726

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

28 августа.

Успение.
Один из 12-ти главных православных праздников
Официальное церковное название:
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Согласно легенде, после Вознесения Иисуса Христа на небо, Его Мать осталась жить в доме апостола Иоанна Богослова. Когда пришёл срок окончания Её земной жизни архангел Гавриил уведомил об этом всех апостолов и они собрались у Её смертного одра.
Этот сюжет часто изображают на иконах.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6can8t1g7mc9u9b7ejfn27.jpg
На каноническом изображении Успения Богородицы мы видим как Христос принял в Свои руки душу Своей Матери. У христиан смерть считается новым рождением. К жизни вечной. Поэтому душа Богородицы изображается в виде спеленатого младенца.

В Народном календаре:
УСПЕНИЕ
БОЛЬШАЯ ПРЕЧИСТАЯ, ПЕРВАЯ ПРЕЧИСТАЯ
ГОСПОЖИНКИ
ДОЖИНКИ
СПОЖИНКИ

Как бы не называли этот народный праздник, суть одна - окончание жатвы. Отсюда и - дожинки, обжинки, спожинки. А вот слово "Госпожинки" более интересно. Имя Мария по-еврейски означает - госпожа. То есть праздник посвящён ещё и Госпоже полевых злаков (это определение использовал этнограф А.А.Коринфский). Тут я сразу вспомнила, некогда запрещённую Синодом, икону "Спорительница хлебов", на которой Богородица благословляет сжатые снопы ржи (празднование иконе 28 октября). Изобаражения немного разнятся, я выбрала сейчас вот такое
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6k2v0g168u1278177711d61rd07.jpg

Надеюсь, все помнят, что 28 августа заканчивается двухнедельный Успенский пост. Раньше крестьяне разговлялись не иначе как свежим  хлебом из зерна нового урожая. Тот же Коринфский писал:
На Большую Пречистую деревенская Русь привыкла святить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собой в церковь свежеиспечённый каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи: все дожидаются "свячёного куска" (конец цитаты).
После обедни шли с Крестным ходом в поля и на меже служился благодарственный молебен Божией Матери.
Помимо таких чисто религиозных обрядов, проводились и народные.
Характерной чертой праздника было то, что работы не прекращались, нужно было всё доделать, а потом праздновать. Окончание жатвы обставлялось ритуально: читались заговоры, заклинания, благодарения Господу, Богородице, святым и Земле-матушке. Обязательно оставляли несколько несжатых колосков, заплетали их особым образом и или пригибали к земле, или ставили вокруг них нечто вроде домика; тут уж в каждой деревне и даже в каждой семье был свой персональный обряд. Женщины катались по сжатому полю прося ниву вернуть им потраченую силу:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено.

Или:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку
В каждую жилку,
В каждый суставец.

Песен таких собирателями фольклора записано много. А вот фотографию мне удалось найти только одну
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe6ll78u1ibn1qb26tf1brb1u9vq.jpg
На этом фото, снятом в 1914 году, женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая "Жнива, жнива, отдай мою силу".
Место сьемки: Рязанская губерния, Касимовский уезд, деревня Шемякино.

После того как в поле работа доделана, обряды выполнены, сноп-именинник внесён в дом устраивали совместную трапезу с пирогами, пивом и прочими угощениями.  
В некоторых местностях было принято ещё ходить на кладбище, поминать там усопших родных и друзей.

727

(737 ответов, оставленных в Творчество)

Потом она отвела Силу в сторонку и тихонько спросила:
- Скажи-ка мне, касатик, как вы отдыхаете после тренировок?
- Хорошо отдыхаем, я для своих ребят ничего не жалею, и сауну и массаж, всё им школа оплачивает. И питание специально разработанное закупаем. Всё по-правилам. Если б не эти новшества, если б без всякой магии соревноваться, я б и не переживывал бы за них.
- Ты, касатик, сауну эту заморскую отмени, - строго и внимательно глядя на Силу Силовича сказала Шехеризада. - Договорись чтоб в русскую баньку ходили, с веничками. А венички из дуба да из берёзы ко мне сначала принеси. Да скляночек с отварами я тебе дам, в воду для скачивания добавлять будешь. Да мазь приготовлю, вели чтоб массажисты только её использовали. Понял ли ты?
- Матушка! - Сила схватил двумя руками руку Шехеризады и прижал к груди. - Понял всё. Всё сделаю.

728

(737 ответов, оставленных в Творчество)

Гриша начал ёрзать на стуле.
- Что, касатик? - участливо наклонилась к нему Шехеризада Степановна. - Ещё компотику хочешь?
- Так ведь я к вам, Шехеризада Степановна, с той же проблемой пришёл, - начал рассказывать Гриша. - Нас Сила Силович на троеборье поставил: штанга, бокс и борьба. На тренировках эти гниды, извините, Шехеризада Степановна, эти экстрасенсы сядут на скамейки в зале и как я штангу вверх тяну, они что-то такое делают, что она меня прям сама вниз тянет. А к груше боксёрской все ребята подойти боятся, страх им внушают такой что ...
- Нада на энергофизкультуру больше налегать, - перебил своего ученика Сила, - на гимнстику Гермеса. Тогда все эти их штучки и замечать не будешь.
Шехеризада встала и загремела чугунками у печки.
- А я сначала к Женевьеве Артуровне толкнулся, она обещала помочь, руны на мне нарисовала, да что-то я сомневаюсь в них, вы б глянули что там, Шехеризада Степановна, а?
- Нет, касатик, в рунах ваших я не смыслю ничего, - Шехерезада отвлеклась от чугунков и глянула в окошко. - Но вот там волхв наш идёт, он тебе враз всё про них расскажет.
- Ты лучше Силе покажи что там на тебе Женевьева нарисовала и на каком месте, - шахматист сказал это с таким простодушным видом, что до Силы Силовича сначала и не дошло, но через минуту он вскочил со скамейки одновременно занося оба кулака для удара. Гриша начал сползать под стол.
Но тут внимание всех привлёк Моисей Соломонович, который входя сильно споткнулся о порог и весело провозгласил:
- Ой! Здрасте. Чего это у вас порог....
Потом он прошёл в комнату и, не обращая внимание на сидевших за столом мужчин, обратился к Шехеризаде Степановне:
- Степанна, там этот молодой пришёл, говорит что руки мы не размыли...
- Зато, я вижу, глаза вы уже залили, - напустилась на него Шехеризада. - Опять мои настойки брал?
- Не, Степанна, ты что. Я без твоего разрешения ни-ни... Это молодой самогон от Герки-програмиста принёс, вот мы и проверили хорош ли.
- Ну так поди и скажи этому молодому, что руки размывать будем, когда молодка оправится и сама сможет прийти, а ему нечего здесь шастать.
Шехеризада Степановна страшно не любила, когда посторонние приходят и болтаются по кладбищу без всякого дела.
- Глянь-ко лучше что там за руны у Григория на теле нарисованы. Григорий, покажи отцу Бредославу, он, как славянский волхв, должен в рунах понимать.
- А то! - откликнулся волхв. - Про руны славянские в летописях сказано. "И писали они чертами и резами". Так что показывай, отроче, что там на тебе начертали и нарезали, будем разбирать.
Гриша молча задрал футболку.
Все уставились на разрисованную зелёнкой спину.
- Что-то вот из этого угла, мне кажется, нехорошее что-то идёт... - Шехеризада Степановна брезгливо указала мизинцем в один из углов рисунка. - Ничего в рунах не понимаю, а чую - нехорошо.
- Верно говоришь, - Бредослав стащил с головы ермолку и хотел эффектно хлопнуть ею по колену, но вспомнив про свой статус волхва, принял серьёзный вид и просто сунул шапку в карман.
- Верно говоришь, Степановна. Вот из этого самого угла и идёт вся погань басурманская, тянет силы из отрока Григория.
- Да я, вроде, наоборот, прилив сил почувствовал, когда руны на меня нанесли, - начал рассказывать Гриша, но волхв перебил его:
- Так и должно быть, на то и расчёт, сначала силу чувствуешь, а в самый нужный-то момент сил-то и не будет. Все они без пользы зараньше перегорят.
- Так что ж это получается, Женевьева Артуровна на наших соперников работает что ли? - растерялся Гриша.
Все посмотрели на Силу, который и сам сидел с растерянным видом.

729

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

27 августа.

Святые:
Пророк Михей (из 12-ти пророков).
Преподобный Феодосий Печерский.
Преподобный Аркадий Новоторжский.
Священномученик Маркелл, епископ Апамейский.

Пророк Михей Марасфитянин шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe1cnbam2411ltlfc61ki5c5m7.png
Это он почти за 800 лет до Рождества Христова предсказал что Спаситель родится в Вифлиеме.

В Народном календаре день получил название - МИХЕЙ ТИХОВЕЙ.

Это ещё одни день, когда крестьяне пытались определить какова будет осень. Говорили: "На Михея дуют ветры-тиховеи, к ведреной осени, на Михея буря - к ненастному сентябрю" и ещё: "Тихий ветер в сад - сухая осень в лес".
______

Также в этот день проходит празднование иконе Божией Матери, именуемой "Беседная".
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fe1dgamv1mf21g54u0d19s31v5b19.jpg

Из Википедии:

+ открыть спойлер

Беседная икона Божией Матери — почитаемая в православии икона Пресвятой Богородицы, изображающая явление пономарю Георгию Юрышу Богородицы перед окончанием постройки храма на месте обретения Тихвинской иконы Божьей Матери в 1383 году. Предание сообщает, что явившаяся Богородица указала поставить на храм деревянный, а не металлический крест. Вместе с Богородицей явился Николай Чудотворец, пообещавший дать маловерным знамение. Просьба Богородицы не была исполнена и тогда мастера, который пытался установить металлический крест, подхватил порыв ветра и поставил невредимого на землю. После этого на храм был водружён деревянный крест.

Иконография Беседной иконы излагает сюжет предания: Богоматерь сидит на срубленном (на ряде списков — растущем дереве), покрытом распустившимися цветами, в руках у неё черный игуменский жезл. Ей предстоит муж в святительских ризах, подобный святителю Николаю. Перед Девой Марией изображён коленопреклонённый пономарь Георгий.

730

(737 ответов, оставленных в Творчество)

Задёрганная переходом из Чёрных Магов в Белые Женевьева Артуровна совершенно упустила из виду, что Гриша и сам неплохо разбирался в рунах, даже больше, в определённых кругах он носил гордое звание эриля, а его мастерство татуировщика высоко ценил сам Дуримир.
Придя домой Гриша сразу же стал рассматривать свою спину, используя два зеркала. Несколько сочетаний показались ему весьма сомнительными, он натянул футболку и рванул на Энское кладбище посоветоваться с Шехеризадой Степановной.
К его удивлению в сторожке уже сидели Сила Силович и молодой задохлик-шахматист, которого все спортсмены малость побаивались из-за его острого языка и язвительных замечаний. Выпив, предложенный Шехеризадой Степановной стакан компота, Гриша присел к столу и стал слушать что говорил шахматист.
- Невозможно даже дома обдумать партию и ходы, - жаловался тот, - они где-то рядом всегда, так и давят на голову, на мозг. А на тренировках садятся в первых рядах и смотрят, и путают мысли. Экстрасенсы чортовы. Дуримир говорит, что надо привыкать, на соревнованиях ещё хуже будет. А я не могу так. Помогите, Шехеризада Степановна, научите как быть.

731

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

26 августа.

Святые:
Преподобный Максим Исповедник.
Блаженный Максим, Московский, Христа ради юродивый.
Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский.
Мученики Ипполит, Ириней, Авундий и мученица Конкордия, Римские.

Празднование в честь икон Божией Матери именуемых "Семистрельная" и "Страстная".

И этот день тоже никак не отмечен в Народном календаре.

Но зато есть повод рассказать про святителя Тихона Задонского, епископа Воронежкого.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdug7jm71eqv1j7bv6tje311nt7.png
Ведь это во многом благодаря ему мы знаем про местночтимого Воронежского божка Ярилу. И даже больше, этот божок сейчас почитается язычниками как общеславянский Бог (с большой буквы "Б").
Как было дело.
Святитель Тихон Задонский родился в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в 1724 году. И звали его тогда Тимофей Соколов. Семья имела очень скромный достаток, но Тимофей смог поступить в Новгородское духовное училище, которое впоследствие получило статус семинарии. После окончания курса ему доверили должность преподавателя риторики и философии. В 1758 году Тимофей принял монашеский постиг и получил новое имя - Тихон.
Далее карьера его по церковной линии пошла в рост. В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо почившего Иоанникия Павлуцкого. Ну вот мы и добрались до славного города Воронежа, где в то время было распространено почитание Ярилы и в день его праздника творились всяческие бесчинства, как то: игры, пляски, еда, выпивка и - о ужас! - кулачные бои. И вот однажды, в разгар праздника, святитель Тихон столь убедительно выступил перед горожанами, что празднование в последующие годы уже не проводилось.
26 августа Православная Церковь отмечает преставление святого (1783) и второе обре́тение мощей (1991).

______

Икона Божией Матери "Страстная" названа так потому, что на ней около лика Богородицы изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. Один из ангелов держит крест, другой - копьё и губку.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusd3e21jkqh621d8v7k11pql7.png
_______

Икона Божией Матери "Семистрельная".
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusr2ucdblkbn1lg7120b19af1j.jpg

Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdusrm121051u91h9av01hlg26.jpg

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой "Умягчение злых сердец" ("Семистрельной").
В русском переводе:
Умягчи наши злые сердца, Богородица, и нападения ненавидящих нас отрази, и всякие душевные огорчения наши разреши, ибо, взирая на Твой святой образ, Твоим состраданием и милосердием к нам мы сердечно сокрушаемся и раны твои целуем, о стрелах же наших, терзающих Тебя, ужасаемся. Не дай нам, Милосердная Мать, погибнуть в жестокосердии нашем или от жестокосердия ближних, ибо Ты воистину умягчение злых сердец.

(Азбука веры)

_____

Добавлю от себя. Заметила, что наши люди воспринимают эти иконы своеобразно. Они верят, что если держать такую икону при себе, то она поразит врагов стрелами. То есть, по сути, желают своим врагам всяческого зла и даже смерти. На мой взгляд, если б люди, называющие себя христианами, следовали тому что говорил сам Христос об отношении к врагам, многое в этом мире было бы по-другому.

732

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

25 августа.

Святые:
Мученики Фотий и Аникита и многие с ними.
Священномученик Александр, епископ Команский (по указанию Божию был избран в епископы из продавцов угля, угодил Богу смирением и добрыми делами).
Мученики Памфил и Капитон.

В Народном календаре день никак не отмечен.

Просто скажу несколько слов про имя Фотий. В переводе с греческого оно означает - свет, светлый.  Но, в отличие от женского варианта (Фотина - светлая, Светлана), не получило такой кальки.

Какие ещё имена, связанные со словом "свет" мы знаем. Сразу вспомнила Люцифера.
Люцифер - несущий свет, светоносец (лат.).
Фот - свет (греч.).
Фотий - свет, светлый, освещающий (греч.).
Фотин - свет, светозарный, солнечный (греч.).
Лукиан - свет, светлый (лат.).
Лукий - светящий (лат.).
Лукиллиан - свет, сияние (лат).

В общем, граждане, ежели вы хотите назвать сынишку Люцифером, а вам, ссылаясь на закон, в этом отказывают, вы вполне можете дать ему имя Фотий или Лукий/Луций. Потому что это, по сути, одно и то же.

733

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

24 августа.

Святые:
Мученик архидиакон Евпл.
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские. 
Преподобный Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок , в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Мученица Сосанна, дева и мученики Гай, папа Римский, Гавиний, пресвитер, Клавдий, Максим, Александр, Куфий, Препедигна.

В Народном календаре - ВАСИЛИЙ ОСЕННИЙ.
Несмотря на то, что по Юлианскому календарю ещё 11 августа, Народный календарь уже начинает упоминать осень. Примерно к этому дню приурочивали стрижку овец, пока они не начали обрастать зимней шерстью. Говорили: "Святой Василий овцам шерсть даёт". Надо сказать, что святой Василий, так же как и святой Феодор были иноками Киево-Печерской лавры и погибли не от руки каких-нибудь печенегов или половцев. Их запытал и замучил насмерть вполне себе православный князь Мстислав Святополкович (во святом крещении - Пантелеймон).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdsa12m817oi10lnc7h1c081a4j7.jpg

Второе название дня в Народном календаре - ЕВПЛ.
В честь мученика Евпла, принявшего мучения и смерть за свою веру во времена императора Диоклитиана.
Имя Евпл греческого происхождения, означает - хорошо плавающий, благоплавающий, добрый плаватель.

Ночь на Евпла считалась на Руси Навьей. Навьями назывались духи умерших людей, враждебно настроенные к живым. И вот именно в эту ночь они имели привычку выходить из могил и бродить по кладбищам, пугать людей всякими световыми и звуковыми эффектами (блуждающие огни, свист, хохот, вой и т.п.).
И.П.Сахоров записал поверье, распространённое в Рязанской губернии. Там люди рассказывали что на кладбище могут встретиться не только привидения, но и призрак белого коня, который бегает там со времён битвы русских с татарами "под предводительством Батыя окоянного". Конь этот, якобы, до сих пор ищет своего седока. Но, имейте в виду, это Рязанское поверье ныне разлетелось по разным источникам и упомянутого коня уже начинают искать на каждом городскои и сельском кладбище.

734

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

23 августа.

Святые:
Мученики архидиакон Лаврентий; Сикст, папа Римский; Феликиссим и Агапит диаконы, Роман, Римские. Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский.

Как видите, в этот день вспоминают двух святых с именем Лаврентий.
Архидиакона Лаврентия, пострадавшего за свою веру при императоре Валериане почитают и католики и православные.
На Руси почитается как целитель глазных болезней. Ему молятся при болезнях глаз.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdn3pqb76k7hve15jk1o2ib67.png

А на Руси известен ещё блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdn3s4s1139nn9i1frf1odqv4uv.png
Обратите внимание, что на иконе он изображён с топором (или с секирой). И это не просто так.
Когда в мае 1512-го года на Калугу напали крымские татары, Лаврентий схватил топор и чудесным образом оказался в самой гуще сражения.

В Народном календаре день носит название - ЛАВРЕНТИЙ.

Никаких особых примет и обрядов на этот день не записано, вот разве что жители Тульской губернии ходили в полдень смотреть на воду в водоёмах: тихая вода к тихой безветренной осени и зиме без сильных вьюг.

735

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

22 августа.

Святые:
Апостол Матфий.
Собор Соловецких святых.
Мученик Антоний Александрийский.
Преподобный Псой Египетский.
Мученики Константинопольские Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрицианка и другие.

В Народном календаре день никак не выделен.
Вполне допускаю, что в некоторых местностях он мог называться - АПОСТОЛ МАТФИЙ (но, подчёркиваю, это моё предположение, документальных сведений пока не нашла).

Кстати, не путайте апостола Матфия с апостолом Матфеем, это разные персоны. Но оба имени еврейского происхождения и оба имени в русском варианте передалали в Матвея.

Апостол Матфий был одним из учеников Иисуса Христа и после Вознесения был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdmjbs2pqdd1vi3le7mgj8ta7.jpg

736

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

21 августа.

Святые:
Святитель Емилиан, исповедник, епископ Кизический.
Преподобный Григорий Печерский, иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах.
Преподобный Григорий Синаит.
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие.
Святитель Мирон, чудотворец, епископ Критский.
Мученики Елевфертий и Леонид.

Православная Церковь вспоминает преподобных Зосиму и Савватия несколько раз в году (см. 30 апр.). Сегодня же отмечается перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdk7vd9817kf43revjgao1k8j7.png

В Народном календаре это событие не отражено.
День носит название - МИРОН ВЕТРОГОН.

Говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут".
Как видите, опять указание на то что лето, в общем-то, уже закончилось.
Ходили в этот днень на перекрёстки, спрашивали ветер (вихорь) какова будет зима.
Современные ведуны, колдуны и маги работают со стихией Воздуха. Читают заговоры на ветер и проводят соответствующие обряды.

_______
Картина на тему дня.
Никольский Анатолий Николаевич. 
Ветер. 
Холст, масло. 73х80. 1960-е. 
Новосибирский государственный художественный музей.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdmim1lvqnn12mj1tplno11jve7.jpg

737

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

20 августа.

Святые:
Преподобномученик Дометий Персянин.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский.
Преподобный Антоний Оптинский.
Преподобный Пимен Многоболезненный и Пимен Постник, Печерские.
Преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский.
Мученики Марин и Астерий.
Преподобный Ор.
Преподобномученица Потамия, чудотворица.

Вот кажется давно-ли было 4 августа, день, который называли Мария Ягодница и дружно шли в лес за малиной, а сегодня уже 20-е число и говорят по-другому: "Пимены-Марины не ищи в лесу малины".
В Народном календаре день так и назывался : ПИМЕНЫ - МАРИНЫ.
Ну, или: МАРИНЫ - ПИМЕНЫ.

Потому что вспоминали православные в этот день преподобного Пимена Многоболезненного и Пимена Постника, Печерских. А также мучеников Марина и Астерия.
Да, это именно мученики, а не мученицы: Мари́н Кесарийский (Палестинский), Асте́рий Синклитик.

А ещё говорили: "Спустя лето по малину в лес не ходят". То есть, в представлении русского крестьянина, лето уже кончилось. Не просто ж так вчера Преображение было, встреча осени, Осенины.

738

(31 ответов, оставленных в Огромный мир)

"До умиления трогает природа - луга, леса, хлеба, пашни, покос. Думаю, не последнее ли доживаю лето. Ну, что ж, и то хорошо. Благодарю за всё, - бесконечно облагодетельствован я. Как можно всегда благодарить, и как радостно".
(Л.Н.Толстой, Дневник)
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdk2mpjij2k1cq1i9v15t1k7u7.jpg

739

(31 ответов, оставленных в Огромный мир)

Из письма Л.Н.Толстого дочери Марии:
"Весна удивительна по красоте. Я сейчас ходил на Козловку и принёс кашки - клевер белый и красный. А теперь полная луна между пришпектом и липовой аллеей поднимается, и свищут и чокают десятки соловьёв".

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdfeelbpsd513cf1pdbi9rduq7.jpg

740

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

19 августа.
Официальное название церковного праздника
Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа.

Откуда оно взялось.
В конце своей земной жизни Иисус открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и на третий день воскреснуть. Он взял трёх апостолов (Петра, Иакова и Иоанна) и пошёл с ними на гору Фавор близ города Назарета. Там он преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Затем гору и всех кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение; Его и слушайте" (Мф. 17; 5).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1dikjsl7liti15m01e4310pk4a07.jpg

В Народном календаре праздник называется - ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ВТОРОЙ СПАС, СПАСОВ ДЕНЬ, СПАС НА ГОРЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

По традиции в этот день в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая. Поэтому в народе этот день называют Яблочный Спас, или Второй Спас, или Спас на Горе (для остряков-самоучек специально уточняю, что ударение в последнем слове на "е").
Если про Первый Спас говорили: "Первый Спас- бери рукавицы про запас", то со Вторым уже более серьёзно: "Второй Спас - шубу припас".
Считается, что с этого дня природа начинает преображаться - желтеют листья, ночи становятся холоднее. Я помню, что в августе в деревне днём мы ходили в лёгких платьях и блузках, а на вечерние посиделки у костра одевались уже основательно, в тёплые куртки. Вода в водоёмах тоже становилась холоднее с каждым днём.

В некоторых местностях Второй Спас - это встреча осени. К сожалению, пока не нашла сведений, как эта встреча была обставлена, какие обряды проводились. 
Масса информации только про освящение плодов.
С самого утра в церковь приносили: яблоки, картофель, огурцы, горох, репу, брюкву; располагали всё это на специальных столах. Здесь же ставили посуду с зёрнами ржи, ячменя и пр. Священник выходил и благословлял эти плоды. Прихожане разговлялись яблоками и обязательно часть оставляли для причта и для раздачи нищим. Помните, на Медовый Спас говорили: "Сегодня и нищий медком угостится". А на 19 августа была другая поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Разговлялись - это значит в первый раз ели яблоко этого года. До наших дней существует поверье (и я лично знала людей, которые мне об этом рассказали), что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители яблоки ели до этого срока - не дают.
Здесь надо помнить, что поверье это идёт из времён, когда крестьянки рожали почти каждый год и из 10-ти детей, дай бог, выживали трое.

Из церкви шли домой и сразу приступали к сбору яблок, веря, что собранные в этот день, они будут лучше и дольше храниться. Разумеется, яблоки поздних сортов оставляли до их созревания.

Многие считают необходимым посетить в этот день кладбище, помянуть усопших, положить на могилки яблоки.

В некоторых губерниях (исследователи чаще всего называют Псковскую, Новгородскую, Вологодскую) устраивали общие застолья. На улицу выносили столы и угощения, прежде всего яблоки в разных видах: пироги и ватрушки с яблоками, яблоки печёные и яблочный квас.
У нас в деревне сейчас появились люди, которые взялись возрождать старые народные традиции. И в прошлом году (19.08.2020) устроили нечто подобное. Сама я не присутствовала, но фотографии посмотрела. Теперь делюсь с вами:
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpamlk12r01cdsj2dgur1hv2o.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpa1pgu7ou601vj719ro1mdg25.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp80p53fmhsp16hh168c1ldr7.jpg   https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp9b6qhe319ij1pb8j8o1bm21i.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpcc02mfspao1d8891irj743.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcp8ks7dbbqoj4661pr4qkuq.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpbhiq1i8mtdguutgv1ni36.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fdcpdl0jdoo147r1od4145u1rka4r.jpg

Также существовал обычай ходить вечером с песнями провожать закат. Вот тут не знаю, ходили наши или нет.

И ещё момент. В некоторых местностях в этот день разговлялись не только яблоками, но и горохом. Этнографы описывают как целые толпы людей из церкви шли на гороховые поля и там просто обжирались, а детвора, "которая целый день ныряет в зелёных кустах, наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу" (Максимов С.В.).

А накануне Преображения (в ночь с 18-го на 19-е, до того как пропоют петухи) пчеловоды приносят дары Водяному: свежий мёд и воск.

741

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

18 августа.

Святые:
Мученик Евстигний.
Преподобный Иов Ущельский.
Мученик Понтий Римлянин.
Священномученики Анфир и Фавий, римские папы.
Мученики Кантидий, Кантидиан, Сивел Египетские.
Праведная Нонна, мать святого Григория Богослова.

В Народном календаре - ЕВСТИГНЕЙ ЖИТНИК.
Житник от слова "жито". Посмотрим что это слово означает у В.Даля:
Жито.
ср., моск., ряз., вят. ·и·др. (от жить?) всякий зерновой, немолотый хлеб, от гл. жать, как южн. пашеница, вместо пшеница, от пахать. Тут всякого жита по лопате. Затем, названье это придано известным родам хлеба:
| жито южн. рожь;
| твер. яровая рожь, овод;
| вост. яровой хлеб, яровое зерно: овес, ячмень, пшеница, греча;
| сев. собственно ячмень, житарь, житник яросл.
| пск. варево из ячменя с горохом или с бобами.
Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир!

Продолжается пора жатвы.
Отметим такой момент: косой - косят, а жнут - серпом.
В качестве иллюстрации пара картин.

Мясоедов Г.Г.
"Страдная пора (Косцы)", 1887
Холст, масло 179 х 275 см
Государственный Русский музей, СП-б.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fda7f9hdn88elp2518sn133i7.jpg

Пимоненко Н.К.
"Жатва на Украине", 1896 холст, масло Волгоградский областной музей
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fda8pjcgdmh1odb107tpquvc9l.jpg

В России в разных местностях были разные традиции, связанные с уборкой урожая. Где-то определённые культуры только косили, а другие - только жали. Где-то работали на жатве только женщины-жницы, а где-то были и мужчины-жнецы.
В августе работы всем хватало, чаще всего женщины жали, а мужчины сеяли озимые. Говорили: "Одной рукой жни, другой - сей".
Надо было не только собрать и сохранить урожай, но и позаботиться о земле, чтоб она не потеряла своих производительных сил на следующий год. Для этого не только соблюдали некие запреты, но и выполняли различные обряды, читали заговоры. Например, на жатве девушкам было запрещено петь и вообще лучше было вовсе не разговаривать. Пели только замужние женщины, которые имели детей и не вышли ещё из детородного возраста. Некоторые исследователи связывают этот обычай с тем, что Мать-Сыра-Земля тоже имеет женскую природу, она беременеет урожаем и сбор урожая это своеобразное "принятие родов". То есть именно женщины находятся в неком резонансе с Землёй.
На день Евстигнея Житника проводили обряд заклинания жнивы на все четыре стороны. Один из вариантов такого заклинания я нашла, но не могу сказать насколько он древний. Далее цитата:
Ранним утром по белой зорьке выходили на поля старики и старухи и, повернувшись лицом к востоку, выкликали: "Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!"
Затем, полив землю, принесённым из дома конопляным маслом, поворачивались на запад: "Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!" Вновь запечатывали слова-заклятья пролитым на пашню маслом и, обернувшись к югу, говорили: "Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!" И, плеснув масло, продолжали, обращаясь к северной стороне: "Мать Сыра Земля!Уйми ты ветрыполуночные с тучами и морозами!" После этого пузырёк с остатками масла разбивали оземь и расходились по домам (конец цитаты). ("Русский народный календарь".)
Лично мне это заклятье кажется каким-то сомнительным. Но в любом случае, принцип понятен.

742

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

17 августа.

Святые:
7 отроков Ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин, полковой судья), Антонин.
Преподобномученица Евдокия.
Мученик Елевферий.

В Народном календаре день имеет несколько названий:
СЕМЬ ОТРОКОВ
АВДОТЬЯ СЕНОГНОЙКА
АВДОТЬЯ МАЛИНОВКА
АВДОТЬЯ ОГУРЕЧНИЦА
ЕВДОКЕИ
АВДОТЬИ МАЛИННИКИ

Авдотья, это русский вариант имени святой Евдокии, которую также называли персидским именем Ия. Вероятно, это второе имя она получила в персидском плену куда попала вместе с 9000 других христиан и где претерпела мучения с приняла смерть за свою веру.
Из названий дня сразу понятно чем были заняты русские крестьяне.
Собирали малину.
Беспокоились о сене, не сгнило бы.
Собирали поздние огурцы.

А теперь надо рассказать про семерых Ефесских отроков.
Отметим, что в церковном употреблении отроком называют ребёнка от 7 до 14 лет.
Но вот сколько лет было конкретно этим отрокам история умалчивает. Говорится только, что были они сыновьями знатных родителей и состояли на военной службе. Во времена императора Декия (прм.250 г) они открыто объявили себя христианами и были замурованы в пещере.
Но через двести лет чудесным образом проснулись.
За подробностями я, как всегда, отправляю к святителю Димитрию Ростовскому (или см. spoiler).
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd7kt0b31sej16ke26f16461jhq7.jpg

+ открыть спойлер

ЖИТИЯ СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ: МАКСИМИЛИАНА, ИАМВЛИХА, МАРТИНИАНА, ИОАННА, ДИОНИСИЯ, ЕКСАКУСТОДИАНА (КОНСТАНТИНА) И АНТОНИНА
Семь ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
(Азбука веры)

Семи отрокам молятся люди, страдающие бессонницей и родители чьи дети плохо спят.
Но от детской бессонницы записано ещё много народных заговоров.
Приведём парочку.

1. Если ребёнок по ночам кричит, его брали на руки и несли в курятник, там читали заговор:
Куры белы, куры рябы,
куры жёлты, куры пёстры,
куры чёрны,
возьмите свои ночницы,
а рабу Божьему младенцу (имярек),
дайте доброе здоровье и сон.

2. Девочке в колыбель клали прялочку и веретено, мальчику - лук и стрелы. Заговор обращён к мифическим персонажам ночницам-щекотницам. Раньше верили, что именно эти зловредные щекотницы не дают ребёнку спать.
- Вот тебе прялка, кудешка и веретено - пряди, а не дитём играй.
- Вот тебе стрелка и лучок - играй стрелкой и лучком, а не нашим дитём.

_______
Картина на тему дня.
Игнатьев М.И.
"Нянька", 1913,
Краснодарский краевой художественный музей.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd9g1bpg15orcm4gpl193v1d0n7.jpg

743

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

16 августа.

Святые:
Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст.
Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский.
Мученик Раджен Перс (Груз.).
Преподобный Косма, скопец и отшельник.

Из всех этих святых люди наши выделили особо Исаакия и преподобного Антония Римлянина, Новгородского, известного тем что родился в Риме и приплыл в Новгород на камне (да-да, именно на камне, такое время было тогда, время чудес, 11-й век от Р.Х.)

В Народном календаре - АНТОН ВИХРОВЕЙ. ИСААКИЙ МАЛИННИК.
Ну или - ИСААКИЙ ВИХРОВЕЙ и АНТОН МАЛИННИК.
В разных местностях по-разному называли день. Но смысл примерно одинаков: гадали о погоде по ветрам и собирали малину.
Говорили: "Каковы Антоны-вихровеи, таков октябрь", "На Исакия допрашивают вихри о зиме", "Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму", "На Исакия вихри - к крутой зиме".
А ещё говорили так: "На Исакия-малинника иди в лес за малиной".
_______
Хорошо идут заговоры на ветер и на ягоды.

744

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

15 августа.

Святые:
Стефан, апостол из 70-ти, архидиакон, первомученик.  
Праведные Никодим, Гамалиил, Авив.  
Блаженный Василий, Московский, Христа ради юродивый.
Блаженный Василий Спасо-Кубенской (Коломенский), преподобный.
Священномученик Стефан, папа римский, и иже с ним.

Про апостала и первомученика Стефана мы уже рассказывали 9 января. Сегодня вспоминают его же, но повод другой: 15 августа Перенесение мощей святого из Иерусалима в Константинополь. Событие это имело место быть в 428 году.

В Народном календаре - СТЕПАН СЕНОВАЛ.
В большинстве местностей сено уже высушено и убрано, но отрасла отава - вторая трава после скошеной. И вот эту отаву тоже начинали косить. Хоть и не шла она в сравнение с летним сеном, но всё-таки: "И отавка сену прибавка", "Отава, осеннее сено, летнее прибережёт".
А ещё апостол Стефан почему-то считался на Руси покровителем лошадей. Этнографы сообщают что в день его памяти лошадей "поили через серебро". Опускали в воду серебряную монетку и давали лошадям пить. Потом монетку прятали в конюшне под ясли. Вот как пишет об этом И.П.Калинский: "... в старину, на день святого Стефана ... животных, покровительстуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Обыкновение это теперь почти забыто народом, и вместо того поселяне наши в день святого Стефана кропят своих лошадей священною водою" (конец цитаты).

______
Картина на тему дня.

Поплавский Людвиг Людвигович.
"Сенокос".
Холст, масло. 31 x 55 см
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fegrpkri1t2ihh68ntuk4am37.jpg

745

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

14 августа.

Что отмечает Православная Церковь.
1.) Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
2.) Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
3.) Вспоминает 7 мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елизар,  Евсевон, Алим, Маркелл; мать их Соломония и учитель Елезар.
4.) Вспоминает 9 мучеников: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун, Евклей.

И опять я должна напомнить, что до Революции царская Россия жила по Юлианскому календарю. И наше 14-е августа для них было 1-м. То есть, начало последнего летнего месяца.
Для меня конец лета и приближение осени было заметно по растениям. У иван-чая уже цвели только верхушки, начинала цвести воробьиная трава и воробьи стайками паслись в ней, летел пух с чертополоха и многое другое указывало, что осень уже не за горами.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd4r891b6to1lcr3h11o6rn0j7.jpg

А теперь, давайте по-порядку.
1. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник пришёл из Константинополя. Был там обычай в августе месяце доставать из царской сокровищницы Крест (тот самый) и носить по улицам, чтоб освятить их и очистить от всякой скверны. Народ мог поклоняться этому Кресту до праздника Успения Богородицы, а потом его снова прятали.
На Руси этот день ещё и день Крещения. Считается, что именно 1 августа 988 года случилось событие, которое гениально описал граф А.К.Толстой в своей "Истории государства Российского...":

Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte für immer
Die alte Religion.

Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдём креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.

2. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Это отсылка к победе князя Андрея Боголюбского над волжкими булгарами в 1164 году. Собравшись в поход (добросовестные историки уточняют: "в завоевательный поход") боголюбивый князь усердно молился перед образом Спасителя и иконой Владимирской Божией Матери. И победил таки этих булгар.
Также в этот день (1 августа) византийский император Мануил одержал победу над сарацинами. И тоже не без помощи трёх вышеизложенных святынь.

Вот в связи с такими радостными событиями в церквях проходила торжественная служба Всемилостивому Спасу и Кресту. Выносили крест и проводили водосвятие на реках. Любопытно, что в некоторых местностях устраивали т.н. "иордани", деревянные помосты в виде креста, вроде тех что делали на Крещение. Люди верили что окунувшись в такую "иордань" можно очиститься от грехов, защитить себя от болезней, дурного глаза и несчастий. Говорили: "На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся". Надо отдать должное нашим людям, они думали не только о себе. Они думали и о своей скотинке. Пригоняли на берег реки коров, телят, лошадей и, после того как священник окропит святой водой, заводили их в реку.
В интернете и в книгах почти нет фотографий празднования Первого Спаса. Мне удалось найти вот такую.
Крестный ход и водосвятие. Псковская губ. 1903 год
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd49knls7cf3j9d9irer13b37.jpg


3. 7 мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елизар,  Евсевон, Алим, Маркелл; мать их Соломония и учитель Елезар.
1/14 августа отмечается ещё память ветхозаветных мучеников братьев Маккавеев, живших во 2-м веке до н.э.
В связи с этим, в некоторых местностях день получил название - МАККАВЕЙ, МАКАВЕИ, МАККАВЕЕВ ДЕНЬ.
Поскольку здесь чётко слышится слово "мак", то могли испечь и подать к праздничному столу пирожки или булочки с маком. Напоминаю, что раньше посев и сбор мака не считался преступлением, собранный в этот день мак несли в церковь для освящения. Также читали заговоры и проводили обряды с маковыми зёрнами. У меня записан один такой.
ДЛЯ КРЕПКОЙ ОГРАДЫ
Сыпать вдоль ограды маковые семена с приговором:
"Когда весь мак по маковинке, как человек, соберёшь, тогда и на мой двор войдёшь".

Ещё надо отметить, что поскольку среди мучеников Макковеев упоминается их мать Соломония, в некоторых деревнях поздравляли повитух. Здесь явная путаница. Соломонию, жившую за два века до Рождества Христова, отождествляли с бабушкой-Соломонидушкой, которая по легенде была восприемницей Христа.

4. 9 мучеников: Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун, Евклей.
Как-то даже неловко, но вот эти 9 мучеников народом оставлены без внимания. Во всяком случае, мне не встречались сведения о том, чтоб в честь них устраивали какие-либо мероприятия.
Отметим только, что жили они во времена императора Диоклетиана и, желая принять мученический венец, взяли и разрушили капище Артемиды. Ну, эжто христианские источники говорят про "капище". А так-то это ведь мог быть и храм? Короче. Девять человек были усечены мечом за отсутствие веротерпимости.

Но на большей территории России день, разумеется, называли:
СПАС. ПЕРВЫЙ СПАС. МЕДОВЫЙ СПАС. СПАС-НА-ВОДЕ. МОКРЫЙ СПАС.

Почему "На воде" уже понятно. Потому что проводился обряд освящения воды.
А Медовый, потому что в этот день пчеловоды подрезали первые соты, приносили их в церковь для освящения и угощали всех желающих. Да, был такой старинный обычай. И даже поговорка появилась: "На Первый Спас и нищий медку попробует". У нас в деревне сосед держал ульи и, точно помню, угощал нас мёдом, но вот не могу сказать в какой день это было. Позвали нас, угостили, мы и рады были, спасибо.

Что ещё можно сказать про этот день.
Где-то устраивали проводы лета. Молодёжь, как водится, делала куклу из соломы, несли её за околицу и там рарывали на части и пускали солому по ветру. Но могли быть и другие варианты. Куклу могли сжечь или утопить в реке.
Женщины плели венки из колосьев ржи и пшеницы и относили их в церковь.
В общем, день праздничный.
_________
Картина на тему дня.
Богатов Николай Алексеевич, "Пасечник", 1875
Холст, масло. 50 x 73 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd7ri8ja137qafckrj8bnelc7.jpg


Дополнение.
14 августа по Григорианскому календарю это
1 августа по Юлианскому календарю.
Русская Православная Церковь до сих пор живёт по второму.
И именно в этот день (14/1 августа) было принято отмечать Крещение Руси.
Было принято до 2010-го года.
Но в 2010-м Государственная дума постановила считать Днём Крещения Руси 28 июля. Дату эту взяли не с потолка, это день кончины равноапостольного князя Владимира.
Народ безмолствовал, то есть не возражал.
Невоцерковленным мирянам, видимо, было пофиг, а воцерковленные православные христиане привыкли придерживаться установки, что "Всякая власть от Бога". Вот решила власть праздновать Крещение Руси 28 июля, так значит Богу угодно.
Спаси нас, Христос!

746

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd03dti113s2it7h9k1bel1smkq.jpg       https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd03d5u51tcl9i616arkppk67.jpg

  https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd03eh5j1o3l1gksbvrt681lkn1d.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fd2cbdeb1ro91o068sk1sd5r9h7.jpg

747

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

13 августа.

Святые:
Праведный Евдоким Каппадокиянин.
Священномученики Вениамин, митрополит Петроградский, и с ним архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн.
Мученица Иулитта.

В Народном календаре - ЕВДОКИМОВО ЗАГОВЕНЬЕ.
Заговенье - это последний день перед многодневным постом, когда ещё можно есть пищу животного происхождения. Соответственно, говеть - это значит держать пост.
Так вот. Евдокимово заговенье, это последний день перед Успенским постом, который проходит с 14 по 27 августа, а 28 августа праздник Успения Пресвятой Богородицы.

748

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

12 августа.

Святые:
Апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет, Андроник.
Мученик Иоанн Воин.
Преподобный Анатолий Оптинский, Младший.
Преподобный Герман Соловецкий.
Мученики Полихроний, епископ Вавилонский, Пармений, Елима, Хрисотель, Авдон и Сеннис, Олимпий, Максим (Перс, Кордульский).
Священномученик Валентин (Уалентин) Интерамский (Италийский), епископ.
Мученики Прокул, Ефив, Аполлоний.

Народный календарь особо выделил из всех этих святых Силу, Силуана и Иоанна Воина. Получился такой день воинственной мужской силы.

День назвали - СИЛИН ДЕНЬ. СИЛА И СИЛУЯН. ИВАН ВОИН.
Сила и Силуян апостолы от 70-ти, были спутниками апостола Павла.
Имя Сила в переводе с еврейского означает - молчание, покой; в переводе с греческого - хищник.
Силуян переводится как - лес, лесной (лат.).
Но нам, русским людям, до этого никакого дела нет. По-нашему Сила и означает - сила. Так и говорили: "Святой Сила прибавляет мужику силы". А чтоб силы было ещё больше читали заговоры на хлеб и воду, проводили обряды чтоб набраться силушки от земли.
Ещё говорили: "На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна". Потому что спелая рожь клонилась к земле. Работы в поле было много: "Сила хлеб силит", "Рожь посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно".
В общем, всем хорошо кроме ведьм. Почему-то именно в этот день они обмирают, опившись молока. Видимо, не могут удержаться и не обпиться, то есть, неприятности от невоздержанности.

Несколько слов про Иоанна Воина.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fct082pp1o2s1a5ms631qcdaf67.png
Жил Иоанн во времена императора Юлиана (которого впоследствии христианскте хроники прозвали Отступником). Ни для кого не тайна, что император Юлиан христиан недолюбливал и пытался возродить языческие культы. Его воины должны были христиан преследовать и убивать. И вот Иоанн, будучи одним из таких воинов, действовал наоборот: предупреждал и помогал христианам избежать преследования. За что был посажен в темницу, из которой благополучно вышел после смерти Юлиана.
Считается покровителем всех обиженных.
А ещё ему молятся пасечники, прося защиты от воров.

749

(574 ответов, оставленных в Творчество)

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqq5ska1qkskp81je57stl88.jpg     https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqq5skaghip5t1md21iq91ikk9.jpg

https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqq6gfr1je4qba131pu361idv1e.jpg      https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqq6gfrfqc9ig13o310to1fjr1f.jpg

750

(32 ответов, оставленных в Народная магия)

11 августа.

Святые:
Мученик Каллиник, Киликийский, Гангрский
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcq0o8hb127h1i4o9md532106o7.png

Мученица Серафима Римская, дева.
Преподобномученицы Серафима и Феогноста.
Преподобные Константин и Косма Косинские (Старорусские).
Мученица Феодотия и трое чад её.
Михаил Савваит, Едесский, черноризец, преподобномученик.
Мученик Евстафий Мцхетский (Груз.).

В Народном календаре - КАЛЛИНИК. КАЛИННИК. КАЛИНОВ ДЕНЬ.

Имя Каллиник означает - добрый победитель, прекрасный победитель, добросражающийся (греч.).
Но русское ухо уловило здесь два созвучия: "калить" и "калина". Отсюда и приметы. Где "калить" там и "калёный мороз". Но, поскольку у нас тут август, ждали похолоданий, холодных утренников и первых заморозков. Просили: "Пронеси, господи, Калинника туманом, а не морозом".
Что касается калины. Некоторые исследователи пишут, что на Калинника пекли пирожки с калиной. Не думаю, что это было сильно распространено, калина - ягода со специфическим вкусом. 
И, кроме того, не везде она сорревает к этому дню. У нас - точно нет. Специально сегодня сходила и глянула.
https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqoqtc7a03ciafpi1q797ak8.jpg    https://maglab.ru/extensions/quadric_image_assistant//uploads/users/1000/61/thumb/o_1fcqoqtc71tv81h7k7ra1kge1p399.jpg