28 августа.
Успение.
Один из 12-ти главных православных праздников
Официальное церковное название:
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Согласно легенде, после Вознесения Иисуса Христа на небо, Его Мать осталась жить в доме апостола Иоанна Богослова. Когда пришёл срок окончания Её земной жизни архангел Гавриил уведомил об этом всех апостолов и они собрались у Её смертного одра.
Этот сюжет часто изображают на иконах.
На каноническом изображении Успения Богородицы мы видим как Христос принял в Свои руки душу Своей Матери. У христиан смерть считается новым рождением. К жизни вечной. Поэтому душа Богородицы изображается в виде спеленатого младенца.
В Народном календаре:
УСПЕНИЕ
БОЛЬШАЯ ПРЕЧИСТАЯ, ПЕРВАЯ ПРЕЧИСТАЯ
ГОСПОЖИНКИ
ДОЖИНКИ
СПОЖИНКИ
Как бы не называли этот народный праздник, суть одна - окончание жатвы. Отсюда и - дожинки, обжинки, спожинки. А вот слово "Госпожинки" более интересно. Имя Мария по-еврейски означает - госпожа. То есть праздник посвящён ещё и Госпоже полевых злаков (это определение использовал этнограф А.А.Коринфский). Тут я сразу вспомнила, некогда запрещённую Синодом, икону "Спорительница хлебов", на которой Богородица благословляет сжатые снопы ржи (празднование иконе 28 октября). Изобаражения немного разнятся, я выбрала сейчас вот такое
Надеюсь, все помнят, что 28 августа заканчивается двухнедельный Успенский пост. Раньше крестьяне разговлялись не иначе как свежим хлебом из зерна нового урожая. Тот же Коринфский писал:
На Большую Пречистую деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собой в церковь свежеиспечённый каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожидаются "свячёного куска" (конец цитаты).
После обедни шли с Крестным ходом в поля и на меже служился благодарственный молебен Божией Матери.
Помимо таких чисто религиозных обрядов, проводились и народные.
Характерной чертой праздника было то, что работы не прекращались, нужно было всё доделать, а потом праздновать. Окончание жатвы обставлялось ритуально: читались заговоры, заклинания, благодарения Господу, Богородице, святым и Земле-матушке. Обязательно оставляли несколько несжатых колосков, заплетали их особым образом и или пригибали к земле, или ставили вокруг них нечто вроде домика; тут уж в каждой деревне и даже в каждой семье был свой персональный обряд. Женщины катались по сжатому полю прося ниву вернуть им потраченую силу:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено.
Или:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку
В каждую жилку,
В каждый суставец.
Песен таких собирателями фольклора записано много. А вот фотографию мне удалось найти только одну
На этом фото, снятом в 1914 году, женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая "Жнива, жнива, отдай мою силу".
Место сьемки: Рязанская губерния, Касимовский уезд, деревня Шемякино.
После того как в поле работа доделана, обряды выполнены, сноп-именинник внесён в дом устраивали совместную трапезу с пирогами, пивом и прочими угощениями.
В некоторых местностях было принято ещё ходить на кладбище, поминать там усопших родных и друзей.