
Настя выбрала п ринесла четыре ровных и гладких полена. Она очень любила число четыре, потому что твёрдо помнила что есть четыре стороны света, четыре стихии и, кроме того, кто-то ей сказал что "Четвёртая Сфира самая надёжная, потому что соотносится с Юпитером".
Шехеризада затопила печь и открыла заслонку:
- А нут-ко, касатка, повторяй за мной.
Настя, дрожа от слёз и эмоций, стала повторять заговор в печную трубу:
- Дымы, вы дымы,
пойдите вы, дымы,
по высоким горам
и по синим морям,
разыщите вы, дымы,
Петра
и разожгите вы, дымы
в нём
сердце и печень,
и хоть и плоть.
Чтоб не мог оный Пётр
без меня Насти
ни жить,
ни быть,
ни есть,
ни пить,
ни спать.
Чтоб не было ему спокою,
ни днём ни ночью,
чтоб всё
думал и мечтал
ко мне Насте
со всех ног бежал.
963 05.05.2021 20:16:33
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Но не только священники совершали обход домов на Пасхальной неделе. И здесь я опять вижу сходство со Святками. На Святках дома обходили колядовщики, исполняли разные колядки - обрядовые песни. За что получали от хозяев вознаграждение: пироги и прочую снедь, из того что заготовлено на праздники.
На Пасху по дворам ходили:
1. Дети. Ходили, христосовались, хозяева угощали их крашеными яйцами.
2. Компании молодёжи, парни и девушки. Гуляли по деревне с гармошками, с песнями. И им хозяева выносили угощение в ответ на традиционное: "Христос Воскресе!"
Но эти две категории ходили в пределах своей деревни, по своим соседям. Совсем другое дело категория №3.
3. Волочебники. Это ватаги мужчин, которые специально ходили (волочились) по деревням и сёлам, исполняли обрядовые песни, очень похожие на зимние калядки, разумеется с поправкой на весеннее Воскресение. В песнях они величали хозяев и желали процветания их дому. Хозяева выносили угощение. Если угощения было мало или не было вообще,волочебники начинали петь другие песни, с пожеланием всяческих неприятностей:
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок...
Ну, и т.д. в том же духе
Всё как на Святках. Считается что обычай исполнять волочебные песни имеет дохристианские корни.
А закончить эти заметочки я хочу на позитивной ноте, на волочебной песенке с пожеланием изобилия:
Хозяюшка, наш батюшка!
Что на твоём дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоём дворе три радости:
Перва радость - корова телилася.
Друга радость - овечка ягнилася.
Третья радость - кобыла жеребилася.
964 05.05.2021 10:13:41
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
В.Г.Перов. Крестный ход на Пасху. 1861 год.
Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны (Азбука веры).
Посмотрим на на картину Перова. Это, конечно, тоже крестный ход. Но я всегда подозревала (и не я одна), что здесь изображён не Пасхальный крестный ход, а то что происходило уже на Пасхальной неделе и называлось - обход дворов. Священник и причт, в сопровождении некоторых особо приближённых к ним прихожан ходили по дворам, служили молебны, за что и получали небольшое денежное вознаграждение. Ну и, как на Руси повелось, их угощали, им наливали. Всё это напоминает мне шутки времён СССР про вызов Деда Мороза на Новый год. Вот там так же Дед Мороз и Снегурочка ходили по домам, поздравляли детей и, если верить шутникам, на последние вызовы приходили примерно в таком же состоянии как поп на картине. Моя тётушка (Царствие ей Небесное) очень метко называла такое состояние - накосорылились. Сразу скажу, чтоб не было вопросов. Мне Деда Мороза на дом не приглашали.
965 04.05.2021 13:37:35
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Если задуматься, то у Пасхальных гуляний есть что-то общее со Святками. На святках ставили или накатывали ледяные горки, на Пасху - качели. И обоих случаях это было не только развлечение, но развлечение переплетённое с обрядами. Про горки и лён мы уже говорили. А вот качели и раскачивание имели некий подтекст. Достаточно вспомнить неотцензуренные сказки Афанасьева.
Давайте посмотрим на эти картины.
Многие исследователи старины сходятся во мнениях, что качели, это прежде всего развлечение для девушек и парней достигших брачного возраста. Тут приводится масса аналогий и всяческая игра слов, вроде того, что "раскачиваться" может означать ещё и выход из бездействия и застоя. (Вот, например, Призрак часто говорит мне: "Когда ты уже раскачаешься и напишешь статью в журнал?")
А отсюда недалеко и до выхода природы из спячки, до пробуждения производительных сил и т.п. Про всё это нам любят рассказывать виккане в связи с праздником Белтайн. Любопытно, что на качелях качались и пожилые люди, когда хотели чтоб и в них некие силы пробудились, если вы понимаете о чём я. Считалось, что такое весеннее развлечение прибавит им молодых сил. Так что, рекомендую. Не надо стесняться.
966 04.05.2021 13:29:49
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Какие ещё были обычаи.
Это, прежде всего, колокольный звон. На протяжении всей Пасхальной недели любой мужчина или парень мог подняться на колокольню и звонить в колокола. Кое-где разрешали звонить и женщинам. Считалось, что чем громче звучит колокол, тем лучше у звонившего будет урожай гречихи. Если звонила женщина, то загадывали на урожай льна. Вообще, лён имел большое значение для крестьян и для того чтоб он уродился лучше совершалось множество ритуальных действий. Например, зимой во время катания с гор верили, что чем дальше проедешь, тем длиннее уродится лён. Сыновья, желая помочь матери, перед тем как скатиться с горы говорили: "Качусь на матушкин лён!" Во время посева льна весной брали с собой Пасхальное яичко и подбрасывали его вверх, опять же для того чтоб лён был длиннее. Как видите, пасхальными яйцами не только христосовались, они использовались и в обрядовых действиях, связанных с урожаем: их помещали в зерно, предназначенное для посева, бросали в первую борозду при пахоте. Оглаживали пасхальным яйцом коров и лошадей перед первым выгоном на пастбище.
Обряды обрядами, но и про игры не забывали. Наверно все знают про обычай "чокаться" пасхальными яйцами. Мы ещё в детстве так играли. Тот чьё яичко разбилось считалься проигравшим, тот чьё осталось целым - победителем и получал моральное удовлетворение. А вот раньше всё моральным удовлетворением не ограничивалось, это была игра на интерес: победитель забирал себе разбитое яйцо проигравшего.
Так же на интерес играли и в катание крашенок по желобку. В эту игру мы уже не играли, но мой отец рассказывал как они с пацанами "катали яйца с горки".
Художники не оставили без внимания такие игры и мы можем посмотреть картины.
Н.А.Кошелев. "Дети, катающие пасхальные яйца". 1855. масло.
967 04.05.2021 13:09:16
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Пасхальная неделя.
Утро Пасхального воскресенья в православных семьях начиналось с того, что все садились за стол и разговлялись крашеными яйцами, куличом и пасхой, позже к этому добавлялись другие праздничные кушания. В гости по утрам ходить было не принято, это уже потом, позавтракав, начинали выходить на улицу, христосоваться и поздравлять друг друга. Говорили друг другу: "Христос Воскресе!" - "Воистину воскресе!", обменивались крашеными яйцами и троекратно целовались. В наши дни обычай троекратного целования как-то уже отпал, по крайней мере я такого не видела. Тем более в связи с последними событиями. Но мы можем полюбоваться как это выглядит на картине Кустодиева.
968 03.05.2021 20:09:11
Re: "Квадриум" № 18 - май 2021 года (5 ответов, оставленных в Журнал "Квадриум")
969 03.05.2021 12:11:59
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Сейчас немного расскажу о магических обрядах, которые люди умудрялись проворачивать в церкви прямо во время Пасхальной службы.
Для девушек актуальным было заполучить хорошего жениха, они об этом и просили. Записаны такие вот обращения: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!", "Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!"
Но не только девушки хотели хорошего отношения к себе. У меня записан обряд и заговор, который называется "На людскую любовь", чтоб, значит, нравится людям.
Заговор надо читать в христианский праздник (и Пасха для этого праздник наиболее подходяший), стоя возле церкви и держа в руке кольцо:
Собирайтесь, народ, люди добрые,
ко честному Христову празднику.
Как глядят на кресты, да на маковки,
да на святые образа,
так бы на меня р.Б.(...)
глядели и смотрели
стары старики,
молодые мужики,
старые старухи,
молодые молодухи,
красны девицы,
и добры молодцы.
Смотрели да глядели.
Казался(казалась) бы я им
милее света белого
краше красна Солнышка
чище чистого серебра.
Будьте, мои слова,
крепки и лепки
навеки нерушимы.
Ключ в воду,
а замок в руки.
Далее. В записках этнографов часто говорится о том, что как только зазвонят пасхальные колокола, стоящие во дворе люди, начинают стрелять из ружей. Это воспринималось как своего рода салют. Но не только. Охотники были уверены, что такая стрельба обеспечит им удачную охоту на целый год.
Не оставались в стороне и рыболовы. Как только священни к произносил: "Христос Воскресе!", они шептали: "А у меня рыба есть!"
Картёжники брали с собой на Пасхальную службу колоду карт и при словах "Христос Воскресе!", шептали: "Карты здеся!", а потом: "Хлюст здеся!" и: "Туз здеся!".
Записан и ещё один вариант обряда для картёжников. В этом варианте надо было взять с собой не всю колоду, а только туза пик и при словах, вы уже догадались каких, вместо "Воистину Воскресе!" шептать: "Винный туз есть!". В дальнейшем этот туз надо было брать с собой на карточную игру, он служил, своего рода, талисманом. Верили, что шулера никогда не поймают на шулерстве если у него имеется такой туз.
В наше время меня несколько раз спрашивали можно ли брать с собой на Пасхальную службу или на освящение продуктов в субботу карты Таро "чтоб батюшка водичкой побрызгал". Вот честно скажу - не знаю. Подобного опыта у меня нет. И никто результатами такого опытом со мной не поделился.
970 03.05.2021 12:03:41
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Мы, городские жители, от природы далеки, но крестьяне раньше верили что на Пасху не только природа пробуждается, но и солнце играет. Мой отец рассказывал как они ходили на это смотреть (не только на Пасху, но и на Благовещение): "Солнце то выглянет, то спрячется. И так несколько раз". Встречала и рассказы о том как солнце "перебегает с места на место". Но сама никогда такого не наблюдала. Это ж надо встать до рассвета и выбрать место с которого удобно смотреть. На заре умывались "с злата, с серебра или с красного яйца". То есть лили воду на золотое или серебряное украшение, или на красное яйцо и стекающей с них водой умывались. Считалось что это поможет разбогатесь, сохранить молодость, красоту и здоровье.
Вот тут я опять немного задумалась. Как возможно одновременно лить воду на эти предметы и умываться? Значит надо кого-то просить помочь или просто положить их в таз. Пришла мне на ум и такая мысль.
Положить их в умывальник.
972 02.05.2021 22:37:32
Re: Тень (роман) (753 ответов, оставленных в Творчество)
Дуримир стоял перед зеркалом, поворачиваясь к нем у то одним боком, то другим.
- Тебе не кажется, что я немного располнел? - спросил он жену.
Леночка изумлённо посмотрела на мужа.
- Нет. Прекрасно выглядишь.
Будучи совсем молодым и неопытным парнишкой (вот как Петя сейчас) Дуримир успешно провёл обряд инвокации Баст и с тех пор все женщины считали его неотразимым. Но молодые ведьмы на форумах слегка пошатнули его самоуверенность разговорами о том что настоящий Чёрный Маг должен быть худощавым, жилистым и злым. Из всего этого набора Дуримир находил у себя только третье качество. Он согнул руку в локте и пощупал бицепс: "Пожалуй, надо Силу навестить и в зале у него подкачаться. Отложу все дела и три раза в неделю..."
От размышлений его отвлёк вопрос жены:
- Ты Петра давно видел? Звонила эта странная девушка, говорила что он пропал.
- Петру надо не о девушках думать, а теорию подтягивать, - малость вспылил Дуримир. - Способности есть, а усидчивости нет. Ленивый, хитрый и до девушек охоч.
Леночка покраснела и отвернулась, чтоб муж этого не заметил.
973 02.05.2021 20:04:45
Re: "Квадриум" № 17 - февраль 2021 года (2 ответов, оставленных в Журнал "Квадриум")
974 02.05.2021 14:27:57
Re: Пасха (14 ответов, оставленных в Христианство)
Сейчас уже никто не пытается оспаривать, что у разных народов существовали весенние обряды, связанные с возрождением природы. Как это происходило на Руси в период язычества сведений очень мало, но с принятием христианства весенние народные обряды стали проводиться на Пасхальной неделе. Тут всё переплелось. И Христос воскресе, и природа оживает, и звери в лесу выходят из спячки, и нечистая сила пробуждается, и родители. Надеюсь, все помнят что родителями называли всех умерших родственников, а не только отца и мать. Первую весенню оттепель воспринимали как первый вздох родителей из могил. А поскольку на Страстной неделе повсеместно делали уборку в домах, то само собой разумелось, что надо прибраться и на могилках - домах умерших родных и друзей. Этот благочестивый обычай сохранился до наших дней, чему я сама не раз была свидетелем. Что интересно, перед крупными православными праздниками, такими как Пасха или Троица, делают уборку могил не только православные, видела и атеистов и мусульман. Видимо, это влияет среда; где люди живут, тех обычаев и придерживаются.
Что касается посещения кладбищ на Пасхальной неделе. Тут в разных местностях по-разному. Где-то ходят на Пасху, где-то на следующий день, где-то на Радоницу. Судя по сведениям из разных источников, по записям этнографов и по моим наблюдениям чаще всё-таки на Пасху. Ходят христосоваться с умершими, приносят разную снедь, поминают, оставляют угощение на могилках.
Обычай этот считается языческим, и Церковь не устаёт разъяснять своим прихожанам, что усопшим нужна молитва, а не кусок кулича и рюмка водки на могиле. Но это всё бесполезно. Оставляли, оставляют и будут оставлять.