21 июля.
Святые:
Великомученик Прокопий.
Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый.
Праведный Прокопий Устьянский.
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
О Казанской иконе мы уже рассказывали 4 ноября, тогда же упоминалось что на Руси празднуют Казанскую Зимнюю и Летнюю. Так вот 21 июля - Летняя Казанская.
А ещё, как вы могли заметить, Православная церковь вспоминает в этот день сразу трёх святых Прокопиев.
Имя Прокопий греческого происхождения, означает - вынутый из ножен, схвативший меч за рукоятку, обнажённый, опережающий, успевающий. Красивое имя для воина. На Руси его малость упростили и стал просто - Прокоп. Из трёх, чтимых в этот день Прокопиев, двое наши, Расейские:
Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец
и Прокопий Устьянский
Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.
В связи с увеличением числа чудесных исцелений мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 годах, после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали его мощи, была написана его икона и совершалась служба.
В 1818 году установлено повсеместное празднование памяти святого.
(Азбука веры)
Оба они подвизались на Русском Севере и там их культ даже затмевал культ Казанской иконы.
Поэтому в Народном календаре день носит названия:
ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ
ПРОКОПИЙ ЖНЕЦ
ПРОКОПИЙ ЖАТВЕННИК
ЛЕТНИЕ ПРОКОПЫ
Но, как бы ни называли день, именно с него начинали готовится к жатве. Кое-где, несмотря на то что празник и всё такое, делали в поле т.н. "зажин". То есть ритуальное начало жатвы. Женщины-жницы приходили в поле, взяв с собой еду и, сжав несколько снопов, отделяли первый и садились возле него есть принесённые с собой кушания: варёные яйца, сало, хлеб и соль. Потом первый сноп торжественно несли в дом и ставили под образа. Впоследствии его первым помещали в овин и с него начинали молотить.
В разных местностях перед началом жатвы совершали ритуальные действия. Все они примерно одинаковы:
Срезав первые несколько колосков, скручивали их и затыкали за пояс "чтоб спина не болела".
Скрутив жгут из колосьев, опоясывались им со словами: "Как былинка гнётся и не ломится, так бы и рабы Божией (имярек) спина гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!"
Говорили:
Поспела черника - поспела и рожь.
Жатва поспела и серп изострен.
Зерно в колосу - торопись жать полосу.
Прокопий - жнец, жатвенник, жатву начинает.
Говорили ещё, что в этот день камаха (червец) лежит клубком. Кто найдёт камаху, обеспечит себе удачу, счастье и благополучие на весь год. (Что представляет из себя эта таинственная камаха я не знаю. В наших краях про неё не рассказывали.)
В некоторых местностях России на Прокопьев день не ходят купаться, т.к. считается, что Водяной в этот день "играет", может утянуть на дно. Само собой разумеется, что не ходили и стирать-полоскать бельё к водоёмам.