Несколько слов вдогонку предыдущему дню (14 ноября).
Как тут опять не вспомнить Самхэйн/Хэллоуин. Пресловутые древние кельты отмечали перелом сезонов лето-зима с 31-го октября на 1-е ноября. Но ведь и на Руси было то же самое. Всё запуталось оттого, что жила Русь по Юлианскому календарю. Ноябрь, он хоть и осенний месяц, но сезон-то уже зимний наступил. Вот и отмечали эту смену сезонов Осенними Кузьминками. Что же касается поминовения усопших (важная часть ритуалов Самхэйна), то на Руси такие поминки устраивали начиная с конца октября + Димитровская родительская суббота, а ещё в некоторых местностях днём поминовения было 2 ноября.
2-е ноября, это уже 15-е по современному стилю.
Интересно тут ещё вот что. Случалось и так что три пары святых братьев слились не только в одну пару, но и в одного человека, которого называли "батюшка Кузьмодемьян" или просто Кузьма-Демьян. И вот в день Осенних Кузьминок девушки и парни некоторых Российских губерний устраивали "похороны Кузьмы-Демьяна". Все мы знаем про обычай сжигать чучело Масленицы или, как его иногда называют, чучело Зимы в последний день Масленичной недели. Здесь происходило нечто подобное, только чучело было одето не в женскую одежду, а в мужскую. Просто набивали соломой мужские штаны и рубаху, повязывали кушак, на ноги - лапти, голова тоже из соломы. Иногда предварительно устраивали пародийную свадьбу, женили "Кузьку" на одной из девушек, а потом укладывали его на носилки и несли за околицу где сжигали. Записаны случаи и про утопление такого чучела в реке. Здесь вполне можно проследить связь с языческими обрядами, как наши предки поступали с умершими: сжигали или пускали в лодке по реке.
Так что опять видим некую связь с Самхэйном, тот же культ мёртвых, смерть бога, как иногда называют этот день сами виккане.
15 ноября.
Заглянем в Святцы и посмотрим кого вспоминают в этот день:
Мучеников Акиндина, Пегасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними 7000 пострадавших.
И это ещё не все. Но в народном сознании засели Акундин (так произносили это имя) и Пигасий. От этих имён и пошла поговорка: "Акундин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит". Мы уже говорили, что с 14-го ноября начиналась работа в овинах (ригах, на гумнах). Обмолачивали хлеб, обминали лён и коноплю. Про "солнце гасит" тоже всё понятно, дни становятся короче, рано темнеет, работы ведутся при разожжённом огне.
Вкратце расскажу про мучеников Акиндина и Пигасия. Жили они в Персии и были придворными персидского царя Сапора Второго (310-381) и тайными христианами, но когда тайное стало явным царь приказал подвергнуть их наказанию, а затем казнить. Если вы воспитываете детей в христианском духе и читаете им Святцы, то место про наказание лучше пропустить. Все эти описания восточных пыток могут травмировать хрупкую детскую психику.
P.S. В Советской России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.