1,076

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

Март.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evmu5pjkg2r1i1p1gtrqhb1ic47.jpg
Название  "март" пришло к нам из римского календаря, там этот месяц был посвящён богу войны Марсу и стоял первым, с него начинался год. На Руси тоже когда-то так было, но потом грянули реформы и месяц стал третьим.
По Григорианскому календарю уже весна, а по Юлианскому февраль только за половину перевалил. Кроме того, в феврале бывает то 28 дней, то 29, и от этого происходит путаница с днями почитания святых. Вот, например, праведную Мариамну, сестру апостола Филиппа, чтят то 1-го марта, то 2-го.

1,077

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

29 февраля.
Святые:
Святитель Макарий Московский.
Мученики Памфил пресвитер, Валентин диакон и иные.
Преподобный Кассиан Римлянин.

Видите? 29 февраля Православная церковь вспоминает (как и в иные дни) сразу нескольких святых.
Но прицепились наши люди почему-то к Кассиану Римлянину.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evkaui3f1kqat2p6154ko1ere7.png
Прозвали его Кривым Касьяном и создали в своём народном творчестве дурную славу этому достойному человеку. В частности, говорили  что Касьяну подчиняются ветры и в его власти наслать на людей и скотину мор.

1,078

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

28 февраля.
Святые:
Онисим (апостол от 70-ти).
Преподобный Пафнутий и дочь его Ефросиния.
Преподобный Евсевий, пустынник Сирийский.

В народном календаре день носит название Онисим Овчарник, Овчар, Овчарницы.
Напоминаю, что овчар - это пастух овец, тот кто ухаживает за овцами.
В кратком житии апостола Онисима я не нашла упоминаний об овцах. Но народ русский мыслит своеобразно. Захотели привязать праздник овчаров к этому дню - и привязали.
Но праздник не только для того чтоб праздновать, надо и дело делать, проводить обряды, чтоб и овцам было хорошо и людям.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evk9mt1u1scc1bbjl5t1oe41kac7.jpg
Здесь надо сказать про начало церковного дня. Мы, миряне, как начало дня считаем? По часам. Пробило полночь - прошлый день обнулился и пошёл отсчёт нового дня. В церкви немного иначе. Далее цитата:
Су́тки церко́вные по древнему времяисчислению начинаются с вечера (Быт.1:5), (Лев.23:32), поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня. Первая служба суточного круга – вечерня (конец цитаты).
Поэтому, когда говорят, что на Онисима овчары окликают звёзды, следует иметь в виду, что делают они это накануне. Главное, чтоб вечернее богослужение уже прошло и звёзды на небе были видны.
Итак.
Вечером, когда звёзды появляются на небе, выходят на околицу, кланяются на четыре стороны и говорят:

Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному,
загорись огнём негасимым на утеху;
ты заглянь, звезда ясная, на двор (имя),
ты освети огнём негасимым белоярых овец его.
Как по поднебесью звёздам нет числа,
так бы и у раба (имя) уродилось овец более того.

Записаны и другие заговоры, иногда их произносят, встав ногами на руно.
И, разумеется, овчарам ставят угощение, какой праздник без этого.

В некоторых местностях именно в этот день выставляют на мороз пряжу и семена.

Я думаю, что только на практике можно всё это прояснить и, быть может, подправить.

1,080

(39 ответов, оставленных в Флуд)

Спасибо  *DRINK*

1,081

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

27 февраля.
Святые:
Преподобный Авксентий.
Равноапостольный Кирилл, учитель словенский.
Преподобный Исаакий Печерский.
Преподобный Марон, пустынник Сирийский.
Святитель Авраамий, епископ Каррийский.
Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора.

Преподобный Авксе́нтий Вифинский, отшельник, пресвитер
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evi37j4lhpp1gbpul41nemkps7.png
Опять мы наблюдаем то о чём говорилось ранее. (О духовных практиках.)
Преподобный Авксентий был вельможей при дворе греческого императора Феодосия, человеком весьма образованным и мудрым, к тому же при высокой должности. Но всё это он бросил ради ...  Вот так и хочется сказать: ради духовных практик. Но в православии более корректным считается говорить про отшельнический подвиг. Короче. Удалясь от мира, призрев суету Авксентий принял иночество и проводил свои дни в воздержании и молитве. За это он сподобился получить власть над злыми духами. Одержимые приходили к нему и всем он оказывал помощь, изгоняя бесовские силы.
Имея в виду вот этот дар изгонять злых духов, на Руси создали легенду о святом Авксентии и лихорадках.
Если вкратце, то вот она:
Святой Авксентий увидел лихорадок в колодце, где они плясали и кричали резвясь в воде. Святой запер их там, перекрестив колодец. Но лихорадки стали просить отпустить их, обещая рассказать каким заговором можно их усмирить. На том и порешили. Лихорадки сообщили Авксентию заговор от самих себя, Авксентий выпустил их из колодца.

1,082

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

26 февраля.
Святые:
Преподобный Мартиниан.
Преподобные Зоя и Фотиния (Светлана).
Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский.
Преподобный Стефан, в иночестве Симеон, царь Сербский, мироточивый.

Мартиниан Укротитель страстей.
Преподобного Мартиниана в народе считали избавителем от "блудныя страсти". Был в жизни этого святого эпизод, когда он, спасаясь от приставаний женщины, встал ногами на раскалённые угли и стоял так пока не утихло в нём вожделение (я думаю, что недолго). Вообще, вот это стремление христианских подвижников всячески ограничивать свои телесные потребности можно понять. Ежели взять недостаток сна и пищи, добавить сюда половое воздержание и умную молитву, то получится то, что сейчас мы называем - духовная практика. В результате подобных практик люди и обретают способности к ясновидению, целительству, ну и другие удивительные вещи. Другое дело, что в наши дни наработаны и другие способы достижения тех же целей. Но они неправильные, бесовские.  ;)  Так учит нас Церковь.

Со святым Мартинианом тесно связаны святая Зоя и святая Фотиния.
Зоя, эта та самая женщина, от которой он спасался встав в костёр. Впечатлившись этим зрелищем, Зоя направилась прямиком в монастырь где и провела 12 лет до самой своей смерти. А святой Мартиниан, в надежде никогда больше не встречать женщин, поселился на острове, где ему было послано очередное испытание в виде девицы Фотинии, единственной кто уцелел на разбившемся возле острова корабле. И, если от Зои святой спасался в огне, то от Фотинии - в воде. Оставив девушку одну, он бросился в море и уплыл проч.
Интересно, что русское имя Светлана, это калька с греческого имени Фотиния. Долгое время на Руси именем Светлана не крестили, но потом вышло послабление - и стали крестить.

Святой Фотинии служили молебны, прося исцеления от лихорадки. Оберегом же от этого недуга считался тропарь мученице Фотине Самарянке. Здесь мы опять видим как разные святые, но с одинаковыми или похожими именами, наделяются одинаковыми функциями. Простой народ, несмотря на приписываемую ему религиозность, не очень-то и вникал кто из Фотиний преподобная, а кто мученица. И сейчас не вникает.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evi17ee21addpbr1rgtlgr13vr7.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evi1k298umn1d5rloi1kr0vr6f.jpg

1,083

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

25 февраля.
Святые:
Святитель Мелетий, архиепископ Антиохийский.
Святитель Алексей, архиепископ Московский.
Преподобные Мария и Евгения.
Святой Антоний, патриарх Константинопольский.

Иверской иконы Божией Матери.
Икона находится в Иверском монастыре на горе Афон. Точный список с иконы по просьбе Новоспасского архимандрита Никона (будущий патриарх) был выполнен афонским иноком Иамвлихом и привезён в Москву в 1648 году. Помещён в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. В 1929 году часовня была разобрана. Где сейчас находится икона сведений я не нашла. В 1995 году из монастыря на Афоне была прислана новая копия. Копий иконы много, все они разные и поскольку на Афоне я была, не могу сказать которая ближе к оригиналу. Для иллюстрации я выбрала вот эту.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eveq8gkt1qtm16dfjr41ullkmb7.png
Обратите внимание на перстосложение Младенца и на кровь на щеке Богородицы.

+ открыть спойлер

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

(Азбука веры)


В Народном календаре день назван
Мелетий и Алексий
Кое-где продолжали праздновать Власа и ритуалили в этом направлении. Например, выносили поутру пряжу, лён и семена на улицу, на мороз. Это называлось - зорить. То есть, вынести на заре. Говорили: "Позоришь пряжу после Власия - будешь с деньгами на Масленицу".

1,084

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

24 февраля.
Святые:
Священномученик Власий, епископ Севастийский.
Благоверный князь Всеволод (Гавриил), Псковский.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский.
Праведная Феодора, царица Греческая.

Ну что, граждане-товарищи, "Прошёл Прохор, пришёл Влас - скоро весна у нас".
А на Руси широко гуляли день священномученика Власия, епископа Севастийского.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evabtjpbf3k1f09kgr1hlupgp7.jpg   https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1evabu3vu7e15vcc9ar451dh5l.jpg
Любили этого святого русские крестьяне, в день памяти обязательно читали его житие. Жил святой Власий во времена Римских императоров Диоклетиана и Лициния, известных гонителей христиан (по крайней мере так нас уверяют). От этих вот гонений и скрылся святой на горе Аргеос, в одной из пещер. К пещере приходили дикие звери и кротко ждали когда святой благословит их; больных животных Власий исцелял наложением рук. Людей исцелял тоже, однажды помог отроку, у которого в горле застряла рыбья кость. Поэтому чаще всего ему молятся при болезнях горла, о сохранении скота от падежа, об изобилии плодов земных. И если с болезнями горла всё понятно, то про сохранении домашнего скота не совсем. В житии сказано что помогал Власий диким животным, но мы уже упоминали, что на Руси это имя созвучно с именем славянского бога Велеса (Волоса), чьи функции и принял на себя бескомпромиссный борец с язычеством. И нельзя сказать, что Церковь была против. На некоторых иконах и фресках можно увидеть Святого Власия Севастийского сидящим у входа в пещеру в окружении крупного и мелкого рогатого скота.

В Народном календаре день называли
Власий
Влас - скотий бог.
Влас - сшиби рог с зимы.
День (а то и целых три дня) был праздничным. Крестьяне старались не работать. Вообще, в большие праздники работать возбранялось, почему-то считалось, что работа оскорбляет святого и он может навредить. Сейчас не только про Власия речь, это такая принципиальная позиция, не совсем мне понятная. Зато в день святого Власия пригоняли скот к церкви, где его кропили святой водой; приносили в церковь караваи ржаного хлебе для освящения, потом этот хлеб скармливали скоту. Широко был распространён обычай приносить в церковь свежее коровье масло в новой посуде и оставлять его под иконой святого. Это масло предназначалось причту. С Власия начинались "скотьи торги", базары, продажа скота.
Записан заговор с обращение к святому Власию:
Святой Власий! (Велес, скотий бог!)
Дай счастья
на гладких телушек,
на толстых бычков,
чтоб со двора шли - играли,
а с поля шли - скакали.

1,085

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

23 февраля.
Святые:
Священномученик Харалампий и с ним мученики Порфирий, Ваптос и ещё три мученицы.
Благоверная княгиня Анна Новгородская.
Преподобный Прохор Печерский.
Преподобный Лонгин Коряжемский.
Мученицы девы Еннафа, Валентина и Павла.

Надо всё-таки рассказать немного про двух святых, вспоминаемых в этот день.
Преподобный Прохор Печерский, Лебедник.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev74o7ns1v1e37af2bh81ps27.jpg
Печерский - потому, что принял постриг в Киево-Печерском монастыре.
Лебедник - потому, что был великим постником и вместо хлеба употреблял лебеду.
История умалчивает в каком виде святой Прохор эту лебеду употреблял. В принципе, растение это съедобное, и даже в наши дни можно найти множество рецептов её приготовления.
Когда на Руси наступил голод, святой Прохор стал готовить из лебеды "хлеб" и раздавать его всем нуждающимся. Святцы уверяют нас, что вкус у этого "хлеба" был лучше чем у пшеничного. Ничего удивительного, голодному любая еда кажется вкусной.
Так уж повелось, что на Руси у нас, как говориться, "то понос, то золотуха". Через некоторое время начались в Киеве проблемы с солью. Ну, как проблемы? Соль-то была, только торговцы драли за неё цены непомерные и простой народ от этого сильно страдал. Святой Прохор и здесь нашёл выход: стал брать золу из печей и раздавать её нуждающимся. Люди верили, что по его молитве превращалась эта зола в соль. Я, как человек настроенный слегка скептически, думаю что зола оставалась золой, но хоть как-то изменяла вкус пресной пищи. Однако, торговцы солью не дремали и донесли о мятежном монахе князю Святополку. Князь распорядился конфисковать запасы "соли", но узрев что это всего-навсего зола приказал выбросить её куда подальше.  Но когда, "Преподобный благословил людей брать из кучи, зола снова оказалась солью". Так уверяет нас Месяцеслов.
Мораль сей истории такова: князья никогда не были на стороне простых людей, всегда поддерживали только всякую гнусь, вроде перекупщиков.

Священномученик Харала́мпий Магнезийский, епископ.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev75ud40fg81t911eep1rgb1ul9l.jpg
Я специально выбрала для демонстрации т.н. житийную икону, чтоб вы своими глазами убедились, что не только запрещённая нашим Колпинским судом "Тетрадь смерти" может оказать негативное влияние на неокрепшие детские умы. Рассматривание некоторых икон тоже вполне способно подорвать психику. А уж если почитать описание того что изображено .... В общем, не просто так канонизируют в чине священномученика.

В Народном календаре день называют
Прохор
Харлампий
Интересно, что на Украине святого Харалампия (Харлампия) почитали как покровителя домашних животных наряду со святым Власием, или, лучше сказать, со святыми Власиями. Говорили: "Кто празднует день святого Харламния, у того скот всегда будет в хорошем состоянии". Ох уж эти украинцы, им бы только праздновать. Что значит щедрая земля, чернозём. А в наших краях рискованного земледелия святого Харлампия считали покровителем чиновников и всякого прочего служилого люда. Что же касается церковных правил, то святому Харалампию предписано молиться о сохранении от внезапной, без покаяния, смерти.
О Прохоре говорят: "На Прохора зима заохала". Видимо, имеется в виду что старушке-зиме уже совсем невмоготу, пора уступать место молодой весне.

1,086

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

22 февраля.
Святые:
Мученик Никифор из Антиохии Сирской.
Преподобный Панкратий Печерский (в Дальних пещерах).
Преподобные Никифор и Геннадий Вяжеозерские.
Священномученики Маркелл, епископ Сикелийский; Филагрий, епископ Кипрский; Панкратий, епископ Тавроменийский.

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского.

Я думаю, что про жития всех этих святых вы сами можете прочесть в интернете. Хочу только отметить, что попались мне сведения о том, что святые Геннадий и Никифор Вяжеозерские являлись людям, страдающим от головных болей и исцеляли их. Вот только не уточняется делали это они при жизни или уже после того как предстали пред Господом.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev4jitbd178hf1614at1akrtvm7.jpg

В Народном календаре день носит название Никифоры-Панкраты.
Это понятно, учитывая что вспоминают нескольких святых с такими именами. И почему-то в этот день раньше массово плели лапти. Лапти для крестьянина были не только обувью, это ещё и ритуальный предмет: в лапте перевозили домового, старые лапти вешали на забор "от дурного глаза", с помощью лаптей убирали хлев в день Агафьи-коровницы.

1,087

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

21 февраля.
Святые:
Великомученик Феодор Стратилат.
Пророк Захария Серповидец.
Святитель Савва Второй, архиепископ Сербский.

Захар Серповидец.
В Народном календаре, как и вообще в русской традиции, еврейское имя Захария (память Господня, памятливый) изменено на Захар, но прозвание Серповидец, как раз таки, взято из Святцев. Пророка Захарию называют Серповидцем потому, что однажды в пророческом видении он узрел свиток, летающий по воздуху, изогнутый наподобие огромного угрожающего серпа. Я не нашла уточнений на какой конкретно серп был похож упомянутый свиток, на серп луны или на сельскохозяйственное орудие. Наверно, всё таки, второе. Потому что на иконах и фресках его так иногда изображают.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev1mb3704p1gmq1m35shamba7.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev1nafcp1irdojun989gg1njk14.jpg

Русские крестьяне никак не могли оставить такой день без обрядов. Они доставали свои серпы, осматривали их, приводили в порядок если нужно, кропили крещенской водой. В некоторых местностях, вечером серпы выносили на улицу и показывали месяцу.
Записана поговорка: "Не обережёшь вовремя кривого серпа - не нажнёшь в поле и снопа".
Женщины-жницы молились святому Захарии, чтоб легче жалось.

1,088

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

20 февраля.
Святые:
Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский.
Преподобный Лука Елладский.
Священномученик Александр Пресвитер.
1003 Никомидийских мученика.

В Народном календаре день называется - Лука.
Уже неоднократно повторялось, что одинаковое имя, это не значит один и тот же святой. Вот и сегодня, вспоминают святого Луку, но не апостола, а преподобного Луку Елладского, почившего в бозе 7/20 февраля 946 года.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1ev1lq6bm1n1bhoghuh170c18jb7.jpg
На Руси крестьяне сблизили имя святого с огородным растением луком. Почти везде в этот день пекли пирожки. С луком разумеется.

1,089

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

19 февраля.
Святые:
Преподобный Вукол, епископ Смирнский.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский.
Мученицы Дорофея, Христина, Каллиста, Фавста.
Мученики Феофил, Евиласий, Максим, Иулиан.
Мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион, отрок.

Ранее уже говорилось, что имя Вукол (Вукола) в переводе с греческого означает - пастух.
Вот и назначили его ответственным за телят, дав имя дню Вукола Телятник. К этому времени ждали отёла коров, говорили: "Придут Вуколы, перетелятся все жуколы", "На святого Вуколу телятся жуколы".
Отелившуюся корову в хлеве окуривали чабрецом "чтоб молоко не было поганым, а молодняк рос здоровым".  В день, когда телится корова, нельзя никому ничего давать из дома, чтоб не отдать заодно и прибыли, которую послал Бог. Так же поступают в дни, когда ягнится овца, жеребится кобыла, поросится свинья, а также в дни сеяния хлеба. "Извините" - говорит хозяин, - "ноне ничего не даём". И все понимают что это значит, не обижаются на отказ, потому что и сами поступают так же.

1,090

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

18 февраля.
Святые:
Мученица Агафия.
С вятитель Феодосий, архиепископ Черниговский.
Мученица Феодулия и мученики Елладий, Макарий и Евагрий.

Икон Божией Матери Елецкой-Черниговской, Сицилийской или Дивногорской и именуемой "Взыскание погибших".

Мученица Агафия получила в народе прозванье Агафья-коровница.
Февраль такое время, когда сено уже на исходе, а коровам пришло время отёла. Крестьяне переживали за своих коровушек-кормилиц, за приплод и в день святой Агафьи проводили обряды с целью защитить их от болезней и падежа. Считалось что именно в это время по земле ходит Коровья смерть в облике худой женщины. Впрочем, принять она могла любой облик, любую личину. Некоторые этнографы и составители календарей указывают что на Агафью-коровницу крестьяне проводили обряд опахивания. Но вот судя по тому как упомянутые этнографы описывают обряд (женщины в одних рубашках или полностью обнажённые, босиком) мне кажется что такое могло быть где-то в южных губерниях, а не в нашей средней полосе и, тем более, не в северных районах. Кроме того, вспахать мёрзлую землю, "откидывая её сохой в сторону от деревни", тоже не просто ежели снег по колено, а то и выше. Гораздо более правдоподобными выглядят другие способы уберечь животных от падежа. Например: в этот день проводили уборку в хлеву старыми лаптями, пропитанными дёгтем. Символизм такого действа понять трудно. Быть может, лапоть это отсылка к домовому, а дёготь чисто для дезинфекции? Также окуривали хлев и дом чертополохам, раскладывали чертополох у порогов, у ворот, вокруг печных труб. Растение не просто так получило своё название, верили что отгоняет оно всякую силу нечистую, преграждает ей путь, не позволяет войти в жилище.
Святую Агафию называли ещё "поминальницей" и в её день поминали всех отошедших в иной мир.

1,091

(28 ответов, оставленных в Флуд)

Немного с опозданием присоединяюсь к поздравлениям.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eusficpafln1nb2em01so71i9c7.jpg

1,092

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

17 февраля.
Святые:
Преподобный Исидор Пелусиотский.
Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский.
Преподобный Кирилл Новоезерский.
Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский.
Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские (Вологодские).
Мученик Иадор.
Священномученик Аврамий, епископ Арвильский.
Преподобный Николай исповедник, игумен Студийский.

В Народном календаре день получил название в честь Николая Студийского - Никола Студёный.
Наши люди, они ж как? Они слышат имя святой Николай и тут же думают про Николая Чудотворца (Мирликийского). Но 17 февраля вспоминают другого Николая (ум. 868 г.), игумена Студийскго монастыря.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eusfn4bh1rnrn110uv1ba1ndd7.jpg
Вообще, вот эти прозвания, которые иногда принимают за фамилии, на самом деле указывают на обитель или на город где подвизался святой. Например Николай Чудотворец жил, проповедовал и был погребён в городе Миры в Ликии, а Николай Студийский, как уже говорилось, был игуменом Студийского монастыря, одного из самых древних и знаменитых в Константинополе. Но на Руси это название ассоциируется со стужей, тем более, что день памяти святого приходится на зимнее время. Вот и прозвали Николая Студийского Николой Студёным. Если вы помните, так же в феврале (8-го) вспоминали ещё одного игумена Студийской обители Феодора, и его имя обыгрывали так же - "Фёдор Студит землю студит".
Про день Николая говорили: "Студёный день - снова шубу надень".  В этот день, действительно, часто бывало морозно, что мы и в наше время можем наблюдать.

1,093

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

16 февраля.
Святые:
Праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
Святой Симеон, епископ Полоцкий и Тверской.
Благоверный князь Роман Угличский.
Пророк Азария.
Мученики Папий, Диодор, Клавдиан.
Мученики Адриан и Еввул.
Мученик Власий Кесарийский.

Вчера, как вы помните, было Сретенье. Несколько слов вдогонку этому дню:

+ открыть спойлер

СКАЗАНИЕ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ
В изложении святителя Димитрия Ростовского
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою (Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев.12:7-8, 12:2-4).

Тут, конечно, не полный текст, но становится понятно изображенное на картинах и иконах. Что за люди встретились Марии и Иосифу, почему в руках у последнего клетка с птицами.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eull67e5ffr4c17hqfkhio77.jpg

Так вот. Отметили 15 февраля простые люди встречу зимы с весной, а Православная церковь - Ветхого Завета с Новым. А уже на следующий день вспоминаем тех кто Ветхий Завет представлял: Симеона Богоприимца и Анну пророчицу. Симеона стали называть Богопримцем потому что он принял на свои руки Младенца Христа и признал в нём Сына Божия. Пророчица Анна это подтвердила.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eull6pk23stc218t2jvb71914.jpg
На Руси Симеона почитают как покровителя детей.

Надо ещё обязательно сказать про святого Власия Кесарийского. Его ещё называют Вуколом. Вукол, это пастух по-гречески. Святой Власий и был пастухом в Кесарии Каппадокийской (3-й век). Во время гонения на христиан добровольно сдался властям и принял мучения за свою веру.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eulmdtim1rjs1f67ikkm71m301c.jpg
И вот тут интересный момент. На Руси, как известно, почитали скотьего бога Велеса (Волоса), а имена Велес и Власий созвучны, да тут ещё так получилось что святой Власий был пастухом. Разумеется, он стал считаться покровителем домашнего скота и лошадей.

В Народном календаре день получил название - Починки или Расчинай починки.
В этот день ходили осматривать летнюю сбрую и, если требовалось, чинить её. Говорили: "Семён с Анной сбрую починяют". Так же осматривали сараи и конюшни, если замечали непорядок, устраняли его и задабривали домового. Возвратившись после осмотра вся семья угощалась соломатой ("Приехала соломата на двор, расчинай починки!") Мне пришлось поискать в интернете что же это за блюдо. И вот что я вам скажу. В наше время избалованные гамбургерами граждане могут и не согласиться её есть.

1,094

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

15 февраля.
Сретенье Господне. Сретенье. Сустретьев день.
Сретенье означает - встреча. По церковным канонам в этот день (40-й после Рождества Христова) отмечается встреча последних праведников Ветхого Завета (старца Симеона и пророчицы Анны) с носителем Нового Завета Иисусом Христом.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1euiqb0hv1rod2ma1d3n1cug5k47.jpg

В народе же праздник трактовался как встреча зимы с весной. Говорили: "На Сретенье зима весну встречает". Или даже: "На Сретенье зима с весной борется".
И вот на этом рубеже, в день встречи зимы с весной проводили некоторые обряды, предназначенные обеспечить благосостояние в следующий за зимой период:
Садоводы, придя с заутрени, встряхивали плодовые деревья, как бы пробуждая их, чтоб летом было много плодов.
Закармливали племенных птиц. Это значит давали им зерна до отвала.
Кур кормили овсом, чтоб лучше неслись ("Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом").
Рогатый скот выводили из хлева, погреться на солнышке.
Вечером деревенские дети ходили закликать солнце. Выйдя за околицу начинали звать солнце чтоб оно выглянуло и показало этим что действительно встретилось с весной.

P.S. Что касается нашей погоды сегодня, то похоже, что зима с весной, действительно, встретились. Было морозно (по зимнему) и солнечно (по весеннему). А ещё мне встретилась стайка воробьёв, они так громко чирикали хором, как будто тоже весну закликали.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1euippvsm1on2b25g5s4ej1rce7.jpg

1,095

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

14 февраля.
Святые:
Мученик Трифон.
Мученицы Перпетуя и Фелицитата.
Мученики Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд.
Преподобный Вендимиан Вифинийский.
Преподобный Петр Галатийский.

Про День святого Валентина я уже писала в прошлом году. Так что мне остаётся только скопировать сюда то что относится к Народному календарю.
14 февраля в Народном календаре носит название Трифон-мышегон.
В этот день заговаривали мышей, чтоб они не портили запасы. Потому что святой Трифон, помимо прочего, известен тем, что изгнал вредителей (гадов и насекомых) из родного селения Компсада, где упомянутые вредители так расплодились, что грозили уничтожить все посевы злаков, листву деревьев и вообще всю зелень. Трифон связал этих вредных созданий "клятвою, чтоб они удалились в места недоступные".
До наших дней дошёл заговор от грызунов, который доки читали в этот день. Разумеется, там есть и обрядовая часть, которую я намеренно пропускаю.
Заговор:
"Как железо на воде не тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видеть вам травы-муравы, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахнущего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово моё ничем не нарушиться".
И ещё один важный момент.
На Трифона сельские девушки раньше молились о женихах. Ежели у кого-нибудь из современных девушек с этим проблемы, стоит попробовать.
Так что и на Руси кое-то связанное с любовью, с отношениями, в этот день тоже имеет место.
Святого Трифона часто изображают с кречетом на руке. Это тоже чисто наш обычай.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eugkepp615te1eocru21k3i1i0l7.jpg

(Кре́чет — птица из отряда соколообразных семейства соколиных).
Откуда обычай?
Есть красивая легенда:
Дело было во времена царя Ивана Грозного. Был у царя сокольник (ответственный за соколов) боярин по имени Трифон Патрикеев. И однажды во время охоты допустил гражданин Патрикеев оплошность, улетел у него любимый кречет царя. А с царём Иваном шутки были плохи. Приказал он разыскать любимого кречета за три дня, иначе - смертная казнь боярину. Три дня мотался боярин по лесу, умаялся и прилёг отдохнуть под деревом, А перед сном помолился о помощи своему тёзке святому мученику Трифону, И увидел сокольничий дивный сон. Предстал перед ним дивный юноша на белом коне, держит на руке царского кречета и говорит: " Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься".
Проснулся сокольник и видит: на руке у него сидит царский кречет, которого он и отвёз к царю. Ну и свой сон дивный рассказал, разумеется.

1,096

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

13 февраля.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eudstrt87lnb561351k4mrnb7.jpg
Святые:
Бессребренники и мученики Кир и Иоанн.
Мученицы Афанасия, Феодотия, Феоктиста, Евдоксия.
Св. Никита Печерский, епископ Новгородский.
Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий.
Мученица Трифена Кизическая.

В Народном календаре день называли по разному, где-то просто "Никита", где-то "Никита, Кир и Иоанн". Или так - Никита. Кир и Иоанн. Именно этих святых выделяли крестьяне в этот день. Все трое были целителями, поэтому и молились им об исцелении. Никиту просили избавить, сохранить от глазных болезней. Кира и Иоанна просили об исцелении от оспы, внутренних болезней, нарывов и струпьев, вообще от разных недугов.

Святой Никита Печерский, епископ Новгородский.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eudt559ntc21rnko4mjjh1l097.jpg
Удивительно видеть на иконе православного епископа без бороды. Наверно, этим подчёркивается его молодость. Святой Никита поступил в Киево-Печерскую лавру совсем юным и почти сразу удалился в затвор, несмотря на то что игумен считал такое испытание непосильным для молодого человека. И как в воду глядел. В затворе Никита поддался искушению беса, явившегося ему под видом светлого Ангела, перестал молиться и читать Новый Завет, читал только Ветхий. От этого состояния Никита был избавлен совместными молитвами иноков лавры, он покинул свой затвор, стал снова молиться и держать пост. Через некоторое время Никиту поставили епископом в Новгороде. В течении 13-ти лет святой Никита был епископом, проповедовал, получил от Бога дар чудес, многим помогал, исцелял больных. Однажды молитвой вызвал дождь, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. Через 445 лет после смерти святого, его мощи были обретены нетленными и от них свершилось много исцелений, особенно больных глазами и слепых.

Теперь немного про святых Кира и Иоанна.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eudv60jc1eirich5da140k1k4g7.png
В Месяцеслове их называют бессребрениками и мучениками. Кстати, на мученичество указывает красный цвет одеяний. Так принято в иконографии.
Далее цитата из Месяцеслова:

+ открыть спойлер

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284–305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.

В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой – 15 лет, Феодотией – 13 лет и Евдоксией – 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна († 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен (конец цитаты).

1,097

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

12 февраля.
В Народном календаре день назван просто - Собор трёх святителей.
В церковном более подробно - Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eub5mj1n93dt3717rg1rbn1tqm7.jpg
Дело было так.
Вот уже больше тысячи лет прошло с Рождества Христова, даже на Руси православие стало официальной религией, а в Константинополе (Византия) разгорелись жаркие споры о том кому из трёх святителей следует отдавать предпочтение. Одни особо почитали Василия Великого и называли себя василианами, другие стояли за Григория Богослова и называли себя григорианами, третьи превозносили Иоанна Златоустого и называли себя иоаннитами. От этого среди христиан происходили раздоры, ссоры и неприязнь. Вот, вроде бы, и одна вера, а найдут же повод повздорить. И однажды, в 1084 году, митрополиту Евхаитскому Иоанну случилось видение. Пришли к нему все три святителя, сообщили что они равны перед Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Что касается примет, то в некоторых местностях считали, что на Трёх Святителей нельзя прясть.
Современные составители календарей добавляют к этому, что нельзя шить, заниматься рукоделием, а уж ссориться и ругаться и подавно нельзя. Но от этого, я думаю, лучше воздерживаться в любой день.

Кстати. Вы заметили как возрос уровень агрессии в современном обществе? Я думаю, что виной тому наши СМИ. Всякие ток-шоу с орущими и перебивающими друг друга особями. Давно заметила, что после таких передач люди приходят на работу взвинченными, цепляют друг друга, разговаривают на повышенных тонах. Я сразу спрашивала: "Что, опять вчера Малахова смотрели?" Ещё заметила как современные журналюги любят выискивать негатив. Постоянно проводят опросы на тему: что вам не нравится или что вас больше всего раздражает. Спрашивают и простых людей на улице и модных блогеров: Кто вас больше всего раздражает в метро? В магазине? Что вам не нравится? Что вас бесит? И люди послушно начинают выискивать всюду негатив, приучаются смотреть не на то что им нравится и приятно, а на то что злит и вызывает раздражение. А злой и раздражённый человек и реагирует соответственно. Ещё меня забавляют вопросы на тему: что б вы запретили, если б были президентом? И какая-нибудь блогерша с губами уточкой вещает что-нибудь типа: я б законодательно запретила родителям одевать на детей носки с сандалями. А потом некий депутат на полном серьёзе предлагает запретить мужчинам носить шорты. Но вот чем виноваты простые граждане, которым жарко в брюках в +30, если этого гражданина возбуждают голые мужские ноги. Сказано ведь: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." (Мф.5:27-30). То есть запреты надо применять к себе, а не к другим.

То что выложено выше я нашла на просторах интернета.
Интересна "Подсказка". В целом, каждая карта указывает на вопрошающего, на то что проблема в нём, только один аркан указывает на наличие порчи сглаза и т.п.   
Также интересно будет проверить примут ли люди такой поворот. И, кстати, можно доработать, добавить значений, сначала опираясь на теорию, а позже и на практику.

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ С ДЕНЬГАМИ ПО СТАРШИМ АРКАНАМ ТАРО

Шут – Выбрасывает деньги на ветер, ненужные покупки. Зато не покупает действительно необходимые вещи.

Маг – “Сапожник без сапог”. Оказывает бесплатно услуги, за которые мог бы брать деньги, только за признание. Зато пытается заработать тем, что у него получается плохо. Позволяет работодателю или клиентам себя
“обувать”.

Жрица - Не умеет вести учет своим финансам, не замечает, что его тайно обворовывают.

Императрица – Забарахлился. Тратит большие деньги на предметы роскоши, только чтобы удивить других.

Император – Скупердяй. Не позволяет себе расслабиться.

Иерофант - Благодетельствует бедных родственников, дает в долг.

Влюбленные – “Буриданов осел”. Не может выбрать, чего же хочет в жизни. Считает, что выбора нет, т.к. не видит дальше своего носа.

Колесница – Пытается гнаться за двумя зайцами одновременно.

Сила – Не может удержать заработанное, не хватает воли и силы духа.

Отшельник – Упорно пытается искать деньги там, где их нет, не замечая тех, что лежат на виду.

Колесо Фортуны – Проигрывает деньги в азартные игры, полагается на случай.

Справедливость – Соблюдает букву закона в ущерб духу закона. Слишком “правильный”.

Повешенный – Сам связал себя каким-то делом, которое не приносит денег. Или какой-то ложной установкой.

Смерть – Жертва рэкета, грабежа, а, точнее - собственных страхов. Предпочитает не иметь денег совсем, чтобы у него их не отобрали.

Умеренность – Сам не хочет больше, скромные запросы. Осуждает “буржуазную роскошь”.

Дьявол – Попал в зависимость и на нее тратит все деньги. Большие долги все съедают.

Жертва непомерных запросов, желания брать больше, чем дает.

Башня - Хвастался, возомнил себя выше всех, вот и пострадал за гордыню. Жертва порчи, сглаза, отнятия удачи.

Звезда – “Добрая фея”, живет для других, раздает деньги нищим. Дает больше, чем берет.

Луна – Пассивный, неуверенный вампир-нытик, ждет подачек. Невежество, живет в иллюзорном мире. Жертва аферистов и мошенников.

Солнце – Жертва ложной скромности. Не может явно заявить о своих талантах, считает, что другие сами должны как-то заметить его.

Суд – Не решает проблемы сразу, когда это обошлось бы дешевле, а потом приходится платить больше. Скупой платит дважды.

Мир – Вращается не в том социальном слое. Предлагает то, но не тем, или тем, но не то. Не нашел своего места. Слишком мудрствует.

Получив свои карты проблем, помедитируйте на них некоторое время,
подумайте о тех причинах, которые указали арканы. В чем они проявляются? Как Вы можете изменить эти проявления? Какие шаги можете сделать в ближайшее время?

Подсказка: чаще всего карта проблемы говорит о том, что Вы делаете что-то бессознательно, отрицая эти черты в себе.
Потому архетип карты проявляется в негативе и бьет Вас по карману.
Начните с того, что не пытайтесь тут же заставить себя перестать делать
что-то, а попробуйте принять это и перевести в позитивное русло.
Направить эту энергию не на себя, а на внешний мир."

1,100

(29 ответов, оставленных в Народная магия)

11 февраля.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eu8ofim91u9u16hl1bhm1l8a16opf.jpg
Вот пишу я про Народный календарь, рассказываю про всякие народные обычаи, обряды и приметы. А, между тем, у нас в Колпино тоже есть своя примета, причём подтверждённая многолетними наблюдениями. Примета эта такая:
Если зимой за окном температура опустилась ниже минус 15-ти градусов - жди отключения батарей и горячей воды.

В Православном Месяцеслове в этот день вспоминается перенесение мощей Священномученика Игнатия Богоносца. Но мы ж с вами помним, что совсем недавно (2 января) был день памяти Игнатия Богоносца. И в тот день в некоторых местностях было принято снимать со стены иконы и носить их вокруг стола, чтоб уберечь дом и семью от всяческих бед и напастей. Так наши люди понимали и обыгрывали прозвание святого Игнатия - Богоносец. Примечательно, что в день перенесения мощей этого святого никаких манипуляций с иконами не проводили. Видимо, рассуждали так: "Мы ж уже носили иконы на Игнатия Богоносца".
Что касается самих мощей. После того как святой Игнатий, по приказу императора Траяна, был брошен на растерзание львам (107 год),
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1eu8oer1u18h02uv11a41ifs1bhg7.jpg
христиане собрали его кости и хранили в Риме. Через год (108) их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение мощей (уже в саму Антиохию) состоялось в 438 году. Впоследствии мощи святого Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме святого Климента, Папы Римского. Точная дата этого окончательного перемещения не известна, одни источники называют 540 год, другие - 637.